ПРОПОВЕДИ
В мире будете иметь скорбь
Ин.16.33 «Это сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир.
В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».
Господь Иисус обещает ученикам, что они будут иметь мир в Нем, какие бы скорби ни встретились им в этом мире, потому что Он победил мир. В начале нашего эпиграфа слово «мир» следует понимать как «душевный покой», а второй раз это же слово «мир» – в смысле мировой системы. Из слов Господа следует, что если они не будут иметь покой в Нем, то вообще не будут иметь его. Ибо в мире будут иметь скорбь. Они не должны рассчитывать на что-либо другое. Но они могут утешать себя тем, что их Господь победил мир.
Цель, которую преследовал Господь Иисус в Своей прощальной проповеди ученикам, заключалась в том, чтобы они не тревожились по поводу Его ухода от них. Он хотел убедить их в том, что Его уход от них к лучшему. Христос сказал им всё это для того, чтобы они, владея Им, могли владеть самими собою. Господь желает, чтобы Его ученики имели мир внутри себя, какие бы несчастья ни обрушивались на них извне. В Нем мы имеем мир с Богом, поэтому, находясь в Нем, мы обретаем мир своей душе.
Господь предупреждает учеников, что они в этой жизни не будут иметь мира (покоя). Они были посланы провозглашать мир на Земле и Божье благоволение к людям, тем не менее, они должны были ожидать встретить неприятие и недоброжелательность от людей. Удел учеников Христа в этом мире – скорби. Люди гонят их, потому что они лучше их, а Бог наказывает их, чтобы они стали еще лучше. Люди замышляют отторгнуть их от Земли, а Бог помышляет путем страданий делать их более совершенными для неба. Т.о., находясь между миром и Богом, они будут иметь скорбь. Некоторые христиане страдают за свою веру больше, чем другие. Но можно сказать, что все истинные верующие подвержены различным переживаниям и тонким ущемлениям, которые могут выражаться в насмешках со стороны мирских людей, в ограничениях по работе и т.п. Скорби, которые христианин переносит ради Господа Иисуса, не будут тщетными. Жить для Христа, следовать за Ним – нелегко, но этот путь ведет к вечной жизни. В связи с этим Господь ободряет их. Он хочет, чтобы они не только утешались, но были мужественными, не падали духом. Ибо всё будет в порядке. Т.о., личная заинтересованность и обязанность учеников Христа заключаются в том, чтобы среди скорбей, причиняемых им в этом мире, быть мужественными, сохранять свою радость в Боге, что бы ни довлело над ними. И сохранять свою надежду на Бога, что бы ни угрожало им. Хотя их и огорчают, потому что окружающий мир не может не огорчать их, тем не менее, они всегда должны радоваться (2Кор.6.10). Основание для этого ободрения – Христос победил князя этого мира. Он победил людей, обратив многих из них в веру, пленив их в послушание Своему Евангелию и сделав их сынами Своего Царства. Он победил мир не ради Себя, но именно ради нас. Так что, отчаявшись в самих себе, но взирая при этом на Его величественную славу, мы спокойно можем терпеть всякое выпадающее нам зло. Итак, если мы хотим быть христианами, нам не следует отказываться нести свой крест. Надобно руководствоваться лишь одним: сражаясь под водительством Христовым, мы даже в жесточайшей битве находимся в полной безопасности.
В наше время многие забыли о кресте в христианстве. Однако в Новом Завете нет указаний на то, что христиане будут популярными и будут жить удобно, преуспевая в мире. Спаситель сказал, что мир лежит во зле, поэтому мир возненавидел Его Самого, а также будет ненавидеть Его последователей. Господь был презрен и отвержен людьми. Над ним насмехались, Его оскорбляли и, в конце концов, распяли. Во многих частях мира христианам и в наши дни приходится страдать от нехристианского окружения.
Побуждая евреев к стойкости, автор в Послании к евреям напоминает им об их прежних страданиях за имя Христа. Евр.10.32,33 «Вспомните прежние дни ваши, когда вы, бывши просвещены, выдержали великий подвиг страданий. То сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии». В ранние дни христианства против исповедующих веру во Христа поднимались жестокие преследования, и верующие евреи разделили эту участь. Как только Бог озарил божественным светом их сердце, простер к ним Свое благоволение, так тотчас Земля и ад объединили свои силы для борьбы против них. Сатана и мир не тревожат тех, кто остается в своем природном состоянии. Но силы тьмы яростно обрушиваются на тех, кто под благодатью. Адресаты Послания к евреям столкнулись со многими и различными бедствиями. Они страдали лично сами, служили зрелищем для людей и ангелов. Но они принимали участие и в страданиях своих братьев. Дух христианский – это сострадательный дух, не себялюбивый, а сочувствующий. Он заставляет страдания каждого христианина считать своими собственными, вызывает в нас жалость к другим. И побуждает нас ходатайствовать за них и помогать им. Мы должны быть благодарны нашим братьям за их соучастие в наших скорбях. Христиане должны не только с терпением переносить страдания, но и с радостью принимать их от Бога как особое благоволение и как честь. Как признание их достойными принять поношение за Христа. Со Своей стороны, Бог укрепляет Свой страдающий народ всякою силою по могуществу славы Своей. Эти страдания помогли им выдержать всё, т.к. они знали, что на небе они будут иметь лучшую жизнь, лучшее имущество, лучшую свободу, лучшее общество. Христиане должны знать это, они должны иметь уверенность в этом внутри себя. Ибо Дух Святой свидетельствует их духу.
Слишком много христианских программ направлено на то, чтобы развлекать слушателей и демонстрировать достоинства христианства. Велик соблазн сделать Евангелие привлекательным. К сожалению, вместо того, чтобы стараться как можно меньше походить на людей этого мира, мы стараемся подражать им. Говорят, что времена сейчас другие, что человечество стало более образованным и что современные верующие не нуждаются в том, чтобы страдать так, как страдали наши предки. Однако чем более соприкасаемся с этим миром, тем более попадаем под власть греха. И, участвуя в грехах мира, мы не можем служить Богу, как должно. В Послании к римлянам ап. Павел пишет: Рим.12.2 «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего». Цель нашей жизни – быть верными Богу. Гораздо более важно услышать не одобрение окружающих, но слова нашего Господа: Мф.25.21 «Хорошо, добрый и верный раб». Раб был отмечен знаком своего хозяина. Мы должны спросить себя: носим ли мы на себе знаки Христовы? Если мы не будем носить эти знаки, мы будем отмечены знаками другого хозяина – сатаны. Дуайт Муди (американский пастор и проповедник, 19-й век) однажды сказал: «Если миру нечего сказать против вас, берегитесь! Может случиться, что Христос ничего не скажет в вашу пользу». Самое большое свидетельство миру сегодня – это то свидетельство, которое несут верующие люди, умершие для греха и живые для Бога. Если мы искренние верующие, то должны быть отделенными от мира.
Мы не должны преднамеренно искать скорбей, навлекать их на себя, думая, что таким образом мы можем заслужить особое благоволение в очах Господних. Христос сказал: Мф.6.16 «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимся». В этих словах содержится ясное предупреждение, чтобы мы не хвалились скорбями, которые мы сами навлекли на себя.
Псалмопевец царь Давид пишет: Пс.33.20 «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь». В скорби праведники приобщаются к страданиям Иисуса Христа, начальника и совершителя веры. Писание не пытается внушить нам, что милость Божья оградит нас от всех скорбей. Напротив, оно увещает нас ожидать испытаний в земной жизни. Скорби приходят к нам отовсюду. Есть люди, которые ненавидят благочестивых и постоянно стараются причинить им зло. Но Господь Бог приведет Своих искупленных к победе целыми и невредимыми, несмотря на все их беды и напасти. Страданиям верующего придет конец, и это будет воистину радостный исход. Удел праведных был бы тяжел, если бы обещание об избавлении не услаждало их сердце. Господь, пославший скорбь, заберет ее, как только замыслы Его будут исполнены. Но Он никогда не позволит скорбям и тревогам причинить вред Его возлюбленным детям.
Во Втором послании к коринфянам после вступления ап. Павел повествует о благости Божьей, проявленной к нему и его сотрудникам в их многочисленных скорбях. В мире они имели скорби, но во Христе обретали мир. 2Кор.1.4 «Утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих». Если скорбь добрых христиан переносится ими с верой и терпением, то они достигают этой доброй цели. Подобно тому, как ап. Павел оправдал свои скорби от поношений и левых слухов, одновременно он убеждает коринфян, что небесное утешение сделало его победителем и для их блага и пользы. Апостол жил не для себя, а для Церкви. Поэтому всякую благодать, дарованную ему Богом, он считал данной не ему одному, но и для помощи остальным. Господь, благотворя нам, Своим примером приглашает нас быть щедрыми к нашим ближним. Поэтому не следует заглушать свои духовные богатства. И пусть всякий предает другим то, что воспринял сам. Апостол признает, что поддержан божественным утешением, чтобы и самому оказаться способным утешать других.
В Библии есть рассказ о друзьях, которые пришли к Иову, услышав о постигшем его горе, чтобы сетовать с ним и утешать его. Целых семь дней они сидели и скорбели вместе с ним, видя, в какой он печали. Их участливое присутствие было утешением для страдальца. Однако затем они взялись за нравоучения и объявили Иову, что он, должно быть, согрешил и поэтому Бог наказывает его. Иов сказал друзьям о том, чего ожидала от них его исстрадавшаяся душа: сказать слова утешения, а не обвинения. Пусть история Иова послужит нам уроком: если кто-то скорбит, слушайте, а не учите.
Слово Божье обещает утешение скорбящим (2Кор.1.3-7). Но эта помощь не приходит вся сразу. На самом деле из того, что мы видим, можно заключить, что желаемое утешение может так и не прийти во всей полноте в этой жизни. Мы знаем, что однажды Бог отрет всякую слезу с наших очей. Отк.7.17 «Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их, и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их». Но до той поры наше исцеление может не быть полным. Боль утихает, но не исчезает. Псалмопевец говорит, что Слово Божие оживляет его, и это служит ему утешением в бедствии. Читаем Пс.118.50 «Это – утешение в бедствии моем, что Слово Твое оживляет меня». Мы с Божьей помощью можем увидеть признаки исцеления. Бог, омывши наши грехи, отрет и наши слезы.
Попытки отгородиться от горьких воспоминаний обречены на провал. Действительную помощь может оказать молитва. Пророк Иеремия глубоко скорбел о разрушении Иерусалима вавилонянами (Плач. 1,2). Однако он научился плакать, скорбеть. Поняв, что вызвало скорбь и, обратившись к Богу в молитве, Иеремия создал прекрасную песнь скорби – Плач Иеремии. В этом произведении главное внимание уделяется Божьему милосердию. Плач.3.22-23 «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя».
Боже! Научи нас скорбеть. Научи нас по-новому взглянуть на происшедшее и, подобно Иеремии, исполниться новой надеждой. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Ты утешение дал нам, чтобы мы несли надежду и Божий свет пролили там, где прежде царила тьма. Просим, дай нам понять, что утешение мы сможем найти лишь в Тебе. Хотя превратности судьбы порой заставляют нас вздыхать и печалиться, дай нам всегда радоваться Твоей верности и Твоим обетованиям. Ибо самая густая тьма скорби не может погасить свет надежды. Если горе и невзгоды потрясут нашу душу, или безрадостные годы принесут тяжесть в сердце, то помоги нам сказать Иисусу Христу: «Я верю, что Ты со мной!» Если нас постигнет скорбь, глаза наполнятся слезами, а сердце печалью, помоги нам вспомнить о том, что Христос приготовил нам небесный дом, в котором не будет скорби. Пусть наше сердце поет песни не печали, а веры. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.