ПРОПОВЕДИ
Вера патриарха Исаака
Евр.6.11,12 «желаю же, чтобы каждый из вас … оказывал такую же ревность до конца,
дабы вы не обленились, но подражали тем,
которые верою и долготерпением наследуют обетования».
Имя «Исаак» по-еврейски «Ицхак», т.е. «он засмеется». Исаак сын Авраама и Сарры, которые в течение 25 лет ожидали исполнения Божьего обетования. Когда он родился, Аврааму было уже 100 лет, а Сарре – 90 лет.
Исаак был наследником веры и дел Авраама, сонаследником того же Божьего обетования. Бог говорил Исааку: Быт.26.3-5 «Странствуй по этой земле, и Я буду с тобою, и благословлю тебя; ибо тебе и потомству твоему дам все земли эти, и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему. Умножу потомство твое, как звезды небесные; и дам потомству твоему все земли эти. Благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои». Мы видим и должны запомнить, что духовная жизнь родителей, их вера и хождение перед Богом играют важную роль в жизни детей. Там, где вера и святая жизнь родителей идут вместе, там дети следуют вере родителей. Исаака родители наставили в этой живой вере. Он унаследовал у них духовные ценности.
В подростковом возрасте, когда отец собирался принести его в жертву по повелению Бога, Исаак беспрекословно подчинился воле отца. Он в такой мере проявил послушание отцу, что стал прообразом послушания Сына Божия Отцу Небесному. Отец и сын, Авраам и Исаак, проявили возвышенный дух и силу веры.
Поучительна история женитьбы Исаака. Когда ему было 40 лет, он женился на Ревекке, родственнице из Месопотамии. Но женитьба была необычная. Кто из молодых людей в наши дни согласится взять себе жену исключительно по выбору другого человека. По выбору даже не отца или матери, а слуги, управляющего их имением. Сам факт, что Исаак принял из рук Елиезера Ревекку как посланную Ему Господом, говорит о многом. Он этим свидетельствует, насколько он доверял Богу и своему отцу. Эта история не только характеризует его с наилучшей стороны, но и указывает на его полное послушание отцу. Мы можем представить, как велика была вера его, что он смог всецело довериться Богу, что Всевышний пошлет ему спутницу жизни именно такую, которая будет ему по сердцу.
В отличие от Авраама, Исаак жил на земле обетованной более обособленно. Меньше его кочевал, меньше его контачил с населением, живущим в Ханаане. Следуя совету отца, он не строил ни городов, ни укреплений, а вел пастушеский образ жизни. Его богатство, унаследованное от отца, весьма умножилось, что вызвало зависть у окруживших его людей. Так что они закапывали его колодцы, тем самым лишая его источников воды. Но Бог был с Исааком, оберегал его. Исаак со своей стороны твердо хранил Божьи повеления. Господь не раз являлся ему, подтверждая, что обетования, данные его отцу, принадлежат ему и его потомству. Прочитаем, что написано о Божьем расположении к Исааку. Быт.26.13 «И стал великим человек этот, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим». Господь благословил его, даровал ему благополучие и сделал так, что всё, чего касалась рука патриарха, расцветало. Господь благословил его землю огромной прибылью. Исаак пожинал «во сто крат» и, здесь следует сделать ударение на времени, ибо дело было «в тот год», когда в земле свирепствовал голод. В то время как другие едва ли вообще собрали какой-то урожай, жатва Исаака была обильной. Вспомним слова Бога, сказанные через пророка Исаию: Ис.65.13 «рабы Мои будут есть, а вы будете голодать». И еще стих из псалма: Пс.36.19 «Не будут они постыжены во время лютое, и во дни голода будут сыты». Его величие выражалось не только в изобилии материальных благ, но и в силе духа, в его вере и благоволении в очах Божьих. Бог возвеличил Исаака не менее отца его Авраама.
У Исаака были переживания, связанные с бесплодием Ревекки. Но он обратился к Господу. Быт.25.21 «И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его». Читаем предыдущий стих: Быт.25.20 «Исаак был сорока лет, когда он взял в себе жену Ревекку». Т.о., несмотря на то, что он – единственный сын Авраама и Сарры, от которого должно было произойти обетованное потомство, с женитьбой Исаак не торопился. Когда сыновья родились, ему было шестьдесят лет. Следовательно, с момента бракосочетания у него не было детей на протяжении двадцати лет. Исполнение Божьего обетования всегда верно, хотя часто бывает медленным. И порой кажется, что Провидение дразнит верующих и запутывает, испытывая их веру и терпение, чтобы милости такие долгожданные и наконец обретенные, стали еще более желанными. Пока милость Божья запаздывала, Исаак, в отличие от Авраама, не приближался к ложе служанок, ибо он любил Ревекку. Он молился и просил Господа о своей жене. Несмотря на то, что Бог обещал увеличить его семью, Исаак молился о ее умножении. Божьи обетования должны не подменять наши молитвы, а вдохновлять их, укрепляя основание нашей веры. Люди должны всегда молиться и не унывать. Должны стучаться, пока двери не откроются. У иудеев существует предание, что Исаак взял свою жену с собой на гору Мориа, где Господь обещал умножить Авраамово потомство. И где в молитве о ней и вместе с ней ссылался на обетование, данное именно в этом месте. Бог услышал молитву Исаака и смилостивился над ним. У него родились два сына близнеца, очень непохожие друг на друга. Вся дальнейшая жизнь и переживания Исаака связаны с его сыновьями, Исавом и Иаковом.
Автор Послания к евреям пишет общую характеристику о вере патриархов, в т.ч. и о вере Исаака. Евр.11. 13-16 «Все сии умерли в вере, не получивши обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле. Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться. Но они стремились к лучшему, т.е. к небесному. Поэтому и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город». Патриархи не получили обещанного, они не овладели Ханааном, они не видели своего бесчисленного потомства, не видели Христа во плоти. Они «только издали видели оные». Вера обладает ясным и острым зрением и может видеть обещанные милости на большом расстоянии. Авраам увидел день Христов, когда он еще был очень далек и возрадовался (Ин.8.56). Они были убеждены, что Божьи обетования истинны и обязательно исполнятся. Вера ставит свою печать на том, что Бог истинен. И тем самым утверждает и удовлетворяет душу. Вера патриархов была принимающей. Она удерживала благословения, находящиеся на большом расстоянии. Она может представить их себе, любить их, радоваться о них и таким образом предвкушать обладание ими. Патриархи были странниками, т.е. святыми, чей дом на небесах. Они были пришельцами, т.к. шли к своему дому. Они не стыдились своего положения, но как устами, так и жизнью исповедовали его. Этим они засвидетельствовали, что искали другого отечества, ибо там их истинная родина. Они не помышляли о той стране, откуда вышли. Не вспоминали о богатстве и удовольствиях, какие имели в ней. И не имели желания возвращаться в нее. Те, которые некогда были действительно спасены от греховного состояния, не помышляют о возвращении к нему. Они имели достаточно забот на этом своем пути, и их плоть и кровь не раз подсказывала им, чтобы они вернулись назад. Но они оставались верными Богу и своему долгу при всех своих разочарованиях и искушениях к отречению от Него. Их искренность проявилась не только в том, что они не вернулись в свое прежнее отечество, но и в том, что они стремились к лучшему, т.е. к небесному. Истинная вера производит горячие и искренние желания. Патриархи сохранили веру до конца. Все они умерли в вере этим обетованиям. Они не только жили верой в них, но и умерли в полной уверенности, что все они исполнятся. Умирая, они верою получили искупление, верою победили все ужасы смерти, радостно распрощавшись с этим миром.
А теперь вспомним, какой великой и благословенной награды удостоилась их вера. Ст.16 «и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город». Бог Сам называет Себя так: Исх.3.6 «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Господь стал известен Моисею как Бог его благочестивого отца Амрама и Бог Авраама, Исаака и Иакова, его прародителей и прародителей всего Израиля. Это обетование, заключавшееся в том, что Бог будет их Богом, должно подразумевать будущее блаженство. Ибо Господь в этом мире никогда не делал для них чего-либо, что могло бы в достаточной мере соответствовать Его масштабности и грандиозным возможностям. Обетование, что Бог является нашим Богом, воодушевляет нашу веру в Его частные обетования. Бог не постыдился назвать Себя Богом патриархов, несмотря на то, что они были несовершенны по своей природе и недостойны по своей греховности. Так велика была Его снисходительность и Его любовь к ним. Из вышесказанного можем сделать вывод, что истинные верующие не должны стыдиться называться в мире детьми Божьими, как бы ни были они презираемы за это окружающим их миром. Более того, они должны вести себя так, чтобы быть достойными Его имени, служить к Его похвале и славе. Как доказательство того, что Бог не стыдится патриархов и любит их, в Библии написано, что Бог приготовил им город. Город, блаженство, соответствующее той любви, которой Он любит их. В этом мире нет ничего соразмерного с любовью Бога, чем бы Он мог наградить Свой народ, как их Бог. Размышление об этом должно возбуждать в детях Божьих любовь к Нему, и стремится к тому городу, который Он приготовил для них.
Возвращаемся к действию веры Исаака. Читаем стих из Евр.11.20 «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава». Он благословил их, т.е. он предложил им Бога и веру в Него. Благословляя, он молился и пророчествовал о них, об их судьбе и о судьбе их потомков (Быт.27). Исав был первенцем, а с этим обычно связывались все лучшие надежды и чаяния родителей. В данном случае главное было, что первенец Исав должен был быть носителем благословений и обетований, которые были даны Богом Аврааму и подтверждены Исааку. Но для восприятия этих обетований нужны были сильная вера и горячая любовь к Богу. Именно этого и не доставало Исаву, и Господь передал первое благословение Иакову. Когда открылось, что Иаков восхитил благословение своего брата, воспользовавшись слепотою отца, то Исаак не изменил своего решения. Он утвердил за Иаковым благословение, несмотря на то, что Исав мольбами и слезами добивался у него первородного благословения. Исаак понял, что сын Исав неугоден Богу и он утратил это право. В данном случае Исаак был орудием в руках Божьих. Прочитаем, что сказано по этому поводу в пророчестве пророка Малахии: Мал.1.2-3 «Не брат ли Исав Иакову? Говорит Господь; и, однако же, Я возлюбил Иакова». Бог в Иакове усмотрел продолжателя обетований, данных Аврааму и Исааку. Исаак не ошибся, передав благословение Иакову. Его благословение пало на добрую почву и принесло славные плоды.
Всё, что совершил Исаак по вере, делает его одним из достойнейших мужей веры, о которых Господь Иисус сказал, что они вместе с Авраамом возлягут в Его небесном Царстве (Мф.8.12).
Боже! Просим, помоги нам подражать вере Исаака. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за великий дар веры. Просим, сохрани нас от увлечений внешней привлекательностью. Помоги лучше употребить все силы на то, чтобы углубиться в Твою благодать. Пусть корни нашей веры становятся крепче с каждым днем. Всё злое удали, благое дай, всю жизнь нашу наполняй собой. Помоги нам принимать Твою благость, ни сомнениям, ни страху место не оставлять. Дай нам детской веры, без условий и сомнений, веры истинной. Помоги хранить веру и послушание Господу Иисусу и Его слову. Дай нам понять, что единственный способ найти Бога и угодить Ему – веровать в Иисуса Христа. Дай нам помнить слова «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар». Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.