ПРОПОВЕДИ
Смерть Христа ничем не противоречит Его славе
(на Вербное воскресение).
Ин.12.24 «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно
не упадет в землю и не умрет, оно останется одно;
а если умрет, то принесет много плода».
В этой главе Христос говорит, что время Его смерти уже настало. Так Он хотел упредить страх, который мог сковать учеников после Его крестной смерти. Он говорит, что им нет нужды унывать. Ведь учение Евангелия будет возвещено по всему миру. Кроме того, чтобы Его слава не увяла после того, как Он будет распят на кресте, Он объясняет, что Его жертвенная смерть ничем не противоречит Его славе. Господь сравнивает Свою смерть с посевом семени. Если пшеничное зерно, упав в землю, не умрет и не истлеет, то останется одиноким, бесплодным. Кажется, что сеяние приносит смерть зерну, но, на самом деле, оно приводит к обильному урожаю. Здесь говорится о необходимости уничижения Христа. Он бы никогда не был живой Главой и животворящим Корнем Церкви, если бы не сошел с небес на эту проклятую Землю, и не взошел на это проклятое дерево. И таким образом не совершил нашего искупления. Он должен был «предать душу Свою на смерть», иначе Он не смог бы получить «часть между великими» (Ис.53.12). Ему надлежало иметь потомство, но Он должен был пролить Свою кровь, чтобы выкупить и очистить их. Унижение Христа также было необходимым условием для получения той славы, которую Он должен был принять в результате приведения многих людей в Свою Церковь. Т.о., не следует смотреть лишь на Его смерть, надо учитывать и плод, принесенный Его смертью и воскресением. Ведь ничто не мешает Его славе блистать отовсюду.
Христос – это бессмертное Семя, подчинилось законам всего смертного, Он умер. Он лежал в гробе, подобно зерну, лежащему под комьями земли. И как зерно вновь показывается из земли, но уже зеленеющим растением, так и Он, умерший и воскресший, собрал к Себе тысячи христиан, и стал для них Корнем. Спасение душ до сих пор и впредь до конца времени оказывается возможным только благодаря смерти этого «пшеничного зерна». Тем самым Отец и Сын прославляются, Церковь увеличивается числом. Христос, Вождь нашего спасения, приводящий многих людей во славу заслугой Своей смерти и став совершенным через страдания, будет чествоваться вовеки хвалой и восхищением святых и ангелов. В этот момент, с мирской точки зрения, для Господа Иисуса настало золотое время. В связи с воскресением Лазаря большая толпа иудеев относилась к Нему с большим уважением и оказывала Ему восторженный прием (ст.Ин.12.12-19). Но Он предпочел упасть в землю, как пшеничное зерно, и умереть, чтобы произвести обильный плод для Церкви. Этот обильный плод прославил Его после Его воскресения. Он предвидел обильную жатву из обратившихся язычников. Господь Иисус говорит о том, каким необычным способом должна прийти к Нему слава. Его слава должна сойти на Него через позор, через страшную смерть.
В жизни нашего Спасителя наступил период, когда должна была прорваться еврейская шелуха, в которой была завернута Его человеческая жизнь. Имеем в виду следующее: прежде Господь говорил, что послан только к погибшим овцам дома Израилева. Такой ответ дал Он язычнице – Мф.15. Посылая Своих учеников на служение, Он приказал им не заходить в города Самарии, а только к израильтянам. Теперь же это благословенное Зерно прорывается сквозь наружную оболочку. И даже еще до того, что оно будет положено в землю, чтобы умереть. Это божественное Зерно начинает проявлять Свою силу жизни. И обнаруживается истинный Христос – Христос Божий, то, что великое страдание Его сердца распространялось на всё человечество. Распространялось на всех избранных, без различия нации или пола, Он считал их Своими. И при виде греков, которые пришли поклониться Ему (Ин.12.20-23), выступил истинный Христос. И явил Себя миру так, как прежде не открывал.
Некоторые люди ошибаются, путая смерть с небытием, а жизнь с бытием, а это очень разные вещи. Вспомним слова Бога из книги пророка Иезекииля. Иез.18.4 «Душа согрешающая, та умрет». Она никогда не перестанет существовать, но умрет, отделенная от Бога, Который есть ее жизнь. Есть много людей, которые существуют, но не имеют истинной жизни и не увидят жизни, но «гнев Божий пребывает на них». Пшеничное зерно, положенное в землю, умирает, но оно не перестанет существовать. Что такое смерть? Для людей смерть – это расставание души с телом. А для пшеничного зерна – это разложение на элементов, составляющих зерно. Наш божественный Господь Иисус, будучи положен в гроб, не увидел тления. Когда Он умер, Его душа покинула тело на короткое время. И если бы Он не умер действительно, то не смог бы дать никому из нас жизнь. Из нашего эпиграфа узнаем, в чем кроется жизненно важный вопрос христианства. Смерть Христа – это жизнь Его учения. Если бы самым главным в Его служении была Его проповедь, или Его пример, то Он принес бы плод и умножил бы христиан посредством проповеди и личного примера. Но Он заявляет, что если не умрет, то не принесет много плода. Но представим, что Господь не умер бы, а предпочел бы жить дальше. Если бы Он находился на Земле, постоянно ходя по миру, проповедуя и живя согласно Своему учению, если бы Он и дальше творил чудеса и использовал ту чудесную притягательную силу, которая всегда сопровождала Его, за Ним, наверняка, последовало бы большое число учеников. Но почему Спаситель не продлил Себе жизнь на Земле? Он не искупил бы нас от вины и власти греха, не спас бы нас от вечной погибели. Грех человеческий смывается, удаляется только Его Кровью. Нет иного пути, позволяющего людям примириться с Богом, как только через драгоценную Кровь Иисуса Христа. Только благодаря Его жертве мы имеем доступ к Богу.
Некоторые говорят, что нравственная сторона христианства намного важнее его главных доктрин. Но тогда Господь Иисус почему умер вообще? Нравственная сторона проявилась бы через Его долгую жизнь в святости. Он мог бы жить и сегодня, если бы захотел, мог бы проповедовать и подавать хороший пример сынам человеческим. Но Он заверяет нас, что только посредством смерти может принести плод. Никто из нас не мог бы спастись от вечной смерти, если бы жертва Его не совершила искупления. Ни один человек не был бы оживлен к духовной жизни, если бы Сам Господь Иисус не умер и не воскрес из мертвых.
Если мы хотим жить, то должны знать, что не обретем жизнь лишь через попытки подражать примерам из жизни Христа. Таким путем мы получим определенное благо, но никогда не получим духовную жизнь и вечное спасение. Мы должны поверить в Иисуса Христа, что Он умер за нас лично. Мы должны понять, что только Его Кровь, Божьего возлюбленного Сына очищает нас от всякого греха. Мы должны родиться свыше. Господь Иисус сказал Никодиму: Ин.3.6,7 «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше». Мы не можем войти в Царство Божие, не будучи духовными. Однако от материнской утробы мы не заимствуем ничего, кроме плотской природы. Отсюда следует, что все мы по природе изгнаны из Царства Божия. Под словом «плоть» Господь разумеет здесь всего человека. Наш ветхий, греховный человек должен умереть, чтобы мог жить наш новый, возрожденный человек. Нет духовной жизни для нас, кроме как через смерть нашего ветхого человека. Мы прикрываемся собственной хитро сплетенной праведностью? Она должна умереть. Мы верим в самих себя? Такая вера должна умереть. Мы должны носить в себе смертный приговор, дух покаяния. Только тогда войдем в жизнь вечную. Прежде чем узнать оживляющее влияние Духа Святого, необходимо испытать Его уничтожающую силу. Меч Духа Святого должен умертвить нас прежде, чем Его дуновение оживит нас.
Господь Иисус обещает щедрое вознаграждение тем, кто от всего сердца примет Его Самого, Его Евангелие и Его интересы. И докажет это своей верностью в страданиях за Его имя или в служении Ему. Относительно страданий за Его имя сказано: Ин.12.25 «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную». В Библии «жизнь» часто называется «душою», что мы и наблюдаем в этом отрывке. Христос соединяет с учением ободрение. Если нам надлежит умереть, чтобы принести плод, надо терпеливо сносить умерщвление нас Богом. Однако здесь Он противопоставляет ненависть к жизни и любовь к ней. Поэтому надо понять, что такое любить и ненавидеть жизнь. Тот, кто чрезмерно желает настоящую жизнь и не может отказаться от такой жизни, зовется здесь «любящим жизнь». Тот же, кто, презрев эту жизнь, мужественно идет за Бога на смерть, называется «ненавидящим жизнь». И не потому, что жизнь достойна ненависти. Ведь она заслуженно считается высшим Божьим благодеянием. Но верные должны охотно отвергать ее, если она замедляет их приход к Христу. Любить эту жизнь само по себе не зло, лишь бы мы жили, всегда имея в виду свою цель. Ведь мы тогда законно любим жизнь, если пребываем в ней, пока это угодно Богу, и по Его велению готовы во всякое время уйти из нее. Т.е., если мы готовы принести ее в жертву Богу. Кто привержен жизни сверх этого, губит свою жизнь, т.е. подвергает себя вечной погибели. Итак, кто любит жизнь своего тела и его наслаждения настолько, что из-за страха лишиться ее или их отвергает Христа, тот потеряет ее, т.е. лишится истинного блаженства в вечности. Если мы готовы отказаться от всего своего, мы всё обретем во Христе. Мы должны потерять свое «я» для того, чтобы найти его в измененном, угодном Богу виде. Мы должны полностью отказаться от жизни для себя. Если мы живем для Бога и для других, то найдем полноту жизни. Вспомним один важный фактор: жертвенная смерть святых Божьих была жизнью и ростом Церкви.
Обратим внимание на то, какое благословенное вознаграждение обещает конкретно Господь за святое презрение к жизни. Он говорит о том, что те, кто служат Ему, разделят с Ним и блаженство. Ин.12.26 «Кто Мне служит, Мне да последует: и где Я, там и слуга Мой будет». Он разделяет блаженство со Своим слугой. И чтобы это не показалось чем-то незначительным, здесь же добавляет: «и кто Мне служит, того почтит Отец Мой». И этого более чем достаточно. Чтобы смерть была для нас менее горькой, Христос Своим примером призывает нас спокойно подчиниться ей. Действительно, неразумно отказываться от чести быть Его учеником. Труд, который Он ожидает от Своих слуг, вполне подходящий для них. Однако Господь записывает нас в ученики только в том случае, если мы следуем указанным Им путем. Он наш Вождь на пути, ведущем к смерти и к жизни. Горечь смерти смягчается и даже делается сладкой, если наше положение обще с тем, какое было у Сына Божия. И Бог Отец не забудет наградить Христовых слуг, которые следовали за Ним в жизни и смерти.
Эллинам (грекам) хотелось увидеть Иисуса (ст.21). Господь дает им понять, что только увидеть Его недостаточно, они должны были служить Ему. Он пришел в этот мир не для того, чтобы стать зрелищем, а для того, чтобы управлять нами. При найме слуг обыкновенно договариваются о характере работы и плате за нее, То же делает здесь и Господь.
Сама жизнь христианина есть образ постоянной смерти греховной составляющей его личности. Кол.3.3 «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». Мы умерли для настоящего века, наш удел не в этой жизни. Каждый христианин «распят для мира, и мир распят для него» (Гал.6.14). Мы должны быть как мертвые для мира, не реагировать на его радости и развлечения, быть равнодушными к нему. В этом деле нам приходит на помощь утешение ап. Павла: 2Кор.4.16 «Если внешний человек наш истлевает, внутренний обновляется изо дня в день». Пусть истинные верующие постоянно думают об этом, когда их тяготят разные скорби, когда они подвергаются невзгодам, когда на них обрушиваются голод и нагота и болезнь, когда им причиняется несправедливость, когда кажется, что смерть вот-вот поглотит их. Пусть они думают, что это только посев, который в свое время даст обильный плод.
Боже! Помоги нам уподобиться погребенной, сокрытой, умирающей и всё же плодоносной пшенице для славы нашего Господа Иисуса Христа. Аминь.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за крестную смерть Спасителя нашего, Твоего Сына Иисуса Христа. Его жертва была уникальной, единственной. Он пострадал и умер за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. И, благодаря Его смерти и воскресению, все, кто принимает Его дар спасения, получают полное прощение грехов и жизнь вечную. Никто не проникнет в сияние присутствия Божия, если не будет туда приведен Иисусом Христом. Благодарим за то, что Он позор насмешек снес, приговор за нас принял. Благодарим, что Он стерпел нашу ненависть и проявил Свою любовь. Благодарим, что Ты ценишь нас, людей, несмотря на то, что мы грешники. Иначе, зачем было Спасителю умирать за нас? Ему пронзили руки, ноги, пронзили за нас и для нас. Просим, дай нам помнить все Христовы муки. Дай нам уразуметь превосходящую разумение любовь Христову. Слава и благодарение Господу Христу. Аминь.