ПРОПОВЕДИ
Почему мы должны молиться только Богу?
Пс.49.14-15 «Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби. Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».
Эти слова Бога свидетельствуют о том, что в качестве наилучших жертв Он называет молитву и хвалу. Через эти стихи Бог говорит: «Принося жертвы, ты не думай, что Я нуждаюсь в них, приноси их как проявление благодарности своей». Бог не приемлет жертвы, приносимой ради соблюдения формальностей, т.к. смысл жертвы состоит в том, чтобы выразить любовь и благодарность души. Только такая жертва благоугодна в очах Божьих. Такими должны были быть жертвы в Ветхом Завете. Что же касается Нового Завета, упразднившего обрядовость Ветхого, то в нем духовная суть жертвоприношений стала очевидной. Т.о., в этом псалме и в других местах Библии Бог обличал Израиля не за недостаток жертвоприношений, а за нехватку благодарностей и благоговения. Израиль, народ Божий преуспел в соблюдении обрядов, но сердце его – что самое главное для Бога – осталось пустым. Вознеси всевидящему Господу истинную жертву: воздай Ему любовью, послушанием и преданностью. Господь! По милости Своей дай нам силы, чтобы любить Тебя и жить по вере. Мы читали призыв Бога: «И призови Меня в день скорби». Не это ли истинная жертва? Разве Бог не ценит более всего остального наше упование на помощь небес? Истинно так. Больше всего Богу нужно наше упование. В молитвах о помощи проявляется наша вера и испытывается наша любовь. В скорби все мы прибегаем к тем, кого любим. Обращение к Богу в час нужды не кажется нам жертвой, однако Бог благоволит к ней более, нежели к закланию волов и козлов. Словами «Я избавлю тебя» Бог подтверждает, что Ему угодна такая твоя жертва. Обещание этого стиха обширно, и может относиться как к спасению от земных бед и тревог, так и к вечному спасению. «И ты прославишь Меня» – Перефразируем слова Бога: «Я буду прославлен твоими молитвами и благодарностью за полученные милости». Итак, мы видим, что есть истинный обряд. Господь Сам открывает нам правила настоящего богослужения. Главная жертва Богу – духовное поклонение. Всё прочее гневит Бога, а не угождает Ему, т.к. совершается без веры. Ритуалы нужны, как помощь для души; когда же мы используем их не по назначению, это оскверняет их священную суть.
Мы видим, что здесь нет ни слова о том, что Бог предлагает молиться и святым. Более того, через ап. Павла в Послании к колоссянам Он предостерегает их, чтобы они не ввели поклонение ангелам, как посредникам между Богом и человеком. Кол.2.18 «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов». Некоторые считали, что обращение к ангелам является проявлением смиренномудрия. Что, якобы, они этим признали себя недостойными непосредственно обращаться к Богу. На самом деле это было самовольным смирением, не предписанным Богом и поэтому неугодным Ему. Более того, недопустимым, т.к. оно означало оказание творению той чести, которая принадлежала только одному Иисусу Христу (честь быть Посредником). Поэтому Бог строго запрещает так поступать.
Котенок забрался на дерево и не мог оттуда слезть. Чтобы его снять, папа привязал веревку к ветке, на которой сидел котенок. Все стали тянуть веревку, чтобы нагнуть ветку и достать котенка. Но вот веревка с ветки сорвалась, котенка, словно катапультой подбросило в воздух, и он исчез из виду. Назавтра соседка рассказывала маме: «У нас вчера было такое чудо! Моя дочка уже давно просила, чтобы мы ей купили котенка. Я ей сказала, что котенок у нее будет только в том случае, если его ей пошлет Бог. Она стала прямо на дворе на колени и стала молиться: «Боже! Пожалуйста, пошли мне котенка, чтобы я могла его любить и с ним играть. Аминь». И тут прямо с неба падает котенок». Чтобы знать, чего просить у Бога, нужно знать Его волю, изложенную в Библии. И тогда наши просьбы будут во славу Божию.
1. Мы должны молиться только Богу, потому что только Бог способен услышать всякую молитву и дать просимое. Он слышит каждую молитву из уст Своих детей. Пс.64.3 «Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть». Бог слышит каждую нашу молитву, и в Его силах ответить на каждую молитву веры с доброжелательностью. Среди Его отличительных черт также упоминается, что Он слышит молитвы, и это в огромной мере прославляет милость Бога и ободряет нас. И мы многого лишаем себя, если не используем всякую возможность Его прославить за это. Слова «К тебе прибегает всякая плоть» объясняют, почему все народы должны обратиться к единому истинному Богу, Который доказывает Свое божество тем, что отвечает на молитвы всех ищущих Его. Всякий человек – как трава полевая. Все мы немощны и грешны, и поэтому должны молиться. Мы нуждаемся в Боге, исполненном сострадания и милости, снисходящем до жалких и ничтожных человеческих молитв. Многие приходят к Богу в смиренной вере и насыщаются Его благами, но еще больше людей Он привлекает Своей любовью. Всякий, кто по-настоящему знает истинного Бога, жаждет распространять это знание среди других, чтобы и они вошли в Царство Божие. Ко времени написания Давидом этого псалма израильтяне знали о патриархах: Аврааме, Исааке и Иакове. Знали также о Божьих пророках. Тем не менее, Давид не предлагает через них обращаться к Богу или просить чего-то у них. Поэтому давайте, придем только к Богу, придем смело, т.к. Он – Бог, слышащий молитвы.
2. Мы должны молиться только Богу, потому что Он является источником всех наших благ. Вспомним стих из Послания к филиппийцам. Флп.4.19 «Бог мой да исполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Иисусом Христом». Ап. Павел как бы говорит: «Бог, Которому я служу, обильно восполнит всё, в чем вы будете нуждаться. Он сделает это не только как ваш Бог, но и как мой Бог, Который воспринимает сделанное вами для меня как сделанное для Него Самого». Он говорит так, как если бы подписал им вексель в небесном банке и передал его Богу, чтобы Он возместил им за доброту, оказанную ему. Но сделает это Христом Иисусом; через Него мы имеем благодать творить добро, и через Него мы ожидаем вознаграждения за него. Не по долгу, а по благодати, ибо чем больше мы делаем для Бога, тем больше мы должны Ему, потому что больше получили от Него. Фраза «в славе» должна пониматься как «славно», «величественно», «великолепно».
3. Мы должны молиться только Богу, потому что своими молитвами мы прославляем Его, доказываем свою веру в Него и доверие Ему.
В августе 2010г. в чилийской шахте 33 шахтера оказались в смертельной ловушке на глубине 800 метров. Сидели они в кромешной тьме. Лишь после 17-ти дней ожидания они услышали звук бура. Спасатели пробурили узкую скважину в потолке шахты, а затем еще три, через которые стали передавать им воду, пищу и лекарства. Только на шестьдесят девятый день спасатели подняли на поверхность последнего шахтера. Никто из людей не может выжить в этом мире сам по себе. Бог заботится обо всех наших нуждах (всеобщая благодать – забота Бога о Своем творении). Подобно скважинам, связавшим шахтеров с поверхностью, молитва нас связывает с небесным Попечителем, с Богом. Какие у нас проблемы? Господь близок «ко всем, призывающим Его» (Пс.144.18).
Мы можем искать второстепенные источники и взывать, подобно женщине из 4-ой книги царств. 4-я Царств 6.26,27 «Однажды царь израильский проходил по стене, и женщина с воплем говорила ему: помоги, господин мой, царь. И сказал он: если не поможет тебе Господь, из чего я помогу тебе?». Когда мы находимся в стесненных обстоятельствах, только Бог может прислать с неба помощь. И когда испытываем душевные муки, только Господь может излить на нас елей радости. Помощь из второстепенных источников грозит потерей спасения, гибелью нашей вечной бессмертной души. Поэтому молиться нужно только Богу.
Почему Бог медлит, когда нам так нужно, чтобы Он помог побыстрее? Когда друг Господа Иисуса Лазарь был смертельно болен, сестры Лазаря сообщили об этом Ему. И надеялись, что Он сразу же поспешит на помощь. Но мы читаем такие слова: Ин.11.5-7 «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею». И за эти два дня Лазарь умер. Нам иногда бывает очень трудно совместить Божью любовь и Божье терпение – Его планы. Мы сами нетерпеливы, когда любим, и мы не можем понять, как это можно любить и ничего не делать, когда кого-то можно спасти. И мы, как Марфа и Мария, фактически говорим Христу: Ин.11.21, 32 «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Тогда никому даже и в голову не пришло, что Господь может сотворить чудо воскресения, может воскресить уже лежащего четыре дня в гробе Лазаря. Еще никто не мог вместить того, что Господь Иисус есть «воскресение и жизнь» (Ин.11.25) для всех верующих в Него. Мы так и не поймем до конца, почему Бог медлит, когда мы Его умоляем что-то сделать поскорее. Но мы можем быть уверены в Его несравненной мудрости и неизменной любви.
Бог радуется, когда мы без всякого смущения говорим Ему обо всем, что нас волнует, и за всё благодарим. Читаем рекомендацию ап Павла из Послания к филиппийцам. Флп.4.6 «Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом». Ап. Павел здесь предостерегает против беспокойной, угнетающей озабоченности. Существует забота, которая является нашим долгом и заключается в благоразумной предусмотрительности и необходимом попечении. Но есть забота, вызванная неуверенностью и сомнением, что является грехом и безумием, и только смущает и удручает душу. Такими заботами мы оказываем недоверие Богу. В качестве самого лучшего средства против мучительных забот апостол советует нам всегда открывать свои желания в молитве перед Богом. Мы должны молиться не только в специально отведенное для этого время (час молитвы), но всякий раз, когда оказываемся в критической ситуации. Когда что-то угнетает нашу душу, мы должны облегчать ее молитвой. Когда наши дела запутаны или расстроены, мы должны искать у Бога руководства и поддержки. К своим молитвам и прошениям нам следует, и это очень важно, добавлять благодарение. Надо не только просить о благодеянии, но и признавать, что получили милость. Благодарение за каждое полученное от Бога благо доказывает правильное настроение души и является основанием для обретения дальнейших благословений. Недавно (в ноябре) гуляли с женой в лесу. Я на всякий случай взял с собой пакет и нож – вдруг еще грибов найдем. Немного нашли. Выходя из леса, я решил поблагодарить Господа за найденные грибы. Не успел сказать «Аминь», как мои глаза направились на пучки зимних опят. В молитве мы должны открывать свои желания перед Богом не потому, что Он нуждается в том, чтобы мы говорили Ему о них. Он знает о них хорошо. Но Он хочет узнать, услышать, что мы Его просим разрешить нашу проблему. Тем самым мы показываем, что мы высоко ценим Его милости и признаем свою зависимость от Него. Те, кто ищет пустых утешений мира, также в чем-то получают поддержку. Но есть только одно надежное прибежище: положиться на Господа. Обратим внимание на то, что Бог не обещает нам дать всё, чего мы только пожелаем. Ибо мы часто желаем того, что нам не надо или даже вредно для нас. Бог, для нашего же блага, некоторые наши желания оставляет невыполненными. Но Он обещает другое: Флп.4.7 «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». И это гораздо лучше.
У детей к родителям то вопросы, то просьбы. Были они в детском саду – были одни просьбы; пошли в школу – появились другие. У них самих появились дети – всё равно что-то им надо от родителей. Но как бы ни старались родители, на все вопросы им не ответить, все просьбы не выполнить. Но есть Бог, Тот, Кто может всё это сделать, это Ему по силам. И Он не только может, но и хочет даровать нам просимое. Он хочет, чтобы мы слушали, что Он отвечает нам через Слово Свое.
После грехопадения Адама и Евы, когда они спрятались среди деревьев, «Господь Бог воззвал к Адаму и сказал ему: «Адам, где ты?» (Быт.3.9). Бог продолжал обращаться к людям задолго до Христа. По причине великого желания иметь общение с нами Он послал Спасителя на Землю уплатить за наш грех. Как прекрасно знать, что Бог любит нас и ожидает нашего отклика на Его любовь в Иисусе Христе.
Боже! Благодарим Тебя за любовь к нам и желание общаться с нами. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Ты – наш Небесный Отец, хочешь, чтобы мы шли к Тебе со своими просьбами, чтобы мы слушали, что Ты отвечаешь нам через Свое Слово. И мы знаем, что у Тебя есть ответ на любой наш вопрос. Мы также знаем, что Ты нас любишь и о нас не забываешь. И что нам нужно, Ты лучше нас знаешь. Когда мы понятия не имеем, куда нам идти, Ты говоришь, что будешь вести нас. Когда нам нужно, чтобы Ты нас простил, и мы исповедуем грехи наши, Ты нас прощаешь. Мы благодарим, что надоесть Тебе своими просьбами у нас никогда не получится. Мы благодарим, что одна молитва благодарности – и груза забот, как и не бывало. Мы благодарим Тебя за обетование: «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». Просим, дай нам верить Твоей любви, когда не видно десницы Твоей. Пусть наше внимание всегда будет обращено к Тебе. Научи нас следовать за Тобой в послушании и любви. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.