ПРОПОВЕДИ
Разные степени тяжести греха
Ин.19.11 «Иисус отвечал (Пилату): ты не имел бы надо Мною никакой власти,
если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том,
кто предал Меня тебе».
Господь Иисус представляет грех Пилата меньшим по сравнению с грехом зачинщиков. Он как бы говорит: «Твой грех меньше греха тех, кто из чувства зависти и злобы убеждает тебя злоупотребить твоей властью». Грех тех, кто предал Господа Пилату, был больше его греха. Из этого очевидно, что не все грехи одинаковы, но одни более гнусны, чем другие. Одни в сравнительном отношении (сравнения взяты из Библии) подобны комару, другие – верблюду; одни подобны сучку в глазе, другие – бревну. Предавшими Христа Пилату были иудейский народ и, конкретно, первосвященник Каиафа. Народ видел чудеса Христа, которых не видел Пилат. Он, Мессия, прежде всего, был послан к ним. Они были своими для Господа Иисуса. Поэтому выступать против Него было для них более не извинительно, чем для Пилата. Каиафа первым предложил убить Христа и возглавил заговор против Него (Ин.11.49,50). Грех Каиафы был несоизмеримо больше греха Пилата. Каиафа преследовал Христа из чувства враждебности, питаемой к Нему и Его учению. Он делал это сознательно, со злом умыслом. Пилат же осудил Его из-за страха перед народом. И его решение было поспешным, о котором у него не было времени подумать на трезвую голову.
В Библии во многих местах недвусмысленно сказано о грехах разной степени тяжести. Некоторые грехи серьезнее остальных. Есть грехи «тяжкие». Вспомним слова Бога Аврааму: Быт.18.20 «Вопль содомский и гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма». И еще слова Бога, сказанные израильтянам через пророка Амоса: Амос 5.12 «Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши». У каждого греха свой голос: говорит каждый грех, но некоторые вопиют. Суетная мысль – это уже грех, но слова хулы – грех намного серьезнее. То, что некоторые грехи омерзительнее остальных, видно и по тому, что по Закону существовало различие между жертвой повинности и жертвой за грех – вторая превосходила первую. Некоторые грехи, в отличие от остальных, прощению не подлежат, например – хула на Святого Духа (Мф.12.31). Грешник изо всех сил старается досадить Богу, пренебрегая Духом благодати. Докатившись до злобной хулы на Духа, у нечестивца остается лишь одна ступенька, чтобы пасть еще ниже, а именно – в ад. Существуют различные меры осуждения, некоторые грехи требуют более сурового наказания, нежели другие. Господь Иисус сказал прямо в лицо фарисеям: Мф.23.14 «За то примете тем большее осуждение». Они сделали вид благочестия маской для прикрытия своего любостяжания и алчности. Притворство, при помощи которого лицемеры скрывают или оправдывают свои нынешние грехи, отягчит их вину и осуждение в будущем. Грех так обманчив, что то самое, чем грешники надеются искупить и загладить свои грехи, обратится против них и сделает их грехи еще более грешными. Бог не покарает одного человека больше чем другого, если только тот не совершил более тяжкий грех. Не все грехи равносильны, т.к. некоторые несут в себе более трагические последствия.
Рассмотрим несколько отягчающих обстоятельств для греха.
Более тяжки умышленные грехи. По Закону жертва за умышленный грех не предусматривалась. Чис.15.29-31 «Один закон да будет для вас, как для природного жителя из сынов Израилевых, так и для пришельца, живущего у вас, если кто сделает что по ошибке. Если же кто из туземцев или из пришельцев сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа; истребится душа та из народа своего. Ибо слово Господне он презрел, и заповедь Его нарушил». Неумышленный грех некоторым образом смягчает вину. Ин.9.41 Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Это ответ Иисуса Христа на придирку фарисеев, который, если даже не убедил их, то всё же заставил их замолчать. Они гордились тем, что они не слепы, как простолюдины, они имеют способности, как они думали, достаточные для того, чтобы самим руководить собою. Христос же говорит им, что именно то, чем они хвалились, служило к их позору и погибели. «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха». «Если бы вы осознали, что вы на самом деле невежды, то ваш грех не был бы таким тяжким. И вам не пришлось бы отвечать за такой грех, за какой приходится отвечать сейчас. Говоря сравнительно, вы не имели бы греха». Неведение полностью не оправдывает греха, тем не менее, оно извиняет его и уменьшает меру вины, которую человек несет за него. Но когда человек согрешает против убеждений и хорошо осведомленной совести, он тем самым увеличивает свою вину. Человек согрешает против совести и убеждений, когда он живет в грехах, которые осуждает в других. В Библии об этом сказано так: Рим.2.1 «Судя другого, делаешь то же». Бл. Августин так сказал о Сенеке: «Он в своих трудах порицал суеверия, однако сам поклонялся образам, которые осуждал». Один судит другого за резкие критические высказывания, хотя сам живет в этом же грехе.
Человек согрешает против совести и убеждений, когда нарушает обет. Обет Богу – это духовное обещание посвятить себя или чего-то своего Ему. Обет – это не просто цель – это клятва. Маленький мальчик собирал деньги, чтобы купить подарок маме. Ему это было очень трудно, потому что он легко поддавался соблазну купить какую-нибудь вкусность. Однажды, когда мама уже уложила его в постель, она услышала, как он молился: «Боже! Прошу Тебя, помоги мне завтра, когда приедет мороженщик, убежать». В свои годы он уже понимал, что один из лучших способов преодолеть искушение – убежать от него. Ап. Павел увещал Тимофея «убегать юношеских похотей» (2Тим.2.22). В момент написания этого послания Тимофею было примерно 35 лет. Поэтому здесь под юношескими похотями следует понимать не только похоти, характерные лишь для подростков, но и всяческие нечистые помыслы, которые могут прийти и к молодому служителю Божьему, заставив его свернуть с пути чистоты и праведности. Раз Он дал обет быть служителем Бога, то он должен был убегать похотей, следовать Божьими путями.
Человек согрешает против совести и убеждений и тогда, когда он грешит после получения знаний, советов, наставлений, предупреждений. Христиане должны ненавидеть грех и быть предельно серьезными в борьбе с ним, чтобы не поддаваться искушению, к которому влечет нас плоть. Зная об этом, ап. Павел пишет: Деян.24. 16 «Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть перед Богом и людьми». Апостол заявляет: покорившись вере, он усердно стремится к тому, чтобы жить в чистоте перед Богом и праведно среди людей. В Библии мы находим строгое предостережение Бога против этого греха: Прит.29.1 «Человек, который, будучи обличаем, ожесточит выю свою, внезапно сокрушится». Упорство, с которым многие нечестивцы продолжают оставаться на своих нечестивых путях, можно оплакивать. Их обличают близкие и друзья, Божье провидение и собственная совесть. Возможно, они отбрасывают эти упреки и не выслушивают их терпеливо. И продолжают совершать те грехи, в которых их обличали. Мы должны серьезно опасаться последствий этого упрямства. Кто, несмотря на предостережение, продолжает грешить, тот сокрушится. Кто не желает изменяться, должен быть готов погибнуть. Они внезапно сокрушатся, пребывая в полной уверенности, что у них всё обстоит благополучно.
Более зловещими являются грехи, смешанные с неблагодарностью. Господь более всего ненавидит, когда пренебрегают Его милостями. Милость Его проявляется и в длительной отсрочке в приведении смертного приговора над человеком. И в том, что Святой Дух и Божьи служители уговаривают человека примириться с Богом. Кроме того, Бог дарует человеку много земных благословений. А что же человек? Он злоупотребляет Божьей любовью. В то время как Бог наполняет меру Своей милости, люди наполняют меру своих грехов. Некоторые люди от милостей становятся даже хуже. Английская летопись повествует о некоем Парри, который после смертного приговора получил помилование от королевы Елизаветы. И, будучи уже помилованным, он составил заговор покушения на жизнь королевы. Точно так же некоторые поступают с Богом. Читаем об этом из книги пророка Исаии. Ис.1.2 «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня».
Отвратительнее многих других являются те грехи, которые совершаются с наслаждением. Верующий человек, дитя Божье согрешает либо по незнанию, либо по немощи, против воли. Читаем об этом отрывок Рим.7.19 «злое, которого не хочу, делаю». Наслаждение в грехе может поведать о порочном состоянии сердца. О таких людях говорит Бог через книгу пророка Осии: Ос.4.8 «Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их». Тот, кто лжет – согрешает, но находящий удовольствие во лжи согрешает еще больше.
Отвратительнее других являются те грехи, которые совершаются под маской религиозности. Обман и мошенничество – грех, но совершение таковых в руках с Библией – грех вдвойне. Вспомним слова Господа Иисуса о книжниках: Лк.20.46, 47 «Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах, … председательствования в синагогах, … которые поедают дома вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение». Христос повелевает ученикам остерегаться книжников, чтобы они не ввели их в грех. И чтобы они не были такими в христианской Церкви, какими были книжники в иудейской. Христос предвещает гибель книжников. Они примут тем большее осуждение, примут двойное проклятие: проклятие за злоупотребление доверием бедных вдов и за злоупотребление религией и, в частности, молитвой. Грех их заключается не в долгой молитве, ибо Сам Господь молился целую ночь, а в том, что длинной молитвой они хотели покрыть неправедные поступки. И от этого грех их становится ужасным.
Если человек не только грешит сам, но и пытается заставить грешить других, то он сам отягчает свой грех. Напр., тот, кто вводит людей в заблуждение, преуменьшая Божественность Христа или отказывая Ему в силе. Если нарушители Божьего Закона грешат, то, тем более, грешит тот, кто учит других нарушать Закон. Человек отягчает свой грех, когда губит других своим дурным примером.
Грехи отступничества отвратительнее других. Падение – грех, но отпадение – грех куда больший. Отступники бросают тень позора на нашу веру. Тертуллиан говорит: «Отступник, похоже, на одну чашу весов поставил Бога, а на другую – сатану. И, взвесив служение Тому и другому, избрал служение сатане и назвал его лучшим господином». Даже не исповедующий Христа грешит (грех неверия), но не так сильно по сравнению с тем, кто Христа отрекается.
Гонения на верующих являются отягчающим вину обстоятельством. Не иметь веры – грех, а стремление уничтожить веру – грех куда более тяжкий. Прочитаем, что написано про четвертовластника Ирода в Библии: Лк.3.20 Ирод «прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу». Царь Ирод был обличен Иоанном Крестителем не только за то, что жил в кровосмесительном браке с женой своего брата Филиппа, но и за всё, что он сделал худого. Он прибавил ко всему прочему самое большое свое злодеяние – заключил в темницу Иоанна, ревностного проповедника Божия. Т.о., гонения детей Божьих наполняют меру греха, увеличивая его.
Мы показали, что грехи не равны между собой. Некоторые из них намного серьезнее остальных и навлекают больший гнев Бога. Поэтому будем особенно бдительны в отношении таких грехов. Хотя и наименьший грех несет в себе достаточно зла, не следует пускаться в тяжкие. Имеющий малую рану не станет ее углублять. Чем выше залетит человек в своих грехах, тем ниже он падет в муках.
Боже! Просим, помоги нам избежать обстоятельств, способных увеличить наш грех и сделать его более тяжким. Аминь.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что в Библии во многих местах недвусмысленно сказано о грехах разной степени тяжести. Просим, помоги нам не согрешать против совести и убеждений, не жить в грехах. Помоги не нарушать обет, не грешить после получения знаний, советов, предупреждений и наставлений. Помоги нам ненавидеть грех и быть предельно серьезными в борьбе с ним, чтобы не поддаваться искушению. Помоги нам усердно стремиться к тому, чтобы жить в чистоте перед Богом и праведно перед людьми. Помоги нам избежать обстоятельств, способных увеличить наш грех и сделать его более тяжким. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.