ПРОПОВЕДИ
Читайте Слово Божие вдумчиво
Втор.32.46-47 «Тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня. И завещайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего. Ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша».
Здесь мы видим приказ Моисея израильтянам помнить все благие Слова Божьи, сказанные им. Как страстно желает Моисей, чтобы Слово глубоко проникло во всех израильтян и возымело на них положительное влияние. Как он ревновал о них благочестивой ревностью, чтобы они не позволили этим великим истинам когда-либо ускользнуть. Он возлагает на израильтян следующие обязательства: прилежно внимать этим истинам самим и верно передавать их грядущим поколениям. Он хочет, чтобы они расположили свое сердце как к Закону, так и к Божьим обетованиям и угрозам, благословениям и проклятиям. Он хочет также, чтобы они посвятили свой ум тщательному размышлению над этими истинами, стремились исполнять свой долг. Кто сам благочестив, тот не может не желать, чтобы и его дети были такими же. И чтобы потомство хранило Слово в свои дни, и не прекратилась его передача из поколения в поколение. Чтобы убедить израильтян сделать Слово Божье делом своей жизни и пребывать в нем, Моисей использует некоторые доводы. В том числе он говорит о том, что эти истины имеют огромное значение. Это не пустяк, но абсолютная необходимость, дело большой важности. Это вопрос жизни и смерти их души.
Вдумчиво читайте Слово Божие, т.к. Автором его является Сам Бог. Оно богодухновенно. 2Тим.3.16 «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения для исправления, для наставления в праведности». Люди, написавшие книги Библии, были лишь личными секретарями Бога. Это должно побудить человека к серьезному и усердному ее изучению. Книги могут быть написаны святыми людьми, истинными верующими, но эта Книга написана по указанию Святого Духа.
Если человек поверхностно читает Библию, то это принесет ему мало пользы. Но если он серьезно относится к ее чтению, то в этом заключается суть его жизни. Если бы мы задумывались о важности тех истин, которые изложены в этой священной Книге, то было бы это очень полезно для нас. Вспомним отрывок из нашего эпиграфа: Втор.32.47 «ибо это не пустое для вас; но это жизнь ваша». В Библии сказано о нашем спасении, о любви Христа, а это очень важная тема. Христос возлюбил человечество больше, чем ангелов, которые пали. Он полюбил нас сильнее, чем Свою собственную жизнь – это та любовь, которая превыше нашего понимания. Мы вместе с Ним будем наследовать небеса. В Библии сказано о таинстве веры в Бога, о вечной награде и о малом количестве людей, кто спасется. Христос сказал: Мф.20.16 «Мало избранных». Бог через Библию призывает нас к тому, чтобы мы боролись за небеса в тяжелых страданиях и борьбе. Писание дает представление об ужасе адских мук и вечном огне. Разве можно читать об этом поверхностно и не относиться к этому серьезно? Читайте его без суеты, исполнившись спокойным, торжественным духом.
Дети, особенно мальчики, любят читать библейские истории о Давиде и Голиафе, о Ноевом ковчеге, о пророке Ионе и большом ките и т.п. Эти рассказы яркие и быстро захватывают воображение ребенка. Однако во всем этом есть определенная опасность. Она кроется не в самих историях, а в нашем отношении к ним. Если мы начнем относиться к ним как к детским рассказам, то упустим самое главное. Из детских сказок люди рано или поздно вырастают, а из библейских сказаний вырасти нельзя. В них заключены великие уроки, важные для всех возрастов. Спустя много сотен лет после Моисея ап. Павел написал, что всё, произошедшее с израильтянами в пустыне, происходило с ними в наставление нам. Читаем стих: 1Кор.10.11 «Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков». Пути Божии в отношении израильтян также являются прообразными. Их грехи против Бога и отступления от Него прообразно представляют неверность многих людей нашего века. Суды Божии над израильтянами суть прообразы духовных судов настоящего времени. Их исключение за неверие из земного Ханаана в наши дни символизирует исключение многих из небесного Ханаана. Их история описана как наглядный урок в наставление Церкви нашего периода, т.е. заключительного этапа благодати Божьей в этом мире. В Библии нет ничего, что было бы написано напрасно. Бог имел мудрые и благие цели в отношении нас, оставив историю израильского народа на страницах Священного Писания. Наш долг и наша мудрость – извлекать из этой истории назидание для себя. В событиях древних дней, как в зеркале, отразились явления, с которыми мы сталкиваемся каждый день в условиях современного мира. Они учат нас тому, как отвратителен грех, как важна верность Богу вне зависимости от того, что с нами происходит. И как мы нуждаемся в Нем. Не пренебрегайте ни одним библейским повествованием. Подумайте, чему Бог желает научить вас через них. Ибо повести древних лет проливают свет на дни настоящие и грядущие.
Христиан-служителей пригласили на художественную выставку, темой которой было возвращение блудного сына в дом отца (Лк.15). Обозрев произведения искусства, они подошли к информационному столику с книгами, брошюрами и открытками, посвященными выставке. Среди них они увидели тарелку с хлебом, салфетку и стакан. Они задумались, что бы это значило и стали делиться мнениями. Преобладала мысль, что таким образом представлена вечеря, устроенная отцом по поводу возвращения его блудного сына. В итоге оказалось, что просто кто-то оставил грязную посуду на столе. Их обмануло воображение. Не так ли порой мы дополняем либо изменяем силой воображения то, о чем читаем в Библии? Только прося помощи и озарения у Бога, а также тщательно исследуя всё содержание Священного текста, внимательно изучая контекст и толкования авторитетных богословов, мы сможем постичь истину Слова Божьего.
Некий проповедник пишет: «Недавно я читал о том, как легко упустить из виду библейскую истину, начать поддерживать с помощью Библии собственные взгляды вместо того, чтобы позволить ей самой говорить за себя. Бывает, что одни с помощью Библии защищают какую-то точку зрения, а другие, также цитируя Слово, стремятся его опровергнуть. Но ведь не могут и те и другие быть правыми». Исследуя Слово Божье, очень важно не находить в Библии больше, чем там написано. Если мы неправильно обращаемся с Библией, неправильно ее толкуем, то в результате искажаем Божье Слово. Главная задача, стоящая перед верным последователем Христа – точно истолковывать библейский текст. В помощь нам дан Святой Дух, некогда вдохновивший людей написать книги Библии. Он, если попросим Его, откроет нам значение текста.
Глава 2 Книги притч побуждает нас прилагать усилия к познанию Бога через углубление в Его Слово. Прит.2.4-5 «Если будешь искать его (знания), как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге». Мы должны с готовностью и усердием прилагать усилия искать Божье Слово, предпочитая его всем богатствам этого мира. И трудиться, разыскивая его, как шахтеры в шахтах, которые прилагают огромные усилия, подвергая себя риску, чтобы добыть руду. Используя эти средства, мы можем добиться успеха. Наш труд не будет напрасен, ибо мы узнаем, как поддерживать знакомство и общение с Богом. Читая Библию вдумчиво и заучивая отрывки текста наизусть, мы лучше постигаем написанное в ней, лучше понимаем и применяем их в своей жизни. Чтобы вполне получить пользу от Слова, мы должны вникать в него в уединении. Порой чтение вслух позволяет услышать и полнее понять Божью премудрость. Употребляя слова из Библии в молитве, прося у Бога «знания» и «разума» (Прит.2.3), мы вступаем в общение с Автором, с Богом. Если мы ищем всем сердцем, то, несомненно, найдем Его. И если будем искать понимания, как ищут серебро, и отыскивать его, как золото, оно не скроется от нас. Ты «уразумеешь страх Господень», т.е. узнаешь, как правильно поклоняться Ему. Познаешь значение Божьих заповедей. Мы должны понять, насколько нам выгодно познать Бога.
Неверующему предложили Новый Завет. Он прочитал заглавие и отдал книгу обратно со словами: «Это – опасная книга». К нему подошел человек и сказал: «Не попробовав пищу, ты не знаешь, хороша ли она или нет». Неверующий ответил: «Книга эта, как я заметил, написана так, что она завоевывает сердце. Если бы я читал ее, я не смог бы жить иначе, как только по ее учению».
Давид говорит со святой решимостью никогда не охладевать в своей любви к Слову Божьему. Пс.118.15-16 «О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои. Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего». Некоторые говорят так лишь для того, чтобы блеснуть своими знаниями и завоевать себе авторитет. Но Давид причастился к Слову Божьему всем своим сердцем и потрудился усвоить разумом всё. Если человек наслаждается чем-то, он не может не думать о предмете своего наслаждения. Он постоянно будет держать Слово перед глазами, как путешественник смотрит на дорогу в заботе о том, чтобы не сбиться с пути. Он всегда стремится попасть к намеченной цели. Так и благочестивый верующий постоянно размышляет о тех бесценных сокровищах, которые он нашел в Библии. Нет более полезного упражнения для души, чем благочестивое размышление. Мы не будем думать о благом предназначении Слова Божьего, если только не почитаем его за правило для себя. Давид хочет находить постоянную радость в общении с Богом и в послушании Ему. «И взираю на пути Твои», т.е. я много размышляю о них, дабы знать, что это за пути, чтобы научиться чтить их. Я думаю о путях, которые Ты назначил мне, о путях, которыми Ты заповедал мне ходить. Я буду стремиться этими путями следовать неотступно. «Уставами Твоими я утешаюсь». Из этого отрывка следует, что за размышлением над Словом следует утешение. Устойчивое утешение нам может дать только то, что может принести блаженство душе в вечности. Наслаждение души божественным светом носит не временный характер. Когда Слово записано в сердце, служение приносит радость. Давид не забудет того, что познал о Боге – «не забываю слова Твоего». Он всегда хочет его вспомнить, когда необходимо его употребить. Тот, кто размышляет над Божьим Словом и утешается им, вряд ли его забудет.
В Пс.118 Давид говорит и о том, что дало ему знание Слова Божьего. Пс.118.99 «Я стал разумнее всех учителей моих; ибо размышляю об откровениях Твоих». Давид превзошел в разумении всех своих учителей. Он имеет в виду либо тех, что некогда были его учителями, либо речь идет о людях, которым надлежало быть его учителями (священники, левиты). Их уста должны были хранить знания, но они пренебрегли изучением Слова Божьего. Они заботились лишь о собственных почестях и доходах и формальной стороне религии. И поэтому Давид, постоянно обращавшийся к Писаниям, стал намного умнее их. Господь сделал его мудрее. В конечном счете, мудрость небесная всегда побеждает плотскую хитрость. Соблюдая Божьи заповеди, мы заручаемся поддержкой Господа.
В заключение мы можем дать рекомендацию – обратиться к Господу словами: Пс.118.36 «Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти». Давид, возможно, чувствовал порочное желание души к мирским благам. Возможно даже, что это желание беспокоило его даже во время общения с Богом. Поэтому он немедленно стал просить Бога об умножении благодати. Единственный способ пресечь греховное побуждение – приковать внимание души к святому. Воля наша свободна, однако благодать склоняет нас к добру, никак не посягая на свободу воли. Она совершает это, укрепляя в нас привычку к добродетели. Если какая-то из наших обязанностей стала нам в тягость, нам нужно помолиться об этом Богу. Как счастливы мы будем тогда, когда сердце наше будет постоянно ощущать влечение к добру. Наша греховная природа тянется к корысти, а благодать должна противодействовать ей. Корысть – это идолопоклонство, она в сердце человека свергает Бога с престола. Она эгоистична и жестока во всем. Этот грех унижает и позорит человека, ожесточает его и несет ему духовную смерть.
Боже! Сохрани нас от корысти, поместив в наше сердце Твое Слово. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Библию, за Твое Слово к людям, указывающее нам путь. Просим, помоги нам расположить свое сердце к Твоему Слову, а также помоги в том, чтобы оно глубоко проникло в наше сердце и возымело на нас продолжительное влияние. Помоги нам прилежно внимать Твоим истинам, а также верно передать их другим людям. Помоги посвятить свой ум тщательному размышлению над этими истинами, прилепиться к ним со всей искренностью сердца и стремиться исполнять свой долг. Ибо это дело большой важности – вопрос духовной жизни и смерти. Помоги нам вдумчиво вникать в то, чему Ты хочешь научить нас через Свое Слово. И стать тем, кем Ты хочешь нас видеть. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.