ПРОПОВЕДИ
Кто же этот Царь славы? (на Вербное воскресенье)
Мф.21.10-11 «И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорили: Кто это? Народ же говорил: Это пророк Иисус из Назарета Галилейского».
В этой главе предоставлен торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим. Когда Он вошел в святой город, многие обратили внимание на Него: некоторые из чувства удивления перед новым, необыкновенным явлением, другие же – из чувства презрения к Его убожеству. Некоторые, из числа «ожидавших утешения Израилева», может быть, испытывали радость. А другие, из сословия фарисеев – зависть и возмущение. Такими разными были настроения в народе при входе в святой город небесного Царя. Жители города спрашивали: «Кто это?» Кажется, они ничего не знали о Христе. Хотя Он был славой народа Израилева, хотя Он прославился многими чудесами, но Израиль не узнал Его. Помазанный Святой не был известен в святом городе. Однако они заинтересовались Им. Кто это, Которому восклицает народ. Кто Этот Царь славы, Который требует, чтобы мы впустили Его в свои сердца? Народ знал Его лучше, чем великие мира сего. Давая о Нем сведения, они говорили правду. Они справедливо называли Его пророком, тем великим Пророком. До сих пор Христос был известен как Пророк, научающий людей и творящий чудеса. Теперь же они прислуживали Ему как Царю. Однако они ошибались, прибавляя при этом, что Он был из Назарета. Это могло способствовать утверждению некоторых в их предубеждении против Христа (Мессии). Они знали из Писаний, что Мессия должен быть из Вифлеема. Бывают люди, желающие почтить Христа и свидетельствующие о Нем, однако они имеют неверные представления о Нем. И эти представления можно было бы исправить, если бы они приложили усердие к тому, чтобы больше узнать о Нем.
Представим лодку в штормовом море. Кажется, еще мгновение, и она утонет. Но Некто спокойно спит в лодке среди бушующей стихии. Его будят ученики, Он дает приказ, и ветры внезапно утихают, а море становится безмятежным. Далее читаем об этом из Евангелия от Матфея: Мф.8.27 «Люди же, удивляясь, говорили: кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему?» Укоряя учеников в предыдущих стихах, Христос действовал как Бог благодати и Властитель сердец, Который совершает в нас всё то, что угодно Ему. Теперь же Он действует как Бог природы, Властитель мира, Который может сделать для нас всё, что Ему угодно. И сделал Он всё это одним лишь Словом. Обычно после бури на поверхности моря остается волнение, и проходит довольно продолжительное время, прежде чем оно совсем успокоится. Но когда Господь скажет Слово, то буря прекращается, не оставляя после себя никакого следа. Великие бури сомнений и страхов часто кончаются спокойствием. Люди, о которых речь идет в этом стихе, были хорошо и давно знакомы с морем. И никогда за всю свою жизнь не видели, чтобы буря так мгновенно превращалась в полный штиль. Это было признаком явного чуда. Причина их восхищения: «и ветры и море повинуются Ему». Если Он может делать такое, то Он может и всё остальное. Он может сделать всё, чтобы ободрить наше доверие Ему и дать покой в Нем во время самых сильных бурь, будь то внутренних или внешних.
По воле и слову Иисуса Христа существует вся Вселенная, и мы являемся Его творением. Тысячелетия человечество ожидало пришествия Мессии. Еще во времена Адама передавалось обетование, что человечеству явится Семя Жены (Быт.3.15). О Нем пророчествовал и месопотамский пророк Валаам, говоря: Чис.24.17 «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко». Пророки Исаия и Михей за семь веков до появления Христа указывали даже место Его рождения. Подробно о делах Его оповестили ветхозаветные пророки. Точную дату страданий и смерти Иисуса Христа предсказал пророк Даниил (9.26).
Пророк Исаия объясняет, почему Христос не был узнан. Ис.53.2-5 «Мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей изведавший болезни, и отвращали от Него лицо свое; Он был презрен, и мы ни во что не ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни. А мы думали, что Он поражен, наказуем и уничижен Богом… Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира (или умиротворения) нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились».
Приводят Христа к римскому прокуратору Понтию Пилату, но тот не находит в Нем вины. И жена Пилата послала сказать ему о Христе: не делай ничего Тому Праведнику. Царь Ирод, ознакомившись с делом Христа, не нашел оснований для смертного приговора, но надсмехался со своими воинами, уничижив Его. Всё же Ирод одевает Христа в светлые одежды в знак невиновности Его и отсылает назад к Пилату. А он, называющий Христа Праведником, уступает толпе, которая по наущению первосвященников и книжников, старейшин и начальников требует погубить Его. Пилат уступает, желая угодить толпе, и передает Его на распятие. Когда стража засвидетельствовала, что Христос воскрес, воинов подкупили и распустили ложный слух, будто стража уснула, и Христа украли Его ученики. Некоторые верят этому чудовищному вымыслу и сегодня. Хоть бы вспомнили, что тогда все стражники остались живы, а римский воинский устав предусматривал смертную казнь для уснувших на посту.
Приведем слова Б. Паскаля: «В мире нет ничего более великого, чем Иисус Христос, а в Иисусе Христе нет более великого, чем Его жертва».
Евангелист Иоанн, показав в начале главы 1 славу Божества Христа, переходит затем к описанию благодати, явленной в Его воплощении. Ин.1.9-12 «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и Свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими». Всякий другой свет лишь образно называется таковым, Христос же является истинным Светом. Источник всякого познания и утешения обязательно должен быть истинным Светом. Он просвещает всякого человека, приходящего в мир, светом разума. Все открытия и указания разума, всё утешение, какое он дает нам – всё от Христа.
Христос находился в мире еще до Своего воплощения в образе провидения-Слова, поддерживая Собой всё. Но здесь говорится о Его бытии в мире, когда Он принял на Себя нашу природу и пребывал с нами. Он оставил мир блаженства и славы и пришел сюда, в этот несчастный мир. Он взял на Себя задачу примирить мир (человечество) с Богом и для того был в мире, чтобы действовать в соответствии с поставленной целью и достичь ее. И чтобы удовлетворить требования Божьей справедливости в отношении этого мира и явить ему Божье благоволение. Величайшей честью, когда-либо оказанной этому миру, было то, что Сын Божий однажды был в мире. Он пришел спасти этот погибающий мир потому, что Его руки создали его. Он считал Своим долгом обновить жизнь, которую Он же и вдохнул, и освежить образ, который первоначально был Его собственным отображением. Тем не менее, Ему был оказан холодный прием. Пришел на Землю наш великий Творец и Искупитель человеческого рода, и только немногие из его обитателей знали об этом. Его не узнали, не оказали Ему радушия, потому что не знали Его. А не знали Его потому, что Он не открылся им таким, каким они Его себе представляли: окруженным видимым величием и славой. Царство Его пришло неприметным образом, потому что оно предназначалось как Царство испытания и проверки сердец. Когда же Он придет как Судья, то мир узнает Его.
Христос пришел не просто в мир, который был для Него Своим, но к народу израильскому, который был Его особым народом. Он происходил по плоти из его среды, среди него жил, и к нему был послан наипаче. Христос, желая напомнить им о древнем завете, не стыдился обращаться к ним, как к Своим. Он был послан, в первую очередь, к погибшим овцам дома Израилева, ибо эти овцы были Его собственными. Однако большинство израильтян отвергло Его. У Него были все основания ожидать, что те, кто принадлежал Ему по праву, окажут Ему радушный прием, учитывая то, в каком великом долгу были они перед Ним. И какая благоприятная возможность познать Его открывалась перед ними. Они имели Божьи предсказания, задолго известившие их о том, где и когда ожидать Его и из какого колена и племени Он должен был восстать. Его приход к ним сопровождали чудеса и знамения и Сам Он был величайшим из них. И, тем не менее, они не приняли Его: они не приняли Его учения, не приняли Его как Мессию. Напротив, они настроились против Него.
Однако нашелся остаток, который признал Его и оказался верным Ему. Хотя израильский народ в целом упорствовал и погибал в неверии, всё же некоторые из них были склонны покориться Христу. И еще больше было таковых среди язычников. Особенность и отличительное качество истинного христианина заключается в том, что он принимает Христа и верует во имя Его. Веровать во имя Христа – это значит признавать откровения Евангелия о Нем и соглашаться с предложением Евангелия касательно Его. Его имя – Слово Божье. Мы должны принимать Его учение как истинное и доброе, Его Закон как справедливый и святой. И, наконец, мы должны принимать явленную в Нем благодать и Его любовь, как управляющий принцип всех наших действий и чувств. Достоинство и привилегия истинного христианина имеют две стороны: во-первых, привилегия усыновления, во-вторых, привилегия возрождения.
Приведем слова королевы Голландии Вильгельмины: «Я чувствую, как прогрессивный мир, который заслужил это имя (христианин), именно сейчас навсегда уйдет в погибель, если он отречется от Христа и отвернется от этого единственного Спасителя и Искупителя человечества».
Ап. Павел во 2-ой главе Первого послания к коринфянам рассказывает о предмете своих проповедей. Христос, Его Личность и Его служение составляют сущность и должны быть главным предметом служителя Евангелия. Вспомним несколько стихов из этой главы. 1Кор.2.2,7,8 «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. … Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей. Который никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы». Служитель Христа должен развернуть знамя Евангелия и пригласить людей встать под него. Всякий, кто слышал проповедь ап. Павла, находил его постоянно толкующим об этом. И говорящим, что он не знает ничего, кроме Христа, притом распятого. (На самом деле ап. Павел был высоко образованным человеком.) Но он не хотел пленять их слух пышными оборотами и красноречивыми выражениями. Божественная премудрость не нуждается в человеческих украшениях. Она была предназначена Богом прежде веков к нашей славе. Это было великой честью для апостолов, что Бог доверил им открыть эту мудрость. И великой привилегией всех христиан является то, что эта славная мудрость открывается им. И она подготавливает нас для непреходящей славы и блаженства в грядущем мире. Великие мира сего, т.е. выделяющиеся человеческой мудростью и образованием, не знали о ней. Здесь, главным образом, подразумеваются духовные иудейские руководители. Иисус Христос есть Господь славы. И возненавидели Его только потому, что Он не был познан. Если бы осудившие Его на смерть познали Его, кто Он, то не взяли и не убили бы Его. Поэтому Христос и умолял Своего Отца: Лк.23.34 «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают».
Боже! Благодарим Тебя за привилегию познать Царя славы, нашего единственного Спасителя Иисуса Христа. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что дал нам Искупителя, Царя Вселенной, Твоего Сына Иисуса Христа. Благодарим, что Он сделался для всех послушных Ему виновником вечного спасения. Благодарим, что Он навеки стал нашим Первосвященником и непрестанно ходатайствует за нас у Божьего престола. Лишь Он, Бог во плоти, смог стать нашим Заступником, смог принести Себя в жертву за грехи «единократным принесением». Благодарим Тебя за привилегию познать Царя славы, нашего единственного Спасителя Иисуса Христа. Во имя Иисуса Христа. Аминь.