ПРОПОВЕДИ
Христианское пожертвование
Быт.28.20-22 «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути этом, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божьим. И из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть».
Иаков дал такой священный обет. Религиозными обетами мы воздаем Господу славу, признаем свою зависимость от Него и возлагаем на себя обязанность быть активным в послушании Ему. Теперь Иаков пребывал в страхе и в стесненных обстоятельствах. Вполне уместно и своевременно давать обеты во времена невзгод или в поисках особых милостей. Только что Господь обновил Свой завет с ним, и завет был обоюдным. Когда Бог подтверждает нам Свои обетования, нам подобает повторить свои обещания Ему. Божьи обетования призваны служить нам руководством и мерилом в наших желаниях и надеждах. Решением Иакова было прилепиться к Богу как к своему Господу по завету. Он обещал совершить некие особые деяния поклонения в знак благодарности. Во-первых, камень этот станет домом Божьим, т.е. в честь Бога будет сооружен жертвенник. Во-вторых, дом Господа не будет пустовать и алтарь не останется без жертвы. Вероятно, Авраам и Иаков приняли указание с неба, следуя которому отдавали Господу десятую часть своих приобретений. И нам надлежит почитать Господа своим имуществом. Пожертвования, основанные на примере ветхозаветной десятины и предназначенные для поддержки Божьей работы посредством помощи Его служителям, должны делаться регулярно. Должны делаться в соответствии с тем, как Бог нас благословляет.
Десятина – это десятая часть. Наверное, она появилась благодаря древнему обычаю считать десятками. Система счета облегчалась благодаря десяти пальцам на руках и на ногах человека. Земля и всё что на ней принадлежит Богу, поэтому существовала десятина. С помощью десятины люди выражали благодарность Богу за Его щедрость. Иудеи должны были отдавать десятую часть выращенных семян земли, плодов дерева, десятую часть крупного и мелкого скота. Платили они десятину левитам, а позднее левитам-священникам за их служение Богу. И в качестве компенсации, т.к. левиты не имели собственных земельных владений.
Новый Завет не устанавливает принцип десятины, а предполагает, что наши добровольные пожертвования превзойдут десятину в силу побуждения от Духа Святого откликнуться щедростью на щедрость Бога. Пожертвования – это отклик на отношение Бога к нам и результат нашего посвящения Ему.
Господь Иисус наблюдал, как люди несут свои богатые дары в сокровищницу храма. Она со звоном наполнялись золотыми и серебряными монетами. И вдруг бедная женщина подошла и тоже положила свой дар – две маленькие медные монетки. Звук, с которым эти монетки упали в сокровищницу, был такой слабый, что никто не услышал его. Никто, кроме Христа. Он подозвал Своих учеников и сказал им: Мк.12.43,44 «истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое». Из этих слов мы узнаем, как приятно Господу щедрое пожертвование. Христос преподносит нам этот урок, одобрительно высказываясь о бедной вдове. Мы читали, что Он смотрел, как народ кладет добровольные пожертвования Богу в сокровищницу. И вот в конце Он видит, что бедная вдова отдает всё, что имеет для дневного пропитания. И мы читали, как Господь заявляет «эта бедная вдова положила больше всех». Она положила больше всех в глазах Того, Кто смотрит не столько на количество, сколько на возможность дающего. Смотрит не просто на величину суммы, а на мотивы в сердце жертвующего. Эти слова Господа мы склонны пропускать мимо ушей. Многие люди помнят все Его богословские беседы, но каким-то образом забывают об этой неприятной для них истории. Доказательство этому – скупые и жалкие пожертвования некоторых. Скупость некоторых людей, исповедующих христианство, во всем, что касается Бога и религии, является вопиющим грехом наших дней. И одним из худших признаков нашего времени. Будем же оплакивать нынешнее положение вещей, и умолять Бога исправить его. Будем просить Его открыть людям глаза, зажечь их сердце и пробудить в них дух щедрости. Будем исполнять свой долг и, пока мы в силах, давать щедро и доброхотно на дело Христа. Будем давать, помня, что Христос смотрит на нас.
Мы должны жертвовать в соответствии с нашим достатком по мере того, сколько нам даровано Богом. 1Кор.16.2 «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние». «В первый день недели», в день Господень, когда совершаются богослужения. Каждый должен иметь у себя специальный фонд или запас для пожертвований. Это означает, что следует регулярно делать сбережения, и таким путем накапливать определенную сумму для благотворительных целей. Надо делать запасы для бедных наряду с запасами для самих себя. Те, кто трудится своими собственными руками, должны трудиться так, чтобы было из чего уделить нуждающемуся. Простые труженики не могут иметь больших запасов для целей благотворительности, поэтому самое лучшее для них – время от времени откладывать понемногу, насколько им позволяют их возможности. Все наши дела милосердия и благотворительности должны делаться добровольно и радостно. Откладывать надо в той мере, в какой Бог благословил человека. Наше процветание и наш успех исходят не от нас, но от Бога, всё надо приписывать Ему и за всё прославлять Его. Надо признавать Его право как на самих себя, так и на всё, чем мы обладаем.
Какими бы средствами мы ни обладали, бедные мы или богатые, это не будет для нас препятствием жертвовать, потому что в любом случае мы будем почитать за честь послужить Богу своим имуществом. 2Кор.3.3 «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца». Апостол Павел говорит, что он и другие служители были всего лишь инструментами, а Христос – Автором всего доброго, что было в них. Закон Христа был записан в их сердце, а любовь Его обильно излилась в них.
Секретарь Миссионерского общества навестил верующего купца и предложил ему оказать помощь в деле Божьем. Тот выписал чек на 250 долларов. В это время купец получил телеграмму. В ней было сказано, что один из его пароходов потерпел крушение. Купец сказал секретарю: «Я должен вам выписать другой чек вместо этого». Купец написал сумму 1000 долларов и протянул этот чек секретарю. Тот спросил: «Вы не ошиблись?» Купец ответил со слезами на глазах: «Нет, я не сделал ошибки. Эта телеграмма принесла мне весть от Небесного Отца моего, которая гласит: «Не собирайте себе сокровище на Земле, сокровище ваше на небе»».
Пожертвования должны совершаться христианами без суеты и без хвастовства. Вспомним слова Господа Иисуса: Мф.6.2-4 «когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получили награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне. И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Израильтяне того времени относились очень серьезно к милостыне. И сегодня она заслуживает особого внимания христиан. Христос настаивает, что все Его дети должны давать милостыню. То, что милосердие обязательно, не подлежит обсуждению. Помочь другим в нужде – обязанность верующего. Но Господь осуждает эгоистические мотивы, которые оскверняют подаяние. При даянии не должно быть никакого места для бахвальства. Следует остерегаться показухи. Давать надо, чем менее заметно, тем лучше.
Часто пожертвование будет нам чего-то стоить, иногда мы сможем жертвовать очень щедро, порой находясь на грани своих возможностей. Вспомним слова ап. Павла: 2Кор.8.2,3 «Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил». Ап. Павел ставит коринфянам в пример щедрость македонян. Он «радостью» называет здесь духовное утешение, которым верующие поддерживают себя во время скорбей. С христианами в тех местах обращались жестоко и довели их до глубокой нищеты. Апостол как бы говорит, что македоняне опустошены настолько, что дошли почти до самого дна. Но в подобных тяготах они богаты. Не только в отношении прокормления самих себя, но и в отношении помощи другим. Они отдавали свое малое в надежде, что Бог обеспечит их и воздаст им за всё. Они давали так щедро, как будто они были богаты. Они давали так много, сколько нельзя было ожидать от них. Хотя люди могут осуждать их за нерассудительность, однако Бог принимает благочестивое усердие тех, кто из искреннего благочестия и милосердия к людям делает сверх сил своих.
Пожертвование должно совершаться с радостью, без сожаления, добровольно, без внешнего давления. И, кроме того, христианин сам принимает решение, жертвовать или нет. 2Кор.8.7-8 «А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием и всяким усердием, и любовью вашею к нам – так изобилуйте и этой добродетелью. Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви». В этих стихах апостол использует ряд аргументов, чтобы вдохновить коринфян на дело благотворительности. Он напоминает им об их выдающихся дарах и добродетелях, и выражает желание, чтобы они изобиловали и этой добродетелью. Итак, апостол желает, чтобы в дополнение ко всем этим добродетелям они изобиловали милосердием к бедным. Это будет истинным плодом их любви.
В этом же послании содержатся указания относительно того, какие правила следует соблюдать в деле благотворительности, чтобы оно совершалось должным образом. Очень важно, чтобы мы не только исполняли требуемое от нас, но исполняли так, как нам предписано. 2Кор.9.6-7 «При этом (скажу): кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». Дела милосердия, как и любое другое доброе дело, должны совершаться обдуманно и намеренно, в то время как некоторые делают добро по случаю. Они уступают чьей-то назойливости, без всякого рассуждения, и дают больше, чем намеревались. А потом сожалеют об этом. Или, наоборот, если бы они заранее всё тщательно обдумали, то могли бы дать больше. Должное рассмотрение своего собственного положения и положения того человека, кому мы хотим помочь, подскажет нам, насколько щедрым должно быть наше пожертвование. Сколько бы мы ни давали, много или мало, мы должны давать доброхотно. Люди иногда дают милостыню только для того, чтобы от них отстали назойливые просители. А то, что они дают, как бы выжато из них силой. Такая нерасположенность губит всё, что они делают. Мы должны давать больше, чем скромность некоторых позволяет им просить. Мы должны не только хлебом делиться с голодным, но и душу свою отдавать ему. Мы должны давать щедро, радуясь тому, что имеем возможность и средства быть милосердными. Дающие милостыню не потерпят ущерба. Ибо их любит Бог. А разве есть такое благо, на какое не мог бы рассчитывать тот, кого любит Бог?
Боже! Просим, дай, чтобы благоволение и любовь Твоя были для нас дороже всего, даже самой жизни. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Ты даешь нам земные блага не только для нас лично, но также и для восполнения нужд других. Просим, чтобы мы могли всегда иметь достаточного хлеба в пищу для себя, и чтобы мы могли бы сделать больше добра. Просим, чтобы мы могли обильно пожать плоды своей щедрости. Дай, чтобы мы могли убедиться в том, что мы, пожертвовав, ничего не потеряли, а приобрели. Что дела милосердия действительно обогатят нас. Через Библию Ты говоришь нам, что Ты смотришь не столько на количество наших пожертвований, но на возможность дающего. Не просто на величину суммы, а на мотивы и сердце жертвующего. Просим, открой нам, детям Твоим глаза, зажги наше сердце и пробуди в нас дух щедрости. Помоги нам исполнять свой долг и, пока мы в силах, давать щедро и доброхотно на всякое дело Христа. Дай нам помнить, что Господь Иисус смотрит на нас. Дай нам давать, как ученики распятого Спасителя, отдавшего Себя за нас на кресте. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.