ПРОПОВЕДИ
Имейте добрую совесть
1Пет.3.16 «Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев,
были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе».
Ничто так хорошо не подтверждает исповедание христианской веры, как указанные здесь два средства – добрая совесть и доброе житие. Поскольку слово без благочестивой жизни обладает небольшим авторитетом, апостол соединяет с исповеданием веры добрую совесть. Мы видим, что у многих хорошо подвешен язык. Такие много говорят, но безуспешно, если их жизнь не соответствует их словам. Кроме того, нужное дерзновение в слове дает нам одна только добрая совесть. Ибо те, кто много болтает об Евангелии, но развращенной жизнью обличаются в нечестии, не только выставляют себя на смех, но дают повод неверующим клеветать на само учение. Совесть добрая тогда, когда она хорошо исполняет свои функции, сохраняется непорочной и чистой, свободной от сознания вины. Тогда она оправдает нас, если даже люди осудят. Доброе житие во Христе – это жизнь по учению Христа и по Его примеру. Перефразируем слова ап. Петра: «Наблюдайте хорошо за своей совестью и за своей жизнью. Тогда, хотя люди будут злословить вас, вы сумеете оправдать себя, а обвиняющих вас – постыдить. Возможно, вы думаете, что тяжело страдать за добрые дела, за чистоту совести и за доброе житие. Но не смущайтесь, ибо для вас лучше (а для ваших врагов хуже) пострадать за добрые дела, нежели за злые». Самые честные люди не могут избежать осуждения и клеветы со стороны злых людей. Они будут злословить их как злодеев, и обвинять в преступлениях. Так же обращались с Иисусом Христом и Его апостолами. Добрая совесть и доброе житие – это самый верный способ сохранить доброе имя, они обеспечивают отличную и прочную репутацию. Ложные обвинения обычно оборачиваются позором для обвиняющих, поскольку, в конце концов, обнаруживаются их безрассудство, несправедливость, лживость и жестокость. Господь допускает иногда, чтобы добрые люди пострадали за свои дела, за свою честность и за веру.
Людям ежедневно приходится решать жизненные вопросы. Если ты начальник, перед тобой может встать вопрос: брать взятку или не брать. Если подчиненный – писать в отчете правду или приукрасить истину, т.е., проще говоря, соврать. Если ты студент или школьник – писать контрольную работу самому или списать ее, т.е. опять соврать. Когда такие вопросы встают перед христианами, их выбор важен, потому что тут проверяется, принимаем ли мы Божьи требования к нашей морали всерьез или просто притворяемся, что принимаем. Есть только один способ застраховаться от неправильных решений – доверить свой выбор Богу. Поступать так, как от тебя того хочет Бог. А Свое мнение нам Бог сообщает через совесть нашу. Совесть как бы посредствующее звено между Богом и людьми. Праведники древних времен называли ее оком Божьим, запечатленным внутри нас; началом, связующим мир горний и земной. Совесть – словно стражник, который поставлен, чтобы следить за человеком и раскрывать и то, что он с легкостью скрыл бы, если бы мог. Вот откуда произошла старинная поговорка: совесть подобна тысяче свидетелей. Нам доводится выбирать: поступать так, как хочет от нас Бог, или так, как хочется нам.
Всякий человек, не исключая и неверующих, не знающих Божьего Закона, имеет внутри себя это вложенное в него Богом чувство доброго и справедливого, которое и побуждает его к правильным действиям. Совесть является признаком бессмертия человеческой личности. А нечистая совесть является несомненным признаком того, что человек не возрожден.
Совесть обладает огромной властью – после Бога она наш первый судья. 1Ин.3. 20,21 «Ибо если сердце (наше) осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё … Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу». Апостол обосновывает суд совести и утверждает ее авторитет. В данном контексте «наше сердце» – это наша способность судить о самих себе. Посредством этой возвышенной способности мы можем познавать самих себя, свои страсти, свои настроения и поступки, и составлять суждение о нашем состоянии перед Богом. То же самое относится и к совести, или силе нравственного самосознания. Бог больший Судья, нежели совесть. Поскольку Он – верховный Судья, то Его приговор подлежит полному и окончательному осуществлению. Если совесть оправдывает нас, тогда мы можем надеяться, что Бог примет и оправдает нас. Поэтому велениям совести следует оказывать неукоснительное послушание и относиться к ним с почтением. Утешения, получаемые от совести – самые сладостные из всех в нашей земной жизни, а ее осуждающие приговоры – самые ужасные. Куда бы мы ни шли, совесть днем и ночью сопровождает нас. Что бы мы ни думали, ни сказали, и ни сделали, совесть оценивает всё это. Совесть интенсивнее всего действует тогда, когда к телу приближается смерть. Без сомнения, совесть – лучший друг или худший враг во всем мире. От личного отношения человека к суду совести зависит развитие его характера, который образуется различно, смотря по тому, поступает ли он по ее велению или же восстает против нее и идет наперекор ей. В первом случае человек утверждается в добром и пользуется доброй, чистой и непорочной совестью. В последнем случае он мучается порочной и оскверненной совестью.
В душе некоторых людей любовь к миру подавляет обличения совести. И они думают, что их извиняет то обстоятельство, что они слишком загружены земными делами, и у них недостает времени для исполнения религиозного долга. Мир ежедневно посылает им всё новые и новые заботы. Но совесть их от этого не умолкнет. Ни совесть, ни Бог не довольствуются таким поведением. Весьма вероятно, что заботы людей, занятых земными делами, уменьшились бы, если бы они слушались наставлений совести.
Совесть нередко обвиняет нас в лицемерии в отношении Бога. Проще предоставить Богу служение тела вместо служения сердца. Стоять на коленях час или два дело трудное. Но смиряться, сокрушать сердце, возноситься к горнему – это требует еще больших усилий. Сидеть перед Богом не тяжело, если наши мысли свободно бродят, где им заблагорассудится. Но как трудно наблюдать за своим сердцем и заставлять свои блуждающие мысли думать только о Боге. Бог через Библию объявляет лицемерами тех, кто исповедует Его устами, но не имеет Его в своем сердце. Господь сказал: Ис.29.13 «этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня». Совесть наша обличает нас и в том случае, если мы отказываемся открыто исповедать общеизвестные истины о Боге, когда это сопряжено с внешней опасностью. И во время опасности совесть убеждает людей выступить за истину Божию и не отрекаться от нее. Она напоминает нам такие места в Библии, как: Мф.10.33 «А кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим Небесным». Но часто ее пересиливают искушения плоти, такие как: плотские страхи, недоверие Божьим обетованиям, пример тех, кто грешит рядом с нами. Страх перед страданием у некоторых превозмогает страх перед Богом. Страх перед людьми становится для них западней. И голос совести заглушается криками и угрозами земных противников. Совесть осуждает также недоверие Божьим обетованиям. Если бы люди верили в эти обетования, они бы никогда не страшились исповедовать христианскую религию. Они считались бы с Божьим предостережением: Ис.57.11 «Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною, и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце?» И обетованием: Ис.57.13 «а надеющийся на Меня наследует землю». Такие грехи будут дорого стоить. Ужасно предавать истину Божию ради земных целей.
Грехи, которые совершаются против второй скрижали Закона, называются нечестием и неправдой. Многие люди живут в этих грехах, хотя и могут знать, что им не избежать гнева Божьего. Рим.1.18 «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». И в этих случаях совесть не бездействует, обличает, укоряет людей в нарушении Божьих заповедей. Наиболее распространенные грехи: обман других людей; нежелание вернуть то, что попало в руки неправедным путем; плотская греховная нечистота; мы обсуждаем грехи других людей; мы не уделяем должного внимания нуждам других людей; мы не дорожим временем.
Совесть ныне многих обличает в том, что они тратят свое драгоценное, дарованное им Богом время бездарно. Ведь Бог через Библию призывает нас дорожить временем. Эф.5.15,16 «поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем». Совесть начинает мучить человека и спрашивает его, что он ответит на суде Божьем, где поднимется и этот вопрос. То, что поднимется, об этом написано: Пс.7.12 « Бог – Судия праведный, и Бог – всякий день строго взыскивающий». Некоторые даже из верующих не дорожат должным образом своим временем, беря пример с людей из мира.
После упорного сопротивления человека голосу совести она может замолчать, человек ожесточит свое сердце до полного безразличия к ней. Еф.4.18,19 «Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божьей, по причине их невежества и ожесточения сердца их, они, дошедши до бесчувствия, предались распутству». Такие люди лишаются всякого спасительного знания. Они сидят во тьме и из-за своего невежества и ожесточения сердца отчуждены от жизни Божьей. Они отвергли святой жизни. Но все-таки время от времени совесть даже у них пробуждается и тревожит человека страхом. Пр.28.1 «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним».
Мы должны держаться веры и доброй совести. Об этом напоминает ап. Павел своему духовному сыну Тимофею. 1Тим.1.18,19 «чтобы ты воинствовал … как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнувши, потерпели кораблекрушение в вере». Служение Господу и людям – это война, добрая война против греха и сатаны, под знаменем Иисуса Христа. Чада Божьи должны вести эту войну, невзирая на оппозицию и разочарования. Нас совесть побуждает к исполнению нашего долга. Мы должны держаться веры и доброй совести. Кто отверг добрую совесть, вскоре потерпит кораблекрушение в вере. Будем жить в соответствии с указаниями нашей совести, и будем хранить ее непорочной, не оскверненной никаким пороком или грехом. И это поможет нам сохранить себя в здравой вере. Мы должны следить как за одним, так и за другим, ибо таинство веры должно храниться в чистой совести. Те, кто отвергли добрую совесть и потерпели кораблекрушение в вере, не останавливаются ни перед чем, вплоть до богохульства. Если мы потеряем веру и добрую совесть, то неизвестно, где остановимся.
В Библии говорится об очищенной совести, т.е. о хорошо функционирующей совести. Евр.9.14 «То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному». Такую силу Крови Христа придавало то, что Он Сам отдал Себя в жертву за грех. И то, что Он принес Себя Богу Духом Святым. Апостол показывает, что жертву Христову надо оценивать не внешним ее проявлением, а силой Святого Духа. Ведь Христос пострадал как человек, но чтобы смерть Его была для нас спасительной, она черпала силу от действенности Духа. Ибо жертва вечного умилостивления была более чем человеческим делом. Сила Крови Христа очень велика. Во-первых, она способна очистить совесть от мертвых дел, она достигает самой души и совести человека. Той души, которая осквернена грехами. Эти грехи суть мертвые дела, потому что исходят из духовно мертвого человека и ведут его к вечной смерти. Как соприкосновение с мертвым телом делало человека церемониально нечистым (по Закону Моисея), так связь с грехом делает его духовно нечистым. Но Кровь Иисуса Христа очищает от этого осквернения. Во-вторых, она способна сделать нас пригодными для служения живому Богу, не только путем очищения от вины греха, разделяющей грешника с Богом, но и путем освящения и обновления нашей души через благодатное влияние Святого Духа. Если кто хочет очистить свою совесть, это нетрудно сделать: надо покаяться.
Боже! Помоги нам жить в соответствии с указаниями нашей обновленной, просвещенной совести и хранить ее неоскверненной никаким пороком или грехом. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Твой драгоценный дар людям – за совесть. Благодарим, что мы можем владеть этим сокровищем, которое дороже корон или престолов. С ним мы можем смело всем в глаза смотреть. Благодарим, что когда мы грешим или впадаем в искушение, она то ли обличает нас в грехе, то ли предупреждает, чтобы мы не согрешили. Благодарим, что если мы сделаем что-то недостойное, она должна привести нас к покаянию. Когда раздается пронзительный сигнал совести, дай нам не оставлять его без внимания. Помоги нам следовать ей строго и с дороги не свернуть. Умножь нашу веру в Иисуса Христа, чтобы наше сердце очистилось от порочной совести. Ибо Кровь Его может очистить «совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому». Даруй нам радость, возникающую от того, что у нас чистая совесть. Дай нам сохранить чистую, непорочную совесть, ибо она помогает нам поддерживать общение с Христом. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.