ПРОПОВЕДИ
Любовью служите друг другу
Гал.5.13 «Любовью служите друг другу».
Господь повелевает Своим чадам проявлять любовь на деле. Среди христиан могут быть незначительные разногласия, но вера обязывает их любовь служить друг другу. Выше в этом же стихе апостол говорил о христианской свободе. Здесь объясняет, как надо обуздывать свободу, чтобы она не перешла в повсеместное злоупотребление. Мы не должны использовать ее как повод для борьбы и распрей с нашими братьями-христианами, думающими не так, как мы. Мы всегда должны сохранять настроения, располагающие нас любовью служить друг другу. Свобода, по его словам, обуздывается тогда, когда она управляется любовью. Будем же всегда помнить, что сейчас апостол обсуждает не то, каким образом мы свободны перед Богом, но то, каким образом нам позволено пользоваться этой свободой. Если мы служим друг другу любовью, то мы не устаем в этом деле, но пользуемся благодатью Божьей ради Его славы и спасения ближних.
Апостол старался к этому побудить галатийских христиан и с этой целью предлагает им рассмотреть два обстоятельства. 1. Напоминает им о том, что весь закон заключается в одном требовании: «любви ближнего своего как самого себя» (Гал.5.14). Он использует этот аргумент для призвания их к взаимной любви, давая им понять, что любовь будет лучшим доказательством искренности их веры. И самым лучшим средством для устранения всех существующих между ними разделений. По тому узнают все, что мы ученики Христа, если будем иметь любовь между собою. Об этом говорит Сам Господь: Ин.13.15 «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». 2. Опасные тенденции противоположной линии поведения изложены апостолом в стихе Гал.5.15 «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». Если вместо того, чтобы поступать так, как достойно человека и христианина, они будут вести себя подобно диким зверям, угрызая и съедая друг друга, то ничего другого им не следует ожидать, кроме взаимного истребления. Взаимные раздоры между братьями могут привести к тому, что христианские церкви будут разрушены руками самих христиан. Если христиане угрызают и съедают друг друга, то что можно ожидать, кроме того, что Бог любви лишит их Своей благодати. Святой Дух, Дух любви отступит от них, а злой дух, который стремится истребить их, одержит победу.
Ниже, в стихе Гал.5.26, ап. Павел предлагает галатам средство, содействующее любовью служить друг другу и предотвращающее угрызать и съедать друг друга: «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать». Это средство, избегающее тщеславия, т.е. недостойного домогательства похвалы и одобрения людей. Когда эти тщеславные амбиции преобладают среди христиан, они склонны унижать и презирать тех, кого считают ниже себя. И раздражаются, если им отказывают в уважении, на которое они претендуют. И будут завидовать тем, кто затмевает их славу. Т.о., закладывается основание для разногласий и ссор, несовместимых с той любовью, какую христиане должны сохранять между собой. Такое поведение наносит вред интересам и чести Евангелия. Поэтому апостол хотел бы, чтобы мы всячески остерегались этого.
Бог призывает тех, кто идет за Христом, «принимать» других людей. Рим.15.7 «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас во славу Божию». Ап. Павел здесь говорит не о том или ином человеке, но охватывает всех нас, когда велит нам принимать друг друга, если хотим мы оставаться в лоне Христовом. Так мы, в конце концов, подтвердим наше призвание, если не будем отделяться от тех, кого с нами соединил Господь. Выражение «во славу Божию» следует понимать так: как Христос явил славу Отчую, приняв нас в благодать, когда мы нуждались в милосердии, так и мы, для явления славы того же Бога, должны утверждать и освящать тот союз, который мы имеем во Христе. Слово Божье говорит нам, что мы должны идти даже к тем, к кому никто не идет. Некоторых людей никто не трогает, потому что они молчуны или злюки, потому что они во всем видят подвох, ведут себя странно или требуют слишком многого от всех. Но принимать их всё равно надо, как и Христос принял нас во славу Божию.
Один миссионер рассказывает: «В удаленном районе Ганы, где я рос, существовала поговорка: «Обед – друзей нет». Считалось неприличным ходить в гости во время обеда, потому что с едой в тех краях было туго. А вот на Филиппинах, где я тоже жил некоторое время среди христиан, даже если вы приходили без приглашения, хозяева радостно усаживали вас за стол, как бы бедны они ни были». Культуры различны, и у каждой есть свое обоснование. Когда израильтяне вышли из Египта, Бог через Моисея дал им повеление: Втор.10.18-19 Бог «любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду. Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле египетской». Одним из способов, которым израильтяне могли показать свою принадлежность Богу, Творцу всего сущего, была любовь к пришельцам.
Члены физического тела устроены так, что не только не может быть разделений между ними, но они заботятся друг о друге. Такие же отношения должны быть между членами мистического Тела Христова: христиане должны сочувствовать друг другу. Как в физическом теле болезнь одного члена поражает всё тело и хорошее состояние одного члена отражается на всем теле, так и христиане должны считать радостью для себя, когда радуется один из братьев или сестер во Христе, и сострадать со страдающим членом церкви. Христианское сочувствие – одна из важнейших обязанностей чада Божьего. Мы должны быть так далеки от равнодушия к страданиям наших братьев и сестер, чтобы были способны страдать вместе с ними. И так далеки от зависти их славе, чтобы могли радоваться вместе с ними и считать их радость своей собственной.
В Послании к галатам ап. Павел дает еще одно наставление относительно взаимных обязанностей христиан друг перед другом, содействующее общению святых в любви. Гал.6.1-2 «Братия! Если и впадет человек в такое согрешение (тщеславие), вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носитебремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». Апостол наставляет с сочувствием относиться к согрешившему брату. «Если и впадет человек в такое согрешение», т.е. согрешит, поддавшись неожиданному искушению. Одно дело согрешить преднамеренно, умышленно, и совершенно другое – впасть в согрешение. В последнем случае апостол советует проявить мягкость: «вы, духовные, исправляйте таковых в духе кротости». Под «духовными» апостол понимает не только служителей церкви, но и других христиан. Обращается «братия», т.е. все. Из прочитанного отрывка мы можем сделать следующие выводы: 1. Наш долг – исправлять таковых. Мы должны постараться привести их к покаянию с помощью правильных обличений и дельных, уместных советов. В оригинале вместо слова «исправлять» применяется слово, которое переводится как «вправить», напр., вывихнутую кость. Так и мы должны постараться возвратить согрешивших братьев (сестер) в прежнее состояние. Привести их к сознанию совершенного им греха и утешить надеждой на прощающую милость Божию. Восстановив их таким образом, мы подтверждаем нашу любовь в ним. 2. Апостол говорит и о том, в каком духе следует исправлять согрешающих: «в духе кротости». Не с гневом и раздражением, как торжествующие при падении брата, а с кротостью, как скорбящие о нем. Многие полезные обличения теряют силу, если высказываются с гневом. Но когда они делаются спокойно и мягко, когда в них обнаруживается сочувствие и искренняя забота о благополучии согрешившей души, тогда они оказывают должное воздействие. 3. Апостол указывает и на дополнительную причину, почему надо с кротостью исправлять согрешивших: «наблюдайте каждый за собою, чтобы не быть искушенным». Мы должны быть мягки по отношению к тому, кто впал в согрешение, и из-за того, что не исключено, что то же самое может случиться с нами. Мы тоже можем подвергнуться искушению, более того, можем быть побеждены им. Поэтому, если наблюдаем за собой, то будем обращаться с другими так, как хотели бы, чтобы обращались с нами в подобном случае. В нашем отрывке апостол повелевает «носить бремена друг друга». Эти слова учат нас снисходить и сострадать немощам друг друга. Хотя мы и не должны потворствовать им, однако не следует из-за них быть слишком суровыми друг к другу. Эти слова можно понимать и как общее наставление: чтобы мы сочувствовали друг другу в трудностях и испытаниях, выпавших на нашу долю. И проявляли готовность поддерживать друг друга утешениями и советами, оказывать необходимую помощь. Чтобы побудить нас с любовью оказывать помощь другим, апостол добавляет, что «таким образом мы исполняем закон Христов». Это означает, поступать по закону заповедей Его, закону любви, обязывающего нас снисходить друг к другу, прощать и сострадать. А также подражать Его примеру, имеющему для нас силу закона. Он терпит наши немощи и слабости, поэтому и мы должны терпимо относиться друг к другу.
В Послании к филиппийцам ап. Павел предлагает средства, способствующие исполнению этого христианского долга. Вспомним одно из них. Флп.2.4 «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». Мы должны интересоваться другими не из любопытства и желания их покритиковать, или из склонности вмешиваться в чужие дела, но из христианского сочувствия и сострадания. Эгоизм разрушителен для христианской любви. Мы должны заботиться не только о своей репутации, своем спокойствии и благополучии, но также о репутации, спокойствии и благополучии других. Должны радоваться чужим успехам так же искренне, как своим. Кто имеет любовь, о которой говорит Библия, тот непременно докажет ее делом. К этому призывает нас и ап. Иоанн. 1Ин.3.17,18 «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворит от него сердце свое – как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною». Богу угодно, чтобы некоторые из Его чад были бедны, а богатые упражнялись в любви и милосердии. Обладающие земными благами должны больше любить благого Бога и быть готовы дать для нужд своих братьев. Любя своих братьев, мы любим в них Бога, а в ком нет братолюбия, в том нет истинной любви к Богу. Бог хочет, чтобы любовь была неподдельной и деятельной во всем, насколько позволяют обстоятельства. Христианину подобают искренние выражения любви, служение и труд любви. В Послании ап. Иакова есть такое предостережение: Иак.2.15,16 «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не дает им потребного для тела, что пользы?»» Милосердие, заключающееся только в одних словах, не может дать ничего ни нам, ни бедным. Как мы явимся перед Богом с одной лишь пустой видимостью милосердия? Безрассудно вообразить, что одного исповедания веры, без дел благочестия достаточно, чтобы устоять перед Богом.
Забота наша о ближних тогда будет наиболее полная, если мы будем любить их. А без живой и искренней веры в Господа не может быть и речи о любви друг к другу. 1Ин.3.23 «Заповедь Его (Бога) та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга». Суть этой двойной заповеди в следующем: иметь веру – значит проявлять божественную жизнь в наших отношениях с Богом; любить друг друга – значит жить божественной жизнью в наших отношениях с братьями.
Одна популярная на Западе писательница (Эйн Рэнд) открыто пропагандирует безбожное мировоззрение эгоизма. Вот что она пишет в одном из своих романов: «Слово «мы» произносить нельзя вообще. …Я вижу лицо бога, …бога, который даст им радость, мир и гордость. Вот этот бог, вот это слово «я»». Ну и что же получается, когда кто-то живет только для себя, а на ближнего своего не обращает внимания? Один критик об этой писательнице выразился так: «Мне показалось, что она – одно из самых несчастных существ, когда-либо живших на Земле». В Слове Божьем всё совсем наоборот. Настоящая жизнь – это когда ты любишь ближнего своего как самого себя. И тогда мы испытываем не гордость, а «праведность и мир, и радость в Святом Духе» (Ин.14.17).
Боже! Дай нам желание смело идти туда, куда нас Святой Дух поведет и любовью служить друг другу. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам любовью служить друг другу, ибо это является одним из способов, которым мы можем показать свою принадлежность Тебе. Помоги нам отказаться от некоторых материальных благ, чтобы имели возможность помочь нуждающимся. Или уделить время тому человеку, кто нуждается в нашей помощи. Даруй нам благодать и силу в отношениях с людьми всегда стремиться к гармонии и искренней любви. Подражать Христу в служении, обратив особое внимание на Его слова: «А Я посреди вас – как служащий». Пусть мир увидит нашу любовь друг к другу, как величайшее свидетельство единства в Тебе. Пусть окружающие люди тоже захотят познать Тебя. Даруй нам святую любовь, которая себя всем раздает. И смело пойдет туда, куда ее Святой Дух поведет. И к тем поспешит, кто нас на помощь зовет. Помоги нам более полно испытывать Твою любовь, чтобы распространять ее на других. Обо всем просим во имя Иисуса Христа. Аминь.