ПРОПОВЕДИ
Любовь Бога к человеку возбуждает нашу любовь к Нему
(на Адвент 3)
1Ин.4.19 «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас».
Наша любовь имеет своим источником и началом предшествующую ей любовь Бога. Его любовь является побуждающим средством, мотивом и нравственной причиной нашей любви. Поскольку Бог предварил нас Своей незаслуженной любовью, нам надлежит ответить Ему взаимностью. Мы не можем не любить такого благого Бога, Кто был первым в проявлении любви и первым предпринял дело любви: Он возлюбил нас, когда мы не хотели и не могли Его любить и были недостойны Его любви. Он возлюбил нас так сильно, что искал нашей любви ценой Крови Своего Сына. И снизошел до того, что предлагает нам примириться с Ним. Ап. Иоанн добавляет здесь же, что Бога следует любить в людях и свидетельствовать людям, какую мы испытываем к Богу любовь. Итак, любовь к Богу не может существовать без того, чтобы не породить в нас любовь к братьям.
Нам нелегко понять всю глубину Божьей любви. Гордыня и страх мешают нам уяснить, насколько же мы недостойны этой любви, и что она дается нам отнюдь не по достоинствам нашим. У большинства из нас, людей, порой бывают проблемы с гордыней. И поэтому у нас есть такая склонность считать, что мы Его любовь чем-то заслужили. Гордыня нас убеждает, что Он любит нас лишь тогда, когда мы достойны Его любви. А порой нам страшно. Ведь глубоко в душе мы знаем, что никакой любви мы не заслуживаем. Получается, что мы думаем, что Божья любовь или нелюбовь к нам зависит от того, как мы себя ведем. Когда поведение у нас приличное, Он нас любит. А если мы что-то делаем не то, нам хорошего отношения от Бога ожидать не приходится. Но Бог-то нас любит совсем не потому, что мы этого заслуживаем, Он нас любит, несмотря на то, какие мы. В Библии сказано: 1Ин.4.10 «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего». Подвиг Иисуса Христа, совершенный за нас, нам убедительно доказывает, что Бог нас любит. Эта простая истина может сокрушить нашу гордыню и развеять наш страх.
В Библии Святой Дух обычно пользуется такой формой выражения: Бог был врагом людей, пока они не примирились с Ним смертью Иисуса Христа (Рим. 5.10). Они были прокляты, пока Христос Своей жертвой не устранил их нечестия (Гал.3.10-13). А также они были отчуждены от Бога, пока не соединились с Ним в теле Христовом (Кол.1.21-22). Такая форма выражения соответствует нашему восприятию, дабы мы лучше поняли, насколько горестно состояние человека вне Христа. Ибо, если не было ясно сказано, что над нами тяготеет гнев и мщение Бога, то мы не осознали бы как следует, насколько мы духовно нищи и несчастны без Божьего милосердия. И не оценили бы благодеяние, которое Он сотворил нам сообразно Своему достоинству, освободив нас от грехов наших.
Вот пример. Человеку говорят: Бог возненавидел тебя с того момента, когда ты согрешил. Он отверг тебя, как ты того заслуживаешь, и тебе следует ожидать самого сурового Его приговора. Но поскольку Бог по Своей милости, дающейся даром, сохранил дружбу с тобой и не мог потерпеть, чтобы ты был отчужден от Него, Он освобождает тебя от этой опасности и угрозы. Тот, кому так скажут, будет в какой-то мере тронут и почувствует себя до некоторой степени обязанным Богу. Ему могут более подробно обрисовать ситуацию. Грехом он был отчужден от Бога, так что он был наследником вечной смерти. Он был лишен всякой надежды на спасение и на милость Бога. Он был рабом сатаны, узником в оковах греха, обреченным на страшную и вечную гибель. Но при этом ему объявят также, что его Заступником стал Иисус Христос, Который принял на Себя наказание, которое уготовил всем грешникам справедливый суд Божий. Христос Своей Кровью изгладил и обратил в ничто пороки, которые были причиной вражды между Богом и людьми. Объявят также, что Бог удовлетворен этой платой и Его гнев утишился. И это стало основанием, на котором покоится Божья любовь к нам, связующим звеном, удерживающим нас в Его благоволении и милости. Разве такие слова не сильнее заденут за живое? Ведь в них гораздо лучше выражается то бедствие, от которого спас нас Бог.
Т.к. наш дух не готов с подобающим желанием и почтением с благодарностью принять спасение, предлагаемое нам Богом по Его милосердию, если прежде не будет устрашен ужасающей картиной Божьего гнева и вечной смерти, то в Библии подробно изложена эта ситуация. Через Библию мы можем ясно узнать Бога, ожесточенного против нас, когда мы не имели Иисуса Христа. Но можем узнать и то, что благоволение и отеческая доброта к нам проявилась у Бога только в Иисусе Христе. Бог, являющий собой высшую справедливость, не может любить нечестия, которое Он видит во всех необращенных людях. Так что Ему есть за что их ненавидеть. Поэтому из-за их испорченной природы и греховной жизни все необращенные люди являются объектами ненависти Бога, подлежащими Его суровому суду. Но т.к. Бог не хочет утратить в нас Свое достояние, то Он по Своей благости находит в нас нечто достойное любви. Пусть по собственной вине мы стали грешниками, однако мы остаемся Божьими созданиями. Хотя мы прибрели себе смерть, но Бог сотворил нас для жизни. Поскольку противоположность между праведностью и нечестием сохраняется постоянно и ее нельзя устранить, то, пока мы остаемся грешниками, Бог не может нас принять. Поэтому с целью устранить вражду и полностью примирить нас с Собой Бог смертью Иисуса Христа изгладил в нас всё злое, чтобы мы предстали перед Его лицом праведными. В этом случае Бог, движимый чистой и не заслуженной нами любовью, готовь принять нас и одарить нам милость. Зная об этом, наш долг ответить на Его любовь своей любовью. Если мы хотим быть уверены, что Бог нас любит и к нам благорасположен, нам следует воззреть на Иисуса Христа и остановить свой взгляд на Нем. Ибо истинно, что только благодаря Христу наши грехи не будут вменены нам – в противном случае на нас обрушится гнев Божий.
Когда мы предстанем, чтобы увидеть примиренное лицо Бога, мир на Его лице, то это будет великой привилегией. Но как мы можем смотреть на лицо, которое ищет примирения и примирилось уже, и не любить Бога. Не любить Того, Кто так сильно полюбил нас? Любовь рождает любовь. Мы всегда на Земле любим и уважаем тех, кто действительно любит нас, какими бы никудышными мы ни были. Когда мы постигаем, что Бог любит нас, то как можем не любить Его, Того, в Ком собраны все совершенства – всё, что может вызвать любовь? Евангелие – это восстановительный план Бога. Оно возвращает нас в то же самое состояние дружбы с Богом, которым наслаждался Адам. И, таким образом, убирает желание грешить. Евангелие делает намного больше, чем просто восстанавливает нас в том положении, которое мы когда-то потеряли. Адам не имел той сильной любви к Богу, он не обладал той побуждающей силой, которая заставила бы его жить для Бога. Но перед нашими глазами наш распятый Спаситель Иисус Христос. И если мы на самом деле веруем в силу Его искупительной жертвы, то через прощение Его любовь даст нам мир с Богом. А т.к. мы получили прощение и мир с Богом, то нам дается Святой Дух. Дается для того, чтобы Божья истина проникла в наше сердце. Чтобы показать нам еще больше, насколько Бог любит нас и чтобы мы еще больше любили Бога, Того, Кто так сильно возлюбил нас. И чтобы мы жили для Того, Кто умер за нас и воскрес.
Поразительно видеть, насколько библейский путь спасения, делающий нас святыми, подходит нашей натуре. Если бы Бог решил запугать нас, чтобы мы жили святой жизнью, то бесполезна была бы эта попытка! Некоторым людям казалось, что если бы пришел кто-нибудь из мертвых и рассказал бы нам о реальном существовании ада, где он сейчас пребывает в состоянии бесконечных страданий и угнетении духа, то это побудило бы людей жить святой жизнью. Такое представление свидетельствует о незнании нашей природы. Представьте, что Бог на один час приоткрыл перед нашими глазами завесу тайн ада – этого ужасного обиталища. Многие будут напуганы своими явными грехами, чаша безбожных мирских удовольствий выпадет из многих рук. Многих бросит в дрожь от богохульства. Многие задрожат, услышав ложь, потому что они увидели, как мучаются в аду пьяницы, богохульники и лжецы. Но вряд ли жизнь всех этих людей, увидевших картины адских мучений, будет больше посвящена Богу, чем раньше. Вряд ли они будут служить Ему лучше, чем прежде. Возможно, они будут побуждены к большей благотворительности. Возможно, они начнут жить строго и трезво. Но это не означает жить для Бога. Они не будут любить Его ни на капельку больше. Любовь нельзя навязать насильно. Ни один человек еще не испугался так сильно, чтобы полюбить и, следовательно, ни один человек не был настолько напуган, чтобы стать святым.
Бог изобрел путь, более эффективный, нежели ад и его ужасы, аргумент более сильный, чем вид этих страданий. Он изобрел путь, привлекающий нас к святости. Показав нам любовь Своего Сына, Он вызвал нашу ответную любовь. Чтобы нас освятить, Бог Святой Дух использует не страх, а любовь. 2Кор.5.14 «Ибо любовь Христова объемлет нас». Кто из родителей не знает, что наилучший способ добиться послушания ребенка – завоевать его любовь. Неужели Бог, даровавший нам эту мудрость, Сам не знает об этом? Он не стал бы добиваться любви и послушания Своих детей, не завоевав вначале их чувства. Чтобы завоевать наши чувства, Бог послал Сына Своего на нашу Землю. Кому много прощено, тот больше любит. Это является тайным источником святости спасаемых.
Святая жизнь совсем не такая, какой ложно представляет ее себе окружающий нас мир. Она не жизнь ограничений и тягот, в которой человек пресекает каждое чувственное проявление своей природы. В библейской религии нет такого понятия, как самоотречение, в том смысле, как преподносят его некоторые христианские деятели. Систему ограничений и самоотречений в упомянутом выше смысле учредил сатана как подделку Божьего пути освящения. Именно с ее помощью сатана отпугивает тысячи людей от евангельской пути спасения. Словно быть освященным означает быть человеком, пресекающим каждое желание своей природы и делающим только то, что неприятно и неудобно для него.
Т.к. любовь Христа является той силой, используя которую Святой Дух вначале привлекает нас к Богу, то с помощью той же силы Он двигает нас вперед, чтобы сохранить нас до самого конца. Если вас посещают периоды холодности и безразличия, вспомните о том, что сделал для вас наш Спаситель. Пока глаз верующего сосредоточен на любви Христа, его путь легок и беспрепятственен, т.к. эта любовь всегда помогает двигаться. Но отведите духовные глаза в сторону, и путь становится непроходимым, а святая жизнь – тягостью.
Книга пророка Малахии начинается с таких искренних слов Господа к Своему неискреннему народу: Мал.1.2 «Я возлюбил вас». Хотя Израиль уже долго был объектом любви Божьей, он теперь уже любовью на любовь Ему не отвечал. Бог подробно объяснил, в чем народ Его пренебрег любовью Божьей, ослушался Бога. Израиль Богу отвечал не любовью, а вопросами. Когда Бог умолял их: Мал.3.7 «Обратитесь ко Мне и Я обращусь к вам», они в ослеплении своем спрашивали у Него: Мал.3.7 «Как нам обратиться?» Любовь Божья порой «сурова», и Господь прямо указал Израилю на то, чего он за собой не замечал. Бог это сделал для того, чтобы народ мог покаяться, принять любовь Господа и ответить на нее послушанием, идущим от сердца. Мы тоже часто в вере своей неискренни. Делаем вид, что любим Бога и служим Ему, а на самом деле любим мы себя и служим только себе. Сегодня, как и во времена Малахии, Бог ищет тех, кто благоговеет перед Ним, постоянно старается жить по Божьей воле, по Божьим повелениям. Для осуществления этого помогает нам следующее: общение с людьми Божьими и общение с Самим Богом.
Боже! Просим, помоги нам не только принимать Твою любовь, но и воздавать Тебе любовью за любовь, с радостью и послушанием. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Подвиг Иисуса Христа, за нас совершенный, нас всегда убеждает в том, что Ты нас любишь. Эта простая истина может сокрушить нашу гордыню и страх наш развеять. Благодарим, что мы спокойно можем положиться на Твою вечную любовь. Признаем, что мы часто в любви своей к Тебе неискренни. Делаем вид, что любим Тебя и служим Тебе, а на самом деле мы любим себя и служим только себе. Просим, прости нас и прости за то, что нас коробит, когда Ты щедро изливаешь любовь Свою на несчастных грешников. Помоги нам понять, насколько мы нуждаемся в Твоей безграничной любви и дай нам пребывать в ней. Помоги любить, как любишь Ты, помоги служить Тебе и своим ближним. Помоги нам не только принимать Твою любовь, но и воздать Тебе любовью за любовь, с радостью и послушанием. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.