ПРОПОВЕДИ
Как избавиться от суетных мыслей во время молитвы
Пс.85.9,10 «»Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся перед Тобою,
Господи и прославят имя Твое. Ибо Ты велик, и творишь чудеса – Ты, Боже, един Ты».
Пс.61.10 «Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь;
если положить их на весы, все они вместе легче пустоты».
Нам, людям, дано право обращаться в молитве к Богу, к Творцу всей Вселенной и всего, что наполняет ее. Чтобы мы дорожили этим правом, вспомнили в нашем эпиграфе только два отрывка из Библии, написанные о Боге и о человеке. Весь род человеческий произошел от Адама и существует благодаря Божьему могуществу. Придет день, когда все народы придут и поклонятся перед Ним, единодушно признают Творца. Именно по этой причине мы должны обращаться к Богу в молитве. Какое великое утешение, что и величие и благость присущи Богу в равной степени. Когда царь велик, но не благ, это приводит к тирании, а когда он не велик, его подданные подвергаются бесчисленным опасностям. Т.о., оба варианта неприемлемы. Но если величие и благость одновременно присущи царю, его верноподданные ликуют, ибо чувствуют себя в полной безопасности. Господь благ, и потому готов прощать Свой народ. Обратим внимание на то, что глагол «творить» употреблен здесь в настоящем времени. Бог постоянно творит чудеса; куда ни оглянись, мир полон чудес. Он един и сейчас, когда Вселенная наполнена мириадами Его созданий. И останется единым Богом всегда, ибо кто может сравниться с Ним. Итак, Богу надлежит поклоняться не как одному из благих существ, а как единому истинному Богу.
Теперь коротко рассмотрим стих о людях. В стихе «сыны человеческие только суета …» мы встречаем слово «только». Люди только суета и больше ничего. Их много, и они полны энтузиазма, однако надеяться на них нельзя. Они бросаются из стороны в сторону. Сегодня они кричат «осанна», а завтра завопят «распни». Неверующие лжецы, ибо чаще всего, кормят тех, кто на них уповает, одними обещаниями. Чем больше мы уповаем на Бога, тем больше мы понимаем, насколько тщетна надежда на людей. Не смотрите на количество и внешность, а судите по весу, и вы увидите, что им доверять не стоит. Ни простой народ, ни сильные мира сего не достойны нашего доверия. К сожалению, мир настолько очарован суетой, что предпочитает упование на плоть надежде на невидимого, но всемогущего Творца. Даже дети Божьи порой увлекаются этим безумием.
Чтобы получить Божий ответ на свою молитву, мы должны сосредоточиться на ней. После грехопадения ум человека стал как ртуть – ему трудно остановиться на чем-то одном. Ему присущ принцип беспокойства, а не безмятежности. Мысли во время молитвы бегают туда-сюда, как будто человеку, выбравшему определенный маршрут следования, было бы целесообразно сворачивать с дороги и брести неизвестно куда. В молитве мы устремляемся к престолу Божьей благодати, но как часто суетные мысли сбивают нас с пути! Вот мы и блуждаем, вместо того, чтобы молиться, как следует.
1. Во время молитвы мы должны помнить о безграничности Божьего величия и святости. Об этом сказано во многих местах Библии. Пс.103.1 «Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием». В этом восклицании удивительным образом сочетаются как дерзновение веры, так и благоговейный страх. Псалмопевец называет Господа Бога «Боже мой» и в то же время, он поражен Божьим величием. Он произносит в благоговейном трепете: «Ты дивно велик». Ты невидим, но будучи облачен в одежду дел Своих, полных красоты и величия, Ты являешь нам Свою славу. Господь открывается нам в делах рук Своих, ибо все они являют Его мудрость, благость, могущество и величие. Творя Вселенную, Господь явил нам Свою безраздельную власть, ибо сотворил всё так, как Ему хотелось. Воистину слеп тот, кто не видит в природе руку великого Творца. Мы любуемся цветами. Даже они свидетельствуют о Творце. Все они разные по внешнему виду, у всех свой специфический запах. Есть цветы весенние (снег еще не сошел, а они уже радуют глаз), летние, осенние (в т.ч. октябринка) и даже зимние (декабрист – цветет в декабре). Есть цветы горные, болотные, есть растущие на равнинах и т.п. Надо быть очень тупым, чтобы поверить, что всё это образовалось так случайно.
Глядя на творение, человек может сказать лишь то, что его Создатель всё совершает по изволению Своей благодати. Господь делает всё, что хочет, однако все Его деяния святы. Вспомним еще стих Пс.95.4 «велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов». Господь велик и не похож на ничтожных языческих богов, которые по представлениям языческих народов владычествуют каждый над своим народом, и нуждаются в служении рук человеческих. Господь велик Своим могуществом и властью, велик Своей премудростью и деяниями. Он страшен и ужасен для всех Своих противников. Он велик в Своем владычестве над всеми, кто притворяется богами (цари, судьи, начальники и т.п.). Поэтому мы должны возносить хвалу достопоклоняемому Господу. Ослепленные идолопоклонники приносили своим богам огромное количество жертв и служили им со страхом и трепетом. Насколько же более Господь достоин нашего поклонения! Бог внимательно следит за нами, когда мы молимся. Мой знакомый проповедник рассказал историю. Его дочь сильно болела. Он стал молиться с постом, но это не помогало, ей стало хуже и хуже. Можно было ожидать, что она вот-вот умрет. Тогда он надел свой парадный костюм, вышел на двор, лег в пыль и оттуда воззвал к Господу. Не успел зайти в дом, дочь его была уже здорова. Подобные случаи мы можем найти и в Библии. Зная о том, что Бог нас видит во время молитвы, мы вынуждены помнить о поклонении, которое совершаем. Если бы человеку предстояло вручить прошение земному правителю, стал бы он в это время отвлекаться? Настройтесь на Божье присутствие во время молитвы. Стоило бы нам заглянуть на небеса, с какой преданностью и концентрацией внимания поклоняются Богу ангелы. И нам стало бы стыдно за свои суетные мысли и дерзость во время молитвы.
2. Суета, очень часто, попадает в разум человека через глаза. И когда во время молитвы блуждают глаза, то блуждает и сердце. И если мы думаем, что сможем сосредоточиться на молитве, позволив глазам глядеть по сторонам – это так же наивно, как стремиться защищать свой дом, оставив окна открытыми. Поэтому при совершении молитвы закрывают глаза. Если вы хотите сконцентрировать во время молитвы свои мысли, направьте свой взгляд на Господа. Пс.122.1 «К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах». Как хорошо, когда у нас есть Кто-то, на кого мы можем взирать с надеждой. Очи псалмопевца были направлены к Богу, восседающему на небесном престоле. Возведенные к небу очи – это яркий образ пылкого сердца, исполненного желанием, упованием, надеждой и ожиданием встречи с Господом. Господь Иисус учил нас, когда мы молимся, обращаться к Богу так: «Отче наш, Сущий на небесах». И не потому, что местопребывание Бога ограничивается небом, но потому, что именно там Господь по-особому являет Свою славу – как Царь в Своем дворе. Небо – это место наблюдения и власти. Живущий там Бог видит все беды Своего народа и оттуда может ниспослать ему спасение. Мы должны благодарить Бога за дар духовного видения. Духовно слепые люди мира сего не видят Господа, ибо очи их сердца закрыты.
3. Если хотите сосредоточиться на молитве, любите Бога еще сильнее. Любовь очень сильно удерживает мысли. Влюбленный человек не может не думать о предмете своей любви. Любящий человек из мира думает о мирском. Если бы мы любили Бога крепче, наш разум думал бы во время молитвы только о Нем. Когда мы находим радость в поклонении, в молитве, то меньше отвлекаемся. Чтобы обновить свою любовь к Христу, вспомните о Христовой любви к вам. Вспомните, как Господь делал для вас лично что-то особенное. Бог хочет, чтобы наша любовь к Нему разгорелась всё сильнее и сильнее. Когда Христа спросили, какая наибольшая заповедь в Законе, Он ответил: Мф.22.37 «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумением твоим». Обратим внимание на слово «разумением». Когда кто-то берется за тебя думать, очень легко расслабиться и думать перестать. И вместо этого повторять то, что тебе говорят, глотать, что тебе разжевывают, и идти туда, куда тебя ведут. Легко привыкнуть. Где привычка, там любовь быстро вянет. Господь дал Своему пророку Осии незавидное поручение: жениться на неверной женщине, чтобы стать живой иллюстрацией любви Бога к Своему народу Израилю (Ос.1.2-3). Жена Осии попрала супружеские обеты, но после многих злоключений Осия вернул ее домой, надеясь на покаяние и искреннюю любовь (Ос.3.1-3). Так и Господь желает, чтобы мы любили Его искренне. На самом деле как мы относимся к Богу? Возможно, ищем Его в дни трудностей, когда нам нужна Его помощь и поддержка, но игнорируем Его во времена благополучия. Не ведем ли себя как израильтяне времени пророка Осии, увлекаясь идолами своего времени: бизнесом, успехом, положением? Хотя мы бываем неверны Богу, Он остается верен нам.
4. Если хотите сконцентрироваться на молитве, умоляйте Святого Духа, чтобы Он помог вам. И помог сделать ваши молитвы более благоговейными и серьезными. Корабль без руля способен только качаться на воде, но не идти по курсу. Чтобы наши мысли не качались туда-сюда в молитве, нам нужно, чтобы нашим рулевым стал благословенный Дух Святой. Только Он может подчинить Себе наши мысли. Без помощи Святого Духа мы способны сосредоточиться на молитве не более, чем ровно писать трясущейся рукой. Истинно верующим следует не сомневаться в том, что Святой Дух живет в них, но иметь уверенность в этом и признавать, что они, как говорит ап. Павел, «храм Святого Духа». Рим.8.9 «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Если человек ощущает любовь к Слову Божьему, если ему нравится слушать, говорить, думать о Христе, то он должен знать, что это не является делом человеческой воли и разума, но это дар Святого Духа. Потому что такое не может происходить без Святого Духа. С другой стороны, там, где присутствует ненависть к Слову Божьему и презрение Слова, там царит дьявол. Он ослепляет сердца людей и держит их в плену, чтобы не дать воссиять над ними свету Евангелия славы Христовой. Те люди, которые имеют в себе некое горение и тягу к Слову, должны с благодарностью признавать, что это чувство вселил в них Святой Дух. Ибо это чувство не врожденное и никакие науки не могут научить нас, как обрести его.
5. Если хотите сосредоточиться на молитве, приучите себя к святым мыслям в повседневной жизни. Давид часто погружался в размышления о Боге. Вспомним только один стих Пс.138.18 «Когда я пробуждаюсь, я всё еще с Тобою». Если мы пробуждаемся утром и первые наши мысли о Боге, то и потом (в т.ч. и во время молитвы) Он будет всегда перед нами. Это помогает нам сохранить страх Господень на протяжении всего дня. Псалмопевец не сказал: «Когда я пробуждаюсь, я возвращаюсь к Тебе». Он говорит: «я всё еще с Тобою», т.е. как если бы его размышления не прерывались, и общение с Господом не прекращалось. Тот, кто позволяет себе суетные мысли за пределами молитвы, вряд ли будет иметь иные мысли во время нее.
6. Если вы хотите сосредоточить внимание на Господе во время молитвы, следите за своим сердцем не только во время молитвы, но и до и после нее. Сердце склонно увлечь нас в сотню скитаний во время молитвы. В молитве оно то восходит к небу, то спускается на грешную землю. Обязанность христианина следить за своим сердцем. Нам должно быть стыдно даже предположить, что во время разговора с всемогущим Богом сердцу позволено находиться на улице, в разговоре или в пути, на побегушках у дьявола. Чем больше благодати в сердце, тем уверенней оно направляется в молитве к небу.
7. Чтобы сосредоточиться в молитве, некий проповедник предлагал молиться в полголоса. С тех пор, как я слышал его предложение, я так и поступаю. Замечаю, что это в некоторой степени помогает концентрировать свои мысли.
Боже великий и славный! Просим, помоги нам избавиться от суетных мыслей во время молитвы. Ибо мы разговариваем с Тобой, нашим Небесным Отцом, с Царем Вселенной! Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за благословение и великую привилегию обращаться к Тебе в молитве. Благодарим Тебя за любовь к нам и желание общаться с нами. Мы знаем, что Ты можешь сделать несравненно больше того, чего мы просим или о чем помышляем. Мы знаем также, что Ты призришь на молитву беспомощных и не презришь моления их. Просим, научи нас помнить о Твоем присутствии, и обращаться к Тебе часто и свободно. Мы хотим любить Тебя всем разумением своим. Просим, подскажи нам, как это сделать. Пошли нам мысли Твои, научи нас думать о Тебе, думать по Твоему. Дай нам благодать сильнее понимать Твою любовь и всем сердцем всё больше отдавать Тебе нашу любовь. Дай нам помнить о Христовой любви к нам. Дай нам принести себя Тебе – свое сердце, разум и волю – в смиренном служении и в благодарном поклонении за всё, что Ты сделал для нас. Помоги нам избавиться от суетных мыслей во время молитвы. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.