ПРОПОВЕДИ
Библейская любовь
1Ин.4.18 «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх,
потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви».
Никакое слово не употребляется в лексиконе христианина так часто, как слово «любовь». Мы воспринимаем любовь как нечто, происходящее помимо нашей воли. Любовь – состояние, которое не поддается (или почти не поддается) человеческому контролю. «Пришла любовь» – и тут уж ничего не поделаешь. Мы говорим так, потому что, как правило, в нашем представлении слово «любовь» накрепко связано с определенным чувством. Это чувство невозможно вызвать нажатием кнопки или сознательным усилием воли. Нельзя принять решение влюбиться в кого-нибудь. А библейская любовь – скорее долг, т.е. действие, которое мы обязаны выполнить. Бог заповедал нам любить Его, своих ближних, супругов, любить даже врагов. Но одно дело – вызывать в воображении чувство любви и доброжелательности к своим врагам, и совсем иное – действовать по отношению к ним в духе такой любви. Некоторые люди принимают любовь очень примитивно: любовь при условии «если». Если ты сделаешь то, что мне нравится, т.е. угодишь мне и т.д. – тогда я буду тебя любить. Это эгоистическая, не библейская любовь. Родители порой говорят детям: «Если будешь послушным, я буду тебя любить». Люди склонны любить за что-то. Мы любим человека за какие-то его качества. Но такая любовь очень часто превращается в нелюбовь.
Отличительная черта библейской любви – отсутствие эгоизма. Она исходит из сердца заботливого и неравнодушного к другим человека. Такую любовь описывает ап. Павел в 13-ой главе 1-го Послания к коринфянам. Эта любовь терпелива и милосердна, она не завидует и не превозносится. Она не гордится и не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, легко прощает. Она не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Она всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Эти качества любви нам следует иметь в виду и применять их к себе. Итак, библейская любовь есть нечто гораздо большее, чем обыкновенное чувство. Она деятельна. Первоочередное призвание христианина состоит не в том, чтобы воспитать в себе чувство любви к ближнему. Часто это бывает свыше наших сил. Однако же мы вполне способны контролировать свое поведение и поступки по отношению к тому или иному человеку. Христианин должен служить отражением бескорыстной и жертвенной любви Божьей. Ее определяющее качество – верность, построенная на доверии.
Ниже о библейской любви будем рассуждать на основании 1Ин.4.7-21.
Библейская любовь ожидает от детей Божьих, чтобы они объединились в любви друг к другу, облеклись истинной взаимной любовью. Этот призыв усиливается и поддерживается несколькими аргументами. 1. Библейская любовь имеет небесное происхождение, нисходит с неба. Ст.7 «потому что любовь от Бога». Бог есть источник, инициатор и Отец любви. Он оставил заповедь о любви. В любви состоит сущность Его Закона и сущность Евангелия. Чей дух способен к такой любви, тот рожден от Бога. Ст.7 «всякий любящий рожден от Бога». Дух Божий – это Дух любви. Бог есть любовь, т.е. Он любит людей по Своей природе.
Двенадцатилетний мальчик написал письма и разослал тренерам команд высшей лиги. Свое письмо он закончил словами: «Я хочу выбрать одну команду и болеть за нее всю жизнь». Ответ он получил только от тренера одной команды. В ответном письме тренера говорилось: «Мы почтем за честь, если наша команда станет твоей любимой». Дальше тренер написал несколько похвальных слов о своих игроках. Неудивительно, что мальчик стал активным болельщиком этой команды. В Псалме 85 Давид пишет о своей приверженности единому истинному Богу. Он говорит: Пс.85.7-8 «В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня. Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои». Наше посвящение Богу происходит из Его характера и заботы о нас. Он – Тот, Кто отвечает на молитвы, направляет нас Своим Духом и спасает от вечной погибели смертью и воскресением Своего Сына Иисуса Христа. Только Он достоин того, чтобы посвятить Ему свою жизнь.
Библейская любовь доказывает истинное и верное познание Бога. 1Ин.4.7,8 «Всякий, любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Дух истины узнается по учению, но также и по любви. Новая природа чад Божьих – это плод Его любви. Из свойств Божьего величия ярче всего сияет в этом мире Его благость, которая есть любовь. Величие и гармония Вселенной полно свидетельствуют о существовании Бога. В то же самое время обнаруживают и доказывают Его любовь. Кого полученные знания о Боге не побуждают к чувствам любви и проявления ее в делах, тот не познал Бога. Это убедительное доказательство того, что в такой душе нет здравого и должного познания Бога. Бог делом доказал Свою любовь в Иисусе Христе. Он отдал за нас такую непомерную цену – Своего единородного Сына. Ст.9 «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него». У любви Божьей к людям имеются многие доказательства. Нас поселил Бог на Земле для господства над ней; нас сохраняют в этой жизни для наслаждения бесчисленными благами; нам дана надежда на блаженную вечную жизнь. Мы одарены разумением. Почему всё это произошло? Ответом на все эти вопросы служит лишь незаслуженная нами любовь Бога. Но ап. Иоанн главное доказательство Божьей любви видит в том, что Бог не пощадил собственного Сына, а это превосходит всё прочее. Слово «единородный» только усиливает смысл. Апостол указывает на цель, ради которой Христос был послан от Отца: чтобы мы имели через Него вечную жизнь. Ведь вне Христа мы все духовно мертвы. И если нам не мешает неверие, мы непременно ощущаем в себе воздействие Его благодати. Бог первым возлюбил нас, причем в нашем падшем состоянии. Ст.10 «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас». Его любовь является побуждающим средством, мотивом и нравственной причиной нашей любви. Мы не можем не любить такого благого Бога, Кто был первым в проявлении любви и первым предпринял дело любви.
Некий отец купил шесть птичек. Через некоторое время одна из птичек заболела и умерла. Члены семьи задумались: а не лучше ли выпустить пернатых питомцев на волю? Может быть, в естественных условиях они поживут дольше? Так они и сделали. По этому поводу дочка поделилась своими размышлениями: «Знаешь, папа, а ведь это из-за смерти одной остальные получили свободу». То же сделал для нас Господь Иисус. Он Сам сказал: Ин.10.11 «Я – Пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Вывод для нас: мы можем отказаться от некоторых материальных благ, поделившись с нуждающимися или уделять время тому человеку, кто нуждается в заботе и утешении.
Божья любовь к нашим братьям и сестрам по вере обязывает и нас любить их. Ст.11 «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга». Объекты Божьей любви должны быть объектами и нашей любви. Откажемся ли мы любить того, кого возлюбил наш Небесный Отец? Особая любовь Божия к Церкви и святым должна производить такую же особую любовь между Его чадами. Когда израильтяне вышли из Египта, Бог дал им особые указания, определяющие их жизнь в земле обетованной. Но указания, будь то даже Божьи заповеди, никогда не смогут изменить сердце. Поэтому Моисей сказал: Втор.10.16 «Обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны». Интересно, что сразу после этого призыва Моисей заговорил об обращении с иноземцами. Бог (Втор.10.18-19) «любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду. Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле египетской». Израиль служил Богу богов и Владыке владык, великому, сильному и страшному (Втор.10.17). И одним из способов, которым они могли показать свою принадлежность Богу, была любовь к иностранцам, не принадлежащим к их культуре. Сегодня мы можем показать Его любовь страдающим и нуждающимся людям в этом мире. Во Христе нет чужих.
Библейская любовь есть гарантия того, что Бог пребывает в нас. Ст.12 «Бога никто никогда не видел; если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенная есть в нас». Бог пребывает в нас не посредством Своего видимого присутствия, но посредством Своего Духа. И т.к. Он не представляется нашему непосредственному восприятию, поэтому и от нас не требует и не ожидает проявления любви к Нему непосредственно. Любовь к Богу надо показать через любовь к Его чадам. Любить друг друга – это условие нашего пребывания в Боге (ст.13), а наше пребывание в Боге – это условие для Его пребывания в нас. Ин.15.4 «Пребудьте во Мне, и Я в вас».
Из сочетания тактичности и дипломатичности появляется умение примирять противоположные взгляды без оскорблений. Во время заключения в Риме ап. Павел стал духовным наставником беглого раба по имени Онисим, чьим хозяином был Филимон. Апостол написал Филимону, одному из руководителей церкви в Колоссах, письмо, в котором просит его принять Онисима как брата во Христе. Это письмо – образец тактичности и дипломатичности. Вспомним часть из этого письма. Флм.1.8-9, 15-16 «Имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, - по любви лучше прошу … принять его навсегда, уже не как раба, но выше раба – брата возлюбленного, особенно мне, а, тем более тебе, и по плоти и в Господе». Ап. Павел, апостол и основатель церквей, часто давал четкие повеления христианам. Но в этом случае он обращается к Филимону на основании равенства, дружбы и любви. Будем и мы в отношениях с людьми стремиться к гармонии и искренней любви.
Божья любовь достигает в нас своей цели и своего совершенства. Ст.12 «И любовь Его совершенна есть в нас». Любовь Божия приобретает свою полноту в нас. Она предназначалась не для того, чтобы быть бездейственной в отношении нас. Когда ее благородные цели и результаты достигаются, тогда только можно сказать, что она совершилась. Как вера совершенствуется делами веры, так любовь – делами любви. Мы можем много говорить о любви, но истинное состояние сердца откроется, только когда любовь проявится в деле. Христианка спросила приехавшую погостить подругу: «Может быть, вам что-нибудь постирать?» Она с просиявшим лицом позвала дочь: «Тетя Валя нам постирает. Неси свою грязную одежду». Хозяйка поняла, что ее предложение постирать пару вещей расширяется до нескольких загрузок. Позже, развешивая постиранное белье, христианка вспомнила отрывок из Библии: Флп.2.3 «По смиренномудрию почитайте один другого выше себя». В этом послании ап. Павел убеждает филиппийцев жить достойно звания, служа и укрепляя единство с другими верующими. Он знал, что единство, происходящее от близости к Христу и выражающееся в служении ближним, поможет им устоять в вере. Стирая вещи подруги, христианка испытывала искушение немного поворчать, но вспомнила, что, будучи христианкой, призвана показывать любовь в делах и притом от чистого сердца. Будем пользоваться возможностями послужить семье, друзьям и ближним во славу Божию.
Писатель пожаловался другу на боль в спине. Ему хотелось услышать что-нибудь сочувственное, но вместо этого он услышал честное обличение. Друг ответил: «Не думаю, что дело в спине. Ты слишком много ешь. Желудок давит на позвоночник – отсюда и боль». Писатель рассказал, что подавил искушение обидеться и решил прислушаться к мнению друга. Он сбросил вес и боль прошла. Писатель вспомнил слова из Библии: Пр.27.5-6 «Лучше открытое обличение, чем скрытая любовь. Искренни укоризны от любящего». К сожалению, мы чаще предпочитаем быть искалеченными похвалой, чем исцеленными критикой, потому что правда бывает неприятной. Она ранит наше «я», причиняет нам неудобства и побуждает к переменам. Настоящие друзья не получают удовольствия от обличений. Но они любят нас слишком сильно, чтобы обманывать. Это люди, которые с любовью и мужеством указывают на то, что мы, возможно, и так знаем, но не хотим принять. Они говорят не только то, что нам нравится, но и то, что нам необходимо услышать. Итак, друг – это тот, кто может сказать нам истину с любовью.
Боже! Дай нам иметь библейскую любовь, любовь – угодную Тебе! Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам видеть людей так, как видишь их Ты. И не думать о том, как они выглядят или что могут. Но смотреть на них как на тех, кого Ты сотворил. Помоги нам смотреть друг на друга, как смотрел на нас Господь Иисус: как на созданных по образу Божьему и возлюбленных Им. И с любовью относиться ко всем людям. Помоги нам выбирать свет и отказаться от ненависти, т.к. только в этом случае мы отражаем Твой свет. Ибо сказано: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1.5). Мы склонны любить только тех, кто любит нас. Но Ты возлюбил нас тогда, когда мы заботились только о себе. Даруй нам благодать быть похожими на Иисуса Христа, ибо Он возлюбил и помиловал нас. Просим, помоги нам осознать Твое величие, и пусть это приведет к глубочайшему посвящению Тебе. Дай нам благодать и силу в отношениях с людьми стремиться к гармонии и искренней любви. А также быть мудрыми руководителями, родителями и друзьями. Помоги нам пользоваться возможностями послужить семье, друзьям и ближним во славу Божию. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.