ПРОПОВЕДИ
Не осуждайте других людей
Мф.7.1,2 «Не судите, да не судимы будете. Ибо, каким судом судите,
таким будете судимы; и какою мерою мерите,
такою и вам будут мерить».
В этих стихах наш Спаситель указывает нам, как мы должны относиться к чужим недостаткам. В Его словах, по-видимому, содержится укор в адрес книжников и фарисеев, которые очень жестко и сурово, самоуверенно и высокомерно осуждали всех вокруг себя. Существуют люди, в чьи обязанности входит судить других – правители и гражданские судьи. Хотя Христос Сам не делал Себя судьей, но Он пришел не для того, чтобы аннулировать судейство. Это предупреждение относится к частным лицам, в том числе и к Его ученикам, которые впоследствии сядут на престолы, чтобы судить мир, но не сейчас.
Запрет «Не судите» для нас означает, что мы не должны судить своего брата, но должны судить себя и наши собственные действия. Не должны самочинно присваивать себе такую власть над людьми, какую не позволяем другим иметь над собой. Мы не должны занимать место судьи, и делать свое слово законом для других. Мы не должны осуждать других поспешно, не должны производить над своим братом суда, не имеющего под собой серьезного основания, а лишь являющегося продуктом нашей собственной ревности и злой природы. Мы не должны изображать людей в самом худшем виде, находить в их поступках и словах что-то возмутительное и оскорбительное, чего в действительности они не содержат. Мы не должны осуждать немилосердно, безжалостно, в духе мщения или из желания причинить вред. Мы не должны судить о человеке по одному его единственному поступку или судить о нем по тому, как он обращается с нами. Поскольку в делах, касающихся лично нас, мы можем быть пристрастны. Мы не должны выносить приговора другим по вопросу их вечного спасения, ибо это Божья прерогатива. Не должны называть их лицемерами, нечестивцами и отверженными. Это будет превышением наших полномочий: мы не имеем право судить чужого раба. Мы можем посоветовать ему, помочь, но не осуждать его.
Аргумент, усиливающий этот запрет: «Да не судимы будете». Это означает, что если мы позволяем себе осуждать других, то можем ожидать, что сами будем осуждены. Тот, кто узурпирует место судьи, будет призван к суду, он будет осужден, в первую очередь, людьми. Обычно никого не судят так строго, как того, кто более всех осуждает других. Каждый человек захочет бросить в него камень. Кто немилостиво относится к репутации других, пожнет немилостивое отношение к своей репутации. Но это еще не самое худшее: он будет судим и Богом. Если мы скромны и милостивы в наших суждениях о других, если склонны скорее судить себя, чем других, то не будем судимы Господом. Бог дарует прощение Свое тем людям, которые прощают своих братьев. Он не будет судить тех, кто не судит своих братьев: милостивый будет помилован. Осуждение тех, кто судит других, будет осуществляться в согласии с законом возмездия: «Ибо, каким судом судите, таким будете судимы». Праведный Бог соблюдает в Своем суде правило соответствия. Да удержит это нас от всякой суровости в отношениях с братьями. Что будет с нами, если Бог будет судить нас так же строго, как мы порой судим наших братьев? Мы по справедливости можем ожидать этого, если будем чрезмерно придирчивы к ошибкам братьев наших.
При прочтении этих стихов очень важно не пойти по пути их ложного понимания. Этими стихами злоупотребляют враги Евангелия, превращая их из лекарства в яд. Говоря «Не судите» Господь Иисус не имел в виду, что мы не можем иметь собственного мнения о событиях и людях, нас окружающих. Мы обязаны иметь собственное мнение, более того, призваны «всё испытывать» (1Фес.5.21) и испытывать духов, от Бога ли они (1Ин.4.1). Иисус Христос не говорит, что мы не должны замечать грех других людей. Такое толкование Его слов противоречит всей Библии. При таком толковании Его слов Земля была бы отдана в руки нечестивых, расцвела бы ересь и злом наполнились бы человеческие дела. Итак, Господь имел ввиду осуждение духа, везде и всюду ищущего ошибки. В этих Своих словах Он запрещает обвинять других за незначительные проступки, яростно осуждать, не разобравшись в сути дела, преувеличивать ошибки и несовершенства других людей и ставить их ниже себя. Такое поведение было обычным для фарисеев. Т.о., в этих стихах Господь говорит о том, что нельзя осуждать других неблагожелательно.
Если истинно духовный христианин видит, что его братом овладел грех, то он поможет ему, но сделает это, помня о своей собственной неустойчивости. Гал.6.1 «Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собой, чтобы не быть искушенным». В предыдущей главе апостол дал наставление христианам любовью служить друг другу. Данную главу он начинает с указаний, должное соблюдение которых будет способствовать взаимной любви. И сделает наше поведение более достойным звания христианина. А также приносит больше пользы и утешения друг для друга. Подобно тому, как самомнение представляет собой первейшую язву, так и часто вредит несвоевременная и чрезмерная жесткость. Она часто прикрывается видом праведного рвения, но чаще всего рождается из надменного презрения и небрежения к братьям. Ибо некоторые, получив от прегрешений братьев повод для нападок, начинают их жестоко и высокомерно терзать. И всё потому, что больше заботятся о попреках, чем об исправлении. Так что благочестивыми и христианскими можно считать лишь те обличения, которые сопряжены с кротостью. И чтобы скорее это внушить, апостол показывает, какова цель благочестивых обличений. Она состоит в обращении падшего, т.е. в полном его восстановлении. А этого никогда нельзя достичь насилием и попреками, жестокими словами. Значит, нам остается проявлять дух смирения и кротости, т.к. только это полезно для исцеления брата. И чтобы кто не являл смирение лишь внешним образом, апостол требует присутствия духа. Этим он хочет сказать, что лишь те пригодны для обличения братьев, кто обладает духом кротости. «Если и впадет человек в какое согрешение», т.е. согрешит, поддавшись неожиданному искушению. Одно дело согрешить преднамеренно, умышленно, и совершенно другое – впасть в согрешение. Злостное и злодейское восстание против Бога следует наказывать жестче. Ибо, какая здесь будет польза от кротости? Здесь имеется в виду последний случай. Бесчеловечно жестоко преследовать тех, кто пал по неразумию или вследствие обмана. Мы знаем, что дьявол всегда готовит на нас засады и обманывает нас тысячами способов. Видя, как кто-то из братьев пал, будем считать, что он пал в сети сатаны. Будем испытывать к нему сочувствие и проявлять склонность к прощению. Слова «вы, духовные» апостол использует здесь не в ироническом смысле. Он имеет в виду то, что как бы ни были духовны эти люди, они могут поступать и не по духу. В обязанность таковых и входит исправление падших. Несомненно, что чем большей кто обладает благодатью, тем больше несет он обязательств перед духовно немощными христианами в отношении их назидания. Поскольку мы настолько порочны, что ошибаемся в исполнении даже важного долга, апостол предостерегает нас не примешивать к этому что-либо плотское.
«Наблюдая каждый за собою». Наставление бывает действеннее, когда каждому в отдельности повелевают вникнуть в самого себя. Кем бы ни был ты, за другим наблюдающий, говорит апостол, наблюдай и за самим собой. Нет ничего труднее, чем заставить нас самих признать собственную духовную немощь. Будучи более чем прозорливы в замечании чужих пороков, мы, когда речь идет о наших собственных, не видим даже бревно в собственном глазу. Признавая, что мы также подвержены грехам, мы охотнее будем оказывать другим людям то снисхождение, которое желаем и для себя самих. Поэтому некоторые понимают слова ап. Павла так: «Не будь неумолимым и жестоким к другим людям, ведь и сам ты грешник, нуждающийся в милосердии братьев». Существует и другое толкование слов апостола: апостол заповедует нам остерегаться того, чтобы, обличая других, согрешить самим. Эту опасность избежать трудно. Вывод для нас из стиха Гал.6.1: как только заходит речь о пороках, будем всегда начинать с самих себя, чтобы, памятуя о собственной немощи, быть сдержанными по отношению к другим. К этому призывают нас и слова Спасителя Христа: Мф.7.3-4 «И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна, в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучек из глаза твоего»; а вот, в твоем глазе бревно».
Вспомним слова ап. Павла из Послания к римлянам: Рим.14.10 «А ты что осуждаешь брата Твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов». Поскольку вся наша жизнь посвящена Христу, апостол говорит о суде Божьем, который Бог Отец вручил Христу вместе с господством над небом и Землей. Отсюда он выводит, что неуместной дерзостью будет, если кто присвоит себе суд над братом. Ведь таким образом у Господа Иисуса будет отнято право, полученное Им от Отца. Поэтому апостол сдерживает эту страсть судить, употребляя слово «брат». Ведь если Господь установил между нами права братства, то надлежит следить за соблюдением равенства. Итак, крайне необдуманно поступает тот, кто присваивает себе право судить других. Апостол призывает нас взирать на Того единственного Судью, у Которого никто не может отнять Его власть или избежать Его суда. Сколь абсурдно было бы, если бы виновный, который должен лежать ничком, заступил бы на место судьи. И так же абсурдно присваивать себе право судить совесть брата христианина. Вспомним аргумент ап. Иакова: ктосудит брата, судит Закон, кто же судит Закон, является не блюстителем Закона, но его начальником. Тогда как есть только один Законодатель – Бог, могущий спасти и погубить. Суд же, приписываемый Христу, означает Его способность судить.
Во 2-ой главе Послания к римлянам ап. Павел разоблачает лицемерие самоправедных святош. Он задает им вопрос: Рим.2.21,22 «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя «не красть», крадешь. Говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь. Гнушаясь идолов, святотатствуешь». Апостол предупреждает нас, что те, кто скоры на осуждение других, часто сами виновны как раз в тех же самых грехах, в которых осуждают кого-то. Это и про многих христиан сказано. Они видят чей-то грех, и их так и тянет грешника обличить. Но если быть честным по отношению к самому себе, то можно без труда увидеть то же самое и в своей собственной душе. Исправлять братьев надо, но поосторожнее с обличениями.
В заключении расскажем о том, когда разрешает нам Бог (через Библию) судить. Нередко человек, который не хочет, чтобы его ересь осудили, отвечает своим противникам словами Господа Иисуса: «не судите, да не судимы будете». Эти слова нельзя истолковать как защиту, за которой можно вершить всякого рода зло, распространять всякую ересь, без страха услышать упрек. В Иерусалимском храме Господь Иисус учил, говоря: Ин.7.24 «Не судите по наружности, но судите судом праведным». Иудейские духовные руководители, находясь во власти превратных чувств, не судили Господа, исходя из существа дела. Обрезание у них пользовалось почетом. Когда оно случалось в субботу, они знали, что не нарушают Закон, т.к. дела Божьи законно согласуются друг с другом. Почему же они не думали так о деле Христовом? Причина в том, что в уме их возникло предубеждение против конкретного лица (Господа Иисуса). Итак, суд никогда не будет правильным, если происходит не по истине. Ведь как только мы начинаем взирать на конкретных людей, наш разум полностью обращается к ним и уже не смотрит на истину. Это увещание еще более необходимо тогда, когда речь идет о небесном учении. Ибо мы весьма склонны отчуждаться от него из-за презрения и ненависти к конкретным лицам. Судить кого-то, если мы решились на это, мы должны не по званию или занимаемому им положению в этом мире, не по его волнующей внешности, но по его внутреннему достоинству и по истине.
Боже! Дай нам мудрости, научи нас строго судить самих себя, а других судить доброжелательно! Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты хочешь, чтобы мы, дети Твои, стремились во всем угождать Тебе и научились жить в любви. Просим, дай нам понять, что за мысли и поступки других людей мы вообще-то не отвечаем, а вот за свои отвечаем, да еще как. Так что, с Твоей помощью, мы можем и должны за себя взяться. Мы должны научиться поступать как «чада света». Мы признаем, что мы видим чьей-то грех, и нас так и тянет грешника обличать. Но если быть честным по отношению к самому себе, то можно без труда увидеть всё то же самое и в своей собственной душе. Поэтому просим, помоги нам посмотреть сначала на себя. Дай нам себя не щадить. Удержи нас от суровости в отношениях с другими людьми. Ибо что будет с нами, если Ты будешь судить нас так же строго, как мы порой судим наших братьев. Дай нам за языком своим следить и других судить доброжелательно. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.