ПРОПОВЕДИ
Почему вера так драгоценна
Гал.3.26 «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
Положение под благодатью имеет огромные преимущества по сравнению с положением под Законом. Оно дает нам не только более ясные откровения божественной благодати и милости, чем имели ветхозаветные иудеи, но также дает освобождение от рабства и страха, в которых они содержались. Теперь с нами обращаются как с сыновьями, достигшими зрелого возраста и получившими больше свободы и привилегий, чем они. Ап. Павел однозначно заявляет, что все мы «сыны Божии по вере во Христа Иисуса». Велики привилегии, какими обладают истинные христиане в Новом Завете. Они уже не рабы, а сыны. Их не держат на расстоянии и в определенных границах, как иудеев. Они допущены к более тесному общению с Богом и, более того, приняты в число Его сыновей. Такие привилегии они получили одним единственным способом – «по вере во Христа Иисуса». Приняв Его как своего Господа и Спасителя и доверив Ему свое спасение и оправдание, они были приняты в блаженное родство с Богом.
Чтобы мы могли избежать заслуженного нами вследствие греха Божьего гнева и проклятия, Господь требует от нас веры в Иисуса Христа. Об этом сказано и в главе 3 Послания к римлянам: Рим.3.25 «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его через веру». Слово, которое здесь переведено как «предложил», означает также «решиться, определить». Это слово указывает на намерение Бога сделать что-то, видимое для всех. Бог не только отдал, но и представил перед глазами всех людей Своего Сына как жертву умилостивления. Причина, по которой апостол использовал здесь слово «предложил», состоит в том, что здесь он намеревается говорить именно о публичном предъявлении праведности Божьей в нашем помиловании. Самое главное – лишь «через веру» мы становимся сопричастниками этой благодати. Т.е. не через какое-то наше дело или заслугу, но лишь через принятие Божьего плана спасения.
Вера имеет два аспекта. 1. Чему мы верим, т.е. речь идет о вероучении. 2. Вера, посредством которой мы веруем, т.е. благодать веры. Работу веры осуществляет Святой Дух. Именно поэтому вера названа «плодом духа» (Гал.5.22). Имея неземное происхождение, вера не растет в природе. Благодать веры – святейшее богатство человеческого сердца. Вера избранных Божьих – самая большая святыня и самое большое богатство, а поэтому и названа «драгоценною верою» (2Пет.1.1). Вера – царица благодатей. Она – основное условие Евангелия. Мы часто слышали из уст Господа Иисуса: «Вера твоя спасла тебя». Мф.9.22 «Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова». Женщина, которую исцелил Господь Иисус, была несчастная. Она всё свое состояние издержала на врачей, чтобы излечиться от своей болезни, но так и не исцелилась. Болезнь не только ослабляла, изнуряла ее тело, но и делала ее нечистой с точки зрения Закона, лишала права входа в дом Божий. Она прикоснулась к Христу, и получила исцеление. Обратим внимание на великую веру женщины во Христа и в Его силу. Болезнь ее была такого рода, что ее скромность не позволяла ей открыто обратиться к Нему за исцелением, как то делали другие. Однако по особому побуждению Святого Духа она поверила, что Он настолько преисполнен исцеляющей силой, что одного только прикосновения к Его одежде будет достаточно для ее исцеления. Господь благословил веру, сокрытую в действии женщины. Будем же помнить об этой истории, чтобы она могла помочь нам в час беды. Вера может поколебаться, мужество может оставить нас. Но остается главный вопрос: доверяем ли мы Христу? Взираем ли мы на Него и только на Него? Сегодня у нас нет возможности прикоснуться к Его одежде, зато мы можем с верою прикоснуться к Его сердцу. Это спасающая вера. Слабая вера менее утешительная, чем сильная. С малой верой путь на небеса менее радостный, чем с сильной верой. Но малая вера, как и сильная, всё равно приводит к Христу. Коснувшийся даже края одежды Иисуса не погибнет вовек.
В этой же 9-ой главе мы находим историю об исцелении двух слепых. Когда Христос возвращался в Свое жилище, за Ним последовали двое слепых, которые непрерывно кричали вслед Ему. Господь призывает их исповедать свою веру в исцеление. Желающие обрести милость Христову должны твердо верить в Его силу. Необращенный человек может проявлять рвение, энтузиазм, но веру может произвести только благодать. Духовное благословение обретается только верой. Слепые уже исповедали свою веру во Христа как Сына Давидова и в Его милость. Но Господь требует от них, чтобы они исповедали свою веру в Его силу: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Он не интересовался, есть ли у них богатство, смогут ли они заплатить Ему за исцеление. Не интересовался Он их репутацией, послужит ли их исцеление Его чести и славе. Но Он хотел знать, есть ли у них вера. И когда они исповедали свою веру, Он обращается к ним: Мф.9.29 «По вере вашей да будет вам». Другими словами: «Я знаю, что вы действительно веруете, и сила, в которую вы веруете, проявится для вас». Зная искренность их веры, Он принял и одобрил ее. Для истинно верующих большим утешением является то, что Иисус Христос знает об их вере, и она угодна Ему. Хотя они и сами готовы усомниться в своей вере, тем не менее, она известна Ему. Кто обращается к Христу, тот получает от Него не по своим мечтам и не по своему внешнему вероисповеданию, но по вере своей. Т.е. истинно уверовавшие могут быть уверены, что обретут всё то благоволение, которое обещано в Евангелии. Наше утешение будет возрастать или уменьшаться по мере возрастания или ослабления нашей веры.
Читаем стих из книги пророка Аввакума: Ав.2.4 «праведный своею верою жив будет». Бог во все времена оправдывал людей одинаково. В греческом тексте порядок слов такой: «Праведный от веры будет жить», т.е. получивший праведность через веру спасется. Однако в любом случае смысл слов пророка остается тем же: никто не праведен, кроме как через веру. И лишь он будет жить, т.е. иметь вечную жизнь. От самого начала появления человека на Земле праведность Божия и свидетельство о ней приобретались лишь через веру. А поскольку этот единственный путь оправдания и спасения открывается через Евангелие, можно понять, почему лишь оно есть сила Божия к спасению. Многие считают, что всякое утешительное слово о Боге и Его благодати является Евангелием. Как только они слышат, что кто-нибудь говорит утешительно, они утверждают, что он говорит по-евангельски. Это опасное заблуждение. Нет, Евангелие – это определенное и конкретное Слово о пути к спасению. Евангелие провозглашает, что никто не приходит к Отцу, как только через Сына. Евангелие показывает, что будет жить лишь тот, кто уже здесь на Земле был осужден за свои грехи, но также уже здесь был освобожден от всех своих грехов, помилован и соединен с Богом одним Духом Святым с Ним.
Вера – материнская благодать. Она дает жизнь и силу остальным благодатям. Ни одна благодать не пробудится, пока вера не заставит ее работать. Вера заставляет работать покаяние. Она призывает к работе надежду. Сначала мы верим Божьему обетованию, а потом начинаем уповать на него. Если бы вера не подливала масла в светильник надежды, он бы вскоре угас. Вера побуждает к работе любовь: Гал.5.6 «вера, действующая любовью». Веруя в крестный подвиг Христа, человек не удержит свое сердце от любви к Спасителю. Вера – панацея, средство от всех бед. Это – якорь спасения, брошенный в море Божьей милости, чтобы не дать человеку утонуть в отчаянии. Каждая благодать имеет свое достоинство, но вера превосходит их всех. На небе главной благодатью станет любовь, но пока мы здесь на Земле, любовь должна уступить место вере. 1Ин.5.4 «И сия есть победа, победившая мир, вера наша». Рожденный от Бога обеспечен таким оружием, с помощью которого отвергает и побеждает этот мир. Вера – вот причина победы, она является тем инструментом и духовным оружием, с помощью которого мы побеждаем. Противостоя этому миру, мы в вере и верой прилепляемся к Христу. Вера действует из любви и любовью к Богу и таким образом уводит нас от любви к миру. Она очищает сердце от плотских похотей, посредством которых мир приобретает власть и господствует над нашей душой. На основании обетования Бога она получает право на пребывание в нас Духа благодати (Духа Святого), а Он больше того, кто пребывает в мире (сатаны). Вера видит невидимый мир, не идущий ни в какое сравнение с этим миром. Другие благодати способствуют нашему освящению, но только вере принадлежит честь оправдать нас. Рим.5.1,2 «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божьей». Мы замечаем, что апостол не говорит: «Когда мы сделаем лучшее, на что мы способны» или «Когда мы сами по себе стали такими, какими нас хочет видеть Бог. Или «Когда мы достигли совершенства в освящении сердца и жизни». Но говорит: «оправдавшись верою». Сами по себе мы осознаем, что мы нечестивы, но мы имеем всё наше утешение в Спасителе, ибо только Он оправдывает нечестивого. Мы потеряли надежду на всякое наше собственное усилие в покаянии, сокрушении, молитве и освящении, однако обрели всю нашу праведность в Спасителе.
В Послании к ефесянам ап. Павел пишет о мотивах, побуждающих к достижению христианского единства. Вспомним часть его слов. Еф.4.5 «Один Господь, одна вера, одно крещение». «Один Господь», т.е. Христос, Глава Церкви. Ему, согласно Божьему определению, непосредственно подчиняются все христиане. И мы не сможем покориться этому господству, не будучи единодушны. «Одна вера», т.е. одно Евангелие, которой спасаются все христиане. «Одно крещение»: крестясь во имя Отца, Сына и Святого Духа, мы исповедуем нашу веру. Всякий раз, как встречаем слово «один», можем считать, что на него падает ударение. Ап. Павел как бы говорит, что Христос не может разделиться и вера наша тоже не может разделиться. Нет разных видов крещения, но лишь одно общее для всех. Ведь и вера, и крещение и Господь – все должны нас объединять, т.к. мы все члены мистического Тела Христа.
Вера должна быть нашим щитом. Еф.6.16 «А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого». Вера более необходима, чем всё остальное. В часы испытаний и искушений вера – всё во всем. Мы должны быть убеждены в истинности всех Божьих обетований и предостережений, ибо такая уверенность очень полезна в борьбе с искушениями. Вера, принимающая Христа и Его дар искупления, получающая благодать от Него, является, подобно щиту, средством универсальной защиты. Наш враг сатана назван здесь лукавым. Он лукав сам и нас хочет сделать лукавыми. Его искушения ап. Павел называет стрелами за их быстрый и непредвиденный полет и за глубокие раны, оставляемые ими в душе. Сильные искушения, повергающие душу в адский огонь – вот стрелы, которые сатана пускает в нас. Мы должны гасить эти раскаленные стрелы щитом веры, чтобы они не могли задеть нас или, по крайней мере, не причинили нам большого вреда. Запомним: вера, которая действует на основании Слова Божьего, гасит стрелы искушения.
Почему вера так драгоценна? Дело не в ее более высоком качестве и не в более высоком достоинстве по сравнению с другими благодатями. Следует принять во внимание объект веры. Вера зиждется на Христе. Разве можно найти более благословенный и совершенный объект веры? Сама по себе вера – не более чем рука просящего. Но когда эта рука получает щедрую милостыню заслуг Христа, то становится богатой и претендует на превосходство над другими благодатями.
Боже! Просим, дай нам понять, насколько нам необходима вера и дай нам возрастать в вере! Аминь.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за драгоценный дар веры. Мы живем в мире, которым правит страх. Люди боятся болезней, будущего, нищеты, развода, войны и голода. Но для нас, кому Ты даровал веру, всё иначе. Поскольку наша жизнь в Твоих руках, в руках премудрого, любящего и всемогущего Бога, мы можем смело смотреть в лицо любым проблемам. Ты – наш Небесный Отец, Иисус Христос – наш Спаситель, а Дух Святой – наш Наставник. И в любой ситуации мы можем быть уверены в том, что Богу по силам победить все наши проблемы. Мы благодарим Тебя за то, что Господь Иисус – наш великий Целитель. От чего бы и как бы мы ни страдали, Он предлагает нам искать Его, поверить Его диагнозу, пройти Его курс лечения и отдаться Его мудрости и любви. Боже! Будь всегда с нами и веди нас по нашей земной жизни. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.