ПРОПОВЕДИ
Любовь как мотив служения
Ин.21.17 «Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?
Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня?
и сказал Ему: Господи! Ты всё знаешь. Ты знаешь, что я люблю Тебя.
Иисус говорит ему: паси овец Моих».
В стихах 15-19 описан разговор Иисуса Христа с апостолом Петром при явлении Господа некоторым ученикам при Тивериадском озере. Евангелист рассказывает о том, как Петр был восстановлен в достоинстве, от которого ранее отпал. Действительно, вероломное отречение сделало его недостойным апостольства. Как может быть учителем веры тот, кто позорно от нее отрекся? Петр был избран Господом Его апостолом, но как только он отрекся от Христа, тут же был лишен апостольской чести. Здесь Господь испытывает любовь Петра к Себе и дает ему поручение относительно Своего стада. Теперь ему возвращается право быть апостолом и авторитет, утраченный им по своей вине. Такое восстановление в правах было необходимо и для Петра, и для других последователей Христа. Для него, чтобы он еще усерднее исполнял свой долг, будучи укорененным в собственном призвании. А для других – чтобы пятно, лежащее на человеке, не послужило поводом для презрения к Евангелию. И сегодня для нас важно, что Петр тогда стал новым человеком, позор которого был изглажен, дабы не марать его апостольское достоинство. Петр отдавал себе отчет в том, что он навлек на себя неудовольствие своего Учителя, и не может теперь ожидать ничего иного, как только укоров за свое предательство. Более того, он по справедливости мог бы ожидать исключения из числа учеников. Он дважды виделся с Учителем своим после Его воскресения, но Господь ни слова не сказал Петру об этом. Можно предположить, что Петр был полон сомнений относительно того, какое теперь будет его положение перед Его Учителем. Учитель наконец-то выводит его теперь из этого мучительного состояния. Говорит то, что должен был сказать ему, и утверждает его в служении апостола. Он начал беседовать с Петром об этом не как с преступником, а как с учеником. Петр сам укорял себя за свой проступок, и поэтому Христос не стал укорять его за него и не сказал ему о нем прямо, а только деликатно намекнул на него. Убедившись в искренности Петра, Он не только простил его преступление, но дал ему понять, что он остался для него таким же дорогим, каким был прежде. В этом Господь показал образец Своего чуткого отношения к кающимся грешникам. И преподал нам пример, как исправлять в духе кротости согрешивших.
Словами «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» Христос хочет сказать, что никто не может верно служить Церкви и пасти Его стадо, если не будет любить Его. Ведь служение Христу трудно и тягостно. Многие из людей немощны: одни легкомысленны и непослушны, другие ленивы и медлительны, третьи – упорны и не желают учиться. К тому же сатана полагает всевозможные препятствия, чтобы сломить дух служителя или ослабить его. Сюда же относится неблагодарность многих людей и другие причины, дающие повод для отчаяния. Т.о., никто не будет проявлять постоянство в служении, если в сердце его не царит любовь к Христу. Итак, пусть желающие служить Христу и людям помнят: если они хотят правильно исполнять свое служение, начинать надо с любви к Христу. Он видит в том удостоверение их любви к Нему, как они будут печься о спасении стада (Его Церкви). Все благочестивые могут почерпнуть отсюда особое утешение: они дороги Сыну Божию, их Он ставит на место Самого Себя. Но это же учение внушит страх лжеучителям, извращающим управление Церковью. Ведь Христос грозит им немалой карой, заявляя, что именно Ему они причиняют зло. Трижды был задан один и тот же вопрос. Наш Спаситель повторял одно и то же вслух для того, чтобы сильнее подействовать на Петра. Он употребляет не то имя, которое дал ему Сам (Петр, что значит Кифа, камень). Ибо он не оправдал значения этого имени. Господь называет его по имени Симон, сыном Иониным, чтобы напомнить ему о его происхождении. У Христа имелось основание для того, чтобы задать Петру вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Во-первых, его падение дало повод сомневаться в его любви. Когда нашу искренность подвергают сомнению, мы не должны это расценивать как оскорбление, если мы допустили нечто такое, что делает ее сомнительной. Господь не спрашивал Петра: «Симон! Сколько ты слез пролил?» или «Как часто ты постился и томил свою душу?» Но «Любишь ли ты Меня?» Только это делает приемлемыми все остальные выражения покаяния. В глазах Христа самым важным в кающемся грешнике является то, что он в своем покаянии взирает на Него. Во-вторых, обязанности Петра как апостола давали ему возможность проявить свою любовь на деле. Христос настолько нежно относится к Своему стаду, что никому не доверяет попечение о нем, кроме тех, которые любят Его. И потому будут любить ради Него всех принадлежащих Ему. Не любящие Христа истинной любовью никогда не будут любить истинной любовью Его детей, и никогда не будут заботиться об их состоянии так, как следует им это делать. Любовь делает их труд легким, а их самих ревностными в труде.
Петр не претендует на то, что он любит Христа больше, нежели любили Его остальные ученики. Ему теперь стыдно вспоминать свое поспешно сказанное слово: Мф.26.33 «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Христос молился о нем, чтобы не оскудела вера его (Лк.22.32) Именно потому, что вера его не оскудела, не оскудела и его любовь, ибо вера действует любовью. Петр обращается за доказательствами к Самому Христу: «Ты знаешь, что Я люблю Тебя». Он не призывает в свидетели своих товарищей-учеников; они могли обмануться в нем. Не думает он и о том, что ему должны поверить на слово. Доверие к нему уже было утрачено. Петр был уверен в том, что Христос знает все, в частности, что Он знает сердце человека, знает и об искренности его любви к Нему. Мысль о том, что Христос знает всё, ужасна для лицемера. Ибо Божье всеведение будет свидетельствовать против него. Но для искреннего христианина она является утешительной. Более того, Христос знает нас лучше, чем мы сами себя знаем. Петр опечалился, когда Христос в третий раз спросил его. Потому что это напомнило ему о его трехкратном отречении от Него. И он понял, что один и тот же вопрос был задан ему не случайно, «и начал плакать». Всякое напоминание о прошлых грехах, даже о прощенных грехах, заставляет истинно раскаявшегося грешника вновь скорбеть и печалиться.
Христос трижды поручает Петру заботиться о Его стаде. Церковь Христа есть Его стадо. В этом стаде одни являются агнцами, духовно молодыми и слабыми, а другие – овцами, возросшими до определенной степени духовной зрелости и силы. Об агнцах пастырь заботится в первую очередь. Обязанность, которую Христос возлагает на Петра в отношении овец, заключается в том, чтобы пасти их. «Паси их», т.е. учи их. Ибо учение Евангелия есть духовная пища. Но почему Господь возложил эти обязанность именно на ап. Петра? Если спросить об этом защитников папской власти, то они скажут, что Христос желал таким образом передать Петру (и его преемникам – римским папам) абсолютную власть и главенство над всей христианской Церковью. По их мнению, поручение служить овцам давало власть господствовать над всеми верующими. Тогда как известно, что ни сам Петр никогда не претендовал на такую власть, ни другие ученики не признавали за ним такой власти. Эта возложенная Христом на Петра обязанность проповедовать Евангелие стала поддержкой для узурпации церковной власти его мнимыми преемниками. Большинство из этих преемников стригут овец, вместо того, чтобы питать их, питаются ими. В действительности же это частное обращение к Петру имело целью, во-первых, восстановить его в апостольстве после того, как он покаялся в отречении от Него. Т.е. Господь говорит ему: «Я тебя прощаю, можешь дальше служить Мне». Во-вторых, оно имело целью побудить его усердно исполнять свое служение апостола. Мы видели выше, в десятой главе, что Христос – единственный Пастырь Церкви. Мы также видели, почему Он присваивает Себе подобную честь: потому что правит Своими овцами через учение о спасении и окормляет их, т.к. только Он – истинная пища души. Поскольку же для проповеди Своего учения Он пользуется трудом людей, то переносит и на них Свой титул или, по крайней мере, сообщает его им. Лишь те пастыри считаются законными перед Богом, которые предстоят Церкви, будучи под главою Христом и исполняя служение Слова. Защитники папской власти говорят, что только Петру было сказано: «Паси овец Моих». Мы уже объяснили, почему это было сказано ему, а не прочим. А именно, чтобы, избавившись от подозрения в отступничестве, он мог свободно проповедовать Евангелие. И поэтому Христос трижды поставляет его пастырем, чтобы три отречения, которыми Петр навлек на себя вечный позор, не мешали его апостольству. Это мудро заметили Златоуст, Августин, Кирилл и многие другие. Кроме того, Петру не дано в этих словах ничего, что не принадлежит и другим служителям Евангелия. Итак, напрасно паписты претендуют на первенство Петра из того, что он был восстановлен особым образом. Петр был главным среди апостолов, но разве отсюда следует, что он был епископом всей Земли? По какому праву папа объявляет себя наследником Петра? В этих словах Христа не сказано, что Он установил какое-то наследственное право. Христос, заповедав Петру учительское служение, но не хотел воздвигнуть идола человеческих душ.
Вернемся к словам Господа «Паси овец Моих». Он не всех без разбора поручает Петру и прочим апостолам. Он уточняет, кого именно причисляет к Своему стаду. Он говорит: Ин.10.27 «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною». Верные служители должны стараться всех привлечь к Христу. И, поскольку они не могут отличить овец от волков, надо стремиться укротить и тех, кто больше похож на волков, нежели на овец. Но труд пастырей поможет лишь овцам, тем, кого Бог избрал прежде создания мира. Дух Святой укрощает и тех, кто по природе подобен волкам. Слова «Паси овец Моих» означают, что если мы переполнены любовью к Христу, эта любовь будет изливаться и на других людей, она проявится в конкретных делах любви. Если мы говорим, что любим Христа, но ничего не делаем для блага других людей, в искренности такой любви стоит усомниться. По-настоящему любит тот, чья любовь хорошо видна.
Ап. Павел объясняет причины своего великого усердия и ревности в служении. 2Кор.5.14 «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли». Возможно, некоторые из его противников укоряли его за такое усердие и рвение, как проявление безумия или, на языке нашего времени – фанатизма. На самом деле он действовал под сладостным и сильным воздействием любви. В любви есть движущая сила, которая действует в нашей любви к Христу. Любовь Христа, явленная в великом подвиге Его смерти, побуждает и нас к подвигам. Мы были духовно мертвыми по Закону, по его приговору к смерти. И остались бы таковыми навсегда, если бы Христос не умер за нас. Справедливо, чтобы мы жили для Него и умерли для себя. Знание о Его любви должно принуждать наши чувства, чтобы они склонялись к ответной любви. Умереть для нас значит жить для Христа.
Господь Иисус упрекает эфесскую церковь: Отк.2.4 «Я имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою». Имеющие в себе много доброго могут, в то же время, страдать недостатками. Господь как беспристрастный Судья замечает и то и другое. Грех, заслуживающий упрек Христа этой церкви, заключался в ее упадке и охлаждении святой любви. Они не оставили и не забыли объект своей любви (Христа), но потеряли ту пылкость, которую проявляли вначале. Христос крайне огорчается, когда видит, как дети Его охладевают в любви к Нему. И, чтобы дать им почувствовать Свое недовольство, предпринимает те или иные меры.
Иногда нам кажется бессмысленным проявление любви, служение некоторым людям. Особенно, если от человека не приходится ждать даже искренней благодарности. Но может оказаться, что наше время, проведенное в любви и служении даже таким людям, не будет потраченным напрасно.
Боже! Просим, помоги нам любить Тебя и людей и с радостью жертвовать на служение свое время. Аминь.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Через Библию Ты показываешь нам, что Иисус Христос не избрал в число Своих последователей мудрых, благородных, сильных в познании и вере. Он нашел тех, которые искренне любили Его, желали следовать за Ним и служить Ему всей жизнью. Ты по-прежнему ищешь тех, кто будет служить Тебе из любви и с любовью в простоте и искренности. Господь Иисус! Просим, помоги нам любить Тебя и служить Тебе любя, превозмогая плоть. Помоги сердцем, устами и делами Тебя хвалить, с Тобой одной жизнью жить, провозглашать миру Твою любовь. Помоги нам быть верными перед Тобой и теми, кто полагается на нас. Особенно помоги исполнять Твою волю, а не просто говорить о ней. Назидай нас, взращивая духовно и делая полезными в служении. Помоги изливать нашу любовь Тебе и на других, чтобы она проявилась в конкретных делах. Помоги нам с любовью служить всем, кому можем. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.