ПРОПОВЕДИ
Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь
Пс.50.19 «Жертва Богу – дух сокрушенный;
сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже».
Все жертвы сводятся к одной – к упованию на заслуги Господа и Спасителя Иисуса Христа, которое обитает в сокрушенном сердце. Давид, автор этого псалма знал, что Бог благоволит к истинному покаянию. Богу более угодно сердце, оплакивающее свой грех, чем жертвенное животное, истекающее кровью под ножом священника. Обратим внимание на то, какая хорошая работа совершается в душе каждого раскаявшегося грешника – дух и сердце становятся сокрушенными. Фраза «дух сокрушенный» означает глубокую скорбь, сильное переживание. Она несет в себе идею тяжелых душевных мук, сокрушающих сердце человека. Смиренный и сокрушенный дух назван жертвой Богу потому, что Бог ценит такое состояние сердца. Сердце сокрушается из-за того, какое оно есть, и из-за греха. Это сердце податливо для Слова Божьего и терпеливо для жезла Божьего. Такое сердце проявляет послушание. Сокрушение нашего сердца из-за греха является жертвой признания, жертвой Богу, т.к. она приносится лишь Ему. Жертвенное животное возлагалось на алтарь, освящающий приношение. Поэтому и Бог принимает сокрушенное сердце только через Иисуса Христа. Без веры в Него нет истинного покаяния, и эту жертву Бог оценит. Люди презирают то, что сокрушено, но не Господь. Что высоко у людей, то мерзость перед Господом. И наоборот: Он любит то, что человек презирает. Бог никогда не отвергал и не отвергнет смиренного, сокрушенного сердца, потому что Он – совершенная любовь. Одно сокрушенное сердце приносит Богу больше радости, чем все жертвоприношения иерусалимского храма.
Словарное определение слова «смирение» – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле. Мы в нашем человеческом общении называем смиренными людей, которые не превозносятся в гордыне, не презирают других, хотя и считают себя чего-то стоящими. Библейское видение смирения немного иное. По Библии «смирение» представляет собой непритворное сердечное самоотречение, происходящее от искреннего чувства нашей духовной нищеты и ничтожности. Мы не можем смириться, не ощутив себя духовно немощными.
В Псалме 17.28 мы читаем, что Бог спасает людей угнетенных, а надменные очи унижает. Пс.17.28 «Ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь». Какое великое утешение для нищих духом, что духовные скорби могут быть удалены божественной рукой. Это для нас означает, во-первых, что мы обретаем доступ к спасению, только отбросив всякую гордость и приняв подлинное смирение. Во-вторых, что это смирение не есть скромность, внешний покров, созидающий лишь видимость того, что мы склоняемся перед Богом. То, что какое смирение хочет от нас Бог, неоднократно описывается в Библии. Тот, кто смотрит свысока, очень скоро будет унижен. Бог ненавидит надменные очи. Это ли не причина для покаяния и смирения! Гораздо разумнее смириться под крепкую руку Господа, чем вынуждать Его смирить нас Своим гневом. Когда Господь говорит через пророка Софонию: Соф.3.11-12 «Я удалю из среды твоей тщеславящихся … знатностью, … но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне», то Он вполне ясно показывает, кто суть смиренные. Это те, кто сокрушен сознанием своей духовной нищеты. Напротив, под гордыми Он понимает тщеславящихся, т.к. преуспевающие люди имеют обыкновение тщеславиться. Смиренным, кого Бог желает спасти, Он не оставляет ничего, кроме упования на Него. То же самое говорится у пророка Исайи: Ис.66.2 «А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим». И у него же: Ис.57.15 «Я живу на высоте небес и во святилище, а также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердце сокрушенных». Из этого мы можем видеть, насколько угодно Богу наше смирение: настолько, что сердце неспособно принять Божью милость, если оно не свободно от всякого мнения о собственных достоинствах. Если оно занято ими, то закрыт доступ благодати.
Господь Иисус дает нам в притче подлинный образ смирения (Лк.18.9-14). Он рассказывает о мытаре, который, стоя вдали и не осмеливаясь поднять глаз на небо, с сокрушенными вздохами молится так: Лк.18.13 «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» Не станем считать его поведение признаком притворной скромности. С другой стороны, Господь показывает фарисея, который воздает хвалы Богу за то, что он не таков, как другие люди. Он открыто признает, что его праведность происходит от милости Божьей. Но, поскольку он верит, что праведен по делам, он уходит менее оправданным, чем мытарь. Мытарь очищен, оправдан сознанием своего нечестия.
Наш разум требует, чтобы мы занимались самопознанием. Знание о самом себе побуждает человека к богопознанию, к поиску эталона совершенства. И именно ощущение нашего невежества, немощи и порочности приводит нас к познанию того, что только в Боге можно найти спасение. Человек склонен к самодовольству, пока не узнает своего истинного облика. А без смирения самопознание питает гордыню. Приведем высказывание Антония Великого (египетского), связанное со смирением: «Гордость и высокоумие низвергли дьявола с неба; смирение и кротость возносят человека с Земли на небо».
Мы еще раз обратим внимание на то различие, которое Бог делает между гордостью и смирением. Иак.4.6 «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Здесь следует заметить два момента: 1. Гордые лишаются благодати и впадают в немилость. Бог противится им, что страшнее Божьей немилости. Он объявляет такого человека мятежником, врагом, предателем Его славы и чести и противится ему как таковому. Гордый человек явно противится Богу. Его разум противится истинам Божьим, его воля противится законам Божьим. Его страсти противятся промыслу Божьему. И поэтому неудивительно, что Бог противится им. Пусть гордые духом прислушаются и вострепещут. Кто может описать жалкое состояние тех, кто сделал Бога своим врагом? Тех людей, чьи сердца исполнены гордостью, Он покроет позором. Поэтому мы должны бороться против гордости в нашем сердце, если не хотим, чтобы Бог противился нам. 2. Смиренным Бог оказывает честь и дарует им помощь. Благодать, в противоположность немилости, есть честь. Кому Бог дарует благодать, тому Он даст и все другие добродетели. Всем, кому Бог дает истинную благодать, Он даст еще больше, ибо тому, кто имеет и правильно использует то, что имеет, будет дано еще больше. Он особенно хочет давать больше благодати смиренным, потому что они сознают свою нужду в ней, просят о ней и благодарят за нее.
Нам всем нужно уметь смиряться. Хвастовство и зазнайство плохо помогают вере в Слово Божье и сильно мешают получать Божьи благословения. Этот урок пришлось усвоить израильтянам на практике. Сорок лет Бог питал их манной в пустыне, вел столпом облачным и огненным. Но подрастало новое поколение, которое к этим чудесам привыкло и считало, что иначе и быть не может. И Моисею приходилось снова и снова напоминать, что Бог сперва смирял народ голодом, а лишь потом послал им манну, чтобы они знали, что всё им дает Он и только Он. Втор.8.2 «вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать Тебя и узнать, что в сердце твоем». Пустыня была школой, в которой они на протяжении сорока лет жили и учились. События этих сорока лет заслуживали того, чтобы отложиться в памяти, они были записаны для того, чтобы люди их помнили. Израильтяне должны были помнить трудности, с которыми сталкивались, чтобы умертвить свою гордость. Это нужно было им для того, чтобы смирить их, чтобы они чрезмерно не превозносились из-за большого количества чудес, совершенных из благоволения к ним. И чтобы они увидели свою порочность.
В Послании к колоссянам ап. Павел предупреждает своих адресатов, чтобы они остерегались стремящихся ввести поклонения ангелам как посредникам между Богом и человеком, уподобляясь языческим философам. Кол.2.18 «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов». Обращение к посредничеству ангелов, хотя и имело вид смиренномудрия, признавая себя недостойным непосредственно обращаться к Богу, на самом деле было самовольным смирением. Смирением, не предписанным Богом и поэтому неугодным Ему. Более того, недопустимым, т.к. оно означало оказание творению той чести, которая принадлежала только одному Богу.
Ап. Петр в своем Первом послании наставляет рядовых членов церкви: 1Пет.5.5 «облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Поскольку повиновение старшим по возрасту или положению и подчинение друг другу противны гордой природе и эгоистичным интересам человека, то апостол советует им облечься смиренномудрием. Раскроем слова апостола. «Да будут ваша душа, ваше поведение, ваша внешность и всё ваше существо украшены смирением. Это сделает послушание и обязанности легкими и приятными для вас. Если же вы будете непокорными и гордыми, то Сам Бог восстанет против вас м сокрушит вас». Смирение есть великое средство, охраняющее мир и порядок во всех христианских церквях и обществах, а гордость – великий нарушитель того и другого. Она является причиной большинства распрей и раздоров в церкви.
Некий проповедник рассказал, как он однажды поплавал. Он заплыл далеко за пределы залива и с гордостью думал, какой он хороший пловец. Но, попытавшись вернуться, он обнаружил, что это вовсе не так просто. Причиной было скрытое течение. Легкость плавания объяснялась не его силой, а невидимым течением воды. В наших взаимоотношениях с Богом порой происходит нечто подобное. «Плывя по течению», мы можем казаться себе сильными и умными. Когда жизнь легка, нам лестно думать, что причиной тому являются наши заслуги. А затем приходит беда, и мы осознаем, как мы слабы и беспомощны. Так случилось с израильтянами. Бог благословил их военными успехами, миром и процветанием. Однако они думали, что они достигли всего этого собственными силами, и стали гордыми и самоуверенными. Решив, что им больше не нужен Бог, они начали жить по-своему. А затем напал враг, и они осознали, насколько бессильны без Божьей помощи. Сам Бог через пророка Осию об этом говорит так: Осия 13.6 «Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня». Если мы довольны жизнью, будем остерегаться подобного самообмана. Гордость заведет нас в погибель. Только смирение удержит нас на истинном пути, сделает благодарными Богу и полагающимся на Его силу.
Ап. Павел в своем послании побуждал филиппийских христиан к смирению. Вспомним часть его слов: Флп.2.5,8 «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. … Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Евангельский образец, предлагаемый нам для подражания – пример Господа Иисуса Христа. У христиан должны быть Христовы чувствования. Себялюбие и желание первенствовать разделяют людей, а смирение сближает, будучи лишено соперничества и тщеславия. Когда возникают разногласия и споры, мы можем угасить их, просто уступая другим. Смирение побуждает к милосердию и терпению, вместо того чтобы идти напролом собственным путем. Наша жизнь должна быть похожа на жизнь Христа, если мы хотим иметь пользу от Его смерти. Каковы же чувствования Христа? Он был необыкновенно смирен. И это есть то, чему мы должны особенно научиться от Него. Сам Господь говорит: Мф.11.29 «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Если мы будем смиренномудрыми, то будем и единомысленны. А быть смиренномудрыми мы можем, если будем уподобляться Христу, Который смирил Себя ради нас до страданий и крестной смерти. Сделал Он это не только ради удовлетворения Божьей справедливости и уплаты цены за наше искупление, но и ради того, чтобы оставить нам пример.
Боже! Ты Даятель всех наших способностей и возможностей. Просим, сотвори в нас сердце смиренное. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Через Библию Ты говоришь, что Тебе угодно сердце смиренное, оплакивающее свой грех. Твой Сын, наш Спаситель Иисус Христос смирил Себя ради нас до страданий и крестной смерти. Мы благоговеем перед Его смирением, силой и любовью. Пусть познание Его изменит себялюбивые побуждения нашего сердца и побудит жить так, как Он жил в этом мире. Просим, помоги нам брать пример с Него, смиренно отказаться от того, что лучше для нас и избирать то, что лучше для других. Дай нам, уступая другим, прославлять Тебя. Дай нам говорить о своем смирении и ничтожестве искренне, а не для того, чтобы иметь от этого какую-то выгоду для себя. Дай нам помнить слова Спасителя: «унижающий себя возвысится» (Лк.14.11). Обо всем просим и молим во имя Иисуса Христа. Аминь.