ПРОПОВЕДИ
Живая надежда
1Пет.1.3 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа,
по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому».
«Упование» – надежда, связанная с Богом. Возрождение человека производит живую надежду на жизнь вечную. Всякий необращенный человек – это человек без надежды. Все его претензии на жизнь вечную – всего лишь самонадеянность и самоуверенность. Истинное упование христианина – это то, к чему Дух Святой возрождает человека. Это рождение не от природы, а от благодати. Рожденные к новой, духовной жизни рождены и к новому духовному упованию. Превосходство упования христианина состоит в том, что это живое упование. Упование на вечную жизнь хранит истинного христианина духовно живым, ободряет его, поддерживает и ведет к небу. Оно дает силы и вдохновение для труда, терпения, стойкости и верности до конца. Иллюзорные надежды невозрожденных тщетны и недолговечны, надежда лицемера умирает вместе с ним (Иов 27.8). Основанием для упования христианина является воскресение Иисуса Христа из мертвых. Его воскресение доказывает, что Бог Отец принял Его смерть как полную цену за наше искупление. И что Он одержал победу над смертью, адом и всеми нашими духовными врагами. Кроме того, оно является гарантией нашего собственного воскресения.
В этом мире не счесть вещей, на которые мы надеемся. Мы надеемся, что нам в скором будущем повысят зарплату. Мы надеемся, что наша футбольная сборная когда-нибудь станет чемпионом мира. И т.п. Такого рода надежды отражают наши личные пожелания на будущее. Мы питаем надежду на события, которые, может быть, произойдут, а, может быть, и нет. Библейское видение надежды иное. Надежда, о которой говорит Библия – это твердое убеждение в том, что обещанное Богом непременно сбудется. Это не просто жажда увидеть в будущем исполнение желаний, но уверенность, что так оно и будет. Это надежда для души как бы якорь безопасный и крепкий. Евр.6.18,19 «Дабы … твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу». Находясь в этом мире, мы, подобно кораблям в море, подвергаемся опасности потерпеть крушение. Наша душа – это корабль. Утешения, чаяния, добродетели и счастье нашей души – это драгоценный груз, каким нагружен корабль. Небо – наша гавань, куда мы плывем. Искушения, преследования и бедствия, встречаемые нами на пути – это ветры и волны, угрожающие нам кораблекрушением. Нам необходим якорь, чтобы надежно и крепко держать нас, иначе мы будем в постоянной опасности. Нашим якорем является надежа.
Жить трудно всем – некоторым труднее, другим легче. И даже когда мы с Христом, жизнь не становится от этого легкой. Нигде в Библии послабления не обещаны на трудной дороге жизни только за то, что мы последователи Христа. Но если мы вспомним, что приготовил нам Бог на небе, то поневоле улыбнемся. Надежда дает нам силы твердо стоять на ногах, потому что если надеемся, то знаем, что станем совсем не такими, какие сейчас. Если нас грех часто кладет на лопатки и сегодня, если мы чувствуем себя ничтожеством на фоне других и не можем поднять глаз на небо, хорошо задумаемся о том, что говорит Бог. И радуемся, потому что наши недостатки делают нас неполноценными лишь временно. Если в нас есть живая надежда на Христа, мы можем смотреть на свое настоящее из будущего. Самое славное у Бога для нас припасено впереди.
В дни пророка Михея нечестность и неверность жителей Иерусалима, правителей и даже судей была ужасающей (Михей 7.2-3). Моральное падение нации достигло такого уровня, что невозможно было довериться даже самым близким друзьям или родственникам (стихи 5-6). Богобоязненные люди надеялись, что пророк объявит им, что в стране близится пробуждение. Но ему должно было сказать им, что близится суд Божий. Приближалось нашествие ассирийцев. Перспектива была мрачной, но не безнадежной. Михей видел, что случится после суда – народ будет поклоняться Богу и иметь благословения. Иные могли назвать его пессимистом, но на самом деле он был реалистом. И мы можем быть надеющимся реалистами. Верой мы можем проникнуть сквозь нынешнюю мглу и увидеть вечную славу, которая ожидает нас.
Живя на Земле, для детей Божьих непосредственно связанные с их спасением вещи останутся слишком возвышенными для того, чтобы их мог понять их разум, могли увидеть своими глазами или коснуться своими руками. Поэтому они могут обладать подобными вещами только духовно. Чтобы подчеркнуть это, ап. Павел говорит, что такая (духовная) уверенность в обладании относится к вещам, которые даны нам в надежде и поэтому не воспринимаются обычным путем. Он говорит, что очевидность не есть надежда. Рим.8.24 «Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему надеяться?» Поэтому многие богословы называют надежду проявлением вещей невидимых, а блаженный Августин – «убеждающим свидетельством». Там, где есть живая вера, она всегда сама порождает упование. Если такого упования у нас нет, то нет и веры. Так, вера полагает, что Бог истинен; упование ожидает, что в назначенное время Он явит Свою истину. Вера полагает, что Бог – наш Отец; упование надеется, что Он всегда относится к нам по-отечески. Вера полагает, что нам дана жизнь вечная; упование ожидает, что когда-нибудь мы ее получим. Вера – это основание, на котором покоится упование. А упование питает и поддерживает веру. Надежда укрепляет веру таким образом, чтобы она не отклонялась от Божьих обетований, не подвергала их ни малейшему сомнению. Надежда возрождает и оживляет веру. Мы увидим, насколько необходимо утверждать веру в надежде, если рассмотрим, скольким искушениям подвергаются люди, принявшие Слово Божье. Прежде всего, Бог нередко откладывает исполнение Своих обетований на более долгий срок, чем мы бы того хотели (пример Авраама – обещанного ему Богом сына он ждал 25 лет). Здесь дело веры – следовать поучению пророка Аввакума. Читаем из его книги: Авв.2.3 «Хотя бы и замедлилось (исполнение обетования), жди его, ибо непременно сбудется». Порой Бог не только оставляет нас в томлении, но и открыто проявляет против нас гнев. Тут нас должна питать вера, чтобы надеяться на Господа, даже если Он сокрыл Свое лицо от нас. Мы должны считать своими слова другого пророка: Ис.8.17 «Я надеюсь на Господа, сокрывшего лицо Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него». Кроме того, могут появляться насмешники, которые, как говорит ап. Петр, спрашивают, где обетования, где пришествие Христа, «ибо от начала творения всё остается так же» (2Пет.3.4). Кроме того, как мир, так и плоть наша вселяют нам в сознание такие мысли. Поэтому необходимо, чтобы вера, опирающаяся на надежду, твердо держалась Слова Божьего.
Детей Божьих ожидает славная надежда: быть подобным Господу Иисусу Христу. 1Ин.3.2-3 «Знаем только, что … будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий эту надежду на Него, очищает себя, т.к. Он чист». Эти стихи побуждают детей Божьих к святости. Они знают, что их Господь свят и чист. Он не может допустить присутствия рядом с Собой какой-либо нечистоты или скверны. Поэтому надеющиеся жить с Ним должны стремиться к полной чистоте от греха. Они должны возрастать в святости. Не только Господь Иисус повелевает им так поступать, но их собственная природа также побуждает их к этому. Более того, надежда на небо внушает им и обязывает их делать это. Усердие к святости не должно ослабевать в нас по причине того, что счастье наше еще не настало. Ведь для него достаточно одной надежды. Она направляет нас к Христу, о Котором мы знаем, что Он – совершенный пример всяческой чистоты.
Все надежды ап. Павла были связаны с Христом, с Тем, Кто умер на кресте за грешников, воскрес из мертвых, вознесся на небеса и ждал его там. Флп.1.21 «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». И эта надежда на встречу с Ним давала ему силы жить и придавать смысл каждому мгновению этой жизни. Еще надежда не давала ему забыть о том, что она нужна и другим людям.
В газете была опубликована статья одного атеиста. Он насмехался над христианской верой, утверждая, что в жизни нет смысла, а после жизни нам не на что надеяться. Все аргументы в пользу существования Бога и исторические доказательства воскресения Христа автор статьи отметал начисто. Может так статься, что придет день, и этот человек, как и философ-атеист Жан Поль Сартр (1905-1980) захочет увидеть хоть лучик надежды, и не сможет. В 1980г. больной Сартр писал: «И опять искушает меня отчаяние. … На что же мне надеяться?» Через месяц он умер. Неизвестно, успел ли он найти, на что ему надеяться? Слово Божье учит нас, что в Иисусе Христе Бог дал нам прочное основание надежды. И теперь никому не нужно умирать в отчаянии.
У Марка Твена жизнь была не очень веселая. Он винил себя в смерти своего младшего брата, в смерти единственного сына, который умер от дифтерии, не дожив до двух лет. Он оплакивал смерть двоих дочерей, которые умерли в возрасте 20 с небольшим лет. Но вместо того, чтобы обратиться к Богу, Твен озлобился и стал пессимистом. Он умер семидесяти четырех лет от роду в одиночестве, несчастным и ни на что не надеясь. Душа его была пуста, и этой пустоты не могли заполнить ни деньги, ни слава. И писательский успех лишь сильнее давал ему почувствовать его горе и утраты. Вся его жизнь – пример того, что без Бога жить бессмысленно, как сказано у Екклесиаста (Еккл.6.7-12). Хотя житейские заботы могут и подводить людей ближе к Богу. Рим.16.13 «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере».
Если уж кому можно было сомневаться, сдержит ли Бог Свои обещания, то это был Авраам (об этом говорили выше). Но «он сверх надежды поверил с надеждой» (Рим.4.18). У разума и в соответствии с обычным порядком природы у Авраама не было никакой надежды на то, что он может стать отцом, поскольку и он, и Сарра были так стары. Но, вопреки человеческой надежде, всегда ищущей естественные основания, он поверил в ту надежду, которую дал ему Бог Своим обетованием. Поверить в речение истинного и всемогущего Бога – это и есть проявление спасительной веры. Что может больше противоречить надежде разума, чем то, что я буду праведен перед Богом, буду угодным Ему и любимым Его чадом, когда я ежедневно чувствую грех в своей плоти. Но Божье речение направляет мой взор к Его благодати, и я могу веровать в вечную радость посреди всего моего страдания. Какую веру может сотворить Бог в нас, людях, от природы верящих лишь тому, что они видят! Вам хочется на что-то надеяться? Тогда прочитайте Библию и найдите обещания, которые касаются лично вас.
То, что эмоции и здоровье тесно связаны между собой, стало известно не вчера. Уже в Ветхом Завете, в Книге притчей написано: Пр.17.22»Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости». Если мы правильно относимся к Богу и Его Слову, оно может нам принести и духовную, и физическую и эмоциональную пользу. Главная цель Евангелия – вернуть нас в правильные отношения с Богом через веру во Христа. А в придачу к этим правильным отношениям дается жизнь с избытком: со здоровьем, надеждой, уверенностью в полном прощении грехов и вечной жизни с Христом.
Во второй главе книги Плач Иеремии описана, казалось бы, безнадежная ситуация. На улицах Иерусалима валялись трупы людей, убитых вавилонянами. В городе царил голод. Но те немногие, кто выжил, услышали призыв пророка к покаянию и молитве (2.19). История свидетельствует, что вскоре им стало легче. Вам кажется, что всё потеряно и нет надежды? Не отчаивайтесь! Пока вы можете молиться, у вас есть надежда.
Боже! Дай нам уверенность в то, что до надежды можно дотянуться одной единственной молитвой. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за наставление: «Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои». Благодарим, что мы обретаем живую надежду и силу, вспоминая, что свет Иисуса Христа сияет во тьме, и тьма не объяла его. Он может вдохнуть надежду в самое безнадежное положение. Просим, удали наши сомнения и замени их обновленной надеждой на Тебя. Помоги нам иметь твердую надежду, основанную на Твоей неизменной любви к нам. Благодарим за обетование прощения в Иисусе Христе. Просим, помоги нам уповать на Тебя, радоваться вопреки скорбям. Потому что мы знаем Тебя и верим в Твои благие намерения. Ты для нас важнее всего в жизни. Ты о каждом из нас имеешь Свой замысел. Твоя любовь и благость окружают нас во всякое время. Мы не можем сами произвести надежду. И даже если постараемся, она не будет настоящей. Просим, помоги нам обрести надежду в Тебе. Помоги нам смотреть сквозь обстоятельства и возлагать надежду на Тебя. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.