ПРОПОВЕДИ
Лучше для вас (на Вознесение)
Ин.16.7 «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел.
Ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам;
а если пойду, то пошлю Его к вам».
Господь Иисус выражает очень нежную заботу об учениках, опечаленных тем, что Он сказал им: Ин.16.5 «А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?» Вместо того чтобы спрашивать о том, что принесло бы им утешение, они сосредоточили свое внимание на том, что выглядит грустно. Он сказал им о том, что в скором времени должен будет их покинуть. Его не уводили от них силой, но Он сам добровольно уходил от них. И жизнь Его не отнимали у Него, но Он Сам отдал ее. Он шел к Пославшему Его Отцу, чтобы отчитаться за Свое дело. Он сказал им о том, что они должны будут пережить трудные времена, когда Его с ними не будет. И что им не следует рассчитывать на тихую и спокойную жизнь, какую они имели до сих пор. Ученики были излишне сконцентрированы на своем горе: «печалью исполнилось сердце» их (ст.6). Господь уже достаточно сказал, чтобы наполнить их радостью (Ин.15.11). Но они взирали только на то, что было против них. И не замечали того, что было за них. Они настолько преисполнились печалью, что не осталось никакого места в их сердце для радости.
Словами стиха 7 «лучше для вас, чтобы Я ушел» Господь Иисус утверждает, что Его отсутствие полезно, чтобы апостолы отучились желать Его постоянного лицезрения. И даже добавляет к этому клятву: «Но Я истину говорю вам». Он объясняет, почему именно полезно Его отсутствие: они получат Святого Духа только тогда, когда Он покинет этот мир. Христос не имел ни малейшего намерения обманывать учеников. Итак, желая успокоить их, Он говорит им здесь следующее: Во-первых, в общем, для них было лучше, чтобы Он пошел. Это заявление Господа казалось странным, но было достаточно утешительным. И показывало им, какой безрассудной была их печаль. Хотя они и не понимали этого и не хотели верить этому, тем не менее, Господь сказал им истину. Нам порой кажется прискорбным то, что в действительности лучше для нас. Господь Иисус всегда делает самое лучшее для нас, невзирая на то, понимаем ли мы это или нет. Он поступает с нами, не считаясь с нашим неразумным выбором. Он милостиво отвергает его и дает нам лекарство, которое мы не хотим принять, потому что знает, что оно пойдет нам на пользу.
Его возвращение на небо было необходимо для прихода Святого Духа – Утешителя. Это выражено здесь при помощи отрицательного утверждения: «если Я не пойду, Утешитель не придет». А почему не придет? Во-первых, таково было божественное определение по этому делу. Дающий даром (в данном случае Бог) может забрать назад один дар, прежде чем дать другой, хотя нам и хотелось бы иметь все дары. Во-вторых, чрезвычайного посла надлежит отозвать до прибытия консула, который должен пребывать на месте постоянно. В-третьих, ниспослание Святого Духа должно было иметь место как плод Христова искупления, а оно должно было совершиться посредством Его смерти и ухода с Земли. В-четвертых, оно должно было стать ответом на Его ходатайство за завесой: Ин.14.16 «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Итак, Господь Иисус должен был как заплатить за этот дар, так и вымолить его. В-пятых, тем великим аргументом, который Святой Дух должен был использовать для убеждения мира, должно было стать вознесение Христа на небо и принятие Его там. Ин.7.39 «Это сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него. Ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен». Наконец, ученики должны были отвыкнуть от Его телесного присутствия, на котором они были излишне сосредоточены. Они должны были скоро без Учителя ходить и проповедовать по всему миру. Словами «если пойду, то пошлю Его к вам» Господь говорит: «Позвольте Мне позаботиться о вас, чтобы вы ничего не потеряли от Моего ухода от вас». Наш прославленный Искупитель никогда не оставит Своих детей, Свою Церковь на Земле без необходимой поддержки. Хотя Сам Он уходит, но посылает Утешителя. Так и по сей день, Христос поддерживает Свое дело. Одно поколение служителей уходит, на смену ему встает другое поколение. Присутствие Духа Святого, Духа Христа в Его Церкви настолько лучше и желаннее Его телесного присутствия, что для нас действительно лучше, чтобы Он пошел и послал вместо Себя Утешителя. Будучи в теле, Он мог находиться только в одном месте. А Его Дух пребывает повсюду, во всех местах, где двое или трое собраны во имя Христа. Телесное присутствие Христа увлекает глаза людей, а Его Дух увлекает их сердце.
На этом наша польза от пребывания Христа на небесах не заканчивается.
Ни один человек не достоин обращаться к Богу и представать перед Его ликом. Но Небесный Отец дал нам Своего Сына Иисуса Христа в качестве Посредника и Ходатая перед Ним. 1Ин.2.1 «Дети мои! Это пишу вам, чтобы вы не согрешали. А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, Праведника». Даже верующие, достигшие блаженного евангельского положения, все-таки еще согрешают. Между грешниками, живущими в нашем мире, существует большая разница. Имеются грешники, принявшие христианство и грешники, не принявшие христианства, т.е. необращенные грешники. Как в состояние прощенных или оправданных детей Божьих люди вступили на основании искупления Христом, так и теперь Он ходатайствует за них на небе. Он сохраняет для них это состояние чада Божьего, постоянно обеспечивает им прощение грехов. «Мы имеем Ходатая перед Отцом» – эти слова являются утешением и убежищем для верующих при их согрешении. Данное Святому Духу имя Утешитель означает: Он действует внутри нас, Он вкладывает в наше сердце и в наши уста мольбы и доводы. Он учит нас просить за самих себя. Но в нашем стихе говорится о Ходатае, находящемся не в нас, а на небе, перед Отцом. По своей должности и занятию ходатай (адвокат) связан с судьей, перед ним он защищает своего клиента. Судья, Которого умоляет наш Ходатай – Бог Отец, Его Отец и наш Отец. Чтобы ободрить верующих надеяться на благополучный исход их дела, апостол представляет им их Судию как Отца, а их Ходатая описывает так: «Это есть Иисус Христос, Праведник». Для земных ходатаев это качество не обязательно. Они могут быть неправедными людьми и, тем не менее, защищать справедливое дело (и дело справедливого человека) и могут правильно вести его дело. Но в данном случае грех подзащитных должен быть исповедан или должен подразумеваться. Только собственная праведность Ходатая может защитить преступников. На этом основании Он просит, чтобы грехи Его подзащитных не вменялись им. Благодаря Ему мы можем свободно приблизиться к Богу. Мы можем быть уверены, что имеем такого Ходатая, Который ни в чем не может быть отвергнут Отцом. В самом деле, если нам на ум приходит устрашающее величие Бога, то невозможно не испугаться и не почувствовать себя сокрушенными и изгнанными по причине своего недостоинства. Это чувство проходит только тогда, когда вперед выступает Иисус Христос. И встречает нас, чтобы сменить престол устрашающей славы на престол благодати.
Иисус Христос велит Своим ученикам видеть убежище в Его заступничестве после того, как Он вознесется на небо. Ин.16.26 «В тот день будете просить во имя Мое» – говорит Он. Очевидно, что с самого начала молящийся был услышан только благодаря милости Посредника. Поэтому Бог повелел в Законе, чтобы священник, которому одному позволено входить в святилище, нес на плечах имена двенадцати колен Израилевых и столько же драгоценных камней на груди (Исх.28.9-12,21). А народ должен оставаться в отдалении, чтобы приносить свои прошения устами священника. Жертвы должны были подтверждать молитвы и придавать им действенность. Эта церемония показывала, что запрещено всем нам представать перед ликом Бога. И поэтому мы нуждаемся в посреднике, который предстанет от нашего имени, чтобы мы были услышаны через него. И чтобы молитвы, которые никогда не бывают лишены хотя бы малой скверны, были очищены пролитием крови. Мы видим, что ветхозаветные святые, чтобы получить просимое, основывали свою надежду на жертвах. Жертвы, как они знали, установлены для того, чтобы исполнились их молитвы. Давид говорит: Пс.19.4 «Да воспомянет (Господь) все прошения твои и всесожжение твое да соделает тучным». Тем самым он открывает, что с самого начала Бог был умиротворен заступничеством Иисуса Христа, чтобы исполнить желания верующих. Господь Иисус высказался в том же смысле: Ин.16.24 «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите». Дело не в том, что ученики Его были совершенно невежественны и не знали о служении посредника. Ведь все евреи были проникнуты этой истиной. Но дело в том, что они еще не имели явного знания о том, что Иисус Христос, вознесшись на небо, должен стать Ходатаем в более узком смысле, чем прежде. И чтобы смягчить тоску, которая овладела учениками из-за Его близящегося отсутствия, Он им объявляет об этом, принимая на Себя миссию Заступника. Он уверяет их, что до того времени они были лишены особенного благодеяния, которым воспользуются теперь. Теперь они получат больше свободы взывать к Богу, ибо Он – их Ходатай, будет на небе.
Бог назначил и поставил нашим Главой и Посредником единственно Иисуса Христа. 1Тим.2.5 «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». Поэтому те, кто отворачивается от Него или мало Его почитает, пренебрегают Божьим повелением. Т.о., Иисус Христос поставлен единственным Посредником, через заступничество Которого Бог становится к нам благосклонным и прощающим. Хотя мы почитаем ходатайства святых (членов церкви), которыми они взаимно просят у Бога спасения для себя и других, мы помним, что эти ходатайства всегда зависят от ходатайства Иисуса Христа. И мы ставим условие: чтобы эти ходатайства никогда не умаляли заслуг Христа. Т.к. они приносятся во имя Иисуса Христа, то не свидетельствуют ли они, что никто не может получить помощь благодаря молитвам других, если его заступником не будет Христос? Своим заступничеством Он нисколько не мешает тому, чтобы мы в церкви молились друг за друга. Поэтому не подлежит сомнению, что все ходатайства церкви должны относиться и устремляться к заступничеству Иисуса Христа. Мы обязаны знать и помнить следующее: Бог, не обращая внимания на недостоинство Своих оправданных, не только дает каждому возможность молиться за себя, но допускает и принимает наши молитвы друг за друга. Бог оказывает нам честь быть представителями Его Церкви, нам, которые без заслуг Христа заслуживаем того, чтобы были отвергнуты наши молитвы даже за себя.
Ап. Павел в своих посланиях (Рим.8.34, 1Тим.2.5) подчеркивает, что един Бог и един Посредник между Богом и людьми. Бл. Августин о посредничестве Иисуса Христа пишет: «Христиане в своих молитвах просят Бога друг за друга. Но Тот, Кто молится за всех, а за Него никто не молится, есть единственный и истинный Посредник». Ап. Павел, один из главных служителей Христа, просит, чтобы члены других церквей молились за него, как он молится за них. Чтобы у всех была забота друг о друге и сострадание друг к другу. Он не делает себя посредником между Богом и людьми, зная, что есть только один Посредник. Тем самым молитвы друг за друга всех членов церкви, которые еще трудятся на Земле, должны подниматься к Главе, Который предшествует им на небесах и от Которого мы получаем прощение своих грехов. Ведь если бы ап. Павел был посредником, то другие апостолы тоже были бы ими. И, таким образом, имелось бы множество посредников, что не соответствует сказанному в Библии: есть только единственный Посредник между Богом и людьми.
Боже! Дай нам иметь Посредником только Твоего Сына, нашего единственного Спасителя Иисуса Христа. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что наш Спаситель Иисус Христос в Своем прославленном теле вознесся на небеса и воссел одесную Бога, всемогущего Отца. Ибо это для нас значительно лучше, чем если бы Он оставался на Земле. До того времени, как Он вернулся на небо, верующие были лишены особого благодеяния, которым могут воспользоваться теперь. Благодарим, что, находясь на небе, Он ниспослал Святого Духа, начал служение ходатайства за Своих искупленных и сейчас наполняет Вселенную Своим Духом и силой. Благодарим, что Он вознесся и за то, чтобы обеспечить нам вход туда и подготовить обиталище. Мы знаем, что однажды мы будем там, где сейчас Иисус Христос. Благодарим Тебя, наш Бог и Спаситель, что Ты всегда с нами до скончания века. Аминь.