ПРОПОВЕДИ
Бог посетил народ Свой
Лк.1.68-70 «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему.
И воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих».
Эти слова сказал Захария, отец Иоанна Крестителя после того, как он избавился от своей немоты и обрел дар речи. Он сразу же начал прославлять Бога. Он пророчествовал в самом строгом смысле этого слова, ибо предсказал грядущее Царство Мессии. Он исполнился для этого Святого Духа. Он был наделен для этого Духом Святым в большей мере, чем обычно, получив вдохновение свыше. Захария ничего не говорит об интересах своей семьи. Он не упоминает о том, что рождение сына снимает поношение с его дома и приносит ему добрую славу. Но этот пророческий отрывок он полностью посвящает Царству Мессии и тем благословениям, которые оно несет всему человечеству. Это новозаветное пророчество начинается словами: «Благословен Господь Бог Израилев». Он по праву называет Бога так, поскольку до сих пор именно Израилю давались обетования и пророчества об искуплении. И теперь им первым предлагается искупление. Израиль как избранный народ был прообразом избранных Божьих из всех народов.
Далее Захария благословляет Бога за дело спасения и подчеркивает, что Бог исполняет Свои обещания. Он провозглашает, что Бог «посетил народ Свой и сотворил избавление ему», как будто это уже произошло, поскольку Захария был уверен, что так оно и будет. Послав Мессию, Бог посетил Свой народ, которым, казалось, пренебрегал в течение многих веков и отдалялся от него. Общее представление о благодати и славе Царства Мессии, какое имели ветхозаветные святые, заставляло их желать, чтобы они могли увидеть самый образ тех благ, какие они могли созерцать лишь в виде слабых теней. Об этом читаем из книги пророка Исаии: Ис.64.1 «О, если бы Ты расторг небеса и сошел». И Бог сошел, посетил нашу Землю. Отметим, что размышления о великих преимуществах, какие мы имеем в свете Нового Завета, должны побуждать нас более усердно использовать их. Ибо, в противном случае, они усугубят наше осуждение за то, что мы не воспользовались ими.
После полета на Луну «Аполлона-15» полковник Джеймс Ирвин рассказывал, как это всё повлияло на его духовную жизнь. Он сказал, что на Луне он по-особому ощутил и славу Божию, и положение человека, прикованного к Земле. Вернувшись на Землю, он понял, что ему мало быть просто знаменитостью. Ему хотелось служить людям, рассказывая им, как жить полнее, осмысленнее. И закончил Ирвин, сказав, что, если высадка на Луну нам кажется таким великим событием, то насколько же более великой была «высадка» Бога на Землю в лице Иисуса Христа. Благодаря тому, что человек ходил по Луне, наука и техника достигли значительного прогресса. А благодаря тому, что Бог посетил нашу Землю, мы знаем, что мы откуда и куда идем. Мы можем лично познать Творца своего. Об этом сказано во многих местах Библии. Приведем несколько из них.
Ин.1.14 «И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». Евангелист учит здесь, как именно произошло пришествие Христово – Он явил Себя миру, облекшись в нашу плоть. Термин «плоть» более выразительно подчеркивает мысль апостола, чем, если бы просто сказал: «Слово стало человеком». Ведь ап. Иоанн хотел показать, до какого низкого и презренного состояния соизволил снизойти Сын Божий, оставив Свою небесную славу ради нашего спасения. Библия, говоря о человеке презрительно, обычно называет его плотью. Итак, Сын Божий смирил Себя до такой степени, что воспринял нашу плоть, подверженную стольким бедам и несчастьям. Христос выглядел человеком, но так, что одновременно в Нем наблюдалось нечто более возвышенное и великое. Т.е. могущество Божье не было в Нем истощено, хотя и оставалось облеченным в плоть. Оно скрывалось под смирением плоти, но так, что продолжало источать свое сияние. Посетив нашу Землю, Христос на деле засвидетельствовал, что является неисчерпаемым источником благодати и истины.
Ин.1.18 «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Познание Бога есть та дверь, через которую мы входим в обладание всеми Его благами. Бог являет нам Себя через Христа. Говоря, что Бога никто не видел, евангелист имеет в виду не только внешнее видение с помощью земных очей, но и делает общее утверждение: Бога, обитающего в неприступном свете, нельзя познать иначе, кроме как во Христе, Его живом и ярком образе. Евангелист возвещает нам, что единородный Сын, ранее бывший в недре Отчем, явил нам то, что иначе оставалось бы сокрытым. Итак, он восхваляет данное нам через Христа видение Бога, отличающее нас от ветхозаветных верующих и ставящее нас выше их. Ап. Павел во 2Кор.3 и 4 говорит об этом более подробно. Он заявляет, что ныне нет никакой завесы, бывшей во времени Закона, но мы открыто созерцаем Бога в лице Иисуса Христа.
После прихода Христа на Землю мы можем жить в свете Бога. Ин.1.9 «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». В начале главы ап. Иоанн показал славу Божества Христа. Здесь он переходит к описанию благодати, явленной в Его воплощении и благоволения Его, как Посредника, к человеку. Христос «был Свет истинный». Истинный свет не противопоставляется здесь ложному. Евангелист просто хочет отличить Христа от всех прочих светов. Различие состоит в том, что всё светящее на небе и на Земле заимствует свое сияние от другого. Христос же есть свет, сияющий от Самого Себя и озаряющий весь мир Своим сиянием. Так что у Его света нет другой причины, кроме Него Самого. Итак, евангелист назвал истинным тот свет, природе которого свойственно светить. Христос является источником всякого познания и утешения. Своей творческой силой Он просвещает всякого человека светом разума. Жизнь, которая есть свет человеков, происходит от Него. Все просвещаются Христом, поскольку никто не может похвалиться тем, что получил жизнь и свет откуда-то еще, кроме как по Его благодати. Провозглашая Свое Евангелие всем народам, Он действительно поистине просвещает всякого человека. Иоанн Креститель был светом, но он осветил только Иерусалим, Иудею и окрестность Иордана, как свеча, освещающая одну комнату. Христос же является светом для всей Земли, Его Евангелие должно быть проповедовано каждому языку и народу. Теперь божественное откровение не должно ограничиваться одним народом, как было прежде. Действиями Своего Духа и благодати Он просвещает всех, избравших путь спасения. Те же, кто не просвещается Им, гибнут во тьме. Никто из людей никогда не достигал Царства Божия способностями своего разума. Свет разума, вложенный в человека Богом, так омрачен грехом, что его искры едва блистают в густой мгле, ужасном невежестве и бездне заблуждений. Но даже эти искры полностью заглушаются греховными наклонностями человека. Т.о., каким бы светом ни обладал человек, им он обязан Христу.
Благодаря безгрешной жизни и жертвенной смерти Христа мы можем познать радость прощения грехов и испытать всю полноту жизни с избытком. И все потому, что Бог пришел на нашу Землю, чтобы мы могли прийти к Богу.
Хотя миллионы людей отмечают рождение Христа, но лишь немногие осознают истинную значимость этого события. Мы признаем, что рождение Его было событием необычным, потому что Он родился от Девы. Жизнь Его тоже была исключительной, ибо Он только один из людей прожил, не согрешив. И смерть Его тоже была необыкновенной. Не для того Он отдал Свою жизнь, чтобы просто дать нам хороший пример. Смерть Христа значит гораздо больше – Он посетил нашу Землю, чтобы стать Спасителем человеческого рода. Сам Господь говорил, что Он «пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19.10). Истинный смысл Рождества состоит в том, что Иисус родился на смерть. Благодаря Его распятию и воскресению из мертвых, всем верующим в Него теперь предлагается прощение грехов и вечное спасение. Если вы еще не приняли Божий дар спасения, примите его сегодня же, и это Рождество станет для вас самым важным из всех в вашей жизни.
Женщина потеряла сынишку в толпе на вокзале. Нет нужды говорить, как она перепугалась. В отчаянии она стала громко звать его по имени и бросилась назад, надеясь, что малыш никуда не ушел. Минуты разлуки показались часами, пока вдруг мальчик не появился из толпы и не бросился к ней в объятия. Этот случай с женщиной, готовой на всё, чтобы найти своего ребенка, может нам напомнить тот удивительный труд, который сделал Бог для нашего спасения. С того времени, как Адам и Ева ушли от Создателя, Он не переставал печалиться об этой утрате. Чтобы восстановить потерянные отношения, Он послал Своего единственного Сына на нашу Землю, чтобы взыскать и спасти погибшее. Без рождения Иисуса и без Его готовности умереть, чтобы заплатить за наш грех и привести нас к Богу, нам было бы нечего праздновать. Поэтому на Рождество будем благодарить Бога за те крайние меры, на которые Он пошел, когда послал Своего Сына Иисуса Христа восстановить наши отношения с Ним. Мы тоже были потеряны, но благодаря Божьему Сыну нашлись.
Почему день рождения Христа мы отмечаем иначе, чем другие дни рождения? О других исторических личностях в их день рождения не думаем как о младенцах. Мы вспоминаем великих людей за то, что они сделали взрослыми. А вот Христос на Его день рождения для нас Дитя. Задумаемся над этим. Когда Он родился, к Нему пришли пастухи (Лк.2.15,16). Потом Ему принесли дары волхвы с востока (Мф.2.8-12). Эти люди не имели понятия, что сделает Христос, когда вырастет. Но поступили они совершенно правильно, потому что рождение Спасителя было самым удивительным событием в истории человечества. Не поддающееся разумению дело – Бог в человеческом теле. Творец Вселенной посетил нашу крошечную планету. Давайте не будем сомневаться, вспоминать ли нам на Рождество о Младенце. Давайте восторгаться тем, что Он стал Человеком. Давайте в благоговении предстанем перед крошечным Малышом, Который Сам сотворил тех, кто перед Ним в этом благоговении стоит. А потом, давайте, отойдем чуть назад в изумлении, ибо дальше начинаются события еще чудеснее. Младенец стал мужчиной, прожил безгрешную жизнь и по Своей воле умер за наши с вами грехи. Будем же радоваться рождению Младенца и уверуем в Спасителя. Тогда мы отпразднуем Рождество как положено.
Боже! Просим, помоги нам славить Того, Кто был Богом премудрым, но посетил нашу Землю в младенческом теле. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты исполняешь Свои обещания. Благодарим, что, когда пришла полнота времени, Ты посетил народ Свой и сотворил избавление ему. Просим, научи нас полагаться на обещания Божьи и пользоваться ими. Дай нам осознать, что мы имеем печать на каждом обещании – печать Крови Иисуса Христа. Благодаря тому, что Бог посетил нас в Иисусе Христе, мы знаем, откуда и куда мы идем. Мы можем лично познать Творца своего и жить в Его свете. Благодаря безгрешной жизни и жертвенной смерти Христа, мы можем познать радость прощения грехов и испытать всю полноту жизни с избытком. Давайте же, на это Рождество вместе с волхвами и пастухами воздадим хвалу Иисусу Христу Богу, посетившему нашу Землю и ставшему Человеком. Господь, используй нас, чтобы коснуться сердца других людей вестью о Твоем приходе. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.