КОММЕНТАРИИ
на Послание к Римлянам
Глава 11
Израиль, по определению Божьему, является народом «непослушным и упорным». Но приводит ли этот факт к окончательному отвержению его? Таково ли Павлово учение об Израиле? Апостол отклоняет это предположение. В главах 9-10 он говорил о том, как следует понимать отвержение многих иудеев, не принимающих призыв Евангелия, в связи с обетованием, данным их отцам. В 11-й главе продолжает свои старания согласовать этот же факт с благодатью Божьей. Может возникнуть вопрос: «Неужели отвержение Богом Своего народа полное и окончательное, и иудеи оставлены на вечную погибель?» Поэтому апостол считает своим долгом ответить на это. Он показывает, что хотя многие из иудеев отвергнуты, однако не все. И в определенное Богом время они снова будут приняты в Церковь.
11.1 «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова». «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой?» Могло показаться, что всё, что апостол прежде говорил о слепоте и упорстве иудеев, свидетельствовало о том, что Иисус Христос Своим пришествием передал другим народам Божьи обетования и лишил иудеев надежды на спасение. Поэтому здесь апостол упреждает данное предположение и смягчает сказанное им прежде об отвержении иудеев. Чтобы кто не подумал, будто завет, некогда утвержденный с Авраамом, ныне отменился. Или, что Бог забыл об этом завете. Т.е. иудеи сейчас отчуждены от Его Царства, как язычники до пришествия Христа. Апостол это отрицает и показывает, что это утверждение ложно. Вопрос стоит не в том, по праву ли Бог отверг Свой народ. Ибо в предыдущей главе было доказано, что народ в ложном рвении сам отверг праведность Божью. И этим навлек праведное наказание за гордыню свою. Он заслуженно был ослеплен и, в конце концов, отпал от завета. Итак, спор идет не о причине отвержения. А о том, что завет с Богом не может поколебаться от какой-либо неверности людей. Усыновление является незаслуженным и основанным на одном лишь Боге. Оно остается незыблемым и твердым, как бы ни стремилось его уничтожить людское неверие. Здесь и доказано: избрание Божье не зависит от человека. «Никак». Мы опять читаем его решительное «никак». И он тотчас же выражает решительный аргумент – самого себя. «Ибо и я израильтянин». Я не отвергнут, и всё же я мог бы быть отвергнут, если бы Бог отверг Свой народ. Прежде чем перейти к главной причине, апостол попутно доказывает на своем примере, сколь абсурдно думать, что этот народ заброшен Богом. Ведь и сам он по происхождению израильтянин, а не прозелит, недавно вошедший в сообщество израильтян. Он заслуженно, по призыву Самого Христа стал служителем Божьим. Это служит свидетельством того, что благодать Божия по-прежнему остается среди Израиля. Здесь апостол это принимает за доказанное утверждение, хотя впоследствии изъяснит его же в подробном исследовании. «От семени Авраамова, из колена Вениаминова». То, что называет он себя семенем Авраама и конкретно говорит о своем колене связано с тем, что он хочет считаться подлинным израильтянином.
11.2 «Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? Как он жалуется Богу на Израиля, говоря» «Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал». Гарантия неотвержения заключается в понятии «наперед знал». Бог не может заблуждаться и не может отказаться от Своей первоначальной избирающей воли. Мы явно слышим в понятии «наперед знал» избрание. Слово «знал» нам свидетельствует о том, что это не слепое избрание, а потому исключается всякая ошибка в этом избрании. Бог точно знает, кого Он избирает. Бог знал Израиля насквозь во всей его самоправедности и жестоковыйности, потому что Он знает всё наперед. Бог не подверг Себя обману, а потому Он не может разочароваться. Как утешительно это для нас. И нас Бог избрал, но не потому, что Он считал нас лучше других. И не отвергнет нас, потому что знал нас наперед. Ответ апостола разделен на две части: (1) Бог ни в коем случае не отверг всё потомство Авраама, сохраняет верность завету; (2) Усыновление не распространяется на плотских детей, потому что ему предшествует избрание. Несмотря на общее отвержение иудеев, от духовного тела Христова не отпал ни один его член. Могут спросить: «Разве обрезание не было общим знаком благодати для всех иудеев?» Ответ: «Поскольку внешнее призвание само по себе недейственно без веры, неверующие заслуженно лишены того достоинства, которое сами отвергли». «Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии?» Пророк Илия говорит Богу: 3Цар.19.10 «Возревновал я о Господе, Боге Саваофе; ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники, и пророков Твоих убили мечем; остался я один. Но и моей души ищут, чтобы отнять ее». Ответ Бога на жалобу Илии пророка: 3Цар.19.18 «Впрочем, Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колена не преклонились перед Ваалом, и всех сих уста не лобызали Его». Апостол Павел говорит, что у многих его верующих современников то же понятие, что было у пророка; поэтому как заблуждался пророк, так и они заблуждаются. Т.к. ничтожно число тех, кто уверовал из иудеев, можно сделать такой ошибочный вывод, что весь род Авраама отвергнут Богом. Ап. Павел, чтобы устранить такой соблазн, пользуется подходящим примером. Ибо во времена пророка Илии опустошение было таким, что уже не оставалось никакой видимости Церкви. Хотя и не оставалось следа благодати Божьей, Церковь Божия была, но была сокрыта, дабы чудесным образом спастись. Следует, что дурно поступают те, кто мыслит о Церкви по своему разумению. Если великий пророк Илия, который столь обильно был наделен Духом Святым, оказался так обманут, то, что произойдет с нами. Поэтому не будем делать необдуманный вывод, но пусть незыблемым пребывает в нашем сердце то, что провидение Божье тайно лелеет Церковь, даже если она и не видима для нас. «Как он жалуется Богу на Израиля». Илия здесь обращается к Богу, не сомневаясь, что Он поставил его противником собственного народа. Он видит, что в народе полностью исчезло поклонение истинному Богу. Однако он ошибся в том, что за исключением самого себя осуждал весь народ в нечестии. Поскольку пророк жалуется так, что видно его полное разочарование в народе, нет сомнения, что он хочет его погибели.
11.3 «Господи! Пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут». Подумаем о том, как неразумно поступают те, кто по собственному впечатлению оценивает число избранных. Ибо у Бога имеется сокрытый от нас способ, которым Он чудесно оберегает всех Своих избранных даже там, где всё кажется погибшим. Ап. Павел, как в этом, так и в других местах, тщательно сравнивает свое собственное время с древним состоянием Церкви. Это немаловажно для укрепления веры. Ведь тогда мы будем считать, что сегодня с нами не происходит ничего, если увидим, что в прежнее время Бог в подобной ситуации сохранил наших отцов. «Господи!Пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили». Пророков Божьих убили ради пророков Вааловых. А жертвенники Его разрушили, предпочтя Его жертвенникам Вааловы. Более того, царь Ахав назвал пророка Илию смущающим Израиля и преследовал его по закону (2Цар.18.17). Как ошибся Илияотносительно состояния Израиля, полагая, что отступление в народе было всеобщим! И что он остался единственным верным рабом Божьим в Израиле. О состоянии нации обычно судят по ее правителям и по состоянию народных масс. Царь Израиля был в то время преследователем людей, верных Господу. В массе своей израильтяне были идолопоклонниками. Неудивительно, что убивают пророков Божьих: люди не могут терпеть свидетельства против идолопоклонства своего. «Остался я один». Те немногие, что сохранили верность Богу, не только затерялись в толпе идолопоклонников, но были загнаны в подполье преследователями. «И моей души ищут». Т.е., пытаются лишить меня жизни. Ап. Павел приводит в этом споре с иудеями сильный пример. Он говорит: «Если вы думаете, что вы не отвержены, то что вы скажете, когда вспомните, что то же самое уже было сделано». Т.о., в дни ап. Павла было глупо чувствовать, что Бог не может Свой народ отвергнуть, когда видно было на примере, что это уже произошло.
11.4 «Что же говорит ему (Божий) ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена перед Ваалом»». «Что же говорит ему (Божий) ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек». Мы привели выше Божий ответ, смотри стих 3Цар.19.18 в комментарии на стих 2! Как бы говоря, что иудеи не все были отвергнуты, апостол приводит ответ Бога пророку Илии. Хотя число семь тысяч здесь можно понимать в качестве неопределенного, но Господь, без сомнения, хотел обозначить некое выбранное Им количество. Пусть твердым будет для нас то, что как бы ни усиливалось нечестие, спасение Своих пребывает у Бога твердо запечатленным. Если существует остаток, сохраняющий свою чистоту в период всеобщего отступничества, то это потому, что Бог соблюл его для себя. Если предоставил бы Бог их самим себе, то они были бы увлечены общим потоком. Следует отметить и внешние обстоятельства: лишь те считаются находящимися в безопасности, кто даже внешними знаками не осквернил своего тела почитанием идолов. В этих словах мы имеем чудесное восхваление Бога за Его милость и избрание. Фактически, это же выражение показывает, что Бог Сам является автором и инициатором осуждения других. Ибо значение выражения «Я соблюл Себе …» таково: «Хотя Я Сам изгнал их прочь, Я сохранил для Себя семь тысяч человек». «Которые не преклонили колена перед Ваалом». Ваал (Господин) – это идол, одно из главных божеств мужеского пола, которому поклонялись хананеяне и финикияне. Он был олицетворением созидающей и разрушающей силы природы. Библейский отрывок 3Цар.18.26-28 показывает, что израильтяне поклонялись ему, имея набожные намерения, и под тем предлогом, что они усердно служат истинному Богу Израилеву. Ахав назвал пророка Илию «смущающим Израиля», потому что ему казалось, будто, препятствуя им, Илия противится истинному поклонению Богу. В стихе из книги Осия 2.16 Господь говорит, что эти люди называли Ваалом Его. Они поклонялись истинному Богу, но использовали при этом неправильные, предрассудочные обряды и имя. А это было запрещено им в заповеди «Не делай себе кумира и никакого изображения». Они убивали пророков как безбожников за то, что те говорили, что всякое изображение запрещено. Более того, поклонение Ваалу породило разновидность праведности, процветающую повсеместно и по сей день. Некоторые с нелепым усердием поклоняются истинному Богу согласно собственным представлениям. Фактически ради Бога они являются врагами Бога.
11.5 «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток». «Так и в нынешнее время». Божьи принципы домостроительства Церкви неизменны. Как было раньше, так остается и теперь. Как в дни пророка Илии был остаток, так есть он и теперь. «По избранию благодати сохранился остаток». «Остаток» – это немногие из многих иудеев, остаток верующих среди тех, кто упорствовал в неверии. Он называется «остатком по избранию благодати». Это те, кто от вечности были избраны по определению Божьей любви быть сосудами Его благодати и славы. Кого Он предопределил, тех и призвал. Несомненно, что разделение между одними и другими производится по благодати Божьей. Когда ап. Павел говорит об остатке, он смотрит на чудо своей собственной жизненной истории. Поистине, не в силу собственного разума и собственных возможностей освободился он от враждебности по отношению к Господу Иисусу, а потому и к Богу. А единственно в силу не находящего никаких оснований в человеке Божьего милосердия и свободно избирающей воли Божьей.
11.6 «Но, если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело». Здесь имеется усиление смысла, истины, происходящее из сравнения противоположностей. Ибо благодать Божья и заслуга дел так соотносятся друг с другом, что утверждающий одно должен ниспровергнуть другое. Далее, если в избрании нет никакого рассмотрения дел, чтобы не затемнить незаслуженную Божью благость, то становится явным заблуждение тех, которые причиной избрания делают предвиденное в нас Богом достоинство. Ибо дашь ли ты место благим поступкам, этому будет противиться высказывание ап. Павла о том, что благодать ничего не оставляет делам. Ап. отрицает, что Бог был вынуждаем чем-то извне придти к такому различению. Ибо если кто даст место делам, он столько же отнимет у благодати. Отсюда следует, что дурно смешивать предузнание дел с избранием. Ибо если Бог избрал одних и отверг других, признав их достойными или недостойными спасения, то по введению награды за дела уже не будет царствовать одна лишь благодать. Но благодать будет только половинчатой и частичной причиной избрания. Ведь там, где полагается награда, уже не действует благодать. Используемый ап. Павлом довод следует применять к основанию всего нашего спасения.
11.7 «Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились». «Что же? Израиль, чего искал, того не получил». Израиль искал оправдания и примирения с Богом. Хотя апостол не говорит здесь о причине, почему не получил, но он уже прежде сказал о ней. Т.е. Израиль по плоти искал оправдания по делам, а не по вере. Безусловно, именно ее и имел в виду апостол в данном месте. «Избранные же получили». Т.е. Богом избранные от Израиля получили. В них исполнились обетования Божьи и были воспомянуты древние милости Бога к этому народу. «А прочие ожесточились». Ожесточились из-за праведности других людей по вере и их собственной неправедности, т.к. человек не может стать праведным по делам. Одни избраны, другие оставлены погибать в своем неверии. Более того, то, что должно было бы сделать их лучшими, сделало их еще хуже. Для уверовавших израильтян Евангелие оказалось запахом живительным к жизни, а для неверующих – смертоносным запахом к смерти. Слепота и ожесточение характеризуют состояние бесчувственности духа. Это ожесточение проявляется в неспособности действительно видеть и слышать о пережитых уже делах Божьих. Но в этом же для людей начало серьезных, смертельных судов Божьих, если они не примут всего того, что Бог совершил для них и в них. И если всё это не приведет их к живой благодарности Богу и вере, а пройдет мимо их. На наш отказ Бог в состоянии ответить «духом усыпления». Т.к. это учение могло показаться жестоким, то для его смягчения ап. Павел ниже обращается к двум свидетелям из Ветхого Завета: Моисею и Давиду.
11.8 «Как написано: «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши которыми не слышат, даже до сего дня». «Как написано». Здесь ап. Павел обращается к пророку Исаии, провозгласившему приговор, вынесенный его современникам Богом. Ис.29.9,10 «Они ослепили других, и сами ослепли… Ибо навел на вас Господь дух усыпления, и сомкнул глаза ваши». «Бог дал им дух усыпления». Они, будто сонные, не в состоянии были ни видеть духовное, ни слышать. Об этом говорит и Господь Иисус в отрывке Мф.13.13-15, как о вине Израиля, а затем о суде Божьем за эту вину. Бог дал им этот дух из-за их неверия, надменности и самонадеянности на свою ложную праведность. «Дух усыпления», т.е. нечувствительности либо к своим обязанностям, либо к своим интересам. Они были в состоянии полного духовного покоя, равнодушия, подобно людям, которые в сон погрузились и не реагируют ни на слова, ни на действия. Слово «дух» в данном контексте не должно восприниматься в значении сотворенного или переданного человеку духа. Этот термин означает здесь саму волю человека. Следующие слова конкретизируют, что подразумевается под духом усыпления. «Глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат». Такое объяснение мы находим уже у Моисея. Втор.29.4 «Но до сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать». Они имели эти органы чувств и в духовном плане, но не использовали их для того, что могло бы послужить к их миру. Они видели Христа, но не уверовали в Него. Они слышали Его Слово, но не приняли его. И слышание и видение их оказались одинаково тщетными. Это было равносильно тому, как если бы они не видели и не слышали. «Даже до сего дня» Этого нет у Исаии. Это апостол добавляет от себя, чтобы кто не возразил, что пророчество это было исполнено в давнем прошлом. Так что нельзя применять его ко времени распространения Евангелия. Это справедливо в отношении многих из иудеев и в наши дни. Это доказывает опыт миссионерского служения среди иудеев. Правда, сегодня уже изредка раздается проклятие на Иисуса, т.к. уже многие говорят в Израиле о Нем с великим признанием. Однако для Евангелия они всё еще слепы и глухи.
11.9 «И Давид говорит: «да будет трапеза их сетью, тенётами и петлею в возмездие им». «И Давид говорит». В стихах 9 и 10 ап. Павел обращается к Пс.68.23,24: «Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их – западнею. Да помрачатся глаза их, чтобы им не видеть …». Из этого свидетельства Давида присутствует здесь некая замена слов, не нарушая, однако, смысла. О возмездии же нет никакого упоминания. Однако по смыслу это подходит. Давид молит о нечестивых людях, чтобы всё, что есть в жизни приятного и хорошего, послужило падению их и погибели. И это он означает словами «трапезы» и «мирные пиршества». В этом псалме Давид предсказал о страданиях Христа, какие Он должен был принять от Своего народа. И предсказал им наказание за это от Бога. «Да будет трапеза им сетью» т.е. уловкой, подобной той, в которую попадаются дикие животные и рыбы. Сетью является здесь само Священное Писание, когда оно преподается и понимается ошибочно. Тогда под видом благочестивого учения незаметно и тонко улавливается душа обманутых и простодушных людей. Т.о., от одной и той же трапезы, одного и того же Священного Писания, один человек получает смерть, а другой – жизнь. Слово Божье уловляет тех, кто обладает надменным разумом не из-за собственного незнания, но по причине самонадеянной гордыни. «Тенётами и петлею», т.е. ловушкой и камнем преткновения, потому что уловленные продолжают непрестанно претыкаться. Ибо они уловлены в том, что они понимают ошибочно. Они привязались к ошибочным представлениям, находят в них удовольствие и поэтому добровольно пленены ими. Но сами не знают об этом, спотыкаются в том, что представлено им как истина. Т.о., это «тенёты», потому что они хотят принимать как истину только то, что кажется им истиной. И «петля», потому что они отворачиваются от истины, когда она критикует их, или когда она противоречит их помыслам. «В возмездие им», в то время как Евангелие другим несет благодать. Т.е. то, что должно было послужить к их благоденствию, да будет для них западней. Т.о., каждый невежественный еретик, прежде всего, улавливается собственным незнанием истины. Ибо когда он пренебрегает ей, он уже в ловушке. Затем он принимает то, что кажется ему истиной. И он вновь уловляется, потому что самодовольно идет по жизни с таким видом, будто он вовсе не пойман в ловушку. Наконец, он начинает претыкаться обо всё, что не согласуется с представлениями его, и поэтому отказывается от слышания. И тогда он начинает негодовать и исполняться рвением к своим представлениям, изводя, уничижая и всячески вредя своим оппонентам. И, т.о., он получает «заслуженную награду». О поражении их сил и способностей написано в стихе 10.
11.10 «Да помрачатся глаза их, чтоб не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда». Они не идут Божьим путем к цели, а топчутся всё время, как во тьме. В этом стихе дается образ беспокойных людей, у которых согбенные спины и не видят. Так что они не смогут найти верный путь, а если и найдут, то не способны будут идти этим путем. Их подстерегает погибель. После отвержения Христа и Его Евангелия иудеи уподобились людям, обреченным на презрение. Их спины согнулись, все окружающие народы могли оседлать и попирать их. Эти слова можно понимать и в духовном смысле: их спины согнулись под тяжестью мирских настроений. Многие из них мыслят о земном, своевольные, эгоистичны и сварливы. Мы в состоянии только сгибаться под бременем человеческой вины, которая достойна судов Божьих. Но, как помилованным, способным разгибаться, нам надлежит теперь прославлять всю Божью благодать. Благодать, которая не зависит от наших дел, а единственно от Божьего милосердия.
11.11 «Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность». Толкование послания затрудняет то, что апостол говорит то обо всем израильском народе, то об отдельных людях. Отсюда происходит разница, что в одном месте он говорит, будто иудеи изгнаны из Царства Божия, отрезаны от маслины, ввергнуты в погибель по праведному суду Божию. А в другом месте отрицает, что они отпали от благодати, и утверждает, что они пребывают в завете с Богом и в составе Церкви Божьей. Здесь учение о падении многих иудеев смягчается тем фактом, что вместо отверженных из Церкви иудеев приняты язычники (стихи 11-14). «Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть?». Апостол отрицает, что иудеи так отвергнуты Богом, что не будет уже восстановления. И что отменен заключенный с отцами завет благодати. Ведь в этом народе всегда пребывало семя благословения. Пали те, кто претыкается о Христа. Однако сама нация не пала таким образом, что всякий иудей уже должен считаться погибшим и чуждым Бога. Неужели Бог, отвергая Свой народ, не имел при этом никакой цели, кроме их отвержения? Апостол отрицает такую мысль, как бросающую тень на мудрость, праведность и благость Бога. «Никак. Но от их падения спасение язычникам». Это не значит, что спасение не могло прийти к язычникам, если бы иудеи не отпали. Но Бог определил такой порядок, что проповедь Евангелия язычникам должна была последовать за отвержением его иудеями. Если бы Израиль согласился с действием Божьим, если бы он принял Иисуса как Мессию, тогда перед Богом он существовал бы и сохранил бы перед Ним свое преимущество. Но, как было предсказано в притче Господа: Мф.22.8,9 «Званные не были достойны. Итак, пойдите на распутья…». Так и случилось. Ап. Павел много раз говорит иудеям: Деян.13.46 «Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными …, то вот, мы обращаемся к язычникам». Когда иудеи отказались принять Божье спасение, после этого было сделано предложение язычникам. Мы видим, как мудрость Божья извлекает свет из тьмы, добро из зла. «Чтобы возбудить в них ревность». Апостол намекает на свидетельство Моисея, уже процитированное ранее. Где Господь угрожает Израилю, что, подобно тому, как Израиль провоцировал Его к ревности своими ложными богами, так и Он в ответ возбудит в них ревность несмысленным народом. Если план Господа состоит в том, чтобы возбудить в Израиле ревность, значит, он пал не для того, чтобы низвергнуться в вечную погибель. Но чтобы благословение Божье, презренное им, перешло к язычникам, дабы и Израиль также возбудился к исканию Бога, от Которого отпал. А Церковь из обращенных язычников не должна рассматривать своего избрания и призвания с наивной или сознательной гордостью, будто теперь она «любимое дитя», а Израиль теперь навсегда отвергнут. То же самое происходит, когда Бог позволяет Своему чаду впасть в тяжкий грех так, чтобы упав, он мог, наконец, признать свою омерзительность. В то время как до того он казался сам себе более добродетельным, нежели остальные.
11.12 «Если же падение их богатство миру, и оскудение их богатство язычникам, то тем более полнота их». «Если же падение их богатство миру». Апостол учит, что после отвержения большинства иудеев на их место заступили язычники. Но чтобы не сделать их спасение ненавистным для язычников, как если бы это спасение состояло в погибели язычников, он отрицает это ложное мнение. И приводит противоположное – ничто не может более способствовать спасению язычников, чем, если благодать Божия будет в наибольшей степени процветать и усиливаться среди иудеев. Неверие их большинства дало для мира возможность обогатиться верой. Богатство язычников – это множество обращенных среди них. Истинные верующие суть драгоценные жемчужины Божии. «И оскудение их богатство язычникам». Оскудение их есть то, что они были лишены спасающей веры. «То тем более полнота их». Если вера пришла к язычникам потому, что большинство иудеев пали, то она тем более пришла бы, если бы они устояли. Т.о., они пали скорее для того, чтобы им восстать снова, будучи рассерженными и раздосадованными примером язычников. Бог не мог обрести их учением, но Он воспитал их, как добросовестный отец поступает со своим сыном. Т.е. если бы они приняли Слово Божие, то их вера принесла бы гораздо больше плодов, чем породило их неверие. Своей верой они привлекли бы тогда многих, которым сейчас мешают прийти своим упорством.
11.13 «Вам говорю, язычникам: как апостол язычников, я прославляю служение мое». «Вам говорю, язычникам» о тех истинах, которые были даны мне, как апостолу язычников. Он наилучшим доводом подтверждает, что ничто не убудет от язычников, если иудеи обратно вернутся в благоволение Божье. Он показывает, что спасение и тех, и других может осуществиться одновременно. «Как апостол язычников». Бог назначил ап. Павла апостолом язычников, самого одаренного среди апостолов. В этом проявилась великая любовь Бога к язычникам. Языческий мир был весьма обширен, и труд, который необходимо было совершать в нем, требовал очень способного, ревностного и мужественного труженика. Именно таким был ап. Павел. «Я прославлю служение мое». Были такие, что поносили его служение и его самого. Он прославляет его тем фактом, что он проповедует богатства Божьей благодати среди язычников. Так что иудеи, слушая это, могли побуждаться к принятию его служения, из-за своего стремления к тем же богатствам. Он порицает иудеев за то, что они не принимают Божью благодать, умаляют себя и делаются грешниками, тогда как через Его служение язычники обрели спасение. Т.о., если столь великое благо пришло к язычникам через его служение, в то время как иудеи были лишены этого, то этим деянием он доказывает величие своего служения. Он совершает это для спасения других. А иудеи, слыша о том, что они пали, а язычники обрели духовные сокровища, получили стимул к тому, чтобы устремиться на поиски богатств того же служения. Иудеи не получили бы такого стимула, если бы он сказал, что его служение принесло что-то бесполезное и ненужное язычникам. Или что иудеи ничего не потеряли. Он говорит это и по той причине, что, хотя сам он был иудеем, он не может сказать о большинстве из них ничего, кроме порочного и предосудительного. И, несмотря на то, что он не был язычником, он не предрекает им ничего, кроме славы и духовного обогащения. Язычников он превозносит, а об иудеях отзывается пренебрежительно, сожалея об осуждении, которое пало на них. Его ответ заключается в том, что он делает так потому, что этого требует его служение. Павел любил не свое высокое положение или свою власть. Но свои обязанности и свой труд апостола. Человеку позволительно стремиться к славе, пока это делается на пользу другим. Напр., из братской любви, для благополучия других.
11.14 «Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?» «Не возбужу ли ревность», чтобы они могли подражать язычникам в принятии Слова Божьего через мое служение. Он проповедовал иудеям и не был принят. Поэтому он проводит свое служение среди язычников. Так, чтобы иудеи могли быть побуждены примером язычников. Мы часто пренебрегаем тем, что предлагается нам. Но когда другие люди берут это, мы, под влиянием их мнения, также склоняемся принять это. «В сродниках моих по плоти». В моих собратьях иудеях, с которыми у нас одни праотцы и с которыми мы от одного семени. «И не спасу ли некоторых из них». Не все могут быть спасены, потому что не все избраны. Служители должны считать, что их усилия хорошо вознаграждены, если они могли послужить орудиями для спасения хотя бы немногих. Проповедь является оружием осуществления спасения неверующих, которая, хотя и не может сделать что-либо без Духа Божия, однако по Его содействию могущественно проявляет свою силу.
11.15 «Ибо, если отвержение их примирение мира, то, что будет принятие, как не жизнь из мертвых?» «Ибо, если отвержение их примирение мира» т.е. отвержение их из-за неверия. Божья немилость к иудеям проложила путь Его благоволению к язычникам. 2Кор.2.19 «Бог во Христе примирил с Собою мир». Неверие иудеев дало повод Богу от них отказаться, хотя они были Его особым народом. Бог хотел показать, что в проявлении Своего благоволения Он будет действовать по принципу: во всяком народе поступающий по правде и боящийся Его приятен Ему. «То, что будет …». Апостол делает увещание язычникам в связи с отвержением иудеев: уважать иудеев и желать им обращения. Смысл его слов таков: если отвержение иудеев смогло сделать столь многое, что стало даже причиной примирения Бога с язычниками, то настолько больше сможет сделать их принятие. Поскольку Бог чудесным образом произвел из тьмы свет, а из смерти – жизнь, то тем более надо надеяться на то, что воскресение как бы уже мертвого народа оживотворит язычников. Поэтому они не должны торжествовать над иудеями, но, наоборот, сострадать им и желать их восстановления.
11.16 «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви». В этом стихе апостол говорит о том, на чем основано будущее обращение иудеев и какие мы имеем причины ожидать его. В то же время он теперь из сравнения иудеев и язычников усмиряет гордыню вторых и умилостивляет первых. Он показывает, что язычники нисколько не превосходят иудеев, у них нет причины претендовать на какое-либо преимущество чести. Более того, если дело дойдет до такого состязания, они останутся позади. В этом сравнении сопоставляется не человек с человеком, а народы. Если сравнить между собой иудеев и язычников, то окажутся они равными в том, что являются сынами Адама. А разница между ними будет в том, что иудеи отделены от язычников, чтобы быть особым народом Божьим. Они освящены заветом и отмечены особым достоинством. «Если начаток свят, то и целое». Под «начатками» некоторые понимают тех иудеев, которые уже обратились к вере во Христа и были приняты в Церковь как начатки плодов, посвящаемых Богу. Доброе начало обещает и добрый конец. Другие понимают под начатками то же, что и под корнем (см. дальше). Итак, если они были святы, т.е. верны завету с Богом, мы имеем все основания для заключения, что благоволит Бог и к целому. «И если корень свят, то и ветви». Под «корнем» понимают патриархов, т.е. Авраама, Исаака и Иакова, а также пророков и апостолов. Мудрый человек не всегда рождает мудреца, однако от свободного человека рождается свободный. Благодать не передается по крови, но внешние привилегии передаются до тех пор, пока они не потеряются. Иудейские ветви считаются святыми, потому что корень их свят. Отец передает праведность своему сыну не потому, что праведен сам, но потому, что Бог освятил Авраама. Освятил на том условии, что также и его семя будет освященным. Поэтому Он одарил святостью не только отдельное лицо, но и весь народ. Так что апостол рассуждает здраво, говоря, что все иудеи были освящены в отце своем Аврааме.
11.17 «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины». Апостол говорит о том, какие привилегии получили язычники, принятые в Церковь. Они были привиты, как ветви дикой маслины, к хорошей маслине. «Если же некоторые из ветвей отломились», т.е. отпали от Бога потомки. Сказано, что отломились только «ветви», всё же дерево еще не срублено. Перед мысленным взором апостола появляется благородная маслина, которая так же отличается от дикой маслины, как отличаются хорошие плоды от диких. У пророка Иеремии Сам Бог называет Израиля «зеленеющей маслиной, красующейся приятными плодами». Иер.11.16 «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал Тебя Господь». То, что теперь отломились от нее ветви – это серьезный и причиняющий огромную боль суд. «А ты, дикая маслина, привился на место их». Ты – это христианин из язычников. Дикая из-за своего идолопоклонничества. Привился через слово веры на место их, поскольку корень остался жив. Язычники, принятые в Церковь, получили большие привилегии. Это совершено противоположно тому, что делает садовник: он прививает хорошую маслину к дикой. Но Бог находит дикие, бесплодные и ни к чему не пригодные ветви и прививает их к Церкви. Люди делают прививки для того, чтобы улучшить дерево, а Бог делал это для того, чтобы улучшить ветвь, т.е. язычников. «И стал общником корня и сока маслины». «И стал общником корня», т.е. патриархов, пророков и апостолов. «Сока», т.е. благодати Святого Духа. «Маслины», т.е. Церкви. Церковь Божия – это маслина цветущая и приносящая добрые плоды, во славу Бога и для пользы человека. Находящиеся же вне Церкви подобны диким маслинам: они бесполезны и приносят плохие плоды. Т.о., апостол говорит, что достоинство язычников является таким же, каким обладают дикие ветви, если будут привиты к какому-то благородному дереву. Ибо происхождение язычников идет от дикой маслины, поскольку во всем их роде не обнаруживается ничего, кроме проклятия. Итак, всё, что имеют они славы, происходит от нового привития, а не от прежнего происхождения. Значит, у язычников нет причины хвалиться перед иудеями каким-либо достоинством. И ап. Павел говорит, что не всё дерево было вырублено под корень, что лишь некоторые из ветвей были отломлены. Как и только некоторых из язычников Бог взял и привил к священному и благословенному стволу.
11.18 «То не превозносись перед ветвями; если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень – тебя». «То не превозносись перед ветвями». Не превозносись перед остатком Израиля, который не был отвергнут. Благодать дается не для того, чтобы сделать нас гордыми, а для того, чтобы сделать нас благородными. Оправдание по вере исключает всякую похвалу, как перед самим собой, так и перед другими. Будет абсурдно, если превозносятся ветви над корнем. Так абсурдным будет, если язычники будут хвалиться перед иудеями. Язычники не могут состязаться с иудеями по поводу преимуществ своего происхождения, не воюя при этом с самим Авраамом. А это было бы весьма дурно, ибо Авраам подобен корню, которым они держатся и от которого питаются. «Если же превозносишься», т.е. глупо хвастаешься. «То вспомни, что не ты корень держишь», потому что патриархи, пророки и апостолы являются корнем Церкви. Апостол часто указывает на то, откуда берет начало спасение. Мы знаем, что после Своего пришествия Христос разрушил преграду между язычниками и иудеями, и благодать заполнила весь мир. Та благодать, которую Бог ранее хранил лишь в Своем избранном народе. Откуда следует, что призвание язычников подобно привитию, и они не иначе присовокупляются к народу Божию, нежели постольку, поскольку имеют корень в потомстве Авраама. Тот превозносящийся образ, посредством которого некоторые с высоты своего христианства смотрят на то или другое, должен быть категорически запрещен нам. «Но корень – тебя». Ибо «спасение от иудеев» (Ин.4.22). Хотя ты и привит, однако ты лишь ветвь, которую держит корень. Апостол обращается к язычникам вообще, хотя, предполагают, что имеет в виду некоторых отдельных лиц, гордившихся и торжествовавших над падением иудеев.
11.19 «Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться»». Апостол от лица язычников высказывает всё, что они могли бы привести в свою пользу. Но всё это не только не должно делать их надменными, но скорее должно давать повод для смирения. Ибо если отторжение иудеев было вызвано их неверием, то привитие язычников, наоборот, произошло через веру. Что же остается им, кроме как, признать благодать Божью, стать смиренными и покорными. Ведь всё это происходит из природы веры, а вера наша – Божий дар. Не говори: «ветви отломились, чтобы мне привиться», т.е. не думай, что ты более заслуживаешь благоволение Божье, чем они.
11.20 «Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою; не гордись, но бойся». «Хорошо». Хорошо то, что ты говоришь верно. «Они отломились неверием». Отломились неверием в Евангелие и в Господа Иисуса. «А ты держишься верою». Апостол этим как бы говорит: «Разумеется, ты держишься, но не своими собственными силами. Только верой, которая является зависящей добродетелью и черпает силу с небес. Своей собственной силой, какой бы она ни была, ты не удержишься. Ты представляешь собой только то, что сделала из тебя незаслуженная благодать Божия». «Не гордись, но бойся». Оставайся в смирении и покорности. Не следует быть слишком уверенным в своих собственных силах и в своем положении. Святой страх – это превосходное средство от гордости. И счастлив тот, кто всегда имеет его. Так что отвержение иудеев должно порождать в нас страх и трепет. Однако под страхом понимай здесь тот, который никак не противоречит уверенности упования. Ибо ап. Павел не хочет поколебать нашу веру. Страх этот таков, что Бог хочет, чтобы мы постоянно имели в виду несчастное состояние нашей природы, а оно не может породить ничего, кроме страха, отвращения к себе, скорби и отчаяния. Поэтому нам подобает полностью смириться и сокрушиться, чтобы направить к Богу свои воздыхания. Такой страх никак не помешает нашей душе успокоиться в ощущении Божьей благости. Отвращение к себе не мешает наслаждаться полным утешением. Также скорбь и отчаяние не препятствуют лелеять нам твердую и радостную надежду. Чего следует бояться? Бояться надо для того, чтобы сердце наше не возгордилось. Бойся потерять те привилегии, какими ты теперь обладаешь, как потеряли их иудеи. Несчастья, случившиеся с другими, должны быть предупреждением для нас.
11.21 «Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли тебя». Может ли случиться с христианами из язычников иначе, нежели случилось с иудеями. Неужели Бог не должен подвергать нас осуждению, если мы его заслужили? Нет. Апостол еще раз обращает наше внимание на активность Бога, всегда деятельного Бога. Это великолепный довод для ниспровержения всякой самоуверенности. Ибо всякий раз, когда вспоминаем мы об отвержении иудеев, это должно нас страшить и ужасать. Ведь погубило их то, что они понадеялись на неизменность полученного достоинства, и они презрели суд Божий. И Бог не пощадил тех, кто был природными ветвями. Что же станет тогда с нами, дикими и чужими, если будем превозноситься сверх меры? Здесь речь идет о язычниках в общем и целом. Отдельным истинно верующим не угрожает отсечение, т.к. Божье избрание неизменно. Ап. Павел возвещает язычникам, что если они будут презирать иудеев, их гордыне уже готово воздаяние. Ведь Бог примирит с Собой Свой прежний народ.
11.22 «Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божьей; иначе и ты будешь отсечен». «Итак, видишь благость и строгость Божию». Обрати внимание на благость, т.е. снисходительность и доброту Бога к тебе и на его строгость к отпадшим иудеям. Апостол показывает еще яснее, сколь мало у язычников поводов для гордости. Они видят в лице иудеев пример Божьей строгости, что должно привести их в трепет. В себе они носят свидетельство благости, и этим должны побуждаться к благодарности и превозношению Господа, а не самих себя. Эти слова ап. Павла означают следующее: если ты насмехаешься над их бедой, вначале размысли, что будет с тобой. Ибо та же самая строгость Божья угрожает и тебе. Ведь спасение приходит к тебе не иначе, нежели когда со смирением признаешь милосердие Божье. «Строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божьей». Здесь апостол сравнивает язычников с иудеями по отдельности. Отдельные иудеи понесли воздаяние за собственное неверие, поэтому были отлучены от Царства Божия. И что все те, кто был призван из язычников, были сосудами милосердия Божия. Апостол хотел, чтобы язычники ощутили свою зависимость от вечного завета Божия и соединили свое спасение со спасением избранного народа. Т.к. апостол рассуждает не об отдельных избранных, а обо всем народе, добавляет условие – если устоят в благости. «Если пребудешь в благости Божьей», т.е. пребудут в постоянной зависимости от благодати Божьей. «Иначе и ты будешь отсечен». Если не пребудешь в вере, и ты будешь отсечен, как и они. Хотя это не может приключиться с избранными, им всё равно важно услышать подобное увещание ради усмирения плотской гордыни. Как уже и сказали, ап. Павел здесь рассуждает не об особом избрании каждого, но противопоставляет язычников иудеям. Поэтому эти слова обращены не столько к избранным язычникам, сколько к язычникам, ложно хвалящимся тем, что они заняли место иудеев. Заметим, что истинно верующий человек не будет хвалиться, не будет конфликтовать никогда. А из них многие были только по названию верующими. Язычникам возвещается то же мщение Божье, которое Он осуществил над иудеями, если они окажутся подобными иудеям.
На основе этого фрагмента мы учим о том, что, видя падение иудеев, еретиков или кого бы то ни было, нам следует не критиковать падших, а думать о деяниях Божьих, совершаемых в них. Мы должны быть назидаемы в страхе Божьем на примере страданий других, и ни в коем случае не возгордиться. Ибо в этом заключается достойное и благородное учение апостола. Несмотря на это, многие люди проявляют надменность с потрясающим безумием, называя иудеев злодеями (распявшими Христа) или кем им угодно. В то время, как сами они также в равной мере не понимают, кем они являются в глазах Божьих. Они дерзко и самоуверенно заваливают их богохульными оскорблениями, в то время, как им следовало бы чувствовать сострадание к ним. И страх перед тем, как бы им и самим не получить аналогичное наказание. Более того, некоторые из них объявляют себя благословенными, а других – проклятыми (Это наблюдается и в наши дни). Они забыли о том, что сказано в Библии: Рим.12.14 «благословляйте, а не проклинайте». Они хотят обратить иудеев и еретиков силой и проклятиями, когда это можно делать только любовью и силой Духа Святого.
11.23 «Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их». Речь в стихах 23 и 24 не о достижениях, и Израиль отсечен не из-за недостатка достижений, а в силу неверия. И поэтому положение Израиля может измениться в любой день. У Израиля нет никакой необходимости пребывать в неверии. «Но и те, если не пребудут в неверии». Требуется только удалить неверие иудеев, являющееся большим препятствием. И Бог силен удалить его, хотя для этого нужна Его державная сила, которая воскресила Иисуса Христа из мертвых. «Привьются, потому что Бог силен опять привить их». Как утешительно сознавать, что Бог может всё изменить. Он силен вновь привить отсеченные и даже высохшие ветви. Ап. Павел считает за аксиому следующее: Бог отверг Свой народ за его неверие, но не забыл о Своей милости. В Ветхозаветные времена, видя, что израильтяне отошли от Него, Он вновь и вновь восстанавливал их (смотри Книгу судей). Иудеи привьются, хотя это невозможно для человека, и для них также, несмотря на все их благие намерения и старания. Данный довод не имеет силы в отношении мирских людей. Какую бы силу они ни приписывали Богу, поскольку они рассуждают о ней как о чем-то далеком, находящейся на небесах, то в основном лишают ее действенности. Но поскольку верующие всякий раз, когда слышат речь о силе Божьей, созерцают ее как нечто присутствующее, апостол посчитал, что данный довод достаточен для их убеждения. Апостол показывает, насколько легче природным ветвям питаться от своего корня, если будут они обратно привиты туда, откуда были отсечены, нежели диким ветвям получать питание от чужого корня. Это также называется прививкой к Церкви, от которой они были отсечены. Как привитая ветвь получает от корня сок и силу, так и душа, истинно привитая к Церкви, получает жизнь, силу и благодать от Иисуса Христа, животворящего корня.
11.24 «Ибо, если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине». Маслина – это видимая Церковь, названная так в Иер.11.16: «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь». Корнем этого дерева был Авраам. Не в том смысле, в котором только Христос является корнем, но в том, что завет был заключен с ним первым. Теперь верующие язычники становятся общниками этого корня. Итак, благословение Авраамово распространилось и на язычников. Авраам, корень иудейской церкви, ничем не обязан язычникам, но они обязаны ему как поручителю завета. Правда, обращение язычников не является искусственным поворотом к чужой сфере жизни, а только дивным прибытием домой, потому что мы тоже сотворены Иисусом Христом и для Него (Кол.1.16). Не гораздо ли более обращение Израиля к Христу является не путем на чужбину, а подлинным возвращением домой. Только обратившиеся к Иисусу Христу иудеи находятся подлинно на «своей маслине» и вновь являются «общниками корня и сока маслины». Если Израиль придет к истинной вере, только тогда он будет читать, понимать и выполнять Ветхий Завет без «покрывала» (2Кор.3.15-16). Только тогда он будет истинным потомком Авраама, как и сам ап. Павел. Апостол вполне уверен в обращении и спасении Израиля. Иудеи привьются к своей маслине, ветвями которой они были первоначально. Ветвь дикой маслины, будучи привита к культурной маслине, сама становится ветвью культурной маслины, что не может произойти само собой. Как дикая маслина в результате прививания становится ветвью домашней маслины, так же и иудеи вернутся к Богу по благодати прививания, а не по собственной праведности или добродетелям.
11.25 «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников». На основании этого стиха считается общепринятым, что иудеи в конце света вернутся к вере. Отцы церкви объясняют слова апостола именно так. И Моисей во Второзаконии, пророчествуя о том, что израильтяне должны быть рассеяны по всем народам, продолжает свою речь так: Втор.4.30 «в последствие времени … обратишься к Господу, Богу Твоему, и послушаешь гласа Его». Об этом же пишет пророк Осия: Осия 3.4-5 «Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима. После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть перед Господом и благостью Его в последние дни». «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении». Эта фраза свидетельствует о том, что начинается новый отрывок послания. Апостол не хочет, чтобы церкви пребывали в неведении, чтобы они лишены были возможности рассуждать. Конечно, они не должны быть мудрыми собственной мудростью. Речь здесь, безусловно, о Боге и Его истинах. Человек не в состоянии постигать их и судить о них, как о вещах земной жизни. Не нужно создавать собственных представлений о Боге и Его действиях, потому что нас постигнет тогда основательный урон. Вместо этого Бог порой разрешает нам заглянуть в Свои тайны. Такое разрешение получил и ап. Павел. «О тайне сей, чтобы вы не мечтали о себе». Апостол еще больше привлекает внимание слушателей, говоря, что собирается возвестить им о том, что иначе осталось бы тайной. Обращение иудеев в будущем было далеко не очевидным. Его очень трудно было предположить, судя по состоянию иудейского народа на тот момент. Обращение язычников названо тайной в стихах Еф.3.3,6: «мне через откровение возвещена тайна … и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе, посредством благовествования». Апостол хочет разрешить этот сложный вопрос. Он говорит о том, чего никто и никогда не стал бы ожидать. Фраза «чтобы вы не мечтали о себе» (вы не возгордились собой) указывает на цель апостола: обуздать гордыню язычников, чтобы они не возносились над иудеями. Далее, это увещание было необходимо для того, чтобы отпадение иудейского народа не смутило чрезмерно слабые души. Как если бы спасение навечно было бы от иудеев отнято. Это увещание полезно и для нас сегодня: пока сокрыто спасение того остатка, который Господь приведет к Себе. Всякий раз, когда промедление внушает нам отчаяние, можем вспомнить, что дело имеем с тайной. Тайной, т.к. избранный Богом способ обращения не является чем-то обыденным. Так что дурно поступает тот, кто хочет судить о нем по собственному разумению. В ожидании, пока не наступит предсказанное нам событие, удерживает нас наша вера. «Что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока не войдет полное число язычников». Ожесточение произошло только в большей части израильского народа, но существует верующий остаток. Это ослепление служит провидению Божию для осуществления предопределенного Им спасения язычников. Полнота язычников означает великое множество. Ибо теперь не так, как было прежде, когда лишь немногие прозелиты присоединялись к иудеям. Всё изменилось так сильно, что язычники составляют сейчас почти всё тело Церкви.
11.26 «И так весь Израиль спасется, как написано: «придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова». «И так весь Израиль спасется». «Весь Израиль» – это достаточно частое выражение в Ветхом Завете (Втор.1.1, Ис.Нав.3.17, 3Цар.12.1 и т.д.). Напр., сказано, что для освящения храма собрался весь Израиль, что даже теоретически не может быть: есть больные, дети и т.п. Т.о., весь Израиль, который должен быть спасен – это подавляющее большинство народа. Спасется не каждый человек, но народ в целом. Они уверуют в Иисуса Христа как в Мессию, Которого распяли и вольются в христианскую Церковь. Станут одним стадом с язычниками под водительством Христа, великого духовного Пастыря. Некоторые считают, что это уже произошло до разрушения Иерусалима римлянами, во время его и после него, когда множество иудеев обратились и стали христианами. Другие считают, что это должно исполняться перед концом света. Кальвин относит имя Израиля ко всему народу Божию, в следующем смысле: когда войдут язычники, одновременно и иудеи от неприятия перейдут к послушанию веры. И так совершится спасение всего Израиля Божия, который собирается и из тех, и из других. Но так, что первое место принадлежать будет иудеям, первородным в семье Божьей. Данное толкование Кальвину кажется подходящим, т.к. ап. Павел говорит здесь об усовершенствовании царствия Христова, которое никак не кончается иудеями, но охватывает собой весь мир. И в том же смысле в Гал.6.16 ап. Павел называет Израилем Божьим Церковь, составленную из иудеев и язычников. Гал.6.16 «Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию». «Как написано». Ап. Павел цитирует пророчество из Ис.59.20,21. Этой цитатой он подтверждает не всё свое положение, но лишь его часть. То, что сыны Авраама также являются причастниками искупления. Могут сказать, что Христос был им обетован и дан, но, поскольку они отвергли Его, значит и лишены Его благодати. Эти пророческие слова свидетельствуют о чем-то большем: именно о том, что остался некий остаток, который впоследствии образумится и получит благодать избавления. Ап. Павел не цитирует дословно Исаию. Не подобает нам в этом вопросе слишком утруждаться. Ибо надо смотреть на то, сколь удачно апостолы приспосабливают к своей теме все истины, приводимые из Ветхого Завета. Ведь они хотят не что иное, как указать на определенные места, чтобы направить читателей к этим источникам. «Придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие Иакова». В цитате содержится: (1)обетование о пришествии Иисуса Христа. У Исаии Господь называется Искупителем, здесь – Избавителем. Он избавит путем искупления, внесет выкуп. (2) Одна из целей прихода Христа – это отвратить нечестие от Иакова, вину его греха искуплением. И отвратить власть греха излиянием благодати. Нечестие или безбожие есть грех против служения Богу, т.е. против веры. Это грех упования на собственную праведность.
11.27 «И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их». «И сей завет им от Меня», а именно – Новый Завет в вере. «Когда сниму с них грехи их». Ветхий Завет не отвращает, но усиливает грех, а люди не в силах избавиться от него. Т.о., только Новый Завет, т.е. благодать через веру во Христа отвращает грех. Более того, Бог отвращает грех, когда Он дарует веру, ибо только верующим прощены грехи. Тогда слова Господа следует понимать так: «Это будет Завет снятия и прощения грехов, точно так, как Ветхий Завет был заветом усиления и не прощения грехов». Это можно также понимать следующим образом: «Когда сниму с них грехи их», т.е. когда они признают верой, что только Я делаю это. И согласятся с тем, что тщетно думать, что они сами могут сделать это. Выражения «когда сниму с них грехи их» нет у пророка Исаии. Апостол добавляет его от себя или заимствует из книг других пророков (Иеремии). И это отражает различие между двумя Заветами. Именно Новым Заветом, заветом оставления греха, отвратит Он нечестие Иакова. Грехи эти – не нравственные ошибки, а «нечестие Иакова», состоящее в отвержении Мессии и в мятеже против Бога. Вот так разрешается «тайна Израиля», которая, прежде всего, является мучительной и угнетающей историей народа завета, но которая приобретает положительный смысл и божественное завершение.
11.28 «В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов». Если христиане из язычников в Риме приняли и поняли это, тогда они действительно приобрели новое понимание Израиля. Такое понимание рассматривает всех противоположностей Израиля в одном целом. «В отношении к благовестию, они враги ради вас». К сожалению, всё еще сохраняется то прежнее положение, о котором ап. Павел писал фессалоникийцам: 1Фес.2.15-16 «Убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся». В этом отрывке сказано о том, что т.к. иудеи не приняли то, что приняли язычники (Евангелие), они враги Бога и апостолов. Бог классифицирует их как Своих врагов. Вспомним стих Пс.109.1 «доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Однако Бог не забыл о Своем завете, некогда заключенном с их отцами. И Он всё же любит их ради отцов. «Ради вас» язычники, ради тех из них, которые были приняты Богом. «А в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов». Бог не забыл о Своем завете, некогда заключенном с их отцами. Следует помнить о том, что Бог принял и потомков Авраама в Свой завет. И о том, что здесь речь идет не о личном избрании кого-либо, но об общем усыновлении всего народа. Апостол показывает, что даже наихудшее в иудеях не должно быть поводом к презрению со стороны язычников. Их преступление состояло в неверии. Ап. Павел же учит, что они были оставлены в духовной слепоте на время по провидению Божию, чтобы проложить путь к спасению язычникам. Слова Бога можно выразить так: «Я рассматриваю их врагами, поскольку они не принимают Евангелия, ибо язычники приняли его и стали Мне друзьями. Но всё же Я люблю их ради отцов».
11.29 «Ибо дары и призвание Божие непреложны». Бог не отменяет или не изменяет то, что предопределил дать и кого предопределил призвать. Кого Он любит, того любит всегда. Божья воля не изменяется ни добродетелями человеческими, ни отсутствием таковых. Ибо Он не раскаивается в обетованных дарах и призваниях из-за того, что иудеи сейчас недостойны их, а язычники – достойны. Он не изменяется потому, что изменяется человек. «Дары и призвание Божьи непреложны», нерушимы, необратимы, т.е. Бог не меняет решения. И это знаменательное утверждение подтверждает то, что благодать Божьего призвания не может оказаться напрасной. Под «дарами и призванием» апостол имеет в виду благодеяние призыва. Здесь речь идет не о личном призвании, а об общем усыновлении всего народа, которое на время могло показаться утратившим силу.
11.30 «Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их». В стихах 30 и 31 апостол приводит еще один аргумент, который должен сдерживать высокомерие тех христиан из язычников, которые с презрением относятся к отвергнутым иудеям. Тем, кто обрел милость Божью, полезно почаще думать о том, кем они были когда-то и как они обрели эту милость. Это поможет смягчить нашу суровость в отношении тех, кто еще остается в неверии, и оживит наши молитвы за них. Вы помилованы по непослушанию их, помилованы для того, чтобы вы могли иметь то, что они имели, т.е. вы обязаны им.
11.31 «Так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы». «Так и они теперь непослушны». Т.е. не приняли Божий путь спасения. Т.о., фактически большинство из них стали неверующими, в то время как многие язычники стали верующими. «Для помилования вас …», т.е. чтобы они получили по благодати то же, чем вы сейчас обладаете. Истинной благодати чужд монополизм. Каждый, кто обрел милость, должен стараться, чтобы через его помилование и другие смогли обрести его.
11.32 «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать». У Бога имеются Свои собственные пути, которые часто представляются странными нашему человеческому разуму. Неужели действительно необходимо сначала пережить горе и бедствия непослушания? Неужели непременно необходимо было, чтобы Бог пожертвовал Своего Сына только для того, чтобы мы оценили и поняли милосердие Божье? В темницу непослушания заключили нас строгость Божия и святая праведность Его. Мы не в состоянии открыть дверь этой темницы собственными силами, мы не можем открыть дверь вечного блаженства. Такова истина, которую мы часто недооцениваем своим разумом. Тогда и обнаружится Божье милосердие. «Ибо всех» – сейчас иудеев, а до этого – язычников. В греческом оригинале это выражено словами «всех людей». «Заключил Бог в непослушание», т.е. удостоверил Словом Своим, что все люди находятся в непослушании, в грехе, в неверии. (Гал.3.22). «Чтобы всех помиловать», т.е. чтобы все они могли прийти к вере через Его милость. Этим стихом апостол показывает, что имеющие надежду на спасение не должны отчаиваться в отношении других. Если одним лишь милосердием Божьим освободились они от неверия, то должны дать место этому милосердию и в отношении других людей. Он делает иудеев равными язычникам в отношении вины, чтобы и те и другие поняли, что другим путь к спасению открыт не меньше, чем им самим. Ибо есть лишь одно милосердие Божье, спасающее людей. И оно может быть предложено и тем, и другим. Апостол не хочет сказать, что Бог так ослепил всех людей, что Ему надо приписывать вину за их неверие. Но Бог так устроил всё по Своему провидению, что все оказались виновными в неверии, чтобы сделать их подлежащими Своему суду. Причем с той целью, чтобы спасение зависело лишь от Его благости, по устранению заслуг. Безумствуют те, кто отсюда заключает, что все спасутся. Ведь ап. Павел просто хочет сказать, что как иудеи, так и язычники получают спасение лишь по милосердию Божию, чтобы не давать кому-либо повод для хвастовства. Безусловно, это Божье милосердие предлагается всем без различия, но спасаются лишь те, кто принимает его верой.
11.33 «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его, и неисследимы пути Его!» Остановившись подробно на вопросе: как согласовать отвержение иудеев с благостью Божьей, апостол заканчивает главу преклонением перед Его премудростью и суверенитетом. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия». Премудрость Божья – это та мудрость, которой Он созерцает и обдумывает всё в Себе, до того как это порождено за пределами досягаемости и изнутри. Ведение Божье – это знание, которым Он познает вещи и явления как таковые. Мы не можем полностью охватить тайну Божьих планов относительно иудеев и язычников. Или, вообще, всей тайны Евангелия в целом. Всё это поражает разум человеческий. Ап. Павел был хорошо знаком с тайнами Царства Божьего: он был восхищен до третьего неба и видел тайны, неизреченные для человека. Но он признает себя несостоятельным и в смирении сидит у края бездны и восхищается ее глубиной. Чем больше знает человек в настоящем несовершенном состоянии, тем более он сознает свою ограниченность. «Бездна богатства». Человеческие богатства поверхностны, мы скоро можем достичь их дна. А Божьи богатства глубоки. Бог Своей мудростью и ведением проникает всё, что есть, или когда-то было или будет. Он всем управляет, располагает всё к Своей собственной славе, всё совершает для Своих собственных целей и по Своим определениям. И ведение, и премудрость Божьи так глубоки, что превосходят наше воображение, и мы быстро теряемся в размышлениях над ними. «Как непостижимы судьбы Его, и неисследимы пути Его». Разными словами, путем свойственного иудеям удвоения, апостол выражает одну и ту же мысль. В английском, немецком и венгерском переводах Библии вместо слова «судьбы» имеется слово «суды». Суды Его и пути Его промысла – неведомы и таинственны для нас. Мы не должны пытаться проникнуть в них, но в безмолвии восхищаться ими. Говоря об этом, апостол особенно имеет в виду странные повороты в судьбах мира: отвержение иудеев и принятие язычников, с намерениями вновь принять иудеев в определенное Богом время.
11.34 «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» Апостол начинает здесь прямо обуздывать человеческую дерзость, чтобы не роптали люди на суды Божьи. «Ибо кто познал ум Господень?». Есть ли кто-нибудь из людей, кому Он открывает Свои замыслы, или кто был бы способен понять пути, которые Он избирает? Только духовному человеку Бог непосредственно дает познать Свою волю. И кто может наставлять в духовных вопросах человека, кроме Его Святого Духа? Природным умом крайне мало можно узнать о Боге. Этот же вопрос Павел задает в 1Кор.2.16 «Ибо кто познал ум Господень …?» Истинные верующие, имеющие Духа Христова, знают мысли Божии в той мере, в какой это необходимо для их спасения. «Или кто был советником Ему?» Господь не нуждается в советниках, ибо Он бесконечно мудр. Никакое творение не может быть Ему советником, т.к. это означало бы освещать свечой солнце. Это совершенный абсурд, чтобы какой-нибудь человек мог что-то предписывать Богу или учить Его, как управлять миром. Для того и написал ап. Павел главы 9-11, чтобы обратить наше внимание на «судилище» наше. Мы пытаемся вынуждать Бога оправдываться, правильно ли Он поступил по нашим понятиям; удовлетворяет ли это наши желания и праведно ли Его дело. Суды Его открываются не в человеческих исследованиях, они не нуждаются в человеческом оправдании. Человек не в состоянии разведать пути Его. Бог не нуждается в тебе, крошечный человек.
11.35 «Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?» Смысл слов ап. Павла следующий: Бога можно обвинять в несправедливости только тогда, когда Он не воздает кому-либо то, что ему принадлежит. Но явствует, что, по истине, Бог никого не обманывает, и Он никому не должен. Ибо кто может указать на такое свое дело, которым он заслужил бы благодать Божью? Найдется ли хоть кто-нибудь среди людей, кто осмелился бы заявить, что Бог чем-то обязан ему? Что бы мы ни делали для Него или что бы ни посвящали Ему, всё должны сопровождать признанием, исключающим подобные претензии. Как написано в стихе 1Пар.29.14 «Из Твоего мы дали Тебе». Исполнение нашего долга – это не воздаяние, а возвращение. Конечно, Бог не допустит, чтобы из-за Него кто-то чего-то лишился. Никто никогда не сможет предъявить Ему претензии или попытаться доказать это. Это должно: (1) устранить возмущение иудеев. Когда Бог лишил их внешних привилегий, то Он взял лишь то, что принадлежало Ему. (2) Прекратить поношения язычников. Бог дал им Евангелие не потому, что Он обязан был им это сделать, но исключительно лишь по Своему благоволению.
11.36 «Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь». «Ибо всё из Него, Им и к Нему». Ап. Павел сводит всё к суверенитету Божьему. Бог есть всё во всем. Когда мы начинаем говорить о Божьих намерениях и действиях, то лучше всего обратиться от наших аргументов к благоговейному преклонению перед Богом. Апостол учит, что многого недостает нам, чтобы мы могли хвалиться перед Богом чем-либо своим. Ведь и сами мы созданы Им, и бытие наше состоит лишь в Нем одном. Откуда он заключает, что справедливо будет всё относить к славе Божьей. «Ему слава во веки. Аминь». Здесь апостол считает несомненным доказанное им утверждение, что слава Господня везде должна пребывать незыблемой. Ибо весь природный порядок извращается, если Бог, будучи началом всех вещей, не является и их целью одновременно. Бог по праву отстаивает Свое полное владычество. И долг рода человеческого, а также всей Вселенной – искать лишь Его славы. Откуда следует, сколь абсурдны и безумны умствования, которые стремятся к умалению Его славы. Делать всё во славу Божию означает превращать необходимость в добродетель. Ибо, в конечном счете, всё будет для Бога, хотим мы этого или не хотим.