ПРОПОВЕДИ
Господь наказывает всякого сына
Евр.12.6 «Господь, кого любит, того наказывает;
бьет же всякого сына, которого принимает».
Вспомним эпизод из сказки «Снежная королева». Девочка Герда, когда отправилась на поиски брата Кайя, оказалась в доме разбойницы, у которой была дочка. Разбойница заявила, что она дочку не наказывает, позволяет ей всё, чтобы она стала хорошей разбойницей.
У Бога есть два способа наказания, два рода суда: суд мщения и суд исправления. Судом мщения Господь наказывает Своих врагов таким образом, чтобы показать им Свой гнев и погубить их этим гневом. Судом исправления Он наказывает Своих детей, но не во гневе и не для того, чтобы погубить или сразить их. Поэтому такое наказание следует называть предостережением и воспитанием. Первое свойственно судье, второе – отцу. Судья, наказывая злодея, карает его за преступление. Отец, исправляя сына, не стремится отомстить за его проступок, но пытается его научить, чтобы в будущем он был более осмотрителен. Иоанн Златоуст пишет: «Сына бьют, как раба, но раб наказывается за грех, получая по заслугам. Сына наказывают, желая ему добра. Поэтому наказание сына имеет целью исправить его и наставить». И это совершенно необходимо. Ибо чем больше человек боится Бога (не рабским страхом, а почитает Его), тем более чувствителен он к Божьему гневу.
Бог, наш Творец, через Библию дает нам повеления относительно воспитания детей. Вспомним несколько из них. Прит.13.24 «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». В современных теориях воспитания часто не приводятся рекомендации, повеления Бога. А ведь они должны быть для нас стандартом. В наши дни говорят только о правах ребенка. Но не говорят о его обязанностях. Главная из его обязанностей – быть послушным родителям, выполнять их законные и разумные требования. «Розга» для наставления – вот основной инструмент воспитания. Не грубая жестокость, а мудрое, рассудительное, справедливое наставление на верный путь. Такое наказание должно ставить своей целью покорение воли, смирение и очищение сердца. Человек порой «жалеет розги», называя это любовью. Но неужели любовь нашего Небесного Отца меньше любви земных родителей? А Он розги не жалеет. Разве есть сын, которого Он не наказывал бы? Разве розга демонстрирует Божью ненависть? Господь наказывает тех, кого любит (Прит.3.11-12; Втор.8.5). Сама природа учит нас любить детей изо всех сил. Но мы должны любить их мудро. Потакание детям начинается с потворства самим себе. Наши дети – это тоже Адамовы дети. Сами по себе они всегда выберут широкий путь погибели. Мысль о том, что они шагают по этой дороге, невыносима. Мы молимся об их обращении. Но молитва без наставления нелепа, а библейское наставление предполагает наказание (Еф.6.4; Евр.12.5-6; Пс.93.12; 118.67, 71). Итак, наказанию должно быть место. Всем нужна розга, некоторым – снова и снова. И это должна быть розга отца жалеющего, но мудрого. Розга без любви становится насилием. Большинство пороков начинается с яслей. С первых же дней ребенок должен принять власть родителей. Воспитание, которое проводилось с помощью розги, сохранится до конца жизни ребенка.
Верующие родители должны тщательно изучать Библию. В Книге притч сказано: Прит.19.18 «Наказывай сына своего, доколе есть надежда и не возмущайся криком Его». Эти слова описывают также и то, как Небесный Отец воспитывает Своих детей. И какой сын не благословлял Его за то, что Он наказывал и наказанием этим достигал желаемой цели? Бог дает нам примеры воспитания. Отцы не должны раздражать своих детей, чтобы те не унывали (Кол.3.21). Но отказываться от телесного наказания полностью тоже нельзя. Под маской нежности к ребенку может скрываться слабость характера. На самом деле суровость более милосердна, чем поддельная нежность. Пусть ребенок знает. Что мы умеем проявлять твердость. Пусть понимает, что рыданием или нытьем он ничего не добьется. Пусть лучше плачет дитя, когда его наказывают, чем будут рыдать его родители, когда им придется пожинать плоды его неправильного воспитания. Первосвященник Илий (учитель пророка Самуила) сам наказал себя и свой дом: он позволил своим сыновьям грешить. Чтобы сделать свою жизнь несчастной, родителям достаточно пожалеть розги. Но розга может и не понадобиться, если родители станут воспитывать детей правильно – твердым решением, словом, взглядом. Разве не бывает так, что мы закрываем глаза на пороки детей? Говорить «дети есть дети» – неправильно. Под этим предлогом мы не обращаем внимания на их проступки; считаем их непослушание пустяком, который не требует сиюминутного исправления. Грех, на который не обратили внимания в самом начале, со временем становится невозможно искоренить. Только Божья благодать и мудрость может сделать наше мышление, суждения и чувства зрелыми и помочь воспитывать детей в страхе Божьем. Тогда дети наши будут неизмеримо счастливы.
Какой родитель или учитель не согласится с утверждением, что порой глупость привязывается к сердцу ребенка. И по такому случаю дается рекомендация в Книге притч. Прит.22.15 «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него». Глупость принадлежит всем людям по праву рождения. Еще до того, как начнут говорить, дети демонстрируют свою склонность к греху. Бл. Августин, доказывая, что первородный грех существует фактически, приводит в пример дитя, которое, еще не научившись говорить, выражает на своем лице эгоизм, зависть и злость по отношению к другому ребенку, который съел его лакомство. Здесь речь идет о грехе, а не ребячестве. Дитя следует наказывать за то, что оно – нечестивое дитя. Господь Иисус был святым младенцем, но всё же возрастал в мудрости (Лк.2.52). Глупость же – это склонность, тяга ко злу. Глупость – и корень, и сущность греха в падшем человеке. Глупость – это бунт против любящего Бога.
Верующие родители не всегда понимают библейское учение о наказании детей. Их тоже следует учить. Библия дает четкое правило: если даже ребенок молит пожалеть его, нельзя оставлять его без наказания. Прит.23.13-4 «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней». Наказывать нужно мудро, решительно и с любовью. Нужно упорно продолжать наказания, даже если нет обнадеживающего результата. Наказание следует применять с молитвой, верой и наставлением. Нужно признать, что своими чувствами мы не всегда понимаем, как можно причинять боль и вызвать слезу у тех, кого мы любим. Но без наказания воспитание невозможно. Если бы более мягкий подход был более действенным, тогда бы милосердный Бог предложил именно его, а не наказание. Некоторые родители только наказывают, дают волю своей раздражительности, вымещая свое зло на собственных детях. Они охотно причиняют им боль. Они изливают свой гнев на детей, хотя же должны стремиться искоренить грех. Поэтому, приступая к наказанию, нужно задуматься и спросить у себя, с какой целью я собираюсь наказать ребенка. Злоупотребление этим библейским принципом делает его малоэффективным и рождает в детях ожесточение и горечь. Дети ожесточаются, если не видят ничего, кроме розги. Суровость и жестокость делают их замкнутыми. Крайне опасно, если наши дети боятся нас, как жестоких родителей. Один благочестивый отец сказал: «Если родители будут наказывать детей только в молитвенном состоянии ума, то не будет раздражения ни у Бога, ни у детей». Нам следует научиться не ожидать слишком многого от детей. Их шалости не должны нас угнетать. Однако нельзя упускать из виду их греховные наклонности. Нужно любить их не меньше, а больше. А если мы любим их, то не оставим их без заслуженного наказания. На самом деле оно причинит нам больше боли, чем им.
Через Библию Бог указывает Своим детям, как они должны вести себя в постигающих их скорбях и испытаниях. Самое главное – избегать крайностей. Они не должны пренебрегать наказанием Господним, легкомысленно относиться к постигающим их бедствиям. Кто легкомысленно относится к скорбям, тот так же относится к Богу и к греху. С другой стороны, они не должны унывать, когда их обличают, не должны погружаться в отчаяние во время испытаний, раздражаться и сетовать, но должны с терпением и верою переносить их. Если они впадают в одну из этих крайностей, это признак того, что они забыли советы и увещания своего Небесного Отца.
Скорби, наказания, хотя и являются выражением Божьего недовольства, тем не менее, они доказывают Его отцовскую любовь к Своим детям и заботу о них. Евр.12.6,7 «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» Из этих стихов можем сделать следующие выводы. 1. Самые лучшие из детей Божьих нуждаются в наказании. Они имеют свои недостатки и известную долю безрассудства, которые необходимо исправлять. 2. Т.к. они принадлежат к Его семье, они не могут избежать Его обличений, когда нуждаются в них. Хотя других людей Бог передает их грехам, однако грехи Своих собственных детей Он исправляет. 3. В этом Бог поступает, как подобает отцу, и обращается с ними как с детьми. Только немудрый отец может смотреть сквозь пальцы на недостатки своих детей. 4. Если Бог попускает кому-то идти путем греха, то это признак отчуждения от Него. Ст.8 «Если же останетесь без наказания, то вы – незаконные дети, и не сыны».
Кто не хочет терпеливо переносить наказание своего Небесного Отца, тот ведет себя по отношению к Нему хуже, чем должен вести в отношении земных родителей (Ст.9,10). Долг детей – быть послушными справедливым требованиям родителей и с покорностью принимать наказание за непослушание. Родители имеют повеление от Бога исправлять детей, когда в этом есть нужда. Проявлять недовольство против исправления – это грех. Автор Послания к евреям советует вести себя тем более смиренно и покорно по отношению к нашему Небесному Отцу, когда Он наказывает нас. Дети Божьи, переживающие наказание Божье, должны расценивать его не с точки зрения настоящей жизни, но с позиции разума, веры и духовного опыта. Плоть чувствительна к страданиям, они печалят ее, и она стенает под ними. Но вера осознает, что освящающие страдания производят плод праведности. Это – плод, успокаивающий и утешающий душу. Если наказание Божье будем переносить с терпением, то оно содействует достижению нашей большей святости. Если отцовские наказания Бога не воспринимаются Его чадами как наказание их Небесного Отца, и не извлекается польза из них, то они становятся опасной сетью и соблазном к отступлению, чего каждый христианин должен тщательно остерегаться.
Не новость, что в одной и той же семье, у одних и тех же родителей одни дети подают добрые надежды, а другие – наоборот. Бог через Библию учит нас различать их. Прит.13.1 «Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения». Большие надежды подают дети, почитающие своих родителей, желающие получить от них совет и назидание. Мудрый сын, который станет еще мудрее – тот, кто слушает наставление отца и желает исполнить его. Мало надежды подают родителям те дети, которые не слушают терпеливо обличения и глумятся над ним, не желая подчиниться. Как же человек сможет исправить ошибки, если ему не скажут о ней, а он будет считать врагами тех, кто оказывает ему эту милость? Наставление требует обличения, а это значит, что наставление требует дисциплины. Не был ли Христос мудрым Сыном, послушным Отцу во всем? В Библии сказано (Евр.5.8), что Он прошел школу страданий, чтобы научиться послушанию. Нам следует каждый день, взирая на Него, подражать Ему в послушании. Однако гордого человека исправить нелегко. Он не слушает наставления отца. Он не слушает обличение даже тогда, когда оно крайне необходимо. Следует помнить, что сколь скоро я не слушаю справедливое обличение людей, я отвергну и Божье обличение.
Господь благой! Сохрани нас от твердости сердца и презрения к Твоему Слову. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Думая о Твоей любви, мы замираем в изумлении. Твоя безмерная любовь к нам, грешникам, превосходит понимание. Славим и благодарим Тебя! Мы благодарим, что Ты воспитываешь, исправляешь, наставляешь нас, чтобы сделать нас лучше. Мы совершаем много глупостей, в результате носим на себе тяжелое бремя их последствий. Чтобы избавить нас, Ты порой наказываешь нас. Просим, помоги нам в таких случаях успокоиться и довериться Тебе, чтобы Ты мог совершить Свой труд, не причиняя нам ненужной боли. Сами по себе мы всегда выбираем широкий путь погибели. Только Ты можешь направить нас на путь истины. Помоги нам не пренебрегать Твоим наказанием и не унывать, когда нас обличают. Дай нам не погружаться в отчаяние во время испытаний, не раздражаться и не сетовать, но с терпением и верой переносить их. Дай нам извлечь из них соответствующие уроки. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.