ПРОПОВЕДИ
Подавляйте свои порочные наклонности
Кол.3.5,6,8,9 «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления. … А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его».
Апостол призывает колоссян умерщвлять грех, потому что он несовместим с угодной Богу жизнью христиан. Т.к. наш долг состоит в том, чтобы помышлять о небесном, то это налагает на нас другой долг – умерщвлять земные члены наши, которые склоняют нас к мирской жизни, к греху. Перефразируем слова апостола: «Умерщвляйте их, т.е. подавляйте порочные наклонности, господствующие в вашем прежнем греховном состоянии. Уничтожайте, подавляйте их, как вы делаете с сорняками или вредителями, которые быстро распространяются и губят всё вокруг себя». Апостол перечисляет немного из порочных наклонностей души, которые влекут нас к земной, греховной жизни. Эти наклонности можно разделить на две группы: похоти плоти и любовь к миру. Похоти плоти – это различные проявления низменных страстей, которым человек предается в своем необращенном состоянии, в своей прежней жизни. Но которые совершенно несовместимы с положением христианина и его надеждами на небо. Любовь к этому миру есть неумеренная любовь к земным благам и наслаждениям. Она проистекает из чрезмерно высокой оценки их и побуждает слишком усердно искать их. Она препятствует правильно пользоваться и наслаждаться ими и вызывает много волнений, страхов и неумеренной печали при потере их.
Обратим внимание на слово «любостяжание». Любостяжание – это духовное идолослужение, когда благам этого мира оказываются та любовь и то уважение, каких достоин только один Бог. Оно несет в себе гораздо больше опасности и гораздо более раздражает Бога, чем мы обычно представляем себе это. Ап. Павел показывает, почему так необходимо умерщвлять грехи: если мы не подавим их, то они погубят нас. Обратим внимание и на то, кем являемся все мы, в той или иной степени, по своей природе: сынами противления. Мы являемся не просто непослушными, но находимся под властью греха и склонны к непокорности. Будучи сынами противления, мы являемся чадами гнева. А в Библии сказано, что гнев Божий грядет на всех сынов противления.
Мы должны подавлять не только неумеренные вожделения, но и неумеренные страсти: гнев, ярость, злобу и т.п. Ибо они также несовместимы с жизнью по Евангелию, как и более грубые скверны. Хотя они представляют собой духовные грехи, однако содержат в себе не меньшее зло. Гнев и ярость нехороши, но злоба еще хуже, потому что это – устойчивый, укорененный гнев. Подавить надо как порочные принципы в сердце, так и их проявления на языке. Под «злословием» здесь понимают распространение злых слухов о людях, причиняющих вред их доброму имении. «Сквернословие» – все непристойные и развратные разговоры, исходящие из оскверненного ума говорящего. «Не говорите лжи друг другу», ибо это есть нарушение как закона истины, так и закона любви. Ложь приводит к разрушению как доверия, так и дружбы между людьми. Ложь делает нас похожими на дьявола, который есть отец лжи.
Христианин должен прилагать усилия по отношению к самому себе. Это усилие состоит из двух его действий. 1. В том, чтобы достигать состояния мертвости для греха. 2. В том, чтобы побуждать самого себя к исполнению своего долга. Итак, во-первых, прилагать усилия по отношению к самому себе в духовном смысле означает достижение человеком состояние мертвости к греху. Сам человек по своей природе – это плоть, и именно по отношению к ней мы должны прилагать наши усилия. Под словом «плоть» здесь следует понимать греховную природу, управляемую греховными инстинктами человека. Она – коварный враг. Она подобна троянскому коню, который находится внутри городских стен и наносит основной ущерб защитникам города. Плоть – это главное, против чего христиане должны бороться, чему должны противостоять и что должны подавлять.
Ап. Павел предупреждает галат о предстоящих трудностях, чтобы они знали: духовная победа не обретется без борьбы. Чтобы побудить их к этой борьбе и помочь им в ней, ап. Павел показывает, что в каждом человеке происходит борьба между плотью и духом. Гал.5.17 «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы». Порочная часть нашего естества (плоть) борется изо всех сил, она противится всем действиям Духа и сопротивляется всему духовному. Для нас, людей, более привычна жизнь по правилам этого, видимого и ощущаемого нами мира. С другой стороны, обновленная часть нашего естества (дух) противится нашим греховным желаниям и прихотям. Нам дана сила повиноваться Духу. Т.о., возникает такое положение, когда мы (христиане) порой не то делаем, что хотели бы. С одной стороны, закон благодати внутри нас не позволяет нам делать то злое, к чему побуждает нас наша испорченная природа. С другой стороны, мы не можем делать то доброе, что хотели бы делать, из-за противодействия порочной природы. В природном, необращенном человеке убеждения его совести борются с пороками его собственного сердца. Так и в возрожденном человеке борются старая природа и новая, остатки греха и начатки благодати. Христиане должны быть готовы к тому, что такая борьба будет сопровождать их всю жизнь.
Наш долг в этой борьбе (и это в наших интересах) – встать на сторону лучшей части нашего естества, на сторону своих убеждений против нашей испорченности. Встать на сторону своих добродетелей против вожделений. Апостол призывает нас к этому как нашему долгу и предлагает самые эффективные средства для достижения успеха в его использовании. Он предписывает нам одно общее правило, которое будет самым действенным средством против господства плоти. Гал.5.16 «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти». Долг, предписываемый нам, заключается в том, чтобы мы подчинялись влиянию и водительству благословенного Святого Духа и склонностям и стремлениям нашей новой природы. Если это будет нашей повседневной заботой, то мы можем быть уверены, что, хотя и не освободимся от противодействия нашей испорченной природы, однако будем удерживаться от исполнения ее вожделений. Так что, оставаясь в нас, она не будет господствовать над нами. Самое лучшее противоядие против греха – поступать по духу, размышлять о духовном, заботиться больше о духовной части нашего естества, чем о теле. Мы должны предаваться водительству Слова, посредством которого Дух Святой раскрывает волю Божью относительно нас. И на пути исполнения нашего христианского долга действовать в зависимости от Его помощи и влияния. Это будет не только самым лучшим средством, оберегающим нас от исполнения вожделений плоти, но и свидетельством того, что мы истинные христиане. Ап. Павел намекает на то, что галаты являются плотскими и лишены Духа Божия. Они водятся плотскими инстинктами, они не ходят по Духу. Остановимся на слове «исполнять». Апостол хочет сказать, что дети Божьи, как бы ни были еще подвержены порокам, и как бы ни тяготились бременем плоти, не привержены полностью этим плотским порокам, но упорно им сопротивляются. Духовный человек вовсе не чужд плотских вожделений, больше того – они довольно часто в нем возникают. Однако он не покоряется им, не дает им царствовать.
Умерщвление и подавление греха в самом его корне имеет место не в том случае, когда мы не совершаем акт греха, но тогда, когда мы ненавидим само присутствие греха. Даже когда грех в значительной мере ослабел, мы не должны откладывать в сторону дело его умерщвления. Даже в самых лучших святых присутствует то, что должно быть умерщвлено. У них остается гордость, зависть и страсти, поэтому умерщвление греха называется его распятием. И оно не совершается внезапно, а постепенно.
Приведем пример из книги Якова Левена «Сеется семя» (стр.104). К восточному царю пришел человек и спросил, не может ли он сказать, как соблюсти себя от согрешения? Царь велел ему наполнить сосуд с маслом до краев и пронести его по городу, не пролив ни одной капли. Царь сказал: «Если прольешь хоть каплю, то будешь обезглавлен». Он повелел двум оруженосцам с обнаженными мечами следовать за ним по пятам и привести приговор в исполнение, если прольется хоть капля масла. А в городе в это время проходила ярмарка, и улицы были запружены народом. Но человек был настолько бдительным и осторожным, что не пролил ни капли. Радостный, он вернулся к царю. Тот спросил: «Что ты видел вокруг себя, когда проходил по городу?» Человек ответил: «Ничего. Я не мог наблюдать, т.к. весь был занят своим маслом». Царь сказал: «Поступай так: прилепись всем вниманием, всем сердцем, всеми чувствами к Богу и Его воле, как ты был связан с твоим сосудом с маслом. Этим ты соблюдешь себя от падения».
Даже в скале пускают свои корни некоторые сорняки или другие растения. Даже в христианине, живущем благочестивой жизнью, грех всё равно пустит свои корни и будет прорастать в нем время от времени в виде необузданных желаний. В человеке всегда присутствует то, что должно быть умерщвлено. Поэтому ап. Павел усмирял свое тело молитвой, бодрствованием и постом. Т.к. в плане физиологии человека плоть дана ему для его телесного устройства – то ее надо лелеять. Но в теологическом плане плоть проявляет себя в грязных прихотях, присущих человеку, и человек должен подавлять свою греховную плоть. У нас есть основательная причина воевать против нее. Практически как же подавлять порочные наклонности? Избегайте искушений. Будьте осторожны в отношении того, что питает грех. Боритесь против плотских прихотей духовным оружием – верой и молитвой. Просите сил у Иисуса Христа. Наша сила – только в Нем.
Усилия, прилагаемые человеком в отношении самого себя, заключаются и в том, чтобы побуждать себя к исполнению своих обязанностей. Мы предпринимаем по отношению к самим себе святое усилие, когда мы стимулируем или побуждаем себя к тому, что является добром. В Библии это называется «крепко держаться» за Бога (Ис.64.7). Задумайтесь о том, насколько нам необходимо побуждать себя к исполнению своего христианского долга. Что же касается медлительности нашего сердца в отношении духовных вопросов, то вспомним, что тупой инструмент нуждается в заточке, а медлительным животным нужны шпоры. Наше сердце медлительно в том, что касается Бога, поэтому мы должны подгонять его шпорами святого усердия и побуждать его к добру. Плоть мешает нам исполнять свой долг. Поскольку наше сердце находится в таком диссонансе с истинным богопочитанием, то мы должны подготовить и настроить его. Осуществление поклонения Богу является чем-то противоположным греховной природе человека. Поэтому мы должны побуждать себя к нему, побуждать себя к исполнению своего святого долга. Это значит – стряхнуть с себя духовную лень.
Ученики Христа не могли вместить в себя идею о распятии. Им казалось, что Он пришел, чтобы установить земное Царство. Они мечтали о земной славе и временном вознаграждении за служение своему Господу. И для нас важно запомнить Его слова: Мф.16.24 «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Из этого отрывка мы узнаем, что если человек следует за Христом, он должен смириться с тем, что ему придется постоянно преодолевать трудности и отрекаться от себя. Последователи Христа должны взять крест. Они должны подавлять свои порочные наклонности. Очень важно четко понимать это. Не скрывайте от себя, что христианство, обещая венец славы в грядущей жизни, возлагает на вас крест в жизни этой. Плоть нужно постоянно распинать, дьяволу нужно постоянно противостоять, а мирские желания нужно постоянно побеждать. Необходимо вести войну и побеждать в битве, потому что без этого истинной веры быть не может и без этого небес не достичь. Один из отцов Церкви сказал: «Нет креста, нет венца».
Боже! Дай нам пережить подавление порочных наклонностей на собственном опыте. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за предостережение, что христиане должны прилагать усилия по отношению к самим себе, должны подавлять свои порочные наклонности. Мы приносим к Тебе свою внутреннюю борьбу, потому что Ты всё знаешь. Научи нас полагаться на Духа Святого, преображай нас в образ Твоего Сына. Славим Тебя за готовность поддержать нас и дать нам необходимые силы. Мы признаем, что иногда мы перестаем бодрствовать и уступаем греху. Просим, помоги нам слушать Твои предупреждения и повиноваться Твоему Слову. Защити нас от собственных порывов и преобрази в Свой образ. Благодарим за Твой труд в нас. Помоги нам признавать, исповедовать и оставлять свои грехи. Помоги нам искать Тебя и следовать за Тобой. Помоги почитать Тебя и повиноваться Тебе. И отражать красоту Твоего прощения во всех словах и делах. Благодарим, что Ты сделал нас новым творением через подвиг Твоего Сына Иисуса Христа, освободив нас от рабства греха. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.