ПРОПОВЕДИ
Приобретайте правильное понимание Слова Божьего
Пс.118.73 «Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня и научусь заповедям Твоим».
Давид выражает свое восхищение Господом как Богом природы и Творцом всего сущего. Помнить о том, как мы были созданы, полезно так же, как полезно знать, что рука Божья имела непосредственное отношение к нашему появлению на свет. Рука Господня никогда не действует отдельно от божественной мудрости. Мы, дети Божьи, испытываем благоговение, благодарность и любовь к Богу, когда почитаем Его как Творца. Который явил великое искусство и силу, сотворив и устроив нас Своей десницей. Он проявил к нам личный интерес. Он явил к нам в Своих действиях двойное внимание, ибо сказано, что не только сотворил, но и устроил нас: наделил нас полномочиями и способностями, сделал нас распорядителями всего сотворенного на Земле. В даровании и устроении жизни явились Его любовь и мудрость. Поэтому наша жизнь – это основание и для хвалы, и для уверенности, и для надежды.
Т.к. Бог сотворил нас, никто не может научить нас правильному пониманию Его Слова так, как Он Сам. Давид говорит Ему: «Вот сосуд, который Ты изваял – наполни его. Ты дал мне душу и тело, даруй же мне ныне и благодать Твою, чтобы душа моя знала волю Твою, а тело следовало за ней в послушании». Без понимания и соблюдения Божьего Слова мы несовершенны и никчемны. Однако мы вполне можем надеяться, что наш любящий Небесный Отец завершит Свою работу и добавит последний штрих к делу рук Своих. Т.е. дарует нам священное знание и святое поведение. Если бы Бог создал нас грубо, не придав изящества нашему телесному облику (мы – Божий образ), то это прошение было бы безосновательным. Но, глядя на тонкое искусство и дивное мастерство Господа в формировании человеческого тела, мы можем заключить, что Он с готовностью затратит столько же усилий на то, чтобы и наша душа полностью соответствовала Его образу. Человек, лишенный Слова Божьего – безумец, пародия на человека. Мы молимся, чтобы Бог не оставил нас без духовного разумения. Безумцы могут только грешить, но только наученные Богом могут жить в святости.
Мы любим говорить об одаренных людях, совершеннейший же дар ниспослан тому, в кого Господь вложил священное разумение к познанию и соблюдению путей Божьих. Обратим внимание на то, что в этом псалме Давид молился не об умозрительном, теоретическом знании и не об удовлетворении любопытства. Он жаждал просвещенного ума, чтобы познавать Божьи заповеди, расти в святости и послушании Богу. Это самая лучшая из наук. Даже если человек постоянно учится в небесном колледже, и каждый день изучает эту науку (как Давид), ему, тем не менее, необходимо просить Бога о еще большем разумении. Ибо заповедь Господня «безмерно обширна». К тому же, ни один человек не обладает от природы достаточно проницательным разумом, чтобы охватить столь широкую область знаний. Отсюда и молитва: «вразуми меня». Автор как бы говорит: «Я могу изучить что угодно своим умом, но Закон Божий столь чист, совершенен, духовен и высок, что мой ум нуждается в просвещении, прежде чем он сможет овладеть им в полной мере». Давид просит Бога об этой милости, не сомневаясь в том, что только сотворившая его сила и мудрость может научить его святости. Нам необходимо обрести новое божественное естество, в противном случае наша человеческая природа не имеет смысла. Мы нуждаемся в новом сотворении, в возрождении, и только наш Творец способен это совершить. Тот, Кто вдохнул в нас жизнь, должен вложить в нас и знание. Тот, Кто дал нам силы стоять на ногах, должен ниспослать нам и разум. Пусть же каждый из нас вознесет к небу молитву «вразуми меня». Мы не разберемся даже в этих прошениях, если не будем сопровождать их молитвой и просить Бога о разумении Его Слова. Вразумляя людей, Господь возвращает Себе то, что в них вложил, ибо именно этой дверью входит Он в душу человека и овладеет ею.
Некая гостиница предлагает своим клиентам «Экспресс-буфет». В рекламе сказано: «Укладываетесь в 30 минут, сколько бы вы ни съели, платите вдвое меньше». Пообедав в этом буфете, один посетитель пожаловался: «Я потерял приличие, набивая себе рот. Утратил настроение и лишился аппетита до конца дня из-за изжоги». Порой мы относимся к чтению Библии, как к такому экспресс-буфету. Знаем, что надо прочитать определенный библейский отрывок и стараемся делать это поскорее. Потом удивляемся, почему неудовлетворенными остались. Если мы Библию читаем уже долгое время, то порой просто пробегаем глазами прочитанные много раз места. Но, делая так, мы пропускаем то, что желает открыть нам Бог. Замечено, что Бог даже в знакомом тексте открывает человеку что-то новое. Подобно физической пище, духовная также нуждается в пережевывании. Верный признак неправильного чтения – мы ничего не извлекли из прочитанного. Псалмопевец говорит Богу: «О заповедях Твоих размышляю и взираю на пути Твои» (Пс.118.15). Верное отношение к Слову – размышление над ним. Не будем обращаться с Библией, словно пришли в экспресс-буфет. Только вникая в Божье Слово, мы извлечем наибольшую пользу для души.
Рассказывают о человеке, обладающем феноменальной способностью вспоминать мельчайшие детали ранее увиденного им и воспроизводить их на бумаге. Напр., когда он был в Риме, его попросили нарисовать по памяти центр города. К всеобщему изумлению он точно изобразил извилистые улицы, здания, окна и другие детали. Перед тем, как вознестись на небеса, Христос обещал ученикам, что пошлет Святого Духа, Который дарует им сверхъестественную память обо всем, что они видели и слышали. Прочитаем об этом из Библии: Ин.14.26 «Утешитель же, Дух Святой … научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам». Ученики слышали божественное учение Христа. Они видели Его чудеса. И всё же, когда они описывали эти события, это было продуктом не их способности к запоминанию. Тексты их письменных трудов были продиктованы Святым Духом. Благодаря этому слова и дела Христа были описаны достоверно. Поэтому можем всецело довериться Библии. Когда читаете Библию, просите, чтобы Дух Святой, наш Утешитель, руководил вами. Ибо написано: 1Кор.2.11 «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». В Библии сказано о том, что Дух Божий проникает в самые глубины Божьи и в самые сокровенные Его планы. Кто может иметь такое полное познание о Боге, кроме самого Бога? Дух Святой знает Божие, потому что Он есть Бог. И как человек не может знать того, что в другом человеке, если тот не сообщит и не откроет ему, так и мы не можем познать сокровенные планы и намерения Бога, если Святой Дух не откроет их нам. Т.о., правильно понимать Слово Божье можем только с помощью Святого Духа.
Хотя в Библии имеются некоторые трудные для понимания места, которые нелегко истолковать, но, тем не менее, Святой Дух доступно изложил для нас сущность спасения. Первым шагом к правильному пониманию Слова Божьего является знание здравого смысла Библии. Согласно Закону первосвященник Аарон должен был вначале зажечь светильники, а затем воскурить фимиам. Это значит, что прежде, чем загорятся наши чувства, должен быть зажжен светильник нашего понимания. Приобретайте это познание, насколько это в ваших силах, посредством самостоятельного изучения Библии, обсуждения библейских текстов с другими христианами, использования комментариев признанных авторов. Без правильного понимания Библия является для человека запечатанной книгой. Если прочитанное Слово выстреливает выше нашей головы, то оно никогда не может попасть в наше сердце.
Самое неприятное для начинающих писателей, если их труды не принимают в издательствах. Они с трепетом и надеждой отослали свою рукопись, и порой получают от издателя письмо примерно такого содержания: «Благодарим вас за предложение, однако в настоящее время оно не соответствует интересам нашим». Чаще всего выражение «в настоящее время» означает «ни в настоящее время, ни когда-либо вообще». Фраза «не соответствует нашим интересам» подходит для нашей духовной жизни. Напр., начав волноваться или переживать по какому-либо поводу, мы можем напомнить себе: «Не соответствуют заботы моим интересам. Мне следует довериться Богу, и не заботиться ни о чем». Вспомним только стих из Библии: Флп.4.6 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом». Этот стих предостерегает от угнетающего беспокойства. В период трудностей и нужды избегайте чрезмерных забот и удручающих мыслей. В нашей жизни существует забота в смысле старания, которая является нашим долгом и заключается в предусмотрительности и необходимом попечении. Но есть забота, вызванная сомнением и неуверенностью, что является грехом и безумием. Она только смущает, удручает душу. Если мы завидуем тому, что есть у других людей, то можем напомнить себе: «Зависть не соответствует моим интересам ни сейчас, ни когда-либо. Мне следует за всё благодарить, а зависть – гниль для костей». 1Фес.5.18 «За всё благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Как все наши желания мы должны открывать Господу в молитве, так не должны упускать и того, чтобы за всё благодарить Его. Мы должны благодарны быть за все обстоятельства, как благоприятные, так и неблагоприятные. У нас не может быть никаких причин, чтобы жаловаться на Бога, но всегда имеется множество поводов, чтобы славить и благодарить Его. Вспомним стих про зависть. Прит.14. 30 «зависть – гниль для костей». Завистливый дух пожирает плоть, оказывает пагубное влияние на жизнерадостность.
Папа объяснял семилетней дочке, что мы можем разговаривать с Богом, и что Он общается с нами. Когда он сказал, что Бог обращается к нам через Библию, малышка ответила: «А мне Он никогда ничего не говорит. Я никогда Его не слышала». Большинство из нас, наверное, согласится с девочкой, если иметь в виду слышимый голос. Но под общением с Богом мы понимаем нечто совершенно иное. Мы слышим Бога, читая Библию. Она рассказывает об Иисусе Христе и поясняет, что Бог «говорил нам в Сыне», Который является «сиянием славы и образом ипостаси Его» (Евр.1.2-3). В Библии четко изложено, как обрести спасение и жить угодной Богу жизнью (2Тим.3.14-17). Ап. Павел говорит, что мы получили Святого Духа, чтобы знать дарованное нам от Бога. 1Кор.2.12 «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога». То, что мы имеем, мы приняли от Бога во имя Его, по вдохновению от Него. По благодати Его, просветившей нас, мы знаем дарованное нам от Бога к спасению. Мы имеем откровение о том, что эти дары благодати даны нам. Однако познать их спасающую силу на опыте мы не можем, если не имеем Духа Святого. Будем чутки к Святому Духу, Который открывает Иисуса Христа через Божье Слово. Бог желает сказать нам много удивительного.
Давид знал, кто он. Хотя перед людьми он был настолько чист, что мог назвать себя праведным, перед Богом он был рабом, и чувствовал, что должен взывать к Его милости. Читаем его обращение к Богу: Пс.118.124 «Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и уставам Твоим научи меня». В этом и наше прибежище. Наше сердце вопиет: «Боже! Будь милостив ко мне». Знание раба дало Давиду право взывать о помощи. Ибо господин не может не восстановить доброе имя своего раба, когда его незаслуженно очернили, не может не спасти его от притеснителей. Более того, господин, несомненно, помилует своего раба, даже если он суров к чужим. Господь обращается со своими рабами снисходительно и нежно. Он не отвергает их, но поддерживает с ними общение. Он говорит с ними милостиво, ибо иное обращение разбило бы им сердце. Господин должен наставить своих рабов в отношении своих повелений. Он дает им знать, в чем состоит их долг в конкретных условиях. В трудный час мы должны желать, что нам сказал наш Господин, что нам делать и чего ожидать. И следует больше молиться о том, чтобы нам было дано познать Божье Слово, Божью волю. Если Господь, давший нам уставы, не научит нас, мы так и не узнаем их. Ввиду того, что наше невежество – следствие нашей греховной глупости, Бог по великой милости Своей снисходит до наставления Своих рабов, дает нам способность принять божественный свет.
Боже! Благодарим Тебя за великую благодать, которую мы обрели в том, что Ты сделался нашим Наставником.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы испытываем благоговение, благодарность и любовь к Тебе, когда почитаем Тебя как Творца. Благодарим, что Ты сотворил и устроил нас. Ты дал нам душу и тело, даруй нам и благодать Твою, чтобы мы правильно понимали Твое Слово, Твою волю. И следовали за ней в послушании. Не оставь нас без духовного разумения. Мы сознаем, что без понимания Слова Твоего мы никчемны и несовершенны, не можем жить в святости. Бог Святой Дух! Просим, руководи нами, когда мы читаем Библию. Помоги нам с верой вникать в Слово и хранить его в сердце. Помоги всецело доверяться Библии. Обнови наш ум, чтобы наши мысли были угодными Тебе. Помоги нам понять истину Священного Писания, уроки Спасителя и влечение Святого Духа. Мы благодарим, Боже, что Ты обращаешься с нами снисходительно и нежно, не отвергаешь нас, но поддерживаешь с нами общение. Благодарим, что великую благодать обрели от Тебя в том, что Ты сделался нашим Наставником. Во имя Иисуса Христа. Аминь.