ПРОПОВЕДИ
Любовь Бога к человеческому роду
(на Адвент 2)
Ин.3.16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного,
чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
Ни один необращенный человек, заглянув внутрь себя и добросовестно себя исследовав, не может не почувствовать, что Бог чужд ему и ему противостоит. И что он должен искать средство примириться с Ним. Ибо гнев Божий неотвратимо лежит на грешниках, пока они не освобождены от греха, поскольку Бог, как справедливый Царь и Судья, не может потерпеть, чтобы Его Закон нарушали безнаказанно. Он не может не отомстить за презрение к Своему величию. И, несмотря на то, что Бог был нашим врагом, Он хранил нас Своей милостью, пока Его не примирил с нами Иисус Христос.
Нам может казаться, что всемогущему Богу, удерживающему на своих местах Галактики, и дела нет до нас и до наших проблем. Но Христос сказал, что наш Отец Небесный знает, что нужно самым меньшим творениям, и дает им это. А мы, люди, гораздо больше и лучше их, говорит Спаситель. Он знает нас по именам и знает нужду каждого из нас. Бог каждого из чад Своих любит гораздо больше, чем мы любим наших детей. И Он не сводит с нас глаз никогда. Ему небезразлично, что с нами происходит. И хотя у Бога миллионы чад, Он за каждым следит пристально, не отвлекаясь. 1Пет.3.12 «очи Господа обращены к праведникам и уши Его к молитве их, но лицо Господне против делающих зло (чтобы истребить их с Земли)». Если жизнь пугает, если жить что-то мешает, если кажется, что вы терпите поражение, не забывайте: Бог за вами следит. Следит, сочувствует и хочет помочь. Помочь вам, именно вам.
На утесах Крайнего Севера живет маленькая птица кайра. Кайры собираются в большие стаи на небольших участках. И в этой тесноте сотни птиц откладывают свои яйца одно рядом с другим в длинном ряду. Яйца все похожи как две капли воды. И невероятно, что самки могут узнать среди сотен яиц свои. Исследования показали, что кайра, даже если ее яйцо отнести в сторону, обязательно его разыщет и положит туда, где ему место. В Библии сказано, что наш Небесный Отец знает каждого из Своих детей. Он знает всё, что мы только подумали, знает все наши пути. Потрясенный этим чудом, псалмопевец в изумлении восклицает: Пс.138.6 «Дивно для меня ведение Твоё». И ведение Божье не только исторгает из нашего сердца хвалу и поклонение, но и приносит нам истинное утешение. Разве не чудесно, что нас так любит и так хорошо знает наш Господь.
Вернемся к нашему эпиграфу. Эти слова принадлежат Христу. Он открывает здесь главную причину и источник нашего спасения, чтобы никто не сомневался в этом вопросе – «ибо так возлюбил Бог мир». Наша душа не обретет состояния спокойствия, в котором могла бы обрести отраду, пока не познает незаслуженную любовь Бога к себе. Наше спасение следует искать в одном только Христе. И надо знать, от Кого был нам послан Христос (Мессия) и почему Он был предложен нам как Спаситель. На эти вопросы мы находим ответы в этом стихе. Вера во Христа животворна для всех, и Христос потому приносит нам жизнь, что Небесный Отец не хотел погибели любимого Им человеческого рода.
Когда речь заходит о причине нашего спасения, по врожденной нам нечестивой мнительности у нас всплывают дьявольские измышления о собственных заслугах. Мы думаем, что Бог милостив к нам потому, что счел достойными тех, на кого призрел. Но Библия везде превозносит Его чистое и беспримесное милосердие, отвергающее все заслуги. Христос именно это и имеет в виду, считая причину в божественной любви. Несомненно, что Он сказал так потому, чтобы отвлечь людей от самих себя и привлекать их взор к одному лишь милосердию Божию. Он возвещает, что Бог не потому взялся за наше избавление, что увидел в нас нечто достойное Его благодеяний. Напротив, всю славу за наше избавление Он приписывает только Божьей любви.
Иисус Христос есть единородный Сын Божий. То, что Отец отдал Его за нас, отдал Его нам, особенно возвеличивает Его любовь. Если Он отдал за нас Сына Своего единородного, то мы можем быть уверены, что Он действительно любит нас. Слово «единородный» не только указывает на достоинство Христа, но и на то, как дорог Он был Отцу. Чтобы искупить и спасти человека, Бог Отец не только послал Своего Сына в мир (на нашу Землю), наделив всей полнотой власти, необходимой для установления мира между небом и людьми. Но Он отдал Его, т.е. предал его на страдания и смерть за нас, сделал Его жертвой умилостивления, искупительной жертвой. Это объясняет то, почему Христос должен был умереть крестной смертью. Его враги не смогли бы взять и распять Его, если бы Отец не отдал Его. Он был предан по определенному совету Божьему уже тогда, когда еще не был распят (Деян.2.23). Кроме того, Бог отдал Его еще и в том смысле, что предложил Его всем истинно верующим во исполнение всех замыслов и целей Нового Завета. Этим Бог доказал Свою любовь к человеческому роду: так сильно возлюбил Он людей. Теперь Его творения (люди) могут убедиться, что Он любит их и желает им добра. Некоторые обращают внимание на то, что Он возлюбил падших людей, но не возлюбил падших ангелов.
Хотя многие из человеческого рода погибнут, однако то, что Бог отдал Сына Своего единородного, свидетельствует о Его любви ко всему миру, потому что через Христа жизнь и спасение предложено всем. С другой стороны, вне Христа мы ненавистны для Бога. Благодать же, свидетельствующая нам о Божьей любви, и подвигающая нас к спасительному упованию, берет начало в примирении, совершенном Иисусом Христом. Ведь Бог ненавидит грех. Как же мы говорим, что Бог любит нас, пока наши грехи не заглажены? Итак, Христос единственный, на Кого должна взирать наша вера. Она прочно и надежно опирается на смерть Христову, как на единственный залог нашего спасения. Всякий, кто не довольствуется этим Спасителем и продолжает колебаться, немало оскорбляет Христа. Словно Он какой-то бездумный обыватель, неосмотрительно предавший Себя на смерть. Т.о., нам скорее надо принимать во внимание, сколь сильно ценит Бог Отец Своего единородного Сына. Отсюда мы видим, что столь же ценным было для Него наше спасение.
Так возлюбил Бог этот падший, отступивший от Него мир (род человеческий), что послал Сына Своего с великодушным предложением: «чтобы каждый, верующий в Него, не погиб». В этих словах содержится похвала вере, спасающей нас от вечной погибели. Хотя мы кажемся рождающимся для смерти, вера во Христа дарует избавление. Жизнь повсеместно обещается всем верующим во Христа, но сама вера не является общей для всех людей. Христос выставлен перед всеми людьми, но Бог лишь избранным открывает духовные глаза, чтобы те искали Христа с верой. Спасение было от иудеев, но теперь Христос известен как Спаситель для всех народов Земли. Великая наша евангельская обязанность: верить в Иисуса Христа, Которого Бог отдал за нас, отдал нам, принять дар и соответствовать намерениям Даятеля (Бога). Мы должны искренне согласиться с тем, что Бог записал в Своем Слове в отношении Своего Сына. Великое евангельское благо: «всякий верующий во Христа не погибнет». Потому что омытые Его Кровью от своих грехов мы считаемся праведными в глазах Божьих, и потому что Христос возрождает нас Своим Духом (Духом Святым). Блаженство всех истинно верующих состоит в том, что, во-первых, они спасены от ужасов ада. Бог удалил их грех, цена прощения уплачена и потому смертный приговор для них отменен. Во-вторых, блаженство истинно верующих состоит в том, что они наследуют радости небес, они будут иметь жизнь вечную.
Искупление наше было бы неполным, если бы оно непрерывно день за днем не вело нас к конечной цели – к спасению. Поэтому мы не можем ни на шаг уклониться от Иисуса Христа и при этом не потерять спасения. Ибо оно всецело заключено в Нем. Вспомним замечательные слова ап. Петра. Деян.4.12 «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Именно Христос (Мессия) и Его имя Иисус дают основание уповать на благодать и милость от Бога, которые нужны для нашего спасения и угодного Ему служения. Слава имени Христа в том и состоит, что только этим именем и надлежит спасаться. Только к нему и следует прибегать, обращаясь всегда к Богу. Это имя нам дано. Так усмотрел Бог, и это имя представляет собой бесценный дар, которым Он наделил нас. Это имя дано человекам, нуждающимся в спасении. Не нам решать, каким образом могут обрести Божье благоволение люди, не познавшие Христа и не верующие в Него, но живущие достойно того света познания, который им открыт. Но несомненно, что какую бы спасительную благодать таковые ни получили, они получили ее благодаря Иисусу Христу.
В Послании к ефесянам ап. Павел говорит о познании любви Христовой на личном опыте. Чем лучше мы познаем любовь Христову к нам, тем больше мы будем любить Его и Его рабов ради Него. Слова апостола: Еф.3.18,19 «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота. И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божьею». Верующие должны достичь более ясного понимания любви Христа и более твердо верить в нее. Христиане должны не сомневаться в том, что Бог относится к ним так же, как и ко всем тем, кто любит Христа и благоговеет перед именем Его. Мы должны стремиться постигнуть то, что позволено познать святым в этом мире. (Под словом «святые» в Библии понимаются люди, получившие Святого Духа). Размеры искупительной любви Христа поразительны: широта и долгота, глубина и высота. Перечисляя эти измерения, апостол хочет показать неизмеримое величие любви Христа. Желание постичь Христову любовь присуще каждому святому, ибо все они уверены в Его любви. Практический вопрос: Если она превосходит наше разумение, то как мы можем уразуметь ее? Мы должны молиться об этом. Хотя никто не может познать ее в полной мере, тем не менее, надо жаждать познания ее всё более и более. В своем полном объеме она превосходит разумение. Апостол просит, чтобы они исполнились всею полнотою Божьею. Под этими словами не следует понимать ту Божью полноту, какую Он имеет в Самом Себе, но ту, которую Он имеет как Бог, состоящий в завете с нами, с Его народом. Ту полноту, что Бог готов даровать нам. Он хочет наполнить нас до предела всеми теми дарами и милостями, в каких мы нуждаемся для спасения. О верующем, кто принимает благодать на благодать от полноты Христовой, можно сказать: он исполнен всею полнотою Божьей, соответственно его способностям. Он исполнен всей полнотой, какая необходима ему для достижения самой высокой степени познания Бога и уподобления Ему.
Ап. Павел в Своем 2-ом послании к коринфянам объясняет им причины своего великого усердия и ревности в служении. Полагаем, что некоторые из его противников укоряли его за такое усердие и рвение, как проявление безумия или, на языке нашего времени – фанатизма. Но апостол в стихе 2Кор.5.13 объясняет им, что он и его помощники были такими усердными и ревностными ради славы Божьей и блага Церкви. В стихе 14 он приводит главную причину: «Ибо любовь Христова объемлет нас». Они действовали под сладостным и сильным воздействием любви Спасителя. В Его любви есть движущая сила, заставляющая как служителей, так и всех христиан исполнять свой долг. Эта сила побуждает нас к подвигам, если мы должным образом оцениваем ее и правильно рассуждаем о ней. Если мы не жестки как камень, то непременно полностью посвятим себя Христу, как только подумаем о том, какой любовью Он возлюбил нас, пойдя за нас на смерть. Знание об этой любви должно принудить наши чувства, чтобы они склонялись не к чему иному, как к ответной любви.
В книге Маргарет Браун «Кролик, который убежал из дома» рассказывается про маленького кролика. Мама говорит ему: «Если ты убежишь, я побегу за тобой. Ведь ты мой кролик. Если ты станешь рыбкой, я буду ловить рыбу и поймаю тебя. Если ты станешь мальчиком, я стану мамой человеком и буду обнимать и целовать тебя». Что бы ни выдумал маленький кролик, его мама никогда не откажется от него, никогда не даст ему убежать. Вспомним слова Давида: Пс.138.7-10 «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя».
Боже! Благодарим Тебя за Твою неизменную любовь к нам. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! У любви Твоей нет предела, благодать Твою не измерить. Просим, помоги нам по-детски верить в Твою любовь и в Твою бесконечную милость. Благодарим Тебя за всё то, что дано нам, грешным, в Иисусе Христе. Благодарим, что Твоя любовь никогда не подводит и никогда не прекратится. Ибо на ней печать Твоего Сына Иисуса Христа. Как богата и чиста Твоя к нам любовь! Как сладостно нам укрыться в объятиях Твоих! Мы ни дня прожить не можем, не греша. Как же всё-таки Ты нас любишь, чтобы прощать каждый наш неверный шаг! Благодарим Тебя за Твою неизменную любовь к нам. Благодарим и за то, что Ты от нас никогда не откажешься, за то, что Ты всегда будешь рядом. И за то, что всегда будешь наставлять нас на путь истинный. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.