ПРОПОВЕДИ
Действие Слова Божьего в верующих
Евр.4.12 «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча
обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа,
составов и мозгов, и судит помышления и сердечные намерения.
Всё, что говорит апостол о действии Слова Божьего, сказано к тому, чтобы иудеи знали: его нельзя безнаказанно презирать. Он как бы говорит: «Всякий раз, когда Господь понуждает нас Своим Словом, Он обращается серьезно, чтобы затронуть все наши внутренние чувства». Под «Словом Божьим» можно понимать либо то Слово, которое «вначале было у Бога, и которое было Бог» (Ин.1.1), т.е. Христа, либо писаное Слово. Всё сказанное в эпиграфе подходит к Христу. Но большинство богословов относят это к Священному Писанию. Слово Божье не одинаково действенно во всех людях. В отношении избранных оно являет свою силу, чтобы те, смирившись от правильного самопознания, прибегли к благодати Христа. А это не может произойти без того, чтобы Слово не проникло до самых тайников сердца. Следует стряхнуть лицемерие, скрывающееся в человеческом сердце. Затем нас надо духовно изранить, чтобы, ужаснувшись ощущения вечной смерти, мы научились умирать духовно для самих себя. Мы никогда не обновимся всем разумением (что заповедует Господь через Библию), пока нашего ветхого человека не пронзит острие этого духовного меча.
Казалось бы, в неверующих ничего подобного не происходит. Они презирают говорящего Бога и даже над Ним насмехаются. Вроде бы, им далеко до того, чтобы Слово Божие проникло в них до разделения души и духа. Но контекст апостола показывает: положение является всеобщим, относящимся также к неверующим людям. Ибо как бы ни противопоставляли они Слову Божию свои каменные сердца, их повязывает собственная вина. Они смеются, но внутри себя чувствуют удушье. Если бы их не поразило Слово, безумие их не проявилось бы столь наглядно. Поэтому они желали бы отшутиться или путем уловок избежать его силы. Они также желали бы притворяться, но Бог и этого им не позволяет. Значит, всякий раз, как они противоречат Слову Божию или гневаются на него, они вынуждены признать, что внутренне чувствуют его силу. Поэтому можем сказать, что не только одни верующие затрагиваются Словом.
О Слове Божьем сказано, что оно «живо и действенно». Оно очень живое и действенное во всем, что касается совести грешника и проникает в его сердце. Оно утешает его и перевязывает раны души. Кто называет Слово Божье мертвой буквой, тот еще не познал его. Оно не только живое, но и животворящее. Святые умирают, и грешники умирают, а Слово Божие живет. 1Пет.1.24,25 «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве. Засохла трава, и цвет ее опал. Но слово Господне пребывает в век. А это есть то слово, которое вам проповедано». Оно «действенно», сильно, могущественно. Когда Бог касается нас Словом Своим посредством Духа Святого, то оно сильно и обличить, и обратить и утешить. Оно «сильное Богом для разрушения твердынь» (2Кор.10.4), сильное воскрешать мертвых, делать глухих слышащими, слепых – видящими, немых – говорящими и хромых – ходящими. Оно сильно разрушить царство сатаны и на его развалинах воздвигнуть Царство Христа. Даже если его действенность проявится не в самый первый день, из последующей жизни можно будет заключить, что оно не напрасно проповедовалось тому или иному человеку. Т.о., общеприменимо сказанное Христом: Ин.16.8 «Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде». Дух Святой осуществляет этот суд посредством проповеди. Т.о., апостол как бы говорит: если кто думает, будто возвещаемое Слово лишь напрасно сотрясает воздух, то сильно ошибается. Оно живо и полно скрытой действенности. Вывод из сказанного: как только Бог открывает Свои священные уста, все наши чувства должны открыться для восприятия Его Слова. Ведь Бог хочет разбудить человеческую совесть и наставлять человека.
Оно «острее всякого меча обоюдоострого». Оно есть меч духовный (Еф.6.17), обоюдоострый меч, выходящий из уст Христа (Отк.1.16). Оно острее всякого меча обоюдоострого, ибо проникает туда, куда не может проникнуть никакой другой меч, и рассекает глубоко. Смиряет душу, в которой долгое время господствовал гордый дух. Душу с непокорным духом делает послушной. Греховные свойства, которые стали как бы естественным свойствами души, глубоко укоренились в ней и как бы слились в одно целое с ней, отделяются и отсекаются этим мечом. Он отделяет невежество от разумения, непокорность – от воли, враждебность – от помышлений. Отсекает плотские помышления, которые суть вражда против Бога. Этот меч может отрезать прихоти плоти, оно побуждает людей решиться на самую суровую «операцию» ради умерщвления греха.
«Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов». Испытывает оно все человеческое естество. Оно исследует помышления и проверяет волю со всеми ее пожеланиями. Апостол хочет сказать, что нет ничего столь сокрытого в человеке, чтобы туда не проникла действенность Слова. И поскольку служение Христово – открывать, выводить на свет помышления из тайников сердца, Он делает это по большей части посредством Слова (Евангелия).
Оно «судит помышления и сердечные намерения», т.е. самые тайные мысли и намерения. Оно не только открывает человеку его мысли и намерения, но указывает на их греховность, недобрые принципы, управляющие ими. И выявляет греховные цели, к которым они устремлены. Оно выворачивает грешника наизнанку и показывает ему всё, что находится в его сердце. Поэтому Слово оказывает большую поддержку для нашей веры и нашего послушания. Итак, оно выводит человеческий разум на свет познания из того лабиринта, в котором тот прежде блуждал. Нет тьмы более мрачной, чем тьма неверия. Лицемерие нас тоже жутким образом ослепляет. Но Слово Божие изгоняет и лицемерие.
Когда говорится, что в верующих действует Слово Божие, то это значит, что оно оказывает на нас положительное влияние, ибо так предусмотрено Богом. Слово производит работу просвещения и преобразования. Вспомним слова Христа ап. Павлу: Деян.26.17,18 «Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными». «Открыть глаза» – означает просвещение, а «обратить от власти сатаны к Богу» – преобразование.
Пророк Иеремия говорил от имени Бога в трудный период израильской истории, а его не слушали и гнали. Но Слово Божье давало его сердцу истинную радость. И он сказал об этом Богу: Иер.15, 16 «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца Моего». Если вы сделаете Слово Божие частью своей ежедневной жизни – читая его, изучая, заучивая наизусть – ваша жизнь обязательно будет соответствовать прочитанному Слову.
После смерти Моисея Бог сказал Иисусу Навину, что именно ему предстоит ввести Израиль в землю обетованную. Господь напомнил Иисусу Свой Закон и дал наставление: И.Н.1.7 «Не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих». Нам всем Господь тоже говорит: Пс.31.8 «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти». Бог дал ответ на молитву псалмопевца. Он снизошел до того, чтобы наставлять детей Своих на путь, которым им следует идти. Его святое Слово и увещания Святого Духа направляют верующего в его словах и делах. Мы прощены не для того, чтобы жить по своим греховным прихотям, но чтобы возрастать в святости и стремиться к совершенству. Небесное наставление – одно из благословений Библии и результат нашего усыновления. Трижды счастливы те, кто научился ходить за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Те, кто выполняют Божьи указания и принимают во внимание Божьи предостережения, поступают мудро и избавляют себя от ненужных блужданий и огорчений. Нам нужно просить, чтобы путь нам указал Сам Бог.
Некоторые христиане не могут испытать радости спасения и уверенности в спасении в полной мере, потому что не могут поверить Богу на слово. Вместо того чтобы полностью довериться Библии, они ищут ей подтверждения и полагаются на собственные чувства. Если вы поверили в Иисуса Христа, не беспокойтесь, спасены ли вы. Он всё, что от Него зависит, сделал для вашего спасения. Поверьте в то, что сказано в Библии, и примите как свою собственную ту духовную жизнь, что дано нам по вере во Христа. В Евангелии нам обещано: Ин.1.12 «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими». Если поверите Богу на слово, тогда у вас будет спасение, про которое вы будете знать, что это – спасение.
За время своего царствования Манассия приносил в жертву идолам своих детей, безжалостно убивал людей и творил всякое зло. Но после того как он покаялся и стал поклоняться Господу, его поведение в корне изменилось. Жизнь Манассии – прекрасный пример того, какое влияние оказывает на нашу жизнь состояние нашего сердца. Так что нечего удивляться беззаконию и жестокости, царящими вокруг. Чего можно ждать от людей, которым внушали, что вера в Бога и абсолютные моральные нормы – всего лишь предрассудки? Решить эту проблему можно только одним путем – вернуться к вере в Бога, открывшегося Себя через свет природы и в Библии. Это в корне изменило жизнь Манассии, и сегодня изменяет жизни людей, которые воспринимают библейские истины и отвечают на них верой и послушанием. Но нам нужны не только истины Слова Божьего, которые помогут спасти нас от перспективы провести вечность без Христа, но еще и истины, которые предостерегут нас от совершения трагических ошибок в этой жизни. Нам нужно постоянно освежать в своей памяти Слова Господа.
В наши дни миллионы людей открыли для себя Интернет. Они могут теперь простым нажатием клавиш получить огромное количество информации. Но давайте не терять головы, стремительно влетая в век информации. Изобилие фактов и образов само по себе мудрости не гарантирует. Некий английский поэт, живший еще в 19-ом веке, сокрушался: «Знаний всё больше, а мудрости всё меньше». В Библии тоже постоянно подчеркивается, что знание и подлинная мудрость – это абсолютно разные вещи. Вся Книга притчей о том, что просто накапливать знания мало, нам нужно еще и осмыслить то, что мы знаем. Осмыслить, основываясь на благоговении перед Господом. Ап. Павел говорил, что некоторые всегда учатся, но никогда не могут дойти до познания настоящей истины (2Тим.3.7). Не гонитесь просто за знанием, забывая его правильно применять. И знайте, что настоящую мудрость нам может дать только живое Слово Божье.
Псалмопевец, моля Бога о том, чтобы ему уберечься от греха, предпринимает святые меры предосторожности. Читаем его слова Пс.118.11 «В сердце моем сокрыл я слово Твое». Слово Божье хранило Давида, потому что он в своем сердце хранил Слово. Как записанные Слова Божьи, так и то, что глас Божий открыл ему непосредственно, он сокрыл в глубине своего сердца. Подобно драгоценностям, которые кладут в шкатулку или отборным семенам, которые кладут в плодородную почву. Ибо существует ли более плодородная почва, чем обновленное сердце человека, искренне ищущее Господа? Слово принадлежало Богу, и поэтому было драгоценно для раба Божьего Давида. Он не носил Писание возле сердца как амулет, а сокрыл его в сердце как руководство к действию. И сердце его заполнилось сладостью и светом. В этом мы должны следовать примеру Давида, подражая его чувствам, равно как и его поступкам. Прежде всего, мы должны следить за тем, чтобы предметом нашей веры было действительно Слово Божье. Далее каждому из нас надлежит сокрыть это Слово как сокровище в тайниках сердца. При этом мы должны постараться не только заучить его наизусть, но и принять радостью всей душой.
Боже! Просим, помоги нам выучить наизусть побольше из Твоих Слов, при этом принять их радостью всей душой. Аминь.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Твой бесценный дар, за книгу Библию. Просим, дай нам понять, что всякий раз, когда Ты понуждаешь нас Своим Словом, Ты хочешь затронуть все наши внутренние чувства и хочешь наставлять нас. Дай нам понять и то, что мы никогда не обновимся всем разумением, если нашего ветхого человека не пронзит острие Твоего Слова – этого духовного меча. Мы благодарим, что Твое Слово не только очень живое, но и животворящее. Благодарим, что оно сильно и обличить, и обратить и утешить. Просим, помоги нам открыть свой слух для принятия Твоего Слова, когда Ты открываешь Свои священные уста. Дай, чтобы наше сердце заполнилось сладостью и светом. Дай Библию сильней любить. И днем и в тихий час ночи ее словами жить. Дай нам доверять Слову Твоему. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.