ПРОПОВЕДИ
Давайте испытывать свою веру
1Пет.1.7 Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего,
хотя и огнем испытываемого золота, к похвале
и чести и славе в явление Иисуса Христа».
Апостол Петр объясняет, с какой целью посылаются верующим скорби и какое они имеют основание радоваться в них. Скорби праведников имеют своей целью испытание их веры. Сущность этого испытания сводится к тому, чтобы «вера оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота». Если золото, будучи тленным металлом, столь ценно для нас, что мы желаем испытать его огнем, чтобы оно подтвердило тем самым свою ценность, не удивительно, что Бог испытанность требует от нашей веры. Вера достойна хорошего испытания. Результатом его для нас будет «похвала и честь и слава в явление Иисуса Христа». Для испытания веры духовно зрелых христиан используются скорби. Бог попускает страдать Своим детям с тем, чтобы испытать их, а не сокрушить. Т.е. испытать их для их пользы, а не для их погибели. Испытание христиан, как значит это слово, есть эксперимент, осуществляемый над человеком, или исследование посредством скорби, чтобы определить ценность и силу его веры. Испытанию, главным образом, подвергается вера, а не другие добродетели, поскольку ее испытание является испытанием всего важного в духовном плане, что есть в нас. Наше христианство зависит от нашей веры. Если ее недостает, то никакого добра в нас нет. Христос молился о Своих апостолах, «чтобы не оскудела вера их». Если вера держится, то и всё остальное будет стоять твердо. Вера добродетельных людей испытывается с той целью, чтобы сами они могли найти утешение в ней, чтобы Бог прославился через нее, а другие получили пользу от нее.
Испытанная вера намного драгоценнее испытанного золота. Золото является самым драгоценным, полезным и долговечным из всех металлов. Такое же место занимает вера среди христианских добродетелей. Она пребывает до тех пор, пока не приведет душу в небо. А затем переходит в славное вечное обладание Богом. Золото испытывают огнем двояким способом. Во-первых, когда оно очищается от примесей, затем, когда выносится суждение о его подлинности. И оба способа испытания наилучшим образом подходят к вере. Поскольку в нас еще пребывают остатки неверия, когда нас закаляют в божественной печи разные скорби, вера наша очищается от многих примесей, становясь более чистой и сильной. При испытании одновременно доказывается, истинна ли она или ложна. Испытанная вера намного драгоценнее, чем испытанное золото. В том и другом случае происходит очищение, отделение примесей и выявление ценных свойств испытуемых объектов. Но золото в результате испытания огнем не умножается. А, скорее, уменьшается. Вера же утверждается, совершенствуется и возрастает в испытаниях, с какими она сталкивается. В конечном счете, золото погибнет. Но вера, если она с Божьей помощью выдержала испытание – никогда.
Подобно тому, как серебро становится ценным только после очистки, так и Бог венчает и воздает честь нашей вере только после того, как надлежащим образом испытает ее. Испытание веры, в подавляющем большинстве случаев, послужит к нашей похвале, чести и славе. «Честь» – это то почтение, которое один оказывает другому. Именно такую честь верующие получат от Бога и людей. «Похвала» есть выражение этого почтения. Христос выскажет похвалу Своим детям в великий день: Мф.25.34 «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». «Слава» это сияние, каким будет сиять на небе человек, удостоившийся чести и похвалы. Если испытанная вера служит к похвале, чести и славе, то пусть это заставит нас ценить ее как нечто более драгоценное, чем золото, хотя и испытывается в скорбях.
Иисус Христос снова явится, но уже во славе, и когда Он явится таким образом, то и святые явятся с Ним. И тогда их добродетели воссияют. Чем больше была испытана их вера, тем более ярко она будет сиять. Тогда испытаний веры уже не будет, но похвала, честь и слава будут длиться вечно. Это должно примирить нас с нашими скорбями в настоящее время. Слово о явлении Спасителя добавлено, чтобы верующие научились терпеливо ожидать до самого последнего дня. Весь ход нашей земной жизни направлен к гибели внешнего греховного человека. Не будем возмущаться, расстраиваться, когда испытывается вера наша.
Есть нечто, напоминающее веру, но таковой не являющееся. Такую веру можно отличить по некоторым признакам. Приведем несколько из этих признаков.
Истинная вера основана на знании. Речь идет о «превосходстве познания Христа». Флп.3.8 «всё почитаю тщетою ради превосходства познания Иисуса Христа». Ап. Павел убеждал филиппийцев делать только то, что делал он сам, отказываться от того, от чего сам отказался. И рисковать ради того же, ради чего он сам рисковал – ради своей бессмертной души. Говорит, что он стремится достичь познания Иисуса Христа, познания Его как Господа на опыте, путем веры. Он имеет в виду не умозрительного и теоретического, а практического познания. Такое познание отождествляется с уверованием. Это доказывают слова пророка Исаии. Ис.53.11 «Через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих». Учение Христа безмерно превосходит все естественные науки и знания человеческого разума. Превосходит по той причине, что оно отвечает нуждам падших грешников, обеспечивает их всем, в чем они нуждаются для спасения души. Апостол говорит, что он отказался от всех своих преимуществ как иудея и фарисея. Он отказался от почестей и привилегий иудея и фарисея и принял бесчестие и страдания, сопутствующие исповеданию и проповеди Евангелия. Он добровольно лишился всего ради привилегий христианства. Более того, почитал он всё не просто тщетою, но сором, отбросами, которые бросают псам. Истинная вера – это благоразумная и здравомыслящая благодать. Она знает, в Кого уверовала и почему верует. Вера зиждется как на понимании, так и на воле. У нее есть глаза, чтобы видеть Христа, и крылья, чтобы лететь к Нему. Следовательно, человек, покрытый завесой невежества и имеющий некую неопределенную веру в то, во что верит его церковь, истинной нелицемерной веры не имеет.
Истинная вера живет в сокрушенном сердце. Вспомним слова Бога, сказанные через пророка Исаию. Ис.57.15 «Я живу на высоте небес и во святилище, а также с сокрушенными и смиренными духом». И Псалом Пс.33.19 «Близок Господь с сокрушенным сердцем». Праведные, т.е. верующие имеют сокрушенное сердце и смиренный дух. Это заключается в том, что они смиренны из-за греха и лишены себялюбия. Они низки в своих глазах и полагаются не на собственные заслуги, а лишь на Бога. Бог близок к таким людям, утешает и поддерживает их. Чтобы они не сокрушались больше, чем нужно, и не пали перед Ним. Он спасет их, чтобы они не утонули под тяжестью бремени. Порой в сердце человека вера чередуется с неверием. Вспомним встречу Господа Иисуса с отцом больного отрока. Мк.9.24 «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию». Эти слова описывают состояние сердца многих истинных христиан. В их сердце живут рядом надежда и страх, доверие и сомнение. Всё в той или иной мере испорчено. Так же дело состоит и с верой. Человек верит, но в его сердце остается неверие. Что же мы должны делать с нашей верой? Мы должны использовать ее, даже слабую и сомневающуюся. Мы должны противостать неверию нашему и молиться, чтобы избавиться от него. Мы не должны позволять ему удерживать нас вдали от Христа. Истинная вера поселяется в сердце, которое болит при виде греха. Следовательно, тот, кто не принимает грех близко к сердцу, не имеет веры. Спасающая вера растет в смиренном и очищенном от греха сердце. Т.о., если мы увидим подобие веры, растущей в почве жесткого нераскаявшегося сердца, то это вера неистинная.
Истинная вера вначале напоминает зародыш: она крохотна, едва заметна, полна сомнений и страхов. Тот, кто с первого духовного рывка убежден в своей принадлежности к Христу и перепрыгивает из состояния греха в состояние уверенности, имеет, в большинстве случаев, ложную, поддельную веру. Семя, давшее быстрые всходы, вянет Мф.13.5,6 «Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло». Лицемеры нередко опережают истинных христиан в вопросе внешнего исповедания и бывают весьма ревностными в этом. Они принимают всё без исследования, проглатывают, не разжевывая, не растворяя верой. Поэтому у них никогда не бывает хорошего усвоения услышанного. Они не имеют в себе корня, т.е. твердых, установившихся принципов в своих понятиях, не присоединены верой к Иисусу Христу. Они не питаются от Него и не зависят от Него. Не имеют ничего основательного, что давало бы жизненную силу их исповеданию. Нельзя ждать постоянства от тех, кто исповедует веру, но не имеет в себе твердых принципов. Не имеющие корня только временно веруют. Когда настанет скорбь или гонение (испытание веры), тогда на этом заканчивается всё их исповедание.
Истинная вера есть очищающая благодать, она омывает и освящает душу. Нравственная добродетель может очистить человека снаружи (для окружающих он будет добрым человеком), вера же омывает внутри. Ап. Петр говорит об отношении Бога к язычникам. Деян.15.8,9 «И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам. И не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их». Вера превращает сердце человека в храм Божий. Имеющие в сердце легионы прихотей никогда не имели истинной веры. Когда человек говорит, что имеет веру, а сам живет в грехе, то напоминает того, кто утверждает, что здоров, хотя его жизненные силы на исходе. Вера – целомудренная добродетель, она идет вместе со святостью. Читаем об этом 1Тим.3.9 «Хранящие таинство веры в чистой совести». Таинство веры лучше всего сохраняется в чистой совести. Любовь к истине на практике жизни – это самая мощная защита от заблуждений и обольщений. Мы должны хранить свою совесть чистой, т.е. остерегаться всего, что может осквернить ее и удалить нас от Бога. В таком случае она (совесть) сохранит в нашей душе таинство веры. Жемчужина веры должна храниться в ларце из чистой совести.
Истинная вера послушна, она растворяет нашу волю в Божьей. Если повелевает Бог что-либо сделать, то вера, во что бы то ни стало, подчиняется. В Послании к евреям об Аврааме написано следующее: Евр.11.8 «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие». Основанием веры Авраама послужили призыв и обетование Божьи. Хотя этот призыв был большим испытанием для него, однако он был призывом Божьим. Поэтому он являлся достаточным основанием для веры и правилом для послушания. Божья благодать суверенна, она может взять самых худших из людей и сделать их самыми лучшими. Авраам безоговорочно повиновался призыву Божию. Он предал себя в Его руки, чтобы Бог мог послать его, куда Ему угодно. Он покорился Божьей воле, как самому верному руководителю, способной решать всё, что касалось его жизни. С другой стороны, наличие умозрительных духовных знаний еще не служит доказательством того, что человек верующий.
Истинная вера возрастает – это есть так называемый духовный рост. Рим.1.17 «В нем открывается правда Божия от веры в веру». Апостол объясняет, почему Евангелие есть сила Божья к спасению. Он говорит: причина в том, что Евангелие открывает праведность Божью, без которой никто не может спастись. Открывает от одной степени веры к другой. Вера пребывает в душе не как камень лежит на земле, а как прорастающее зерно в почве. Рост христианской веры происходит двояким образом. Во-первых, возрастает стойкость в вере. Но когда вера возрастает, она укрепляет дух христианина. Он обретает способность доказать свои принципы и готов умереть за свои убеждения. Во-вторых, возрастает сила христианской веры. Теперь верующий способен делать то, чего не мог делать раньше. В т.ч. духовно возрастающий христианин способен нести свой крест с большим терпением.
Боже! Просим, помоги нам испытать нашу веру!
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Велики дела, что Ты творишь, глубоки все помыслы Твои. Мы, люди, неспособны всё это понять. Ты не требуешь от нас веры в абсурд. Но Ты требуешь, чтобы мы верили в то, что Ты говоришь через Библию, и что Ты можешь сделать то, что обещал и обязательно сделаешь, ибо верность Твоя велика. Даже если мы не понимаем пути Господни, мы можем и должны положиться на достоверность Твоего Слова. И Ты обещаешь изменить нашу жизнь, если мы доверимся Тебе. Верою мы можем проникнуть сквозь нынешнюю беспросветную мглу и увидеть вечную славу, которая ожидает нас. Ты щедро благословляешь тех, кто живет верой, и кого не остановит пугало сомнений и страха. Просим, помоги нам твердо и бескомпромиссно верить в библейские истины. Помоги нам хранить веру и послушание Господу Иисусу и Его Слову. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.