ПРОПОВЕДИ
Христианская радость
Ин.15.11 «Это сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет
и радость ваша будет совершенна».
Господь Иисус говорит, что благочестивые люди хорошо знают Его любовь. Они воспринимают ее чувством веры. Упоминаемая Им радость рождается от мира, который имеют с Богом все люди, оправданные по благодати. Итак, всякий раз, когда проповедуется отеческая любовь Бога к нам, мы должны знать: нам дается истинный повод для радости, мы можем быть уверены в своем спасении. «Радость Моя», т.е. ваша радость о Мне, да «пребудет». Христос желает, чтобы Его ученики непрестанно и неустанно радовались о Нем (Флп.4.4). Радость лицемера мгновенна, а радость тех, кто пребывает в Христовой любви, есть непрекращающийся праздник. Слово Господне пребывает вовек, таковыми же являются и радости, проистекающие из него и основанные на нем. «И радость ваша будет совершенна». Чтобы вы не только исполнялись радостью, но чтобы радость ваша о Мне и Моей любви всё больше и больше возрастала, пока не достигнет совершенства (полноты). Т.е. пока вы не войдете в небо, «в радость Господина вашего». Т.о., те и только те имеют совершенную радость, в ком пребывает радость Христова. Радости этого мира пусты, они скоро пресыщают, но никогда не насыщают. Только мудрое, просвещенное Богом сердце знает радость, насыщающую душу. Целью Христа в Его Слове является сделать полной радость Своего народа. Он Сам есть ее автор и причина. Причина – потому что избавил нас от вины греха, когда взвалил на Себя наказание нашего примирения. И автор – поскольку Духом Своим Он упразднил страх и тревогу в наших сердцах, после чего в них воцарилась спокойная радость. Радость также зовется нашей, но по иной причине. Ведь мы обладаем ей и обладаем с того момента, как Христос дан нам. Вывод: научимся искать в учении Христовом уверенность в спасении, остающуюся с нами и в жизни, и в смерти.
Мир нам сулит временны греховные наслаждения (Евр.11.25), а Господь Иисус предлагает радость духовную. Наслаждения зависят от обстоятельств, а радость, даруемая Им, дело сокровенное, тайное, неподвластное внешним переменам. Наслаждения приходят и уходят, а радость или есть, или ее нет. За мирскими наслаждениями по пятам идет горькое похмелье. Источник же христианской радости сокрыт в Господе Иисусе, Который Евр.13.8 «вчера и сегодня и во веки тот же». Чтобы всегда наслаждаться, нужно прыгать от одного удовольствия к другому, потому что обычно одно и то же человеку скоро надоедает. С духовной радостью всё иначе. Наслаждений мы ищем для себя. Духовную радость находим, когда отдаем себя. И чем лучше мы поймем, что жить нужно не для себя, тем радостнее будет нам жить с Богом.
Мы живем в такое время, когда о здоровье и правильном питании говорится столько, сколько не говорилось никогда раньше. В Библии сказано, что наше тело – храм Святого Духа и на нас лежит особое обязательство о нем заботиться (1Кор. 6.19). Нам нужно отдыхать и полноценно питаться, делать всё возможное, чтобы тело наше получало всё ему необходимое. Нельзя курить, употреблять наркотики, злоупотреблять спиртным и т.п. Книга притчей дает такой мудрый совет: Пр.17.22 «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости». Веселье способствует здоровью. Господь заботится о теле и обеспечивает его не только пищей, но и лекарствами. И поэтому сказал нам о наилучшем из них – это веселое сердце. Но не сердце, преданное суете, плотским удовольствиям и чувственному веселью. О таком виде веселья сам мудрый Соломон сказал, что это не бальзам, а безумие, это не пища, а отрава. Здесь он имел в виду сердце, которое радуется в Боге и служит Ему с весельем. Великая милость, что Бог разрешает нам радоваться и дает поводы для радости. Особенно, если Своей благодатью дает нам радостное сердце. Оно врачует тело и восстанавливает силы для работы. Но если веселье (имеется в виду приятное времяпрепровождение и отдых) – лекарство, то его нужно употреблять в определенном количестве, а не превращать в пищу. Его необходимо использовать по определенным правилам. Унылый дух, сокрушенный тяжестью страданий, особенно совесть, пораженная чувством вины и страхом перед гневом, сушит кости. Унылый дух растрачивает основные силы, истощает сердце и делает тело похожим на скелет. Поэтому мы должны быть бдительными и молиться против печального расположения духа, ибо оно введет нас в беду и искушение. Хорошее самочувствие и хорошее здоровье связаны между собой. Веселый нрав оказывает благотворное воздействие на здоровье, но это не происходит само собой. Неподдельная радость и веселый нрав бывают в той душе, в которой всё в порядке с Богом и с ближними. Радость нам дает Дух Святой (Гал.5.22) и, чтобы ее испытать, мы должны Ему покориться. Мы можем иметь истинную радость, потому что наши грехи прощены и Бог принимает нас по нашей личной вере во Христа Иисуса. И тогда, если мы будем послушны Его Слову, Он даст нам мир и радость Своего присутствия. Так что радуйтесь, христиане – это хорошее лекарство.
Некоторые утверждают, что замечать в жизни хорошее и не замечать плохое довольно легко усваиваемая привычка. Будешь улыбаться, будет радостно. Будешь говорить, что ты рад – будешь рад. Но вот в Библии сказано, что истинная радость сокрыта где-то у нас глубоко внутри, и уже оттуда она изливается в улыбки и слова. Ведь не глупец же писал, а мудрый царь Соломон: Прит.15.13 «Веселое сердце делает лицо веселым». Если оптимизм есть в сердце, на лице он появится обязательно. Библия нам советует искать радость и покой не в обстоятельствах, которые то и дело меняются, а в вечном и неизменном Боге. Псалмопевец царь Давид славил Бога так: Пс.4.8 «Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились». Радость его не зависела от его благосостояния, она текла из другого источника. Более того, радость, которой сердце Давида исполнил Бог, была намного больше, чем радость от любых подарков судьбы.
В соответствии с Библией радость является плодом Духа Святого. Гал.5.22 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, …». Всякий человек нуждается в подлинной, неизменной радости. У детей Божьих такая радость проявляется в трех случаях: при спасении, общении и прославлении. Назовем их: радость спасения, общения и прославления. Рассмотрим их более подробно.
Начнем с радости спасения, радости, вытекающей из того, что Бог принимает и оправдывает человека. Рим.5.1 «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа». Святой и праведный Бог не может иметь мир с грешником, пока тот остается в грехе. Оправдание устраняет нашу виновность и открывает путь к примирению. Бог так благ, так благоволит к человеку, что немедленно по устранению этого препятствия водворяется мир. Этот мир означает нечто большее, чем просто прекращение вражды, он включает в себя любовь Бога к человеку и человека к Богу. Можно с уверенностью сказать, что для человека не может быть большего счастья, большей радости, чем испытать на себе любовь Божью.
О радости общения. Благодаря общению с Господом Иисусом апостолы наслаждались общению и с Богом Отцом и друг другом. Об этом пишет ап. Иоанн. 1Ин.1.3-4 «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом. И это пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна». Апостол говорит о собственном душевном чувстве. По его словам, писать побудило его не что иное, как желание пригласить тех, кому он пишет, к соучастию в бесценном благе. Отсюда явствует, сколь сильно заботился он о спасении своих читателей. Мы будем неблагодарны, если откажемся выслушать того, кто хочет сообщить нам часть достигнутого им счастья. Апостол желает своих читателей привести к Богу, дабы все стали в Нем едино. Он имеет здесь в виду не личное общение и не объединение в одном и том же церковном служении, но такое общение, которое возможно и на расстоянии. Это общение с небом и участие в благословениях, сходящих с неба и ведущих в небо. Любой человек, понимающий, сколь драгоценно общение с Богом, охотно довольствуется им одним и больше не томится разными пожеланиями. Спасенные души готовы через общение и других сделать радостными. Существует и общение, охватывающее всю Церковь Божию. Христиане – народ духовный, и в этом мире чувствуют себя сравнительно изолированными. Им порой не нравится слушать то, о чем говорят неверующие, а тем не хочется слушать их духовные наставления. Но Бог дает им вознаграждение в общении с другими верующими, которое является удивительно целительным и радостным. Это общение легко устанавливается, потому что спасенные имеют общее в главном: переживании спасительной благодати; вражде к порочности мира; ожидании грядущей славы; жажде Бога; благодарной любви к Христу и принятии Священного Писания. Многое из того, что считают общением, часто является не более чем человеческой дружбой, какую люди ведут в клубе или в обществе. Она хороша и необходима, но не отражает в полной мере смысл, переданный в Библии понятием общение. Христиане часто устают духовно и нуждаются в том утешении и уходе, дать которые им может только христианская группа. Кроме того, они порой сбиваются с толку нагромождением ложных учений и теряются при быстрых переменах в нашем современном мире. Общение – дело деликатное. Поэтому очень важно, чтобы верующие были осведомлены, чего нужно избегать, чтобы не препятствовать общению. Рекомендуем учесть следующие правила: 1. Общению не способствует присутствие людей, которые никогда не пытаются говорить о духовном. Имеются люди, исповедующие христианство, которые могут беседовать о чем угодно, кроме Божьего. Политика, спорт, экономика и т.п. не являются темой христианского общения. 2. Общению не способствует присутствие верующих, которые не могут говорить ни о чем ином, кроме своей любимой темы. 3. Общение не поддерживается, когда один человек присваивает себе инициативу в группе, как будто он единственный, чей голос нужно слушать. Повседневная жизнь, протекающая в исполнении воли Божьей, удержит нас в тесном общении с Господом. Если мы останемся послушными нашему небесному Пастырю, будем овцами, которые всегда следуют за Ним, тогда наша радость будет неомраченной. Ин.15.10-11 «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Это сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна».
Библия многократно призывает, побуждает нас к прославлению Бога. Евр.13.15 «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, т.е. плод уст, прославляющих имя Его». Обряды Моисеева Закона потеряли свою актуальность для христиан. Мы освободились от необходимости использовать каменные или золотые жертвенники. Теперь мы поклоняемся Богу духовно и наш жертвенник – духовный. Мы призваны и теперь приносить Богу жертву. Но, вместо того, чтобы утром и вечером приносить в жертву агнцев, а по особым случаям – других животных, мы постоянно должны возносить Богу жертву хвалы. Принесение жертвы хвалы Богу должно выполняться только через Христа. Если бы не Господь Иисус, Бог не принял бы ни одну нашу молитву, не принял бы никакую другую жертву. Запомним, что эта жертва приносится постоянно. А это означает семь дней в неделю. Мы должны приносить жертву хвалы утром, когда проснулись, и вечером, когда ложимся спать. Но это можем делать и в течение дня. И, что важно, мы можем и должны своей жизнью восхвалять Его. Сердце, однажды начавшее прославлять Бога, будет всегда продолжать делать это. Апостол говорит о жертве хвалы. Хвала – это и поклонение сердца, но это еще и радость сердца, чувство глубокой благодарности. Если мы будем непрестанно приносить через Христа жертву хвалы, то тем самым мы достигнем цели своего существования. Христиане сотворены для прославления Бога, и мы оказываемся в родной стихии лишь тогда, когда прославляем Его. Самые счастливые, радостные моменты нашей жизни – это те, в которые мы, забыв обо всем, кроме великого Бога, склоняемся перед Ним в радостном благоговении и блаженной хвале.
Да благословит нас, здесь присутствующих, наш милосердный Бог, чтобы мы имели истинную, духовную радость. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Нам никогда не понять, как Ты любишь нас. Любящим Тебя Ты даешь милость, мир и радость Своего присутствия. Мы благодарим Тебя, что в душе нашей сияет свет такой, который и Луну и Солнце затмевает. Нам светит Иисус Христос, Спаситель наш, Он изнутри нам душу освещает. Мы благодарим, что Ты готов ответить на любую нашу нужду. Мы благодарим, что Ты очень рад, когда мы рады тому, что Ты соделал нам, что хочешь раскрасить нашу жизнь в цвета радости. Дай нам понять, что истинная радость – от Духа Святого, Который в нас, а не от того, что вокруг нас. Просим, помоги нам вознестись выше тех бед и проблем, что не дают нам расправить плечи, размять ноги и улыбнуться. Помоги нам полагаться на Духа Святого. Дай нам веселого расположения духа. В Твоем Сыне, нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе мы можем найти оптимизм и надежду. Дай нам понять, что жить нужно не для себя, чтобы тем радостнее жить нам с Тобой. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.