ПРОПОВЕДИ
Благословивший нас во Христе
Еф.1.3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас
во Христе всяким духовным благословением.
Ап. Павел величественно превозносит благодать Божью к ефесянам, чтобы склонить их сердце к благодарности, воспламенить и наполнить их помышлением о ней. Ведь тот, кто признает обладающую всем необходимым и столь щедрую к себе благость Божью, никогда не допустит новые учения, затемняющие ту самую благодать. Благодать, которую он уже действенно в себе ощущает. Цель апостола – укрепить ефесян, проповедуя величие проявленной к ним Богом благодати, чтобы те не позволили лжеапостолам расшатать их веру. Как если бы призвание их было сомнительным, надо было искать иное основание для спасения. Одновременно апостол учит, в чем состоит полная уверенность в спасении. Она возникает тогда, когда Бог через Евангелие являет нам Свою любовь в Иисусе Христе. Однако для большего подтверждения сказанного апостол отсылает их к первой причине – к вечному избранию Бога. Ефесяне должны знать: они спасены в силу вечного и неизменного установления Бога, а не по какой-то случайности или стечению обстоятельств.
Ап. Павел благодарит Бога за духовные благословения вообще. В стихах 3-14 этой же главы перечислены некоторые из этих благословений, а именно: избрание и предопределение; принятие нас Богом; прощение грехов и искупление; единство во Христе и с Христом; вечное наследство; печать и залог Духа Святого. Духовные благословения – это самые лучшие благословения, какими Бог благословляет нас. Мы, со своей стороны, должны возвеличивать и благодарить Его за полученные благословения. Кому Он дает Своего Сына Иисуса Христа, тому щедро дает и все благословения. Это не относится к земным благам, т.к. одним Он дает здоровье, но не дает богатства, а другим дает богатство, но не дает здоровья и т.п. Но когда Бог благословляет духовным благословением, то дает всякое благословение. Некоторые считают, что слово «на небесах» следует понимать «в церкви», отделенной от мира. Другие говорят, что это слово можно понимать также и в смысле «небесном», т.е. в том, что нисходит с неба и предназначено для приготовления человека к небу, к принятию его туда. Это учит нас, что духовное и небесное является главным, о чем нам следует помышлять.
Апостол называет Бога при этом «Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа». Ибо по отношению к Христу как Посреднику Отец был Его Богом. В то время как по отношению к Нему как к Богу, второй Ипостаси (Лица) божественной Троицы, Он был Его Отцом. Это говорит о мистическом единстве Христа и верующих. А именно: Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа является в Нем и через Него также и нашим Богом и Отцом. Все благословения приходят от Бога как от Отца нашего Господа Иисуса Христа. Только благодаря Его посредничеству мы можем ожидать какие-либо блага от святого и праведного Бога.
Рассмотрим более подробно духовные благословения стихов 3-14.
Первые благословения – избрание и предопределение. Эти благословения являются источниками всех других благословений. Прочитаем об этом из нашего же отрывка. Еф.1.4,5,11 «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей. … В Нем мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершившего всё по изволению воли Своей». Избрание подразумевает, что из общей массы человеческого рода некоторые избираются и отделяются. Предопределение относится к тем благословениям, для которых предназначены избранные, в частности к усыновлению. Согласно Божьему предопределению мы призваны быть Его усыновленными детьми. И, т.о., получить право на привилегии и наследство детей. В стихе 4 указано время, когда имело место этот акт любви: Ст.4 «прежде создания мира». Тот факт, что эти благословения были в планах Божьих еще прежде создания мира, в высшей степени возвеличивает их. Милостыня, которую мы подаем нищему, является сиюминутным порывом. Но наследство, собираемое отцом для своих детей, есть результат его многих размышлений. Это не только возвеличивает Божьи благословения, но и гарантирует их для Его избранных. Ибо неизменны предвечные намерения Божьи относительно избрания. Он благословил нас, потому что «избрал нас в Нем», т.е. во Христе Иисусе, Который является Главой избранных. В нашем единственном Искупителе сосредоточено Божье благоволение к избранным. Обратим внимание на то, в чем состоит цель избрания: «чтобы мы были святы». Слово «святой» означает не только освященный, отделенный для Бога, но и отличающийся среди всего остального. Бог делает нас святыми, вкладывая Себя, Святого Духа в наше существо. Дети Божьи должны быть не только святы, но и «непорочны перед Ним». В Божьих избранных не должно быть никаких чужеродных вкраплений: ни падшего человеческого элемента, ни собственного «я». Выражение «перед Ним» означает, что мы святы и непорочны в глазах Бога согласно Его божественным меркам. Это дает нам право оставаться в Его присутствии. В нашем отрывке указывается и причина божественного выбора: «по изволению воли Своей». Т.е. не потому, что Бог что-то предвидел в них, но потому, что такова была Его суверенная воля. Бог властно совершает всё, что касается Его избранных. Конечной целью всего этого является Его собственная слава. Т.о., дети Божьи должны жить и вести себя так, чтобы щедрая благодать их Небесного Отца была возвеличена, прославлена и удостоилась самой высокой похвалы. Запомним: слава Бога является Его собственной целью, и она должна быть также нашей целью во всем, что мы делаем.
Следующим духовным благословением в Послании является принятие нас Богом. Читаем ст.6: «Он облагодетельствовал нас в Возлюбленном». Господь Иисус является Возлюбленным Бога Отца. При Его крещении Сам Бог Отец сказал об этом: Мф.3.17 «голос с небес говорит: это Мой Сын Возлюбленный, в Котором Я нашел отраду». Быть принятым Богом – это огромная привилегия, означающая, что Он простирает к нам Свою любовь, принимает нас под Свою защиту, в Свою семью. Мы не можем быть приняты Богом иначе, как только во Христе Иисусе. Бог любит Свой народ ради Своего Возлюбленного Сына. В древнем Риме, случалось, императоры усыновляли чужих детей, которые впоследствии становились их преемниками на престоле. Так цезарь Август был усыновлен своим великим дядей Юлием Цезарем. В числе других усыновленных императоров были Тиберий, Траян и Адриан. Все они показали себя сильными правителями, потому что всеми силами старались жить как достойные дети своих приемных отцов. Каждый христианин – усыновленное дитя Царя царей. Мы в неоплатном долгу перед Ним. Поэтому пишет ап. Петр: 1Пет.1.17 «И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего». Бог хочет от нас, чтобы мы жили, как подобает Его детям. Дела и ценности, недостойные звания чад Божьих, должны быть удалены от нас. Плотские помышления и проявления должны быть заменены образом жизни, выражающим нашу благодарность и любовь к Богу за Его милость. Ап. Павел пишет: Кол.3.12 «Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение». Подумаем о том, что следует исторгнуть из нашей жизни, а что привнести в нее, чтобы жить достойно произошедшего великого усыновления.
Следующие два благословения, получаемые детьми Божьими – прощение грехов и искупление Кровью Господа Иисуса Христа. Об этом сказано в ст.7: «в Котором мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его». Хотя мы были избраны и предопределены до сотворения мира, но вследствие грехопадения Адама и Евы мы родились падшими. Поэтому необходимо нам искупление, которое Бог совершил для нас во Христе Иисусе. Он сошел на нашу скорбную планету, испытал множество лишений, а затем осужден как преступник и умер на кресте в невыносимых муках. Итак, Бог Сам вторгся в человеческую историю, чтобы даровать людям вечность. В великом деле искупления человека соединены в одно целое заместительная жертва Господа Иисуса и богатство Божьей благодати. Богатство благодати Божьей явлено и в том, что Он даровал нам в качестве Спасителя Своего собственного Сына. Никакой другой способ спасения не мог быть применим для нас. Далее об искуплении человеческого рода читаем: ст.8 «Он (Бог) в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении». Т.е. сначала Бог в Своей премудрости составил план, замысел, а затем Он с разумением осуществил на практике то, что запланировал в отношении нас. В Божьей премудрости и разумении сочетались Его справедливость и милость. Была соблюдена честь Бога и Его Закона и, в то же время, гарантировано спасение грешников. Когда известная группа готовит к концерту новую песнь, исполнители садятся в круг и поют без микрофона, чтобы услышать и оценить естественное звучание каждого музыканта. Эту репетицию они называют «круг страха», поскольку там негде спрятаться и невозможно скрыть ошибки. Без Иисуса Христа мы бы оказались в куда более волнующем «круге страха» на Божьем суде. И не было бы ни адвоката, ни возможности убежать, ни надежды на помилование или оправдание. Но во Христе верующий находит Защитника, встающего перед Богом на его сторону. Мы призваны жить чистой и святой жизнью. Но если и случаются падения, нам не надо бояться отвержения со стороны Небесного Отца. Мы уже не в «круге страха».
Следующая привилегия, за которую ап. Павел благословляет Бога, есть божественное откровение. Ст.9 «Он открыл нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем». В течение долгого времени благоволение Божье к людям было сокрыто и до сих пор остается сокрытым от неверующих. Этим откровением мы обязаны Иисусу Христу.
Следующее духовное благословение, получаемое детьми Божьими, это единство во Христе и с Христом. Душа наша замирает от восторга, когда слышим хорошо поющий хор. Каждый ученик Христов исполняет, следуя за Господом, свою отдельную партию в хоре из многих голосов. У нас у всех разное прошлое, разные характеры и способности. Но если при этом мы единым сердцем трудимся для Бога, результатом будет прекрасное служение, истинная гармония хвалы Богу нашему. Радостно становится на душе, когда слышишь, как разные люди, каждый со своим стилем и талантом в гармонии с другими выводит одну и ту же тему любви и спасения.
Следующее великое благословение, которым дети Божьи благословляются во Христе – это вечное наследство. Наследие наше – это небо, оно дается по наследству как дар Отца Его детям.
К перечисляемым ап. Павлом духовным благословениям детей Божьих относятся также печать и залог Духа Святого. На многих водопадах можно наблюдать радугу. Но замечено, что увидеть ее можно только тогда, когда наблюдатель стоит в определенном месте. То же самое происходит и в духовных делах. Тот, кто познал Христа как Спасителя, находится «во Христе», и с этой точки может увидеть Сына Божьего таким, какой Он есть. В верующих пребывает Дух Святой, Который наделяет их способностью вникать в сокровища Слова Божьего и ценить их. Без света Духа Божьего мы будем во тьме, даже «пребывая» в Слове Божьем. Святой Дух в нашем отрывке называется «обетованным», т.к. был обетован Иисусом Христом. Дети Божьи запечатлеваются Им, т.е. отделяются для Бога и отмечаются как принадлежащие Ему. Дух Святой – залог, гарантия наследия нашего. Его просвещение есть залог вечного духовного света, Его освящение – залог святости, Его утешение – залог вечной радости.
Боже! Благодарим Тебя за великие духовные благословения и просим, помоги нам использовать их по назначению – прославить Твое великое и святое имя. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы со смирением признаем, что мы были по рождению грешники, по поступкам – вдвойне. Мы были приспешниками неправды, духовно мертвые. Но Ты призрел на нас с небес любовью, омыл нас Кровью нашего Спасителя Иисуса Христа и извлек нас из болота греха. Теперь Ты смотришь на последователей Своего Сына как на непорочные. Мы благодарим Тебя за статус усыновленного чада Божьего. Благодарим за те необыкновенно драгоценные и великие благословения, которые мы имеем в Иисусе Христе. И за великие привилегии чада Божьего. Просим, помоги нам хранить единство в церкви, служа Тебе разными дарами. Помоги нам использовать Твои духовные благословения по назначению – прославить Твое великое и святое имя. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.