ПРОПОВЕДИ
Свидетели воскресения Спасителя Христа (на Пасху)
Деян.2.23-24,32 «Сего, по определенному совету и предведению Божию
преданного,вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили.
Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти,
потому что ей невозможно было удержать Его. …
Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели».
Было непонятно для человеческого разума, как могло случиться такое, что Иисус из Назарета, засвидетельствованный от Бога, был, казалось бы, презрен Богом. Он же, засвидетельствованный людям и среди людей, был презрен самими людьми. В стихах нашего эпиграфа ап. Петр дает короткий ответ на это. Бог не только позволил умертвить Его, но и оставил Его умирать. Объяснение этому мы находим в Рим.8.32, где сказано: «предал Его за всех нас». Всё произошедшее с Ним сделалось «по определенному совету и предведению Божию». Так должно было быть удовлетворено божественное правосудие: грешники должны были спастись, Бог и человек – воссоединиться, а Сам Христос – прославиться. Бог, Который предал Его смерти, Он же и избавил Его от смерти. Истинность факта воскресения Христа подтверждают апостолы и все Его последователи, которые близко знали Его при жизни, и по Его воскресении из мертвых пребывали с Ним в тесном общении. И когда сошел на них Дух Святый, они приняли силу, чтобы умело, верно и отважно утверждать воскресение Спасителя.
Телесное воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых является основным фактом в системе христианской веры. Как писал ап. Павел в 1Кор.15.17 «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще в грехах ваших». Если Христос не воскрес, то Евангелие лишь пустая болтовня. Оно сделало бы тщетной веру в Него, так же как и труд Его служителей. Т.к. вера во Христа дает прощение грехов только благодаря Его смерти, Его жертве за грех. Если бы Он оставался во власти смерти, то как бы смог Он нас освободить от этой власти? И какой пустой была бы вера в Него. Если бы Христос не воскрес, то не было бы ни оправдания, ни спасения. Т.о., факт воскресения Спасителя является самым важным событием истории человечества и, следовательно, является наиболее достоверным фактом во всей истории. Он подтверждается большим разнообразием свидетелей и свидетельств, чем любое историческое событие, когда-либо имевшее место с начала существования мира. Самым лучшим доказательством истинности воскресения является само существование христианства. Присутствие среди слушателей проповедников Евангелия враждебно настроенных современников делало невозможным для проповедников даже малейшее отклонение от истины в том, что касалось событий в материальном мире.
После того, как Господь Иисус воскрес, Он явился сначала одной свидетельнице – Марии Магдалине. Мк.16.9,10 «Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним». Об этом подробно повествует евангелист Иоанн (Ин.20.14). Это была та Мария, из которой Он раньше изгнал семь бесов. Ей было много прощено, для нее было много сделано, и она много возлюбила. Она была последней у могилы, где похоронили Господа и первой там же в первый день недели. Нет причин сомневаться в том, что, пожелав явиться Марии Магдалине первой, Господь хотел показать нам, как важна для Него любовь и верность. То, что из всех людей именно ей Христос оказал честь первой увидеть Его воскресшим, должно стать вечным напоминанием Церкви. Напоминанием, что Он почтит тех, кто чтит Его. И тем, кто много трудится для Него на земле, Он также много сделает не только в вечности, но даже здесь на Земле. Она приносит весть о том, что видела, не только одиннадцати, но и остальным, бывшим с Ним.
Затем Господь явился двум свидетелям – ученикам, идущим по дороге в Эммаус (Лк.24.13-35). Вспомним эпизод, когда Христос открывается этим ученикам. Лк.24.30-31 «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них». Чтобы ученики могли узнать Его, Он сделал то, что обычно делал среди Своих учеников. Вероятно, с теми же самыми словами просил благословения на хлеб и раздавал его. Это была обычная трапеза и, тем не менее, Христос сделал то же самое, что обычно делал. И тут же они увидели, Кто это с ними. Они уже не сомневались в том, что это их Учитель. Он стал невидим для них, недоступным для их восприятия. Несмотря на то, что Тело Христа после Его воскресения было тем же самым, в котором Он страдал и умер, но оно изменилось настолько, что могло быть видимым и невидимым, как Он считал нужным. Ученики, движимые радостью, которую доставил им Христос Своим явлением, не закончив ужина, со всей поспешностью вернулись в Иерусалим, несмотря на то, что день склонился уже к вечеру. Лк.24.33 «И вставши в тот же час, возвратились в Иерусалим, и нашли вместе одиннадцать апостолов и бывших с ними». Увидев Господа Иисуса, они не могли оставаться спокойными до тех пор, пока не сообщили эту радостную весть ученикам, чтобы утвердить их поколебавшуюся веру и утешить их скорбящие сердца. Вывод для нас: долг каждого, кому открылся Сам Христос, рассказать другим, что Он сделал для его души. Когда ты обратился, получил наставление и утешение, то подкрепи своего брата. Когда эти двое вошли, они повторили с радостью и торжеством: Господь истинно воскрес. Они подкрепили свое свидетельство сообщением о том, что сами видели и слышали.
В главе 20 Евангелия от Иоанна мы находим описание первого явления Господа собранию учеников, имевшее место в день Его воскресения. Он послал им известие о Своем воскресении. Но, желая явить им Свою любовь и утвердить их веру в Него, Он пришел к ним Сам. И дал им все заверения в истинности Своего воскресения, какие только они могли пожелать, чтобы они имели их не понаслышке, не из вторых рук. Они сами стали непосредственными очевидцами того, что Он жив, т.к. им надлежало свидетельствовать об этом миру. Ин.20.19,20 «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собрались ученики, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус. И стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки (и ноги) и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа». Ученики опасались иудеев, которые готовы были преследовать их как преступников. Чтобы у окружающих создалось впечатление, будто они (иудеи) верят лжи, которой хотят обмануть весь мир, что «ученики Его, пришедши ночью, украли Его». Ученики увидели живым Того, Кого три дня тому назад толпы людей видели умершим. Оставалось только сомнение – было ли Тело, которое они видели живым, тем же самым Телом, которого видели мертвым. Доказательством этого были шрамы и рубцы от ран, оставшиеся на Его Теле. Т.к. раны, о которых идет речь, подтверждают веру в воскресение, они никак не уменьшают Его славы. Ученики были убеждены, что видят Господа, и, благодаря этому, их вера утвердилась. То, что укрепило их веру, возбудило в них радость. Тот факт, что Иисус жив, был для них словно жизнь после смерти.
Преподаваемым апостолами учением было воскресение Спасителя. Деян.4.33 «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа». Учение о воскресении Христа, вразумительно преподнесенное и правильно применяемое, посвящает нас в великие тайны вероисповедания. Это учение апостолы возвещали не тихо и робко, а решительно. Их свидетельство о воскресении Господа привлекало тысячи верующих к Христу. Первые христиане были в основном верующими иудеями, привыкшими к богослужениям в седьмой день недели. Но теперь они стали собираться для поклонения Господу в первый день недели, поскольку именно в этот день произошло воскресение Господа Иисуса. Точно так же их самым главным ежегодным праздником была еврейская Пасха с принесением в жертву пасхального агнца. Но когда они поняли, что Христос выполнил требования Пасхи: умер как Агнец Божий и затем воскрес вновь из мертвых, этот праздник для христиан стал Пасхой, в которой славится воскресение Господа Иисуса. Возникновение этих христианских традиций: дня Господня в первый день недели, Пасхи воскресения, Вечери Господней, как и возникновение христианской Церкви, могут быть объяснены лишь фактом очевидности воскресения Христа.
Можем утверждать, что как сами апостолы, так и десятки тысяч ранних христиан не сомневались в воскресение и проповедовали его. Возможно ли, что все они заблуждались, и что их вера основывалась на каком-либо злостном обмане или фанатическом заблуждении? Они имели возможность подвергнуть сомнению истинность факта воскресения. Большинство из них подвергалось страданиям за веру, теряя всё, что они имели, и даже жизнь. В подобных обстоятельствах они не смогли бы сохранить веру в воскресение и веру вообще, если бы не убедились, что их Спаситель действительно победил смерть.
Ап. Петр неоднократно настаивал на достоверности воскресения Христа, т.к. оно является основой учения о том, что Бог спасает мир через Иисуса Христа. Деян.10. 40.41 «Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых». Это свидетельство опровергает клеветнические доводы и обвинения, которые были придуманы людьми. Оно еще подтверждает тот факт, что Бог принял искупление человеческого греха, предложенное Христом на кресте вследствие пролития Своей крови. Доказательства воскресения Христа были очевидными. Бог дал Ему быть зримым явно и бесспорно. Причем так, что когда Он являлся, не возникало и тени сомнений, что это был именно Он, а не кто-то другой. После воскресения Он являлся не всему народу. Не подлежит сомнению, что Бог устроил дело так по наилучшим соображениям. Бесспорность воскресения была удостоверена многими надежными свидетельствами. Но для возрастания в вере благочестивым было полезно больше верить Евангелию, чем своим глазам. Что касается нечестивых и открытых врагов Христовых, то они, не будучи готовы уступить Богу, даже после многих подтверждений оказались недостойными созерцания славы Христова воскресения. Даже сообщение воинов, нанятых для охраны могилы, могло бы их убедить.
При обсуждении свидетельств о воскресении часто упускаются из вида несколько важных обстоятельств и, прежде всего, тот факт, что воскресшего Христа видели очень многие. 1Кор.15.6 «Потом явился более, нежели пятистам братьям одновременно, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили». В этой главе апостол перечисляет пять отдельных явлений Христа, в том числе и пятистам братьям одновременно. Это было в Галилее. После этого Он являлся лично Иакову, а потом всем апостолам перед Своим вознесением на небо. Это имело место на горе Елеон. Сам ап. Павел был последним из тех, кто удостоился видеть Его. Быть свидетелем воскресения Христа считалось необходимым условием для того, чтобы удостоиться апостольского ранга. Поэтому когда Павел был призван на апостольское служение, ему было дано встретиться с Христом. Господь Иисус явился ему на пути в Дамаск.
Итак, для нас несомненно следующее: по святому установлению Божию были избраны ученики, свидетельство которых удостоверяет воскресение Христово. И всякий, не довольный этим свидетельством, пусть, если сможет, отменяет этот неотменяемый Божий декрет. Мы же будем довольствоваться теми свидетельствами, которые предназначил Бог.
Иудейские архиереи думали, что с галилейским Мессией покончено. Но после Его воскресения они оказались бессильны остановить новое движение. Для каждого верующего самым неоспоримым свидетельством воскресения Спасителя является реальность ощущения того, что в его сердце обитает воскресший Христос. И тогда он тоже воскреснет для жизни вечной.
Боже! Дай нам твердо верить в нашего единственного воскресшего Спасителя!
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что воскресение Иисуса Христа, единственного нашего Спасителя, это – Отцовское «аминь» на слова Твоего возлюбленного Сына «совершилось». Благодарим, что Ты принял Его жертву. Благодарим, что то, что Он умер, а потом воскрес из мертвых – это «есть сила Божия к спасению всякому верующему» (Рим.1.16). Благодарим, что Он есть жизнь, а пустой гроб вещает о Твоей силе. Благодарим, что воскресение Христа – залог нашего воскресения, нашей жизни после смерти. Стоит вспомнить о смерти и воскресении Спасителя, и наша вера, наша надежда воспрянут. Смерть была повержена и пронзенными руками Своими Христос открыл дверь в вечную жизнь. Мы радуемся Его великой победе над грехом и смертью. Пусть свет Его воскресения освещает каждый наш день. Мы благодарим Тебя за счастье быть Твоими чадами. Мы будем вечно благодарны за цену, которую Твой Сын заплатил, чтобы это стало возможным. Господь Иисус! Твой крестный подвиг и Твое воскресение – центр истории человечества и поворотная точка нашей жизни. Просим, держи нас крепко у Твоего креста и распространи через нас Свою любовь в окружающем мире. Аминь.