ПРОПОВЕДИ
Любовь не перестает
1Кор.13.8 «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся,
и языки умолкнут, и знание упразднится».
Этим стихом ап. Павел продолжает превозносить любовь и показывает, насколько она превосходит те дары, которыми так склонны были гордиться коринфяне (говорение на языках, способность пророчествовать). При этом они пренебрегли любовью и почти исключали ее. Но высшей целью нашей жизни должно быть познание божественной, бескорыстной, неэгоистичной любви. И жизнь на каждом шагу предоставляет нам возможность учиться именно так любить. Человека хорошим спортсменом, художником, скульптором, музыкантом делает творческий труд. И нас хорошими людьми делают только упражнения в божественной любви. Любовь не есть проявление восторженных чувствований. Чувства наши должны подтверждаться делами. Приведем слова Гете: «Талант развивается в тишине, характер же – в потоке жизни». Есть такая поговорка: «Теория без практики мертва, практика без теории – слепа».
Любовь – постоянная добродетель. Она не исчезнет в вечности, в то время как сверхъестественные дары, высоко чтимые коринфянами, были кратковременными. Они нужны были лишь для созидания Церкви на земле, и то только в течение определенного времени, а не всей истории человечества. В небесах же они прекратятся, в то время как любовь останется на своем месте. «Пророчества прекратятся и языки умолкнут», т.е. прекратятся и предсказания будущего, и толкования Священного Писания по непосредственному вдохновению свыше. Исчезнет сверхъестественная способность говорить на языках без изучения их. «Знание упразднится». Это не означает, что в совершенном состоянии на небесах блаженные души не будут ничего знать, будут невежественными. Слишком жалким было бы блаженство, состоящее в полном неведении. Ап. Павел имеет в виду сверхъестественные дары, знание тайн. Он противопоставляет здесь любовь сверхъестественным дарам. Такое знание упразднится, потому что оно уже не будет нужно. Любовь – это самый верный признак принадлежности Богу. Любовь не может подделать сатана. Она несет на себе Божий прекрасный образ, ибо Бог есть любовь. Т.к. Бог вечен, любовь также будет пребывать вечно.
Студентка повредила руку на волейбольной игре. Это означало, что она уже не могла подрабатывать после занятий. Потом сломалась ее машина. И молодой человек, с которым она встречалась, бросил ее. Она почувствовала себя на самом дне и подолгу плакала. Ее подруга по волейбольной команде, христианка, переживала за нее и решила ей помочь. Она нашла ей работу, которую студентка могла выполнять одной рукой, а знакомые парни подруги отремонтировали машину. Студентка спросила подругу, почему она все это сделала. Та рассказала ей о любви Христа. Есть ли у вас друзья, нуждающиеся в помощи? Подумайте, что вы можете для них сделать. Проявите любовь Христову, а затем расскажите им о благой вести. Запомним слова Иова из его книги: Иов 6.14 «К страждущему должно быть сожаление от друга его».
Оказывается, что христиане должны и ненавидеть. Вспомним стих из Псалма 96. Пс.96.10 «Любящие Господа, ненавидьте зло». Ненавидьте зло, потому что Бог его ненавидит. Зло пожирается огнем, испепеляется молниями и сотрясается присутствием Господа. Бог повергает в смятение всех любящих зло. Невозможно любить Бога и терпимо относиться к тому, что Он ненавидит. Мы должны не только избегать зла, но и всячески противиться ему. Необходимо постоянно бороться с ним и ненавидеть его всеми силами души. Вспомним слова некоего английского писателя о ненависти и зле: «Будьте осторожны с ненавистью. … Это страсть, для использования которой требуется стократная любовь. Направляйте ее против зла, но не против человека». Мы склонны тратить свою ненависть на незначительные мелочи. Короткий комментарий, сделанный нашим политическим противником, может вызвать в нас волну ярости. Гневные письма в газетах часто раздувают пустяки до огромных размеров из-за болезненной, неуправляемой ненависти. Церкви раскалываются, когда ненависть направляется против людей, а не против сил тьмы. Вспомним еще слова пророка Амоса: Амос 5.15 «Возненавидьте зло и возлюбите добро».
Нас людей, и особенно христиан, с детства побуждают выражать любовь. Мы должны любить родителей, родных братьев и сестер, домашних питомцев. Но что такое любовь? Мы думаем о любви как о чувстве, нежном переживании, особом состоянии. Поэтому когда в Библии читаем призыв любить Бога и ближних, мы можем не совсем правильно понять эти слова. Чувствами нельзя руководить. Мама может приказать сыну есть манную кашу, но она не может заставить его прыгать от радости при виде этой каши в тарелке. Настоящая любовь должна быть чем-то большим, чем чувство. Это – решение доброй воли. Любовь – это выбор в пользу послушания, доброты, жертвенности и смирения. Мы можем любить людей, даже если они нам не нравятся, поскольку здесь речь идет больше об усилии воли, чем о чувстве. Господь знает, что мы не способны любить божественной любовью собственными силами. Поэтому Он дал нам Святого Духа, чтобы сделать возможной для нас новую жизнь, полной любви и послушания. С Его помощью мы можем научиться любить тех, кого мы недолюбливаем.
Порой получается, что заповедь любить других не касается нашего сердца. Мы можем признавать, что у нас не хватает веры, но мало кто из нас скажет, что он недостаточно любит. Возможно, мы чувствуем, что умеем любить не меньше других, а может быть, и больше. Разве мы не сострадаем чужой боли? Мы всем сердцем жалеем тех, кто пострадал в катастрофах, авариях. Однако мы знаем (об этом много раз сказано в Библии), что настоящая любовь не должна ограничиваться одними лишь чувствами. Она, как электричество или пар, должна претворяться в действие, иначе останется бесполезной. Любовь без дел подобна зарытому таланту. Ее нужно выражать, иначе она останется пустым звуком. Порой выходит, что, поскольку мы не можем сделать всего, мы не делаем ничего. Среди равнодушного мира мы должны быть теми, кому не всё равно. Если вы хотите проявить любовь, не пытайтесь понести на себе нужды всего мира. Начните заботиться о ком-то одном. Вы не можете сделать всего, но вы можете сделать хотя бы что-то. И то, что можете, делайте. Определитесь, что вам по душе, вооружитесь силой и благодатью Божьей.
Мы все подвергаемся искушению придавать чрезмерное значение собственному мнению по какому-нибудь второстепенному вопросу в ущерб свободе других, а также взаимной любви. Однако это в корне неправильно и крайне вредно как для нас, так и для других. Иудейские религиозные вожди времени Христа так высоко ценили свои убеждения, что не узнали пришедшего Мессию. В Библии сказано, что нам следует подчинять всё, в том числе свои мнения и убеждения, высшему закону любви. Приведем только одну выдержку: Гал.5.14 «Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя»». Здесь апостол говорит о том, что, хотя нам следует твердо стоять в своей христианской свободе, однако мы не должны настаивать на ней в ущерб христианской любви. Не должны использовать ее (христианскую свободу) как повод для борьбы и распрей с нашими братьями-христианами, думающими не так, как мы. Но всегда должны сохранять настроения, располагающие нас любовью служить друг другу. К этому апостол старается побудить галатийских христиан. Говоря о законе, апостол имеет в виду заповеди второй скрижали Десятисловия, поскольку говорит о взаимоотношении между галатами (людьми). Он использует это как аргумент для призвания их к взаимной любви. Он дает им понять, что любовь будет самым лучшим доказательством искренности их веры и самым лучшим средством для устранения всех существующих между ними разделений. Там, где существует божественная любовь, если и не совсем исчезнут разногласия, но, по крайней мере, будут предотвращены их гибельные последствия. Когда мнения и предпочтения становятся для нас слишком важными, они превращаются в идолов, а это оскорбляет не только людей, но и Бога. Так давайте решим не позволять спорным мнениям стать камнями преткновения в нашей духовной жизни и преградой между своими в вере. Величайшая сила на Земле – это не строгость Закона, а нежность любви.
Богослов и публицист Освальд Чеймберс писал: «Бог никогда не угрожает, дьявол никогда не предупреждает». Мы порой используем слова «угроза» и «предупреждение» как взаимозаменяемые, однако Чеймберс усмотрел важное различие. С помощью угроз людей обычно заставляют делать то, что нужно угрожающему. А предупреждение имеет своей главной целью благо тех, кого предупреждают. Сатана хочет убедить нас, что Божьи предупреждения – это злобные угрозы. Однако это не так. По словам Чеймберса «Предупреждения – это проявление Божьего великодушия». Бог движим не злобой, а любовью и терпением, поэтому и предупреждает. Зачем еще Ему было бы многократно повторять слова: «Чтобы хорошо было тебе». Приведем только один стих, где Бог предупреждает через Моисея: Втор.4.40 «Храни постановления Его и заповеди Его … чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя». Из любви люди предупреждают друг друга о том, что безрассудное поведение неизбежно повлечет за собой горькие последствия. Предупреждение – выражение любви; угрозы – выражение властолюбия. Общаясь друг с другом, будем обращать внимание на то, с каким сердцем мы даем советы или объявляем правила. Выдвигаем ли мы ультиматум, чтобы оградить свое благополучие, или с любовью предупреждаем ближних, чтобы удержать их от зла.
Бывают случаи, когда пилот падающего на населенный пункт самолета, вместо того, чтобы катапультироваться, уводит его в сторону от населенной зоны и погибает в самолете. Евангелист Иоанн передал нам удивительные слова, сказанные Иисусом Христом: Ин.15.13 «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за своих друзей». Готовность пожертвовать собой – неотъемлемая черта любящего сердца, человека, заботящегося больше о других, чем о себе. Кто-то сказал, что мы любим настолько, сколько готовы отдать. Бог Отец возлюбил нас настолько, что отдал Своего единородного Сына. Иисус Христос возлюбил нас настолько, что отдал Свою жизнь за нас. Мера Божьей любви к нам велика. И самое лучшее, что мы можем сделать – это принять ее с благодарностью.
Известный спортсмен объявил об уходе на пенсию. Он объяснил журналистам: «Главная причина в том, что у меня исчезла страсть к игре. Физически, думаю, я еще на многое способен. Однако то, что раньше я любил всей душой, что составляло страсть всей моей жизни, теперь превратилось в обычную работу. Я уже не горю, а просто выполняю обязанности. А так быть не должно». Что делать нам, если то, что некогда влекло нас, стало превращаться в рутину и даже бремя? Ответ на подобный случай мы можем найти в послании Иисуса Христа церкви в Эфесе. Воскресший Господь хвалит верующих за верное служение, а затем добавляет: Отк.2.4,5 «Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела». Грех, заслуживающий упрек Христа этой церкви, заключался в ее упадке и охлаждении святой любви. Церковь не оставила и не забыла объект своей любви (Христа), но потеряла ту пылкость, какую проявляла вначале. Христос крайне огорчается и скорбит, когда видит, как дети Его охладевают в любви к Нему. Если наша любовь к Господу стала охладевать, вспомним о Его великой жертве за наши грехи и позволим чуду креста вновь зажечь нашу любовь к Нему.
Боже! Помоги нам использовать этого вечного дара – божественной любви. Дара единственного, о котором мы знаем наверняка, что не исчезнет, не перестает. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за дар бескорыстной любви. Ибо христиане призваны служить любовью друг другу, а также любить ближних, как самих себя. Просим, помоги нам быть проводниками Твоей любви и света, проявлять любовь Христову. Пусть в нашем сердце горит свет небесной любви, чтобы в нас люди могли видеть Тебя, Бога небес. Помоги нам среди равнодушного мира быть теми, кому не всё равно. Помоги нам направлять ненависть только на то, что ненавидишь Ты. Научи, что значит ненавидеть грех и любить грешника. Мы благодарим, что даешь нам Святого Духа, и с Его помощью мы можем научиться любить тех, кого мы недолюбливаем. Благодарим, что Он дает нам сил проявлять бескорыстие, благость и любовь. Молим о том, что научи нас любить, для скорбящих жизнь прожить, стать для мира светом. Научи быть готовым всякий час жертвовать собой, как и Ты нас грешных спас, движимый любовью. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.