ПРОПОВЕДИ
Как читать Слово Божье
1Ин.5.13 «Я написал это вам, верующим во имя Сына Божия,
дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия,
имеете жизнь вечную».
Поскольку в вере надлежит ежедневно возрастать, апостол сообщает, что для того написал им, уже верующим, свое послание, чтобы они верили еще тверже и определеннее. И при этом наслаждались совершенным упованием на вечную жизнь. Значит, читать учение Божье надо не только для того, чтобы обучить невежд начальному знанию о Христе. Но и для того, чтобы еще больше утвердить уже просвещенных, т.е. верующих. Поэтому нам надлежит постоянно и с усердием обучаться, чтобы вера наша возрастала в течение всей нашей жизни. В нас еще присутствует множество остатков неверия, и вера наша немощна до того, что даже в то, во что мы веруем, веруем еще не твердо, если не получим дальнейшего укрепления в вере. Имеется эффективный способ укрепления нашей веры. Она укрепляется тогда, когда объясняются сила и служение Христовы. Ап. Иоанн говорит, что написал именно это, т.е. что жизнь вечную надо искать только во Христе. Поэтому обязанность благочестивого проповедника Христа – утверждать учеников в вере и по мере сил превозносить Христову благодать. И научить верующих, чтобы они довольствовались ей, не искали чего-либо еще. Кроме того, апостол в этом месте учит, что собственным объектом веры является Христос. И с верою во имя Его связано упование на спасение, ведь цель веры в том, чтобы стать чадами и наследниками Божьими.
То, что сказано, можно забыть или сказать, что тебя неправильно поняли. А то, что записано, уже не зависит от того, какая у кого память. И на записанные слова труднее не обратить внимания или их истолковать превратно. Во времена Ветхого Завета, когда Бог обращался к израильтянам, Он повелел Своим пророкам записывать то, что Он говорил. Господь не хотел, чтобы Его слова забыли или извратили. Ап. Иоанн, ученик Христа, видевший Его преображение и слышавший Божий голос с небес, не просто рассказал об этом другим. Водимый Святым Духом, он написал одну книгу (Евангелие) и три послания. Эти его труды помогают отличить истину от заблуждения, верить в Христа и иметь совершенную радость. 1Ин.1.4 «И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна». Евангельское домостроительство не есть домостроительство страха, печали и ужаса, но мира и радости. Верующие должны радоваться своему блаженному родству с Богом, будучи Его детьми и наследниками. Для этого надо читать Слово Божье. Поскольку Библия – Слово Божье и поэтому Слово Истины, читать ее нужно с благоговением. Когда она учит нас, мы должны быть благодарны и послушны ей. Любой человек, понимающий, сколь драгоценно это общение с Богом, охотно довольствуется им одним и больше не томится разными пожеланиями. В жизни по Евангелию преуспевает лишь тот, кто, считая себя блаженным через общение с Богом, успокаивается только в Нем, предпочитает это общение всему миру и ради него готов оставить всё.
В Псалме 18 псалмопевец Давид перечисляет превосходные достоинства Слова Божьего в шести фразах. Пс.18.8-10 «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце. Заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни – истина, все праведны». В каждой из этих фраз упоминается имя Иеговы, и это не напрасные повторения. Ибо закон имеет свою власть и превосходства от законодателя. Здесь излагаются некоторые достоинства Слова, доказывающие его божественное происхождение, которые могли бы возбудить нашу любовь к нему, и которые превозносят его выше всех других законов. Библию написали люди, вдохновленные Духом Святым, и в ней не может быть неточностей. Это абсолютная истина о человеке, Боге, грехе и спасении. Библия сообщает нам информацию, которой мы можем доверять и которой можем пользоваться. Священное Писание, являясь и перечнем наших обязанностей перед Богом и наших ожиданий от Него, приносит нам намного большую пользу, чем воздух, которым мы дышим, или солнечный свет. Открытия о существовании Бога, сделанные на основании Его дел, могут послужить человеку. Чтобы восстановить его из падшего состояния, нужно идти Божьим путем, изложенным в Библии.
Чтобы Слово Божье способствовало нашему спасению, мы должны читать его с благоговейным отношением к каждой части Библии. Чтобы еще более возвысить Библию в наших глазах, мы должны относиться к ней как к духовному зеркалу, которое помогает одеваться нашей душе. Оно (это зеркало) показывает нам больше, чем мы можем увидеть в свете человеческой совести. Совесть способна обнаружить тяжкие грехи. Зеркало же Слова показывает грехи, спрятавшиеся в глубине сердца, тщетные мысли, неверие и т.п. Слово прописывает средство для исцеления мертвого сердца, гордости, неверия. Листы Библии, подобно листьям Дерева Жизни (Отк.22.2), предназначены для исцеления народов.
Давайте будем читать Библию пытливым разумом. Господь Иисус говорит: Ин.5.39 «Исследуйте Писания». В книге Деяний написано, что верийские христиане «приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания» (Деян.17.11). Некоторые «скачут галопом» по Библии, проглатывая главу за главой, и извлекают из нее лишь очень малой пользы. Но поскольку у нас есть Слово действенное и спасающее, мы должны размышлять над каждым отрывком Библии. Размышления над Словом не должны заканчиваться, когда мы из Библии прочитали свой отрывок на данный день. Мы должны продолжить размышление в течение всего дня. Бывает, что люди запоминают стихи из Библии или записывают их, чтобы прочитать в свободную минуту. Псалмопевец дал понять, что он читает Слово Божье не для того, чтобы потом забыть. Пс.118.97 «Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем». Если мы любим что-то, мы думаем о том постоянно. Давид не только читал книгу закона, но мысленно переваривал прочитанное и сообразовывался с ним. Если Слово Божье будет находиться в нашем разуме весь день, то тогда мы с большей охотой исполним его и переступим через него с меньшей охотой. Вот в чем ценность постоянного размышления. Читать Библию, не думая, всё равно, что есть пищу, не пережевывая. Итак, дело не в том, читаем ли мы Библию или нет. Мы можем встретить верующих, которые хвастаются, как много раз они прочитали Библию. Но за их напыщенными словами легко проглядывается невежество в Слове Божьем. Очень важно при чтении задавать себе вопрос: «Разумею ли я, что читаю?» А чтобы быть прилежными и внимательно читать его, примем во внимание тот факт, что написанное Слово – это важный эталон поведения христианина. Как же внимательно должны мы читать этот Божий стандарт! Мы должны помнить, что написанное Слово является не только образцом, оно выступит в роли нашего судьи. Библия имеет двойную миссию: учить и судить.
Читая Библию, мы должны верить в то, что она принадлежит вечному Богу. Слово приходит с властью и доказывает свое небесное происхождение. Писание богодухновенно. 2Тим.3.16 «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Его слова должны звучать для нас вернее гласа с небес. 2Пет.1.18-19 «И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово. И вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте». Неверие отказывает Писанию в силе, считая Слово бездейственным. Если люди сначала сомневаются в истинности Писания, то потом отходят от него.
Читая Слово Божье, мы должны находить в нем радость. Вспомним слова пророка Иеремии. Иер.15.16 «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего». Всякое надежное утешение мы можем обрести только в Слове. Писание, по словам Иоанна Златоуста – духовный сад, а Божьи обетования, данные в нем – благоухающие цветы в этом саду. Какое наслаждение мы испытываем, прогуливаясь между этими чудесными клумбами! Какое утешение – иметь советником Самого Бога во всех наших сомнительных и запутанных вопросах! Пс.118.24 «Откровения Твои – утешение мое, советники мои». Только тот, кто приходит к Слову с радостью, идет от него к успеху.
Мы должны убедиться в том, что после прочтения Библии мы сберегаем Слово в своем сердце. Пс.118.11 «В сердце моем сокрыл я слово Твое». Человеку, попадающему в зараженные места, рекомендуют носить индивидуальные средства защиты. Так и Давид носил в своем сердце Слово, чтобы уберечься от заражения грехом. Семя, сокрытое в земле, дает ростки злаков. Так и Слово, сокрытое в сердце, приносит добрый плод. Давайте прилагать усилия к тому, чтобы иметь не только свет для разума, но и силу в сердце. Для этого потрудимся записать Слово в сердце. Пс.36.31 «Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его». Все свои желания мы должны полностью подчинить воле и Слову Бога. Напрасно мы притворяемся, что Бог есть наш Господь, если не принимаем Его Закон в своем сердце и отказываемся, чтобы Он управлял нами. Закон Божий должен быть повелевающим и управляющим принципом в сердце человека. Он должен быть светом и источником в нем, и тогда наш путь будет правильным. Закон предотвратит грех и тревоги, которые вытекают из него. В Библии очень много ценных советов. Писание говорит: 1Пет.5.5 «облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Давайте не будем превозноситься в собственных глазах. Слово призывает нас к святости. Когда мы имеем копию Слова в нашем сердце, то преображаемся и уподобляемся нашему Спасителю Христу.
Мы живем в стране, где в магазинах полно продуктов и люди не голодают. Поэтому мы плохо знакомы с симптомами голодания. А они такие: сначала страшно хочется есть, но потом организм слабеет, ощущения притупляются, и чувство голода уходит. В конце концов, дело доходит до того, что если перед голодающим поставить еду, он не будет проявлять к ней никакого интереса. Духовное голодание развивается точно так же. Если мы привыкли каждый день питаться Словом Божьим, то у нас само собой проявляется чувство голода, если в какой-то день почитать Библию не удается. Но если не удается раз, другой, третий, то постепенно пропадает всякое желание читать Библию. И тогда мы сами себя изнуряем духовным голодом. Если вы потеряли вкус к «хлебу жизни», признайтесь, что никто, кроме вас, в этом не виноват. И попросите Бога, чтобы Он вернул вам потребность к Его Слову. Берегитесь духовного голодания.
Читая Священное Писание, будем просить Бога о благословениях. Попросим Святого Духа о мудрости и откровениях, чтобы нам увидеть «глубины Божии» (Еф.1.17; 1Кор.2.10). Молите Господа о том, чтобы Святой Дух, Автор Библии, дал нам способность понимать Слово. Далее, просить будем Бога, чтобы Он дал нам «благоухание познания о Себе», дабы нам вкусить сладость прочитанного нами Слова (2Кор.2.14). Давид нашел, что Слово «слаще меда и капель сота» (Пс.18.11).
Боже! Дай нам Свое Слово не только как мерило святости, но и Свою благодать как принцип святости. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже, Которому мы верим свято! Ты хочешь, чтобы дети Твои читали Твое Слово день за днем. И не просто читали, а вникали в Слово, жили в нем. Ты говоришь, что читать Твое учение надо не только для того, чтобы обучить невежд начальному знанию о Христе. Но и для того, чтобы еще больше утвердить просвещенных. Просим, помоги нам понимать Твое Слово и всем сердцем желать это Слово исполнять. Вразуми нас, чтобы мы могли соблюдать законы Твои. Дай нам помнить, что читать Библию нужно не для того, чтобы надмеваться знаниями, а наоборот, чтобы «сдуваться», выпуская из себя гордыню. Мы благодарим за то, что Ты, наш Бог, сотворивший мир Своим Словом, в Слове приходишь к нам снова и снова. Спасибо за Слово Твоей любви и благодати. Нас создал Спаситель, и спас нас Создатель. Просим, Святой Дух, руководи нами при чтении Библии, чтобы вера наша возрастала в течение всей нашей жизни. Помоги нам быть благодарными и послушными Твоему Слову. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.