ПРОПОВЕДИ
Исполнение пророчества Иоиля о Духе Святом (на Пятидесятницу)
Деян.2.12 «И изумились все, и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?»
Необыкновенный дар, внезапно исполнивший всех учеников Христа, приковал к себе всеобщее внимание. Народу в Иерусалиме на этот раз скопилось много. Они были, в основном, «люди набожные» (ст.5), благочестивые, имеющие страх Господень перед очами своими. Немало людей из временно проживавших тогда в Иерусалиме прибыло «из всякого народа под небесами» (ст.5), из всех стран, куда рассеялись иудеи. Смысл этого выражения заключается в том, что в народе имелось определенное число людей, пришедших из большинства известных в то время стран света. В то время Иерусалим был местом встречи людей, чтящих Бога, местом встречи паломников со всех концов света. Причина, которая привела этих набожных людей в Иерусалим – мир ожидал прихода Мессии. Ибо только что истекли седьмины пророка Даниила и от Иуды отошел скипетр. И многие думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. Стремление получить свою долю благословений в Царстве Мессии заставило тогда наиболее ревностных и благочестивых иудеев и прозелитов находиться в Иерусалиме.
Пришельцы приходят в изумление, услышав учеников, говорящих на их, пришельцев, наречиях. По-видимому, ученики стали говорить языками прежде, чем носители этих языков подошли к ним. Пришельцы видят, что все ораторы суть галилеяне, которые не могли знать иные языки, кроме родного. Уроженцев Галилеи презирали, ни учености, ни учтивости от них никогда не ждали. Но Бог избрал немудрое и немощное мира, чтобы посрамить мудрых и сильных. Они находят, что ученики Христа изъясняются на их, пришельцев, языках ясно и без акцента. Они дивятся и с изумлением взирают на это знамение.
Некоторые их них высмеивают знамение языков. Отсюда явствует, столь велика злоба людей, когда сатана лишает их разума. Если бы Бог сошел прямо с небес, едва ли Его величие было заметнее, чем в этом чуде. Всякий, обладающий хотя бы каплей здравого смысла, изумился бы от одного слуха об этом великом событии. Сколь озлоблены те, кто, наблюдая за своими глазами и слыша ушами, тем не менее, насмехались. Осмеют ли они силу Божию своими остротами? Невероятно, но именно это они хотели сделать. Они мешали только себе узнать самые очевидные вещи. Справедливо мщение Божье подобным гордецам: Он предает их сатане и слепой ярости. Поэтому не стоит удивляться, если и сегодня многие слепнут при столь ярком свете. И надменно отвергают предложенное им спасение. Если даже редкие чудеса Божии, которыми Он являет Свою силу, подвержены человеческим насмешкам, то что говорить об учении, обычном и повседневном? В мире не все чувствуют Бога, когда Он Себя являет.
Словом «став» Лука, автор Книги деяний, указывает на значимость речи ап. Петра. Ведь встают те, кто собирается говорить к народу, чтобы он мог лучше слышать сказанное. «Петр возвысил голос свой» как человек, убежденный в своих словах. Он обращается к мужам иудейским, соучастникам убийства Христа. Суть его слов: «Мой Господь, Чьи слова вы часто слушали без должного благоговения и уже больше никогда не услышите по причине совершенного вами, восшел на небо. Через меня Он обращается к вам». Из зримого всеми дара Святого Духа (говорение языками) ап. Петр выводит уже состоявшееся явление Христа. Но прежде он опровергает ложное мнение о том, что ученики были якобы пьяны. Его опровержение основано на вполне вероятном доводе: люди обычно не напиваются по утрам. Ведь, как утверждает ап. Павел (1Фес.5.6), напивающиеся напиваются ночью. Ибо такие стыдятся и избегают публичности. Действительно, мерзость этого порока столь велика, что он заслуженно боится огласки. Однако не все учитывают этот довод. Уже в ветхозаветные времена пророк Исаия порицал тех, кто встает утром ради попойки. И сегодня имеются такие люди, которые от сна сразу переходят к возлияниям. Но, поскольку в целом это противоречит людским обычаям, отрицание ап. Петра звучит вполне обоснованно. Впрочем, он опровергает смеющихся не столько тогдашними обстоятельствами, сколько свидетельством пророка Иоиля. Говоря об исполнении предреченного, ап. Петр обличает их неблагодарность. Ведь им было обещано столь великое благословение, а они не признают его, когда оно уже предстало их взору. Апостол не хочет на всех навлечь одинаковую вину. Он поступает так потому, что насмешки некоторых дали повод научить всех. И этим поводом апостол не пренебрег. Проповедовал не один Петр, говорили все, по крайней мере, большинство из учеников. И три тысячи душ в тот день обратились и присоединились к Церкви.
Ап. Петр рассматривает здесь излияние Святого Духа, как исполнение библейских пророчеств, в том числе пророчества Иоиля о Духе Святом. Ветхозаветные пророчества о Царстве Мессии исполнились, поскольку излился Дух Святой. А потому исполнились также и слова о том, что приблизилось Царство Божие. Апостол цитирует одно из них, а именно, предсказание пророка Иоиля 2.28. Достойно внимания то обстоятельство, что ап. Петр не отверг Писаний и не почел себя выше их. Более того, его речь во многом представлена выдержками из Ветхого Завета, которые он приводит в подтверждение своих слов. Ученики Христа не мудрствуют сверх того, что написано в Библии. Да и Дух Святой был ниспослан свыше не для того, чтобы заменить Собой Писания. А для того, чтобы давать нам силу понимать их и совершенствоваться в них.
В отрывке, который цитирует апостол, говорится о «последних днях», т.е. о временах евангельских, благоприятных. Которые потому и названы последними, что период Царства Божьего, созидаемого благовествованием в сердцах людей, есть последнее мироустройство благодати Божьей. И нам не следует ожидать ничего иного, как только продолжения его до скончания века. Или же в этом цитируемом отрывке говорится о времени, наступившем спустя много веков после того, как умолкли пророчества ветхозаветной церкви. Это пророчество предрекало, что в будущем Дух благодати изольется свыше более обильным потоком, чем когда бы то ни было в прошлом. Некоторые люди и в ветхозаветные времена исполнялись Святого Духа. Теперь же Святой Дух изольется на всякую плоть, и на иудеев и на язычников, на людей из всяких сословий и знаний. Иудейские толкователи Писания учили, что Дух Святой нисходит исключительно на мудрецов и богачей, да и то лишь на тех из них, которые из семени Израилева. Но станет ли Бог ограничивать Себя их предписаниями? Ссылаясь на результат, ап. Петр доказывает уже совершившееся явление Мессии. Пророк Иоиль не говорит о последних днях, но, рассуждая о полном восстановлении Церкви, он, без сомнения, имеет в виду последние времена. Поэтому апостол не сказал ничего такого, что не соответствовало бы смыслу Иоиля. Он лишь добавил слово ради пояснения, чтобы иудеи знали: погибающая Церковь может восстановиться только тогда, когда обновится Святым Духом. И поскольку обновление Церкви знаменовало собой как бы новый век, апостол относит его к новым временам. Поскольку многие надеялись на скорейшее восстановление Церкви, апостол упрекает слушателей в небрежении. Ведь они даже сейчас не думают о том, как и почему произошло ожидаемое событие. Пророк, говоря «изолью», без сомнения, имеет в виду большое изобилие Духа Святого. Выражение «изолью от Духа» несет тот же смысл, как и высказывание «изолью Мой Дух». Ведь именно так говорится у пророка. Отсюда мы можем сделать для себя важный вывод: самое полезное, что нам может дать Бог – это благодать Святого Духа. Больше того, без нее всё остальное напрасно. Нельзя получить какое-либо благо, не получив ранее Святого Духа. Он как бы ключ, открывающий нам дверь, чтобы проникнуть в сокровищницу всех духовных благ и войти в само Царство Божие. В приведенных словах пророка и ап. Петра не отрицается, что отцы во времена Закона были причастны к той же самой благодати. Но в этом отношении мы, новозаветные верующие, их превосходим. В ветхозаветные времена лишь немногие получали через Святый Дух свет разумения, праведности, освящения. Познание их было неясным, словно покрытым завесой, по сравнению с тем, которое сегодня мы имеем из Евангелия. В нем Христос сияет в полном блеске. Понимание же отцов отдавало детоводительством Закона. Благочестивые цари, пророки и другие верующие в Бога не видели и не слышали того, что явил нам Христос.
Читали отрывок «и будут пророчествовать». Пророчество означает здесь редкий и особый дар разумения. Апостолы внезапно, по внушению Духа Святого, стали пророчески, сверх обычных человеческих способностей рассуждать о небесных тайнах. Пророк как бы говорит: «В Царстве Христовом Бог откроет Свои тайны не малому числу пророков, но всех вознесет до пророческого достоинства, даруя им духовную мудрость». Сказанное тогда иудеям говорится сегодня и нам. Хотя закончились видимые благодатные излияния Духа Святого, Бог всё же не забрал Его у Церкви. Поэтому в этом обетовании Он предлагает Духа всем нам.
Словами «на рабов Моих» обетование ограничено почитателями Бога. Ибо Бог не профанирует Свой Дух. А именно это и произошло бы, если бы Бог дал Его неверующим и презрителям. Несомненно, что мы становимся рабами Божьими через Святого Духа. Поэтому, мы не рабы Божьи, пока не примем Его. Но тех, кого Бог вначале принял в Свою семью и склонил Своим Духом к послушанию, Он затем наделяет и новыми дарами. Впрочем, пророк говорит здесь не о временном порядке, но о том, что благодать будет принадлежностью Церкви.
В стихах 19-20 мы читаем слова «и покажу чудеса …». Пророк употребляет метафору, означающую, что Бог по всему миру даст знамения Своего гнева. Они внушают людям такой ужас, как если бы происходили жуткие природные явления. Как Солнце и Луна свидетельствуют об отеческом благоволении Бога, посылая Земле свой свет, так и они же, по словам пророка, станут вестниками гнева и раздражения Божия. Под затмением Солнца, под кровавым видом Луны, под черным облаком дыма пророк имеет в виду следующее: куда бы люди ни обратили свой взор, везде им явится многое, внушающее ужас. Другими словами, пророк говорит: никогда дела в мире не складывались столь печально для людей, никогда не было столь жутких символов гнева Божия. Отсюда мы выводим, сколь бесценна благость Божия, предлагающая своевременное лечение от подобного зла. И, наоборот, сколь неблагодарны Богу и превратны те, кто не бежит к столь близкому и очевидному спасительному пристанищу. Этим страшным описанием Бог хочет подвигнуть всех верующих, чтобы те еще пламеннее возжелали своего спасения. И ап. Петр с этой же целью цитирует данный отрывок. Иудеи должны знать, что станут более чем несчастны, если не примут предложенную им благодать Святого Духа. Люди ленивы в принятии Христа, поэтому их надо понукать разными скорбями. Кроме того, призывая к Христу избранных, Богу надо сперва укротить их невзгодами и научить смирению. Во-вторых, смотря на состояние своих дел, люди возносят рог гордыни. И тот, кто считает себя счастливым, презрит Спасителя. В-третьих, поскольку мы сверх меры склонны к плотскому успокоению, некоторые привязывают благодать Христову к настоящей жизни. И нас полезно приучить к иным помышлениям, чтобы мы знали о духовности Христова Царства.
Вспомним последний наш стих: ст.21 «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Выше Бог через пророка угрозами и страхами подстегивал нас к поиску спасения. Здесь Он являет путь, на котором спасение воссияет перед нашим взором. Если бы Бог просто пообещал спасение, уже это было бы нечто великое. Но еще больше, когда Он обещает его среди зияющей бездны смерти. Перефразируем эти слова: «Когда всё погрузится в смятение и страх перед вечной гибелью скует вас, только призовите Господа и будете спасены». Человеку предлагается Божья помощь. И никто не лишен права призывать Бога, дверь спасения открыта для всех. И ничто, кроме собственного неверия, не может помешать нам в нее войти. Прочитаем этот стих из книги пророка Иоиля 2.32 «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь». Богословы Сион в большинстве случаев отождествляют с Церковью, а Иерусалим в нашем случае – с народом Божьим. Т.о., Господь обещает спасение только членам поместной церкви. Он только в обществе верующих дает многие Свои духовные блага, необходимые для спасения.
Боже! Дай нам повиноваться указаниям и повелениям Святого Духа. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за ниспослание Святого Духа. Благодарим, что в день Пятидесятницы исполнились пророческие слова Иоиля. В этих людях Сам Дух Святой исполнил то, что обещал Христос: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края Земли». Благодарим, что Святой Дух дает нам силы жить так, как Господь повелевает. Он нас зовет, Он нас ведет и в Слове Божьем наставляет. Он научит нас всему, наше сердце, наш дух обновляет. Мы благодарим, что вместе с нами молится Святой Дух, Он помогает нам, ибо Он знает нас лучше, чем мы сами себя. Благодарим, что Он помогает нам служить Богу там, где мы есть, служить молитвой, пожертвованиями, благовестием. Благодарим, что Святой Дух принимает на Себя жизненные ветры и волны, будь то эмоциональные, физические или духовные. Он пребывает в нас, чтобы помочь нам, утешить нас, поддержать и дать совет. Он приведет нас в блаженный небесный дом. Пусть жизнь Христа как ручей в нас струится, принося плоды Святого Духа. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.