ПРОПОВЕДИ
Обратитесь к обличению Христа
(на Адвент 1)
Прит.1.23 «Обратитесь к моему обличению: вот,
я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои».
В стихах 1-ой главы Книги притч автор, царь Соломон показывает, насколько опасно не реагировать на призывы Бога, в пренебрежении которыми мы будем вечно раскаиваться. Бог взывает к нам через премудрость. Прит.1.20-23 «Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: «Доколе, невежды, будете любить невежество? Доколе буйные будут услаждаться буйством? Доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои». Из приведенного отрывка очевидно, что не кто другой, как Господь Иисус изображен здесь для нас в качестве премудрости (полноты мудрости). О ком еще, как не о Спасителе, можно сказать со всей истиной, что Он стоит с протянутыми руками на улицах, площадях, при входах в городские ворота, взывая к невеждам и грешникам, к насмешникам, к услаждающим буйством. Он взывает к тем, кто ненавидит знание, Божью истину. О ком еще, как не о нашем Спасителе можно сказать со всей истиной, что Он предложил излить Свой Дух на раскаявшегося грешника и возвестить ему Свои слова?
Прежде чем более подробно истолковать этот призыв, обратим внимание на следующие два факта. Во-первых, призыв Спасителя и обетование, которым он сопровождается, адресованы грешникам, а не святым. Но они не адресованы всем, без разбора грешникам. Они не адресованы тем, кто уже пробудился к сознанию своего греха и опасности. Они предназначены для невежд. Здесь невежды – те, кто не боится Бога. Они не взвешивают свои дела и слова. Живут, как будто нет Бога и вечности. Их разум ослеплен любовью к греху. На самом деле человек должен радоваться не своему невежеству, а избавлению от него. Однако эти невежды, не понимающие ни ценности своей души, ни опасностей, ее подстерегающих, «любят свое невежество». Все попытки просветить их они считают вторжением в свой беспечный покой. При этом они забывают о том, что Бог помнит их нечестие и о грядущем суде. Слова Спасителя адресованы и насмешникам. Такие люди бесстыдны. Они услаждаются насмешками. Они направляют свои ядовитые стрелы на благочестие (Пс.63.4-5), считая серьезное отношение к вере слабостью, недостойной мыслящего человека. Они ненавидят слова Библии. «Святым» в Библии называется человек, освященный Святым Духом. А для насмешников «святой» – глупец или лицемер. Они слишком высоко о себе думают, чтобы снизойти к размышлениям о Благой Вести Христа. Невежды и насмешники не сознают слепоты своего сердца и силы врожденного предубеждения против истины, которые может победить только Божья благодать. Слова Христа предназначены и глупцам. В попытках оградить себя от всего, что может вызвать неудобство, эти люди отстраняются от того, что могло бы сделать их мудрыми и счастливыми. В своем же состоянии потерянности они ненавидят знание о Боге и спасении. Они отвергают всё, что может умудрить их к спасению. Их разум настолько занят другим, что они возненавидели Божий свет и не стремятся к нему. Такие люди не реагируют на Божье обличение и не могут извлечь никакой пользы из того, что Он предлагает. Слова Премудрости адресованы тем, кто не только мертвы по своим преступлениям и грехам, но являются настолько заблудшими, что даже не знают об этом. Они адресованы тем, кто счастлив и удовлетворен в своих грехах. Они адресованы тем, кто, не сомневаясь в том, что их мирской порядочности и респектабельности будет достаточно в качестве праведности перед Богом, не задумывается о том, спасен он или нет. Возможно, есть среди вас кто-либо, у кого есть тайные подозрения, что он может принадлежать одному из описываемых типов. Мы призываем такого человека осознать, что Спаситель обращается к вам не со словами гнева, а с нежной любовью. Именно к вам Господь Иисус протягивает Свои спасающие руки. Если вам нравится удаляться от Него, то для вас у Него имеются лишь слова гнева и приближающегося суда. Во-вторых, наше предварительное объяснение к словам Христа заключается в том, что Он призывает к немедленному обращению. Он не говорит: «Обратитесь в любое время, и Я изолью на вас Дух Мой». Он призывает: «Обратитесь к Моему обличению», т.е. обратитесь сегодня, когда Я обличаю вас. Немедленно обратитесь к Богу, приобщайтесь к Крови Христа.
Мы должны повиноваться призыву Спасителя из-за щедрого обетования, которым он дополняется: «вот, изолью на вас дух мой». В Библии часто просят грешников повернуть от своих злых путей и уверовать в Иисуса Христа, чтобы обрести мир и прощение грехов. Аргумент, приведенный здесь, довольно редкий и привлекающий внимание. Здесь нас не просят обратиться и уверовать для того, чтобы мы могли стать новым творением. Здесь обещают другое: «изолью на вас дух мой». Вспомним о том, какую существенную перемену ожидают от христиан. Ин.3.3 «Иисус сказал ему (Никодиму) в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». И еще стих: 1Фес.4.4 «Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести». Т.к. эта перемена должна быть существенной, то невозможно ее достичь без помощи свыше. Исследуйте каждый раздел и систему философии, исследуйте любую систему образования, вы не можете найти силу, которая сделала бы вас святым. Человек не может изменить свое сердце. Причина, почему это невозможно человеку, заключается в том, что ему не только нравятся объекты греха, но ему нравится собственное греховное сердце. Он не просто невежествен, но ему нравится его невежество. Он не только насмешник, но ему нравится насмехаться. Он не только глуп, но он ненавидит знание, которое сделало бы его мудрым к спасению. Если вы желаете обратиться и принять Христа сегодня, то Он предлагает вам тот единственный Дух (Дух Святой), Который сможет сделать вас новым творением и дать вам сердце, которое будет жить для небес.
Вы грубо ошибаетесь, если считаете, что здесь Иисус Христос предлагает поместить вас в систему строгостей и ограничений. Вы глубоко ошибаетесь, если считаете, что дар Святого Духа заставит вас ходить путями пуританства и страданий. Вся Библия свидетельствует о том, что пути, которыми Святой Дух ведет нас, являются путями радости и мира. Дух Святой, Который предлагает нам Христос, освящает нас не посредством ограничений, а делая нас духовно новыми людьми. По природе мы любим грех, мир и дела мира, хотя и знаем, что плата за грех – смерть вечная. Мы любим всё это, потому что мы это видим с момента рождения, к этому привыкли, имеем греховную природу. Трудно представить человека, который добровольно решается избавиться от всех порочных страстей, к которым он уже так привык. И добровольно будет ограничивать все свои аппетиты и подавить всё, к чему привязано его плотское сердце. Именно эту систему предлагает сатана и окружающий нас мир. Но есть превосходный путь, которым пользуется Святой Дух в освящении нас: не изменять объекты, а изменять привязанности; изменять не посредством внешних ограничений, а посредством внутреннего обновления. Как сказано Богом в Книге пророка Иезекииля: Иез.11.19 «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам сердце плотяное». Если только вы облекаетесь во Христа, то Он сегодня же начнет в вас работу по сотворению вас новым существом. Он будет не противодействовать вам и навязывать вам образ жизни, которому вы пока питаете отвращение, а даст вам особый вкус.
Мы должны повиноваться призыву Христа обратиться сегодня, т.к. с каждым днем всё труднее становится уверовать. Нет закона нашей природы, который обладал бы большей силой, чем закон привычки, когда привычка становится второй натурой. Нежная любовь Спасителя, если ей противостоять, с каждым днем будет терять свою новизну и силу, с которой она касается нашего сердца. Привычка сопротивляться Слову и призыву умоляющего Бога с каждым днем в нас господствует всё больше. Каменное сердце с каждым днем становится всё более непреклонным, а щит неверия – всё более непробиваемым. Страшно подумать, что могут быть среди нас и такие, кто подвергает свое сердце этому верному и тихому процессу ожесточения. Этот процесс ожесточения изо дня в день происходит в уме необращенного человека. Сердце, которое не обратилось, ожесточается еще больше. Откажись сегодня от Христа и вы, наверняка, откажетесь от Него и завтра. Поэтому не сомневайтесь во всемогуществе Духа Святого, Который воздействует на кого угодно. Единственное заключение, к которому разумный человек имеет право прийти, это то, что, на всем промежутке времени между днем нынешним и до суда, сегодня наилучший и самый подходящий день для вашего обращения.
Мы должны повиноваться призыву Спасителя обратиться сейчас же, т.к. Он не всегда будет призывать нас. Запомните, что эта милость лишь на короткое время. Эти слова любви могут быть сказаны Им лишь сегодня. Мы обращаемся к тем из вас, которые считают, что всё равно, когда покаяться и принять Спасителя, лишь бы это было сделано до смерти. Помните, что Святой Дух отступает от тех, кто противостоит Ему.
Далее в этой главе Христос говорит об участи тех, кто продолжает упорно сопротивляться всем средствам и методам благодати. Премудрость, призвав грешников обратиться, ждет какое-то время, чтобы увидеть результат призыва. Прит.1.24 «Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего». Спаситель зовет Своим Словом, провидением, с помощью служителей и через совесть. Но некоторые не послушались. Бог не начинает претворять в жизнь Свои угрозы до тех пор, пока Его зов не отвергли. Если человек отказывается от такой ценной благодати, его вина становится безмерна. Бог простер руку Свою, чтобы предложить помощь, даровать благословение, или хотя бы привлечь наше внимание к Своему призыву. Но человек отверг Божье спасение. Мудрые советы Бога были отвергнуты. Но настанет день, когда мы предстанем перед Тем, Кто к нам протягивал руку, как перед Судьей. Читаем дальше слова Премудрости: Прит.1.27,28 «Когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; тогда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня». Приговор произнесен, и он, несомненно, гибельный для противников Бога. Тот, кто не подчинится Божьему правлению, обязательно погибнет от Божьего гнева и проклятия. А Евангелие само по себе не поможет им. Они не приняли для своего блага милость Бога, когда она предлагалась им, и поэтому справедливо станут жертвами Его справедливости. Приведенные здесь угрозы полностью осуществятся на суде в тот великий день, когда их постигнет вечное бедствие нераскаявшихся грешников. Таково Божье твердое решение. В отместку за то, что они не слушали Его призыва, Он говорит: «Вы не слушали гласа Моего, теперь Я не услышу воплей ваших». Такова участь душ, не принявших обличения Христа. Страшно, когда Бог оставляет в обычный день, но куда страшнее, когда это происходит в день бедствия. Когда Он не просто отворачивает Свое лицо от нас, а поворачивается к нам спиной.
Слова Премудрости завершаются здесь Божьим обетованием, которое греет душу детей Божьих. Прит.1.33 «А слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла». Премудрость убеждает в безопасности и блаженстве тех, кто подчиняется Его наставлениям. Господь говорит: «Слушающий Меня и управляемый Мною будет жить безопасно, будет находиться под особой защитой небес». Так что ничто не причинит ему вреда. Он будет спокоен и не будет страдать от тревог из-за опасности. Он не только будет избавлен от зла, но не будет страшиться зла.
Боже! Просим, всегда обличай, наставляй нас. Пусть Твое Слово будет нашим советчиком, а Ты будь нашим прибежищем. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Твой Сын Иисус Христос стал для нас премудростью, праведностью, освящением и искуплением. Мы благодарим и за то, что Ты через Библию показываешь нам, насколько опасно не реагировать на Твои призывы, в пренебрежении которыми мы будем вечно раскаиваться. Благодарим, что Ты взываешь к нам через Премудрость, через Иисуса Христа. Просим, дай нам ощущать силу любви Спасителя в предложении, которое Он делает самым беспечным и невозрожденным из нас: «Обратитесь к Моему обличению: вот, Я изолью на вас Дух Мой». Дай нам сердце, которое будет трудиться для небес. Дай нам понять, что пути, которыми Дух Святой ведет нас, являются путями радости и мира. Мы благодарим за то, что слушающий и исполняющий обличения и наставления Иисуса Христа будет жить в безопасности и в блаженстве. Будет находиться под особой защитой небес, так что ничто не причинит ему вреда. Мы молились во имя Иисуса Христа. Аминь.