ПРОПОВЕДИ
Духовные враги христианина
Рим.6.22 «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу,
плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная».
Описывая полную противоположность положению во время служения греху, апостол говорит, что люди, освобожденные от греха и ставшие слугами Бога, сначала получают от этого плод в том, что они становятся святыми, а затем в конце обретают жизнь вечную. Слова «освободились от греха» означают, что они свободны от служения ему. Служение греху повлекло за собой уже здесь на Земле постыдные дела. Свобода от греха и служение под властью Бога, напротив, влечет за собой освящение. Служащие греху получают в награду вечную смерть; служение под властью Бога заканчивается вечной жизнью. Обратим внимание на то, как выражается апостол. Он не говорит, что наградой нового освященного состояния является вечная жизнь. Он говорит: конец, исход – жизнь вечная. Он так осторожен, дабы не дать повода к мысли о том, что вечная жизнь является наградой за наше послушание Богу. В следующем стихе (ст.23) он уточняет этот вопрос и пишет: «дар Божий – жизнь вечная».
У христианина есть духовные враги, опаснейшие враги, которые делают всё от них зависящее, чтобы мы не жили в святости. Библия учит нас, что у нас имеются три врага, которые борются с нами до тех пор, пока мы живем в земном теле. Эти враги следующие: дьявол, не святой внешний мир и похоть плоти (наша внутренняя несвятость). Всякий верующий во Христа постоянно участвует в духовной брани. Поэтому мы не можем себе позволить расслабиться ни на одну минуту. Африканская газель просыпается каждое утро, не имея никаких иллюзий насчет мира, в котором живет. Газель знает, что если она не будет бегать быстрее, чем бегают львы, этот день для нее может стать последним. Не имеет иллюзий и лев. Он знает, что если он будет бегать медленнее, чем бегают газели, он умрет с голоду. Так что будь ты хоть газелью, хоть львом, жизнь твоя зависит каждый день от быстроты твоих ног. Английский пастор и проповедник Чарльз Сперджен писал: «Если ты не взыщешь Господа, тебя взыщет дьявол». Не нужно ждать, пока на нас обрушится сатана, и только тогда начать думать, как же нам спасаться от врага души нашей. Нужно с раннего утра искать Господа и ясно понимать, что «дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5.8). Давид в 5-ом псалме просил помощи у Бога. Он с самого утра молился о том, чтобы Бог его вел и оберегал. Давайте же не начинать дня без того, чтобы не вспомнить, как нам нужен Господь, что без Него нам никуда.
1. Мы знаем, что дьявол – могущественное существо, которое противится Богу и искушает детей Божьих. Мы знаем также, что хотя он был побежден Христом на кресте, он всё же еще обладает властью побуждать людей к злу. В то мгновение, когда мы приняли решение быть с Христом, сатана потерпел большое поражение. Начиная с этого момента, он будет искушать нас, и попытаться ввести нас в грех. Он не может похитить у нас нашего спасения, и он не может отнять у нас нашей уверенности в него. Он сделает всё, что в его власти, чтобы посеять у нас семена сомнения в том, является ли наше обращение действительностью или нет. Его следующий подход к нам может выражаться в том, что мы почувствуем себя гордым и значительным. Он постарается уверить нас в наших собственных силах, честолюбивых намерениях, желаниях и целях. Он может соблазнять нас говорить плохое о других, постарается заронить зависть, недовольство и злобу в наше сердце. Он будет стараться соблазнять нас солгать, и мы легко можем стать лицемером. Известно, что ложь может совершаться словом, делом и помышлением. Дьявол лжец по самой сути своей. Ин.8.44 «Он (дьявол) был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». Дьявол сделает всё возможное, чтобы мы стали лжецом, чтобы в вечности составили ему компанию. Отк.20.10 «А дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное». О людях написано в главе 21: Отк.21.8 «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою». Т.к. это серьезное предостережение, оно еще раз повторяется. О не входящих в святой город написано: Отк.22 15 «А вне – псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду». Дьявол старается воспрепятствовать делу Божьему. Он постарается также заставить и христиан работать на него, в т.ч. соблазнять других, увлечь других верующих с Божьего пути. Если мы недостаточно внимательны, мы действительно можем оказаться на службе у него. Он имеет многотысячелетний опыт в искушении людей. А мы живем на Земле несколько десятков лет. Как говорят в наши дни: «Технология у него отработана». Чтобы в нужный момент отразить его стрелы, нужно к этому моменту быть готовым всегда.
Запомним следующее: дьявольское искушение не служит признаком того, что наша жизнь с Богом неправильна. Сатана ведь искушал и Господа Иисуса Христа. В действительности это признак того, что наша жизнь с Богом протекает правильно. Искушение – это не грех. Запомним еще одну очень важную истину: сатана может только искушать, но он никогда не может заставить нас поддаться искушению. Т.к. сатана уже был побежден Господом Иисусом Христом, его власть потеряла силу в жизни верующего.
Библия дает нам рекомендации, как мы можем победить дьявола, что должны мы сделать. Ап. Иаков учит нас: Иак.4.7 «Итак, покоритесь Богу; противостаньте дьяволу, и убежит от вас». Христиане должны отказаться от дружбы с миром, бодрствовать против зависти и гордости, господство которых они замечают в своей ветхой природе и силой благодати научиться повиноваться Богу. Покорите свой разум истинам Божьим, свою волю – Его воле, т.е. покоритесь Его заповедям и Его провидению. Мы Его дети и как таковые должны быть покорными Ему не только из страха, но и из любви. Ап. Петр наставлял своих читателей: 1Пет.5.9 «Противостаньте ему (дьяволу) твердою верою». Если мы будем знать Бога, если мысли и дела наши будут основаны на твердом фундаменте Слова Божьего, если мы будем твердо полагаться на Духа Святого, в нас пребывающего, мы не станем добычей для дьявола. И не дадим ему место в нашем сердце.
2. Враждовать против тех, кто следует за Христом, будет и окружающий нас неверующий мир. Система жизни на этой планете такая, что не дает нам жить свято. Ап. Иоанн пишет о несовместимости любви к миру с любовью к Богу: 1Ин.2.15 «Не любите мира, ни то, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей». Мир, то, что мы видим и ощущаем вокруг себя, увлекает сердце человека от Бога, Которого мы физически не видим. Мы Его видим лишь глазами веры. И чем больше преобладает любовь к миру, тем больше угасает и приходит в упадок любовь к Богу. Мир хочет завлечь нас в грех через многое, как, напр.: живущих в грехах товарищей, удовольствия, моду, мнения нечестивых людей и мирские цели. Многие неверующие порицают христианский образ жизни за то, что эта жизнь, якобы, состоит из ряда запретов, правил и всяческих требований. Это тоже дьявольская ложь. Христианский образ жизни – это не ряд запретов, а ряд призывов на труд для других людей и для Бога. После возрождения у верующих появляются новые желания и развлечения. Сюда входит и труд для других. Они становятся настолько занятыми делом Христа, и настолько совершенно удовлетворены этим, что у них нет времени для мирских удовольствий.
Порой трудно бывает проводить грань между мирским и не мирским, между греховным и не греховным. Некий богослов сказал: «Существуют известные наклонности ежедневной жизни, которые не грешны сами по себе, но имеют склонность вводить в грех, если ими злоупотреблять. Уже само слово «злоупотреблять» во многих случаях указывает на что-то, что неизбежно вводит в грех. Удовольствием пользоваться – законно, но незаконно злоупотреблять им». Наши обыденные занятия законны и необходимы, но очень легко могут стать незаконными, ненужными и вредными. Думать о жизненных потребностях разумно, но это может выродиться в тревожные заботы. Господь Иисус учит в притче о сеятеле, что заботы житейские заглушают духовное семя в нашем сердце. Зарабатывать деньги необходимо для насущной жизни, но зарабатывание денег может выродиться в любовь к деньгам. И тогда обольщение богатством входит в нашу жизнь и вредит нашей духовной жизни. Т.о., мирское не ограничивается какой-либо определенной областью нашей жизни или касается лишь особого класса людей. Так, что мы могли бы назвать одних людей мирскими, а других не мирскими. Современная жизнь может по данному вопросу временами поставить нас в тупик. Мы хотели бы нередко в жизненных ситуациях получить ответ на вопросы типа: «Правильно это или нет?» или «Грешно это или нет?» В большинстве случаев наши проблемы можно решить одним вопросом: «Что хотел бы Господь Иисус, чтобы я сделал?» Или можем задать другой вопрос: «Могу ли я испросить для себя Его благословение на это дело?» Или еще: «Что подумал бы Господь о моих развлечениях, моих друзьях, моем досуге или вот об этой передаче по телевизору?» Как правило, совесть нам подсказывает ответ на эти вопросы. Мы не можем идти на компромисс или торговаться по этим вопросам. Мы должны всегда занимать только ту позицию, которая была бы угодна Господу Иисусу. Христианин должен быть вежливым, приветливым, но вместе с тем и твердым в том, что ему должно и что не должно делать. Он не должен опуститься на один уровень с миром.
3. Третьим врагом, которым мы встретимся сразу после нашего обращения, является похоть плоти – наши греховные желания, стремления. Библия учит, что наша старая, греховная природа всё еще живет в нас. И от нее и происходят эти соблазны греха. Но не забудем, что теперь у нас две природы, мы возрождены Святым Духом. Ап. Петр предупреждал: 1Пет.2.11 «Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу». Сознавая трудность и, в то же время, важность этого долга, он обращается к ним с любовью: «Возлюбленные! Прошу вас». Их долг – удаляться от первых проявлений плотских похотей и подавлять их. Они должны учитывать положение свое в этом мире: они «странники и пришельцы». И поэтому они не должны затруднять свое странствование, предаваясь нечестию той страны, через которую проходят. Во-вторых, эти грехи причиняют зло и опасность, они «восстают на душу». Они уничтожают нравственную свободу души, ослабляют ее, повреждают ее способности. Они лишают ее мира и покоя, унижают ее достоинство, препятствуют ее благоденствию в настоящем и обрекают на вечные страдания в будущем. Здесь, как и в предыдущем случае (см. грех от мира), мы должны очень тщательно различать между пользованием и злоупотреблением. Под вожделением, т.е. под сильным желанием может скрываться плотская похоть, но может и не быть ее. Напр., голод – естественное вожделение, а обжорство – греховное. Наш организм требует отдыха, но лень – греховное вожделение. Брак освящен Богом и диктуется человеческой, физической и духовной природой. Блуд – грех и противен воле Бога. Но есть и вожделения, которые греховны по существу. Таким, напр., является наше стремление удовлетворить любой ценой нашу ненависть и чувство мести. Поэтому мы должны внимательно различать между вожделениями.
Темой конференции была «Утешайте народ мой». Выступающие делились со слушателями словами утешения. Но последний вдруг изменил тему. Он избрал тему: «Пробудитесь от спячки». Он призвал проснуться и возненавидеть грех. Он сказал: «Не прячьтесь за Божьей благодатью, живя в тайном грехе. Бог любящ, но Он также огонь поедающий. Он не будет мириться с грехом». Это выступление тоже было утешением. Как горькая трава излечивает малярию, так и эти слова были целительными. Порой, слыша суровые, но правдивые слова, не будем отворачиваться, а примем их благотворное действие.
Боже! Мы знаем, что Твое исправление не бывает во вред, а напротив, исцеляет. Просим, воспитай нас, чтобы уподобить Своему Сыну Иисусу Христу. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Через Библию Ты нам говоришь, что всякий верующий во Христа участвует в духовной брани. Поэтому мы не можем себе позволить расслабиться ни на один час. Поэтому нам без Тебя никуда. Просим, помоги нам в сражении с духовными врагами быстро оценивать обстановку и знать, какие действия принять. Просим, дай нам помнить о присутствии сатаны и помоги нам противостоять ему. Дай нам помнить также, что духовную победу одерживают только те, кто облечен во всеоружие Божье (Еф.6.11). В Библии нам сказано (1Пет.5.8): «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Дай нам знать, на что способен сатана, но всецело полагаться на Твою силу. Ибо сила Христова в нас больше, чем сила зла в мире. Дай нам мудрость принять Твою помощь, когда мы окажемся в искушении, чтобы мы остались верными. Дай нам помнить, что для тех, кто барахтается в грехе, выбиваясь из сил, есть надежда – Иисус Христос. Он и по сей день избавляет всех, кто обратится к Нему. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.