ПРОПОВЕДИ
Мы должны преклоняться перед полнотой Библии.
2Тим.3.14,15 «А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса».
Эти стихи многозначительны. Главная их мысль в том, что Тимофей с детства был знаком со Священными Писаниями. Здесь содержится мысль, что когда мать учила его читать, она пользовалась при этом отрывками из Священных Писаний. С раннего детства он испытывал на себе влияние богодухновенных Писаний. Поэтому ни при каких обстоятельствах не должен забывать той благословенной Книги, которая сформировала его жизнь, посвященную служению Богу и ближним. Ап. Павел советует Тимофею твердо держаться того, чему он был научен: «А ты пребывай в том, чему научен». Недостаточно просто знать, что есть добро, но надо пребывать в нем и оставаться в нем до конца. Тогда только мы будем истинными учениками Христа. Мы не должны «быть более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4.14). Если Тимофей будет верен истине, которой был научен, то это вооружит его против сетей и внушений обманщиков. Ап. Павел говорит: «Ты учти, кем ты научен». Не злыми людьми, не обманщиками, а добрыми людьми, испытавшими на себе силу Божьей истины. Великое счастье – знать Священные Писания с детства. Детство – это время обучения. Здесь сказано, что Писание способно умудрить людей во спасение. Это значит, во-первых, что люди узнают о спасении из Библии. Кроме того, здесь содержится мысль, что уверенность в спасении исходит от Слова Божьего. Спасение приходит «верою во Христа Иисуса». На это надо обратить особое внимание. Спасение не приходит через добрые дела, крещение, членство в церкви, соблюдение десяти заповедей или чисто человеческие усилия или заслуги. Спасение приходит только через веру в Господа Иисуса Христа. В этом состоит последовательное свидетельство Слова Божьего.
На небольшой остров в Тихом океане были выброшены волнами моряки английского корабля, потерпевшего крушение. Спасшийся капитан нашел радушный прием в хижине вождя туземцев. Увидев лежавшую на столе Библию, он начал глумиться над Священным Писанием. Он сказал: «В моей стране ни один просвещенный человек не верит в Библию». Вождь туземцев ответил ему: «Капитан, не глумись над этой книгой, потому, что она спасла тебе жизнь. Раньше, когда мы не имели этой Книги, ни один человек, выброшенный на наш остров, не оставался в живых. Но с тех пор, как мы имеем эту Книгу, мы научились любить нашего ближнего, как нашего брата».
Мы должны побуждать себя к чтению Слова Божия. Какая великая Божья милость к нам проявляется в том, что Он оказал нам честь, даровав Священные Писания! Наш Спаситель просит нас: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5.39). Под «Писаниями» здесь подразумевается Ветхий Завет. Христос снова обуздывает глупую похвальбу тех, кто заявлял, что имеет в Писаниях жизнь, но хватался лишь за мертвую букву. Он попрекает иудеев не за то, что они ищут жизнь в Писании, ведь оно как раз и предназначено для этой цели. Он лишь указывает, что иудеи, считая Писание животворным, на деле оказались чужды его подлинного смысла и подавляли содержащийся в нем свет. Кроме того, мы учимся в этом месте, что познание Христа проистекает из Писаний. Его можно правильно познать только из Писаний. Если же это так, значит, надо читать Писания с целью обнаружить в них Христа. Всякий, уклоняющийся от этой цели, как бы ни преуспевал всю жизнь в учении, никогда не достигнет познания истины и небес. Помимо того, что нам велят искать в Писании Христа, Он также обещает нам, что наше усердие не будет напрасным. Мы, без сомнения, Его там найдем. Некоторые люди претыкаются из-за того, что читают Библию небрежно, как будто ее строки их не касаются. Однако в этом деле важно проявить наивысшее внимание. Поэтому Христос и повелевает исследовать (не только читать) это скрытое сокровище. Слава Христа открыто блистает в Священных Писаниях, но иудеи хотели закрыть этот блеск покрывалом Моисея. Библия – это принцип и критерий истины, из этого колодца мы берем воду жизни.
Воспринимайте (читайте или слушайте) Слово, как совершенный закон веры. Оно содержит все существенные знания о спасении. Оно учит нас, как угодить Богу, предписывает человеку, как он должен вести себя в этом мире. Оно нас во всем наставляет, что относится либо к рассудительности, либо к благочестию.
Воспринимайте Слово Божие, как сокровище, которое обогащает душу. Эта благословенная Книга поможет нам обогатить себя: она наполнит нашу голову знанием, а наше сердце – благодатью. Она снабдит нас обетованиями. Вспомним слова Давида: Пс.118.72 «Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра». «Закон уст Твоих» – какое выразительное название Слова Божьего. Оно исходит из уст Самого Господа, даруя вдохновение и крепость нашей душе. Это – откровение Его воли, утвержденное Его властью. Те же уста, что вдохнули в нас жизнь, изрекли и Закон, который управляет нашей жизнью. То, что исходит из подобного источника, надлежит ценить превыше всех сокровищ мира. Если бы слова «для меня лучше тысяч золота и серебра» сказал бедняк, то остряки мира сего непременно подметили бы: тот, кто не имеет богатства, первым презирает его. Но эти слова принадлежат человеку, который обладал огромным богатством, который на своем опыте знал о ценности денег и ценности Божьей истины. Давид говорил о большом богатстве, которое исчислялось тысячами и было разнообразным: золото и серебро. Но затем он сравнил с этим богатством Слово Божье и заявил, что для него Слово обладает большей ценностью, чем деньги. Богатство полезно в некоторых отношениях, обладание Словом Божьим – полезно во всех отношениях. Всё земное может быть отнято у нас, Слово же всегда пребудет с нами. Богатство бесполезно в час смерти, но именно в этот момент Божьи обетования дороги нам. Когда сердце человека ценит уставы Господни больше всех земных благ, это вернейший знак того, что оно знает их. Когда заповеди Библии дороги человеку так же, как Божьи обетования, это также верный признак присутствия благодати в его сердце. Дай нам Бог ценить законы уст Его подобным образом!
Это произошло примерно лет сто тому назад. В Чикаго собрались представители главных религиозных конфессий. Каждый выступающий доказывал преимущество своей религии. Пришла очередь христианина. Он прочел отрывок из книги Шекспира «Леди Макбет». Женщина стала убийцей, душа ее не находит покоя, проснулась совесть. Что делать? Где выход? Христианин спросил буддиста: «Вы, сэр, можете помочь в таком положении?» «Кажется, нет», ответил буддист. Христианин обратился к мусульманину: «А вы можете указать на средство от угрызения совести?» Тот опустил голову. Наступило долгое молчание. Тогда христианин открыл Библию и громко, вдохновенно прочел: 1Ин.1.7 «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». «В этом моя религия» – закончил христианин. Если эти слова не положены в основу нашей веры – ничто не поможет, всё напрасно. Христос единственный путь к духовному покою, к спасению. Кроме Христа никто не отдал себя в жертву за наши грехи перед божественным правосудием. Он сказал: «Я есть путь» в Царство Божье. Иных путей нет и быть не может.
Воспринимайте Слово, как дающего ответы на все ваши духовные вопросы. У многих людей временами возникают духовные вопросы. И они тщательно ищут необходимые им доказательства. У многих возникает вопрос: «Могу ли я знать, что Бог является моим Богом?» Исследуем библейский текст: 1Ин.3.24 «И кто сохранит заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам». Апостол подтверждает сказанное ранее: наша связь с Богом проявляется тогда, когда мы взаимно любим друг друга. И не потому, что связь эта начинается с любви, но потому, что она, где бы ни возникла, не может оставаться праздной и бездейственной. И апостол приводит довод для доказательства сказанного: Бог пребывает в нас лишь тогда, когда в нас обитает Его Дух. Но Дух Его, где бы Он ни был, проявляет Свою силу и действенность. Отсюда легко заключить: в Боге пребывают и соединены с Ним лишь те, кто соблюдает Его заповеди. Т.о., ап. Иоанн ведет речь о воздействии, которое производит обитающий в нас Святой Дух. Наше божественное сыновство явствует из того, что Дух Божий управляет нашей жизнью. Любые наши добрые дела проистекают из благодати Святого Духа, и этот Дух обретается не по нашей праведности, но дается нам незаслуженно.
Воспринимайте Слово, как духовное хранилище, из которого вы извлекаете духовное оружие, чтобы бороться против греха, мира и сатаны. Вера, действуя на основании Слова Божьего и употребляя его, опирается на благодать Христа. И, пользуясь ею, гасит стрелы искушения. Еф.6.17 «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие». Спасение, т.е. надежда на спасение должно быть нашим шлемом. Эта надежда, хорошо обоснованная, очищает душу и сохраняет ее от осквернения грехом. Утешает и хранит ее от смущения и тревог. Добрая надежда помогает нам уповать на Бога и радоваться в Нем. Слово Божье есть меч Духа Святого. Оно исключительно необходимо для духовной борьбы, чтобы мы могли выстоять в ней и добиться успеха. Оно называется духовным мечом, потому что написано Святым Духом, и Он делает его действенным и могущественным. Слова Священного Писания – самые сильные аргументы для отражения искушений. Сам Христос противостоял искушениям сатаны, говоря: «написано». Сатане проще всего сбить с толку безоружного христианина, когда тот не имеет при себе духовного оружия. Слово, сокрытое в сердце, предохраняет его от греха и умерщвляет похоти и страсти, гнездящиеся в нем.
Воспринимайте Слово Божье, как духовное зеркало. В обычном зеркале мы можем увидеть свое лицо, в этом же духовном зеркале мы можем увидеть свое сердце. Давид говорит: Пс.118.104 Повелениями Твоими я вразумлен». Он умеет отличить истину ото лжи, добро от зла. Слово дает ему возможность не ошибиться в своих собственных поступках, а также в советах другим людям. Это зеркало Слова нам ясно показывает Христа. Оно открывает нам Христа, как Того, Кто абсолютно соответствует нуждам людей. Оно открывает нам Его Личность, природу и служение, как пример для нашей жизни.
Воспринимайте Слово Божье, как книгу духовных рецептов. Мы можем сравнить Слово с аптекой, в которой имеются все виды духовных лекарств и противоядий. Если мы замечаем, что мы мертвы в своем служении, то вот рецепт: Пс.118.50 «Это утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня». Автор имел в виду, что его утешение – это Господне Слово, тот факт, что Божье Слово вселило в него жизнь. Человек, чья надежда исходит от Бога, ощущает животворную силу Слова Господнего и свидетельствует «Это утешение в бедствии моем». Некоторые люди не могут найти утешения в такое время. Верующие же имеют его, ибо Спаситель их сказал: «Не оставлю вас безутешными».
Воспринимайте Слово Божье, в соответствии с которым люди будут судимы. Вспомним слова Спасителя: Ин.12.48 «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». Чтобы нечестивые не потакали себе, словно могут безнаказанно бесчинствовать против Христа, Он добавляет здесь жуткое предупреждение. Для осуждения таковых достаточно одного Его учения, которым они презрели. Выражение «и не принимающий слов Моих» истолковывает первую часть стиха. Ведь людям врожденно лицемерие. Им легче всего притвориться и сказать на словах о готовности принять Христа. Так говорят даже худшие люди. Поэтому следует принять во внимание следующее определение: Христос отвергается тогда, когда не принимается чистое евангельское учение. Нечестивые не смогут избежать суда Его учения, которое ныне столь надменно оскорбляют. Благочестивым дается здесь невыразимое утешение. Как бы ни осуждал их мир, они могут не сомневаться в своем небесном прощении.
Боже! Вразуми нас, чтобы мы не пренебрегли Словом Твоим, но преклонялись перед ним. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Какая Твоя бесконечная милость к нам проявляется в том, что Ты оказал нам честь, даровав Священные Писания! Ибо они вожделеннее множества золота чистого, слаще меда. Просим, помоги нам прочитывать их внимательно, с благоговением и серьезностью, и из этого колодца брать воду жизни. Помоги нам воспринимать Твое Слово, как совершенный Закон веры, как сокровище, которое обогащает душу и дает ответы на все наши духовные вопросы. Помоги нам воспринимать его, как духовное оружие, как духовное зеркало, как книгу духовных рецептов, как эликсир, который утешает нас в горе. Благодарим, что эта благословенная Книга поможет нам духовно обогатить себя – она наполнит нашу голову знанием, а наше сердце – благодатью. Она снабдит нас Божьими обетованиями. Просим, вразуми нас, чтобы мы не пренебрегали Словом Твоим, но преклонялись перед ним. Во имя Господа Иисуса. Аминь.