ПРОПОВЕДИ
Уврачую отпадение их по благоволению
Осия 14.5 «Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению».
В нашем эпиграфе первым словом подразумевается «Я». «Я уврачую отпадение их». Сам всемогущий Бог говорит это. Будем же надеяться на Него, потому что как бы далеко мы ни зашли и как бы ни было сокрушено наше сердце, Он может исцелить все наши болезни и перевязать все наши раны. Здесь же есть еще одно слово, указывающее на личность – это слово «их». Из предыдущих стихов следует, что речь идет об Израиле, народе Божьем. Бог Сам желает исцелить и исцелит Свой собственный народ, своих избранных.
Сначала рассмотрим наше ключевое слово «отпадение, отступление». Под этим словом понимаются все неугодные Господу Богу поступки. Перечислим несколько из них: «грех» – преступление Закона, Богом установленной границы между добром и злом; «беззаконие или прегрешение» – действие, злое по сути своей, независимо от того, запрещено оно официально или нет; «ошибка» – уклонение от того, что правильно (Пс.50.11; Рим.3.23); «промах» – неисполнение провозглашенных Богом норм, переход за установленную черту в смысле своевольного вторжения в сферу божественного авторитета (Еф.2.1); «неверие» – это оскорбление Божества, ибо оно ставит под сомнение достоверность Его существования; (Ин.16.9) «непокорность» – духовная анархия.
Отпадение (отступление) очень распространено среди народа Божьего. От начала отступления в мыслях и сердце до отступления в поступках эта болезнь так распространена среди народа Божьего, что едва ли один из нас не страдал от нее какое-то время. Наверно, большинство из нас могло бы признаться, если бы мы искренно проверили свое сердце, что в какой-то мере мы отступаем даже сейчас. Подумаем, насколько мы могли отступить за последнее время. Не ослабели ли мы в молитве? Скорее всего, мы сохраняем привычку молиться, потому что не можем перестать делать это, но у нас нет той силы в молитве, которую мы когда-то имели. Мы всё еще читаем Библию, но, может быть, она не так сладостна для нас, как была раньше. Мы приступаем к Вечери Господней, мы не научены покидать свои собрания, но увидели ли мы лик Христа так, как когда-то? Возможно, мы всё еще трудимся для Него, но делаем ли мы то, что делали когда-то, или всё, что могли бы делать? Не остановился ли наш духовный рост, вместо того, чтобы продвигаться к совершенству? Эти обвинения не затрагивают наши сознание? Наверно, большинству из нас, тщательно проанализировав себя, пришлось бы сказать: «Да, я помню, когда первая любовь почивала на мне, и мое сердце горело любовью по Христу, но теперь мои чувства притупились, и я не так стремлюсь к Нему». Искупленные Его драгоценной Кровью в дни нашего обращения мы думали, что будем всё крепче и крепче привязываться к своему Спасителю. Никакая жертва не казалась нам слишком большой, никакая обязанность – слишком нудной, если трудились для Господа. Да, к сожалению, мы потерпели крушение во многих отношениях и нуждаемся в том, чтобы перед Богом исповедать свое отступление.
Следующее слово в эпиграфе, над которым мы будем размышлять, это «уврачую». «Уврачую отпадение их». Для нас утешение кроется в самом том факте, что Господь Бог рассматривает здесь грех отпадения, как болезнь. Не сказано: «Прощу отпадение их», хотя это подразумевается, но «уврачую его». Бог как будто говорит: «Мой бедный народ, Я помню, что они – всего лишь прах; через грехопадение они подвержены тысячам искушений и легко уклоняются с пути. Но Я не поступлю с ними как с мятежниками. Я отнесусь к ним как врач к пациентам, а они пусть видят во Мне Врача». Утешение несет уже сам тот факт, что ради Своего возлюбленного Сына Бог снисходит к нам. И смотрит на наш отвратительный, заслуживающий осуждения и ада грех так, словно в Его глазах он не преступление, а болезнь. Рассмотрев отступление как болезнь, Бог не говорит: «Я отделюсь от этого больного». Согласно Закону Моисея, человека, имеющего какое-нибудь инфекционное заболевание, нужно было удалить за стан. Но здесь не сказано: «Изгоню их за отпадение». Если бы мы были изгнаны из Божьей Церкви, если бы мы никогда не были допущены к Его трапезе, то, следует признать, что мы вполне заслужили бы этого. Но Бог не говорит: «заключу их в карантин» или «изгоню их из среды Моего народа». Он проявляет любовь к Своему народу, берется за его исцеление. Некоторые дети Божьи считают, что если согрешат, то уже никогда не будут, возлюбленными Божьими. И за грех свой останутся вне завета. Хотя они знают о Божьем прощении, но сатана внушает им мысль, что их грех настолько тяжкий, что не подлежит прощению. Но в Библии мы видим не такого Христа. И не так изложено отцовство нашего Небесного Отца. В слове «уврачую» звучит уверенность. Т.к. для Бога нет невозможного, поэтому Он говорит так категорически.
Но почему Бог исцеляет Свой народ? В Библии в нескольких местах сказано, что Он принял на Себя служение Врача. Втор.32.39 «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю». Всякое зло и всякое добро приходит от руки провидения Его; Он образует и свет жизни, и тьму смерти. Или же: Он умерщвляет и поражает Своих врагов, но исцеляет и оживляет Свой собственный народ. Умерщвляет и поражает судами отвернувшихся от Него и взбунтовавшихся против Него. Но, когда таковые вернутся и покаются, Он исцелит их и оживит Своей милостью и благодатью. Эти слова означают непререкаемую власть Бога распоряжаться всеми Своими творениями. Несмотря на то, что уязвил, Он исцелит нас.
Давид в Псалме 102 приступает к перечислению Господних благодеяний, каждое из которых заслуживает искренней хвалы. В том числе он пишет: Пс.102.3 «Он прощает все беззакония твои и исцеляет все недуги твои». Благодаря прощению греха убирается то, что удерживало нас от Божьих благ. И мы восстанавливаемся в правах на благоволение Бога, дарующее нам блага. «Он прощает все беззакония твои» – как бы много ни было преступлений, но они все прощены. И Он продолжает прощать, т.к. мы продолжаем грешить и каяться. Прощение не прекращается ни на минуту. Оно божественно, поскольку исходит от Бога; оно всеохватно, т.к. распространяется на все наши грехи. «Исцеляет все недуги твои». Вслед за устранением причины беззакония устраняется и следствие. Порочность нашей природы является болезнью души: она вводит ее в смятение и пугает смертью. Это излечивается освящением. Когда умерщвлен грех, тогда болезнь излечивается, какой бы тяжелой она ни была. Наша вина заслуживала духовной смерти, но Бог, прощая ее, спасает нашу душу. Бог прощающей милостью убивает вину за грех, и обновляющей благодатью лишает грех силы. Как многогранна личность нашего Небесного Отца: Он прощает нас как Судья, а затем приходит к нам как Целитель. Мы постоянно находимся под Его наблюдением великого Целителя: Господь приходит к нам ежедневно, как врач к пациенту, и исцеляет все наши недуги. Ни одна болезнь, поражающая нашу душу, не ставит Его в тупик. Местоимение «все» употреблено в этом стихе дважды. Оно призывает нас восславить Господа всем сердцем, всей душой и всем разумением.
Господь дарит утешения всем истинно покаявшимся. Пс.146.3 «Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их». Они сокрушены сердцем, испытывают душевные муки при воспоминании о грехе. Сердца кающихся разрываются от осознания бесчестия, принесенного Богу и вреда, причиненного самим себе в результате греха. Тому, кого Бог исцеляет утешениями Святого Духа, Он заверяет, что грехи его прощены, и Он примирился с покаявшимся. От этого человеку становится легче, как если бы Господь приложил к кровоточащим ранам бальзам. Святой Дух напоминает об этих истинах как еще об одном знамении славы Божьей, призывая нас воздать Ему хвалу. Господь – великий Целитель, Он возрождает сокрушенные сердца. Земные цари ищут величия в возвышении над другими, а Господь обретает его через снисхождение. Его искреннее сочувствие к скорбящим сердцем служит особым свидетельством Его благости. Он милостиво врачует сокрушенные сердца помазанием благодати и нежным прикосновением любви, перевязывая кровоточащие раны тех, чья совесть обличает их в грехе. В этом проявляется истинно божественное сострадание. Воистину, Он заслуживает хвалы из уст людей, которым явилась Его милость. Бог по-прежнему исцеляет Своих. Обнажите свои раны перед Ним, и Он перевяжет и уврачует их. Мы слишком дорогой ценой достались Ему, чтобы Он допустил нашу погибель, а без исцеления мы погибнем. Поэтому Он и исцелит нас. На каждом из Своих детей Бог видит знаки Крови нашего Искупителя, Своего возлюбленного Сына Иисуса Христа. Поэтому если кто-то из нас чувствует себя отступником, то может смело обратиться к Господу словами: «Господь! Исполни для Твоего раба это обетование, которым Ты пробудил во мне надежду».
Для того чтобы узнать, имеем ли мы часть в этом обетовании, мы обратимся к стиху из этой же главы, предшествующему нашему. Пророк Осия призывает израильтян: Ос.14.3 «Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших». Т.о., здесь речь идет о людях, а не об Израиле в целом. Если есть кто-либо, желающий прощения ради имени Христа, такой человек может быть уверен, что он один из тех, кому Бог здесь говорит. Обратим внимание на то (по контексту), что Бог исцеляет не всех подряд, а только желающих исцеляться, кто искренне молится об этом.
Обетование «уврачую отпадение их» обещает сохранить нас от отступления. Отступление – одна из самых опасных ситуаций, в которые дитя Божье может попасть. Оно может отнять у нас духовную радость, сильно вредит нашей репутации христианина и ставит в опасность наше будущее. Ни один христианин не впадет в большой явный грех сразу, прежде происходит много мелких отступлений. Как правило, отступления мало-помалу ведут к явному греху и вероотступничеству. Отступление оскверняет душу человека. Человек может потерять пыл любви к Христу и святость, т.е. стать мирским. Невозможно пребывать меньше в молитве, не став менее подобным Христу. Слава рассматриваемого нами обетования в следующем: хотя отступление – вещь опасная, всё же, если мы впали в него, не нужно отчаиваться. Наоборот, нужно с надеждой слушать голос пребывающего в нас Святого Духа, говорящего: «Обратитесь, отступившие дети».
Можно сказать, что исцеление отступления заключается в двух вещах: прощение греха и освобождение от его власти. Нам надо запомнить, что если возвратился к нам грех, то источник Крови Христа, которая омыла нас однажды, не потерял силу. Мы можем снова омыться. Престол Божьей милости не убран и разрешение приближаться к нему не аннулировано. Поэтому мы каждый день говорим в молитве Господней: «прости нам долги наши». Исцеление означает также устранение всех губительных эффектов, вызванных грехом, т.к. отступивший человек склонен погружаться дальше в грех. Еще один фактор исцеления: Бог отменяет все наказания, которые Он послал на нас вследствие нашего отступления. Последний фактор исцеления – возвращение потерянного утешения. Вместо отчаяния, которое испытывает верующий, когда на нем тяготеет рука Божья, он будет радоваться о Господе.
Коротко поговорим о способе исцеления отступления. Часто случается, что по благодати Божьей и Его провидению исцеление нашего отступления происходит путем глубоких скорбей. Надо научиться нам признать, что самое тяжелое испытание, когда-либо постигшее нас, является благословением, если приводит нас к Богу нашему. Когда мы воображаем, что заслуживаем венец, нам следует вспомнить, что это было бы несвоевременной милостью, т.к. мы находимся не во дворце, а на поле духовной брани. Но когда мы несем крест, это – подходящее благословение, соответствующее последователям распятого Спасителя.
Боже! Сохрани нас, чтобы мы не подвергались страшному риску, которому подвергаются отступники. Которые ходят вдали от Господа Иисуса и живут ниже уровня, позволяющему поддерживать духовное здоровье. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что где умножился грех, там преизобилует благодать. Просим, помоги нам ходить во свете, подобно как Христос во свете, благодаря чему мы имеем общение с Ним. Ибо наше единственно безопасное состояние – пребывать в Нем и чтобы Его слова, да и Он Сам, пребывали в нас. Дай нам не ослабевать в молитве, искреннее желание читать Библию. Дай нам осознать свой грех, чтобы оплакивать его. Благодарим Тебя за Твою верность, что кого Ты возлюбил однажды, того не покинешь, но будешь любить до самого конца. Благодарим, что Ты не вычеркнешь имена отступивших из Книги жизни, поскольку они были неверны Тебе, но уврачуешь отпадение их. Ты восстановишь их к первоначальному состоянию здоровья. Более того, Ты так исцелишь их, что однажды они узрят Твое лицо, лицо своего Отца. Дай нам надеяться на Тебя, потому что Ты можешь исцелить нас от любой болезни. Надеяться, что болезнь не умертвит нас, и никакой грех не загноится в нас настолько, чтобы погубить нас. Надеяться, что Ты не допустишь, чтобы хоть один из Твоих детей был так поражен грехом, что эта греховная болезнь станет для него роковой. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.