ПРОПОВЕДИ
Спасающая вера
1Ин.5.13 «Это написал я вам, верующим во имя Сына Божия, чтобы вы знали,
что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную».
Поскольку в вере надлежит ежедневно возрастать, апостол говорит, что для того написал им, уже верующим, чтобы они верили еще тверже и определеннее, наслаждаясь совершенным упованием на вечную жизнь. Т.о. учение используется не только для того, чтобы обучать невежд начальному знанию о Христе, но и для того, чтобы еще больше утвердить уже просвещенных. Поэтому нам надлежит постоянно и с усердием обучаться, чтобы вера наша возрастала в течение всей нашей жизни. Ибо в нас еще присутствует множество остатков неверия, и вера наша немощна до того, что даже в то, во что мы веруем, веруем еще не твердо, если не получим дальнейшего укрепления в вере. Обратим внимание на то, каков истинный способ укрепления нашей веры. Она укрепляется тогда, когда объясняются сила и служение Христовы. Ибо апостол говорит, что написал именно это, т.е., что жизнь вечную надо искать только во Христе. Поэтому обязанность благочестивого учителя – утверждать учеников в вере, по мере сил превозносить Христову благодать, чтобы мы, довольствуясь ей, не искали чего-либо еще. Кроме того, апостол в этом месте учит, что собственным объектом веры является Христос, и с верой во имя Его связано упование на спасение. Ведь цель веры в том, чтобы стать чадами и наследниками Божьими. Верующие могут знать о том, что они имеют вечную жизнь, и должны черпать ободрение и утешение в надежде на нее.
В 1915 году корабль «Выносливый» был заперт льдами у берегов Антарктиды. Группа исследователей, возглавляемая Эрнестом Шеклтоном, смогла достичь острова Элефант на трех спасительных шлюпках. Это был необитаемый клочок земли, вдали от морских путей. Моряки отправили Шеклтона с пятью товарищами к острову Южная Георгия, находившемуся в 1300 км. Задача казалась невыполнимой. В случае провала оставшихся также ждала неминуемая смерть. Четыре месяца спустя обитатели лагеря увидели на горизонте корабль. Подходя к острову, Шеклтон закричал: «Все ли живы?» Ответ прозвучал: «Все живы, всё хорошо». Обитателям лагеря помогли продержаться так долго вера и надежда. Они верили, что Шеклтон сделает всё, чтобы спасти их. Этот пример, слабое отражение веры героев, перечисленных в главе 11 Послания к евреям. Вера в «осуществление ожидаемого и уверенность невидимом» (Евр.11.1) провела их через величайшие трудности и испытания. Переживая скорби и с надеждой глядя на горизонт, не будем отчаиваться. Укрепимся верой в Иисуса Христа, Кто сделал всё для нашего спасения.
Итак, Евр.11.1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Проще говоря, мы полагаемся на Бога в отношении будущего, ибо верим в то, что было совершено Им в прошлом. Наша вера в то, что Бог и впредь будет достойным доверия, не беспочвенна. У нас есть все основания считать, что Бог и в грядущем будет так же верен Своим обетованиям, как это было в минувшем. Именно верой мы обретаем уверенность в невидимом, верой перепоручаем себя Богу на будущее. Ниже порассуждаем о том, какая вера является правильной, т.е. в конечном итоге спасающей.
Христианство обычно называют религией. Но гораздо ближе к истине будет слово «вера». Мы вправе говорить о христианской вере, основанной на совокупности знаний, открытых человеку Богом. Что же значит вера? Мы часто смешиваем веру с суеверием, т.е. слепым верованием в нечто, не поддающееся человеческому разумению. Однако называть христианскую веру слепой – значит не только принижать христиан, но и наносить оскорбление Богу. (Термин «слепая вера» была введена папистами и с ними ведет борьбу Ж. Кальвин «Наставление в христианской вере», в 3.2.2). Конечно же, христианская вера основывается не на неведении, а на знании, причем не только о Боге, но и о Его воле. Мы признаем, что многое нам еще неведомо и что порой запутываемся в заблуждениях. Но это не повод называть веру слепой. Поэтому высшая мудрость детей Божьих состоит в том, чтобы возрастать в вере и двигаться дальше, оставаясь смиренными.
Библейский слепец, блуждающий во тьме, это образ грешника. Христианство зовет людей из тьмы к свету, а не ведет их к тьму. Спасающая вера – это средство против слепоты, а не причина, ее вызывающая. На знание о Боге, Иисусе Христе, как на источник спасающей веры, указывает и ап. Иоанн: Ин.20.31 «Это написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Он написал то, что должно удовлетворить нас как достаточное для утверждения в вере. Иоанн знал о том, что писали другие евангелисты. Поскольку у него не было намерения упразднить их писания, он не отделяет свой рассказ от их повествований. Однако он подчеркивает, что вера не основывается на чудесах. Ведь ей надлежит покоиться на обетованиях и Слове Божьем. Чудесам здесь приписывается лишь подкрепление и помощь вере. Они способны подготовить человеческие души к тому, чтобы больше ценить божественное Слово. Кроме того, чудеса добавляют авторитет уже принятому учению. Через них Бог подкрепляет это учение. Но вера не прилепляется к чудесам, а прямо направляется к Слову. Чудеса подтвердили то, чему некогда учили пророки. Евангелисты не останавливались на перечислении чудес, но больше занимались учением. Ведь чудеса сами по себе рождают лишь смутное восхищение. Слова «веруя, имели жизнь во имя Его» говорят лишь о спасительной вере.
Мы оправданы по вере, но мы можем верить не во что угодно. Кто-то сказал: «Неважно, во что ты веришь, лишь бы вера твоя была искренней». Такое умонастроение противоположно тому, чему учит нас Библия. А она-то как раз учит, что крайне важно то, во что мы верим. Мы оправданы не искренностью. Разве нельзя вполне искренно заблуждаться? Верное учение, по крайней мере, в том, что касается основных евангельских истин, является неотъемлемой частью спасающей веры. Она требует, чтобы мы веровали в благую весть, в Личность Господа Иисуса Христа как единственного Спасителя. Если наше учение содержит еретический взгляд на эти главные истины, нам нечего надеяться на спасение. Если, к примеру, мы говорим, что верим во Христа, но при этом отрицаем Его божественность, такая вера не спасет нас. Даже правильного понимания евангельских истин недостаточно для нашего спасения. Студент может получить высший балл на экзамене по христианской теологии, но что, если он всего лишь вызубрил ее положения, не признавая их правдой для себя? Спасающая вера подразумевает внутреннее согласие с евангельской истиной.
Существует огромная разница между спасающей верой и легковерием. Легковерный человек склонен верить чему-либо без разумных на то оснований. На этой почве зарождаются и процветают всяческие суеверия. Спасающая вера же покоится на прочном основании логически последовательных доказательств, фактов и опыта. Ап. Петр пишет: 2Пет.1.16 «Ибо мы не хитросплетенным мифам последовав поведали вам о силе и пришествии нашего Господа Иисуса Христа, но став очевидцами Его величия». Христианство зиждется не на мифах и баснях, но на свидетельстве тех, кто видел своими глазами и слышал своими ушами. Евангельские истины основаны на исторических событиях. Поэтому только Слово Божие есть основание, которым поддерживается и на которое опирается спасающая вера. Отнимите Слово – не останется никакой веры. Мы говорим не только о рассудочной вере, в которой мы исповедуем, что Бог существует, но, главным образом, о постижении воли Божьей в отношении нас. Ибо нам полезно знать не только то, каков Бог в Себе, но и то, каковым Он желает явить Себя нам. Мы уже знаем, что вера – это познание воли Бога, воспринимаемой через Его Слово. Ее основание – это убеждение в истинности Бога.
Даже если человек понимает благую весть и внутренне понимает ее, т.е. соглашается с тем, что она истинна, он всё же может так и не обрести спасающей веры. И дьявол знает, что благая весть истинна, но ненавидит ее каждой частицей своего существа. Спасающая вера требует от нас любви к евангельской истине и желания жить по ней. Просто верить в то, что Бог есть, не столь уж достохвально. Как пишет ап. Иаков: Иак.2.19 «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут». Только верить в существование Бога – невеликая заслуга, в этом и бесы преуспевают. Уповать на Бога, безраздельно вверять Ему свою жизнь – вот сущность спасающей веры. Безусловно, спасающая вера должна быть основана на доверии к Богу. Но к этому следует добавить, что это означает верить в Господа Иисуса Христа, Которого Он послал. Бог был бы глубоко сокрыт от нас, если бы Божий Сын не явил бы Его нам. Отец вложил в Иисуса Христа все блага, чтобы явить Себя миру в Его лице и, тем самым, дать нам истинный образ Своей славы. В Его лице Бог сжалился над нами, по Своему беспредельному милосердию пожелал дать нам помощь при условии, что мы будем иметь твердую веру в это милосердие.
Библия не осуждает скептиков, т.е. сомневающихся во всем. Если скептик искренне ищет истину, то его сомнения могут помочь ему сделать первый шаг на пути к этой истине. Когда ап. Павел пришел в Верию (Деян.17.10) он встретил там иудеев, которые «были благомысленнее фессалоникийских». Они приняли слова ап. Павла со всем усердием, но при этом не постеснялись «ежедневно разбирать Писания, точно ли это так» (Д.17.11). Т.о., они к проповедям ап. Павла относились со здоровым скептицизмом. А когда верийцы убедились, что слова пришлого проповедника подтверждаются Писанием, они уверовали во Христа. Честный, непредвзятый скептик Евангелие воспринимает объективно. Он будет готов исследовать свидетельства в пользу истинности и ни с чем не сравнимого авторитета Библии.
Только Господь Иисус предназначен быть целью нашей веры, и мы придем к Нему через Евангелие. Именно там открываются нам сокровища благодати. Если они для нас сокрыты, Господь не может принести нам пользы. Открывает их для нас Святой Дух. Он убеждает нас и в том, что искать Бога Отца можно только в образе Сына. В Ветхозаветное время для утверждения веры достаточно было Моисея и пророков. В Послании к римлянам ап. Павел говорит о новом способе научения, который принес с собой Сын Божий, об окончании времени Закона. Рим.10.4 «Потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего». Евангелие есть служение примирения людей с Богом. 2Кор.5.18 «Всё же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения». Поэтому нет другого достаточного свидетельства Божьего благоволения к нам, знания которого требовала бы спасающая вера. Т.о., она должна основываться на обетовании получения спасения даром.
Спасающая вера – непоколебимая вера. Как сказано в стихах Евр.10.38-39 «Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души». Чтобы выдержать искушения и испытания, вера вооружается Словом Божьим. Ап. Павел предупреждает верующих быть осторожными, чтобы не уклониться от спасающей веры. Гал.1.8 «если бы даже мы, или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, то будет анафема». Он был уверен в том, что Евангелие, проповеданное им, было единственно истинным учением о спасении. Он провозглашает анафему на тех, кто извращает основы завета благодати.
Установим еще один важный факт: корень спасающей веры никогда не может быть вырван из сердца верующего. Он продолжает в нем жить, хотя порой наклоняется в разные стороны. Итак, неверие никогда не овладевает сердцем избранных. Ап. Павел называет веру щитом, оружием от дьявола (Еф.6.16). Получая удары, она отбивает их, так что они не проникают в сердце. Какие бы козни и нападения ни предпринимал против нас дьявол, он верой не допускается в наше сердце. Судя по опыту, верующие не только выходят победителями из подобных столкновений, но в них совершается то, о чем говорит ап. Иоанн: 1Ин. 5.4 «ваше вера есть победа, победившая мир».
Да поможет нам Господь иметь спасающую веру. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за благую весть. Просим, даруй нам смелости поступать по истине, а главное – принять дар спасения в Иисусе Христе и полагаться только на Него. Мы желаем иметь крепкую веру в нашего Спасителя Иисуса Христа. Веру в Него, а не в свои силы и способности. Мы смиренно признаем, что мы – ничто без Него. Его победа в этом падшем мире несомненна. Просим, дай нам силу побеждать окружающий мир верой и послушанием Спасителю. Помоги нам в трудных жизненных обстоятельствах доверяться Тебе. Удали наши сомнения и замени их обновленной верой в Тебя. Ты скала, основание нашей веры. Помоги нам основывать свои убеждения на Тебе, а не на переменчивых наших чувствах. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.