ПРОПОВЕДИ
Дал власть быть чадами Божьими
Ин.1.12,13 «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими,
которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились».
Христос пришел не просто в мир, который был для Него Своим на правах Творца, но к народу израильскому, который был Его особым народом. У Него были все основания ожидать, что те, кто принадлежал Ему по праву, окажут Ему радушный прием, учитывая то, в каком великом долгу были они перед Ним. И какая благоприятная возможность познать Его открылась перед ними. Они имели Божьи предсказания, задолго известившие их о том, где и когда ожидать Его, и из какого колена Он должен был восстать. Его приход сопровождали знамения и чудеса. Но большинство народа отвергло Его. Однако нашелся остаток, который признал Его и оказался верным Ему. Хотя народ в целом упорствовал и погибал в неверии, всё же некоторые из них были склонны покориться Христу и Евангелию.
Особенность и отличительное качество подлинного христианина заключаются в том, что он принимает Христа и верует во имя Его. Веровать во имя Христа, значит признавать откровения Библии о Нем и принять евангельский путь спасения. До сих пор право сыновства принадлежало исключительно израильтянам. Теперь же через веру во Христа детьми Божьими становятся и язычники. Им дана власть, т.е. полномочие. Ибо ни один человек не может принять на себя это право, но лишь тот, кто уполномочен хартией Евангелия. Несказанная привилегия всех истинных христиан состоит в том, что они являются детьми Божьими. По природе они были чадами гнева, чадами этого мира. Но они стали, сделались детьми Божьими. Ими становятся, а не рождаются. Своей привилегией усыновления они целиком обязаны Иисусу Христу. В Нем были предопределены к усыновлению, от Него принимают отличительные особенности детей Божьих и Дух усыновления (Дух Святой). Апостол добавляет, что чадами Божьими становятся, родившись не от святого корня (патриархов), не по воле плоти, но родившись от Бога.
Принять Христа может лишь тот, кто освободил свое сердце от всего того, что несовместимо с Господом. Человек должен отказаться от собственного «Я», от своей лживой славы. Господа не устраивает какой-то уголок в нашем сердце. Он – Господь славы, Ему надо отдать или всё или ничего (Между прочим, только так Он может ввести нас в Свое Царство). Он должен занять центральное место в нашем сердце. Принять Его означает – признать Иисуса Христа единственным своим Господином. Верить в Его имя (Иисус означает Спаситель) означает верить в то, что только Он может спасти нас от грехов. И Он готов нам доказать, что Он и наш личный Спаситель. Обратись к Нему с просьбой, и Он ради имени Своего станет и твоим Богом-Спасителем. Пример такого обращения к Богу содержится уже в псалме Асафа Пс.78.9 «Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас, и прости нам грехи наши ради имени Твоего».
В 8-ой главе Послания к римлянам ап. Павел пишет о будущей славе верующих. Рим.8.17 «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться». Содержание этого стиха слишком великолепно для того, чтобы поместиться в наших тесных и неверных сердцах. Сколь бы мы ни видели, ни слышали и ни воспринимали его буквальный смысл, тем не менее, оно остается вне сердца. Так что мы часто заканчиваем лишь тем, что видим эти слова глазами и повторяем их устами. Мы не можем истинно веровать, осознать и усвоить столь великолепное обетование. Даже те люди, которые веруют больше всего, вынуждены это признать. Мы – наследники великого всемогущего Бога и сонаследники Его единородного Сына в вечном Царстве славы. Для недостойного грешника считалось бы величайшей честью и славой, если бы он был и назывался лишь слугой (рабом) Божьим. Ведь мы вполне оправданно почитаем служителей Божьих. Но здесь и в других местах Дух Господень говорит нам, что верующие во Христа будут не только слугами и служанками Бога, но и истинными детьми Божьими и сонаследниками Христа. На земле считается высоким достоинством, честью и славой быть сыном или дочерью главы государства. Но что это в сравнении с тем, чтобы быть чадом и наследником Самого божественного Величества. Мы чувствуем, что это слишком величественно. И принимаем лишь потому, что не хотим считать Христа и Его апостолов лжецами.
В стихах 38 и 39 гл.8 Послания к Римлянам апостол перечисляет всё, что могло бы отлучить верующих от Христа и делает вывод, что это невозможно. С помощью Господа мы преодолеваем жизненные трудности и ничто не может отлучить нас от Божьей благодати. Рим.8. 38,39 «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начальства, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Это важно знать, потому что брань наша происходит не только со скорбями, которые мы испытываем от настоящих зол, но и со страхом и беспокойством, которыми грозят нам грядущие опасности. Т.о., не следует страшиться, что усыновление наше прервется из-за сколь угодно долгой череды зол. Ничто не может уничтожить нашу любовь к Богу и Божью любовь к нам, ничто, кроме греха. Любовь между Богом Отцом и истинными верующими осуществляется через Иисуса Христа. Он есть Посредник нашей любви. Бог Отец может любить нас, и мы можем осмелиться любить Его только во Христе и через Христа. Это составляет основу неизменности любви, потому что Иисус Христос, в Ком Он любит нас, вчера, сегодня и вовеки тот же.
Отличительный признак детей Божьих – они водимы Духом Святым, подобно тому, как ученик водим своим педагогом в процессе обучения; путешественник – гидом; а воин – командиром. Рим.8.14 «Ибо все, водимы Духом Божиим, есть сыны Божии». Здесь говорится о скрытой славе верных. Из всех людей на Земле детьми Божьими являются лишь те, которые побуждаемы и направляемы Духом Божьим. Слово «водить, управлять» указывает на жизнь в целом, которая направляется Святым Духом. Это проявляется в том, что, когда плоть и другие духовные враги становятся причиной отступления и ошибочных шагов, человек всегда поднимается в покаянии и вере. И возвращается к следованию за Святым Духом. Случайное добро или зло здесь ничего не доказывает. Нужно принимать во внимание направление всей жизни. Те, которые не водимы Духом Божьим, не дети Божьи. Здесь апостол разоблачает ложность надежды тех людей, которые пребывают среди детей Божьих внешним образом, но не в Духе и истине. Во всем мире мы увидим это главное различие: большинство людей живут лишь по плоти, повинуясь своим собственным страстям и обычаям мира сего. Либо живут более утонченно: в стремлении утвердить свою собственную праведность, но без водительства Слова Божьего и Святого Духа. Но наряду с такими есть другие люди, которые постоянно занимаются вопросом о том, как нужно правильно веровать и ходить во Христе. Эти люди, при всех своих слабостях, стремятся к главной цели: умерщвлять свою плоть, а также словом и делом исповедовать своего Господа. Так что вся их жизнь идет в противоположном направлении по сравнению с жизнью всего мира. Этого никогда не добьются плоть и кровь, это совершается лишь Духом Святым. Имеющие Святого Духа обличаются даже за самую потаенную испорченность, холодность, себялюбие, упущения и т.д. И поэтому всегда должны как бедные грешники жить одним лишь Христом. Они имеют «Дух Христов», лишь такие люди принадлежат Ему, лишь такие люди являются детьми Божьими.
Кроме того, Святой Дух свидетельствует верующим о том, что они дети Божии. Рим.8.15 «вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления». В духе рабства пребывала ветхозаветная Церковь, поскольку домостроительство ее было таинственным и внушающим страх. Покрывало знаменовало рабство. Ап. Павел как бы сказал римлянам: «Но вы принадлежите не к тому домостроительству, вы приняли не того Духа». И в духе рабства находились многие избранные в период своего обращения, когда Дух Святой пробуждал в них сознание греха и гнева Божьего. Как, напр., люди, обращенные в день Пятидесятницы (Деян.2), темничный страж (Деян.16) и сам ап. Павел (Деян. 9.6). Ап. Павел говорит, что этот период закончился. Некий богослов сказал: «Бог как Судия посылает нас посредством Духа рабства к Христу как Посреднику, а Христос как Посредник посредством Духа усыновления посылает нас обратно к Богу как к Отцу». Хотя чадо Божье может снова подпасть под ярмо рабского духа страха и засомневаться в своем сыновстве, однако благословенный Дух Святой не становится опять Духом рабства, ибо в таком случае Он был бы свидетелем лжи. Люди получают документ, подтверждающий усыновление. Но только Бог может, усыновляя людей, дать им Дух усыновления. Т.е. человек обретает божественную жизнь и божественную природу. Это исключительно Божия прерогатива. Именно Дух усыновления (Дух Святой) производит в детях Божьих любовь к Богу как к Отцу, влечение к Нему и чувство зависимости от Него как от Отца. Освященная душа отражает в себе образ Божий, как ребенок – образ отца своего.
Мы выше говорили о том, что Святой Дух производит в детях Божьих дух усыновления. Но Он еще и свидетельствует им об этом. Рим.8.16 «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии». В первом случае Дух Святой действует как освящающий, а в данном – как Утешитель. Он «свидетельствует духу нашему». Некоторые имеют свидетельство своего собственного духа, что их духовное состояние благополучно, но не имеют такого свидетельства от Духа Святого. Как правило, свидетельство собственного духа ошибочно. Кто оправдан Богом, тот имеет свидетельство Его Духа. Под этим следует понимать не какое-то сверхъестественное, особое откровение, но обычное действие Духа Святого, дающего мир душе посредством утешения. Это Его свидетельство согласуется со свидетельством Библии. Ибо Дух, пребывающий в сердце, не может противоречить Духу, говорящему через Библию, т.к. это один и тот же Дух.
Усыновление и возрождение неотделимы, как два аспекта приносимого Христом спасения. Но их следует различать. Усыновление – это установление особых отношений с Богом, тогда как возрождение – это изменение нашей греховной природы. Но связь между ними очевидна. Бог желает, чтобы Его дети, которых Он любит, имели Его характер и вели себя соответствующим образом.
Можно привести много мест из Библии, где говорится, кто есть дети Божьи. Вспомним только слова Господа Иисуса: Мф.5.13,14 «Вы – соль земли … вы свет мира». Нам надо знать, кто мы и нужно верой вступить в то, что Господь для нас приобрел и приготовил. «Вы – соль земли» - великая задача и великое призвание. Соль – одна из самых необходимых вещей. Самая лучшая пища без соли негодна и невкусна. И съестные припасы без соли портятся и гниют. Без верующих мир стал бы негодным для Бога и начал бы гнить. В вечности только откроется, сколько благодарности должен мир детям Божьим, и как лишь одно присутствие верующих служит благословением для окружающих их. Бог принимает молитвы Своих детей, и дает Свое благословение стране, народу, правительству, населенным пунктам, местностям.
«Вы – свет мира». Свет – это сияние светильника, озаряющее тех, кто во тьме. Для охваченной духовной тьмой мира дети Божьи являются светом, прогоняющим тьму мира. По природе они являются исцеляющей солью, а по поступкам – сияющим светом. Дети Божьи, как зажженный светильник, не должны быть накрыты сосудом. Свет от них должен светить. Они должны совершать добрые дела, прославляющие Отца Небесного.
Только малая часть людей является детьми Божьими. У всех остальных тоже есть отец – дьявол. Господь Иисус говорит об этом, как о причине, объясняющей, почему не понимают Его слова, не принимают Его благодать. Ин.8.43,44,47 «Почему вы не принимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец дьявол, и вы хотите исполнить похоти отца вашего… Кто от Бога, тот слушает слова Божии; вы потому не слушаете, что вы не от Бога».
Да просветит Господь разум еще многим, блуждающим во мраке этого мира! Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Христос в том явил пример Своей чудесной благодати, что удостоил верующих во имя Его чести усыновления. Он дал им нечто, что ранее представлялось невозможным. Благодарение Тебе, сделавшем нас пригодными к участию и жребии святых. Мы благодарим и за то, что вера ничего не приписывает плотскому происхождению, но всякое благо относит только к божественной благодати. И что вера происходит не от нас, но является плодом духовного возрождения. Благодарим, что сама вера есть дело Святого Духа, обитающего только в чадах Божьих. Мы благодарим, что плодом усыновления является наследие вечной жизни. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.