ПРОПОВЕДИ
К щедрости приводят христиан правильные мотивы
Пс.102.8 «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив».
Мы должны брать пример с нашего Небесного Отца и быть щедрыми, т.к. Он щедр. О Его щедрости сказано во многих местах Библии. Вспомним только один стих – Пс.102.8. «Щедр и милостив Господь» – таким Он явил Себя Моисею на горе Хорив, когда Свое имя провозгласил (Исх.34.6-7) в ответ на просьбу Моисея: Исх.33.13 «молю, открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя». Бог отвечает: «Мой путь, прощать грех». Он не скор на гнев, Он – долготерпелив. Он не использует каждый повод, чтобы наказать. Он долго терпит раздражающих Его людей и откладывает их наказание, давая им время покаяться, не скоро исполняет приговор, вынесенный Законом. Он – Отец милосердия, не долго гневается, несмотря на то, что мы часто обижаем Его и заслуживаем наказания. Милосердие и щедрость Господа известны всему миру. Он милостиво прощает покаявшихся грешников и щедро благословляет их Своими дарами. Т.к. Господь долготерпелив к нашим великим беззакониям, то насколько же более мы должны быть милосердны к людским промахам. Милость Господа помогает Его детям во всем: дает им способность жить верой, хранит в святости, утешает в скорбях и, в конце концов, приводит на небеса.
Христианин отнес в починку свои грабли. Когда дело было сделано, он спросил у мастера, сколько он должен ему за работу. Тот ответил: «Ничего не нужно. Я рад был вам помочь просто так». Христианину было очень неловко, и он стал настаивать: «Ну, возьмите хоть что-нибудь. Мне же неудобно». Когда терпение у мастера было уже на исходе, он воскликнул: «Не дадут человеку доброе дело сделать». Мастер поступил в точности по Книге притчей: Прит.11.17 «Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердный разрушает плоть свою». Всеобщий принцип гласит: «Каждый сам за себя». Без Бога истинное (не эгоистичное) милосердие невозможно. Ведь оно не врожденная добродетель – оно плод Святого Духа, образ нашего Небесного Отца. Оно возникает, когда любовь Христа объемлет нас (Гал.5.22; 2Кор.8.9; Кол.3.13). По отношению к себе мы являемся или друзьями, или врагами в зависимости от того, управляемся ли мы Божьими принципами. 1. Человек милосердный, чуткий и доброжелательный благотворит душе своей, делает свою жизнь и поддерживает ее спокойной. Он получает удовольствие, исполняя свой христианский долг. Тот, кто питает других земными благами, увидит, что Бог будет питать его духовными благословениями, которые будут благотворить его душе. Под «душой» мы подразумеваем здесь внутреннего человека. 2. Жестокосердный, своевольный и злобный человек разрушает свою плоть, поэтому его грех становится его наказанием. Он не имеет доброго сердца, чтобы использовать его для блага других и своего собственного. Зависть, злоба, жадность этого мира приводят к гниению костей и истощению плоти. Некий верующий сказал: «Милость начинается с мук жертвенности, но очень скоро приносит в душе плод мира и радости». Так будем же великодушны к людям, будем относиться к ним с любовью. И увидим, что добро нам самим пойдет на пользу, душа исполнится радостью.
Сколько же человеку нужно денег, чтобы быть богатым? И сколько денег нужно пожертвовать, чтобы тебя считали щедрым? Ап. Павел никаких норм, никаких процентов пожертвований не устанавливал. Не говорил он и того, что жертвовать должны только богатые. Он просто рассказывал христианам в Коринфе, как жертвовали македонские верующие в «глубокой нищете», но «сверх сил» (2Кор.8.2-5). И апостол напомнил коринфянам о Спасителе Иисусе Христе, Который променял богатства небес на земную нищету, чтобы они обогатились навечно. 2Кор.8.9 «Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». И какими бы мы себя ни считали: бедными или богатыми, наша любовь к Господу уже сама по себе достаточное основание для того, чтобы мы жертвовали щедро, не скупясь.
К щедрости приводят христиан такие правильные мотивы, как желание ответить взаимностью на благодать и щедрость Бога, благодарность Богу за Его Сына – нашего единственного Спасителя. А также приводит такой мотив, как наша любовь к Нему. 2Кор.8.7-8 «А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием и всяким усердием, и любовью вашею к нам, так изобилуйте и этой добродетелью. Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви». Ап. Павел говорит коринфянам, что они должны выделяться в милосердии так же, как выделяются в остальном. Здесь апостол отличает «слово» от «веры», поскольку кто-то может иметь выдающуюся веру, но плохо знать Слово Божие. «Знание» здесь следует понимать как опытность и благоразумие. Любовь к себе апостол упоминает для того, чтобы воодушевить коринфян к своей собственной личности. Т.о., апостол умерен во всем, чтобы, наставляя, не показаться обвиняющим коринфян. В стихе 8 он свидетельствует, что никак не хочет принуждать их, словно к чему-то обязывая. Это и означает говорить в виде повеления – когда мы к чему-то обязываем или требуем исполнения чего-то определенного. Сам Бог не привязывает нас к обстоятельствам места, времени или конкретным лицам, но всё время отсылает к правилу любви. Ап. Павел не хочет, чтобы коринфяне исполняли свой христианский долг только под действием силы.
Всё навалилось на христианку разом – сначала умерла мать, потом заболел свекор. Потом положили в больницу мужа, потому что у него обнаружили рак. Приближался большой христианский праздник. И она решила на этот раз не так отпраздновать его, как всегда – вместо ужина в узком семейном кругу пригласила людей, которые ей совсем не были родственниками. И ей понравилось. Она решила на следующий год пригласить еще больше гостей. И в этом что-то есть для нас всех, верующих в Иисуса Христа. Ведь Спаситель сказал: Лк.14.13 «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых». Христос сказал, что когда мы делаем добро тем, кто за него нам не может воздать, мы получаем от Бога особые благословения.
К щедрости приводит христиан такой мотив, как желание подтвердить, что наше истинное богатство – Сам Бог, а не земные ценности, как принято считать в мире. Вспомним стих из псалма: Пс.72.25 «Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на Земле». Псалмопевец отвратился от блеска земных сокровищ и обратился к истинному золоту и истинному сокровищу на небесах. Он понимал, что Бог дороже для него, чем всё богатство, всё здоровье, вся слава и всё благоденствие, которых он так жаждал, завидуя нечестивым. Бог был его единственным сокровищем не только на Земле, но и на небе. Чтобы обрести Господа, он почел все прочее за сор. «И с Тобою ничего не хочу на Земле». Все его желания были прикованы к одному объекту, он больше не метался из стороны в сторону. В вечном Господе он нашел свое высшее благо.
Ап. Павел красивым сравнением расхваливает милостыню, уподобляя ее посеву. Ведь во время посева семя бросается, сеется в землю, умирает и, в конце концов, истлевает. Кажется, оно окончательно погибло. Так же обстоит дело и с милостыней. То, что от тебя переходит к другому человеку, представляется ущербом для твоего достояния. Но придет время жатвы, и будет собран плод. Ведь Господь всё, что подается нищим, считает поданным Ему. Поэтому Он воздает за это обильной наградой. Вспомним слова ап. Павла: 2Кор.9.6 «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». Наше пожертвование должно делаться великодушно, щедро, без привкуса жадности. Тот, кто сеет скупо, возымеет скупой урожай, подобный его посеву. А сеющий щедро, соберет такую же богатую жатву. Пусть учение это твердо укоренится в нашей душе. И всякий раз, когда плоть удерживает нас от благотворительности, внушая страх потери, будем всегда говорить ей в ответ: Господь велит нам сеять и сеять щедро. Кроме того, жатву надо понимать и как духовную награду вечной жизни, и как земные благословения, которыми Бог одаривает благотворящих. Итак, апостол как бы говорит: чем больше вы благотворите ближним, тем больше будете ощущать в себе благословение Божье.
Ап. Павел учит, что щедрая благотворительность – это истинное богатство верующих. Дела милосердия не только не доведут нас до нищеты, но, напротив, поистине обогатят нас. Они сделают нас истинно (духовно) богатыми людьми. Вручив провидению Божию довольство своего пропитания, они не сомневаются благотворить другим. 2Кор.9.11 «Так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через вас производит благодарение Богу». Апостол хвалит милостыню коринфян, указывая и на другое ее следствие. Она будет и во славу Божию, она порождает также благодарение Богу. Эффект усиливается, ибо многие будут благодарить Бога. И не только за помогающую щедрость дарителей, но и за всё благочестие коринфян. Коринфяне, помогая иерусалимским христианам, приносили жертву Богу, исполняя возложенный на них долг.
Большую щедрость проявили израильтяне, когда стали жертвовать на скинию. Моисей объявил о сборе материалов для ее строительства. О реакции народа на его призыв написано: Исх.35.21 «И приходили … все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии». То, что они делали, они делали с радостью и бескорыстно. Они сами того желали без принуждения извне, только по побуждению своего духа. Именно любовью к Богу и к Его служению, желанием, чтобы Он присутствовал с ними. И чувством благодарности за те великие дела, которые Господь совершил для них. Они приносили приношения Господу верою в обетование о том, что Он сделает для них в дальнейшем. Всем этим объяснялась готовность израильтян щедро жертвовать. Следуя примеру древних израильтян и охотно жертвуя на Божье дело, мы чтим Создателя. Зная наши мысли и сердце, Он любит доброхотно дающих и Сам является лучшим примером бескорыстной щедрости.
К щедрости приводит христиан и такой мотив, как стремление через любовь к людям проявить любовь к Богу, щедро используя на добрые дела свое богатство. 1Тим.6.18 «Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны». Тимофей должен убеждать богатых употреблять свое богатство на добрые дела. Ибо превосходство богатства состоит в том, что оно дает человеку возможность больше делать добра. Истинно богат тот, кто богат добрыми делами. Они должны быть щедры. Христианин должен помнить, что деньги, которые у него есть, не ему одному принадлежат. Ему дана возможность распоряжаться ими, и он должен пользоваться ими во славу Божью, а также для блага своих ближних. Он должен использовать часть денег на добрые дела и быть готовым жертвовать нуждающимся.
Некий бездомный регулярно приходил погреться в библиотеку. Однажды библиотекарь решила перекусить. У нее были с собой два бутерброда. После того, как один она съела, вспомнила про этого бездомного. Она предложила ему второй бутерброд, который он благодарно принял. Этот случай помог ей понять, что всё, что даровал ей Бог, нужно употреблять для помощи людям, оказавшимся в нужде. Вспомним заповеди Моисеева Закона, относящиеся к заботе о бедных. Вторю.15.7-8 «Не сожми руки твоей перед нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему … в чем он нуждается». Если рука сжата, то это признак того, что сердце ожесточилось. Открытая рука символизирует заботу о людях нуждающихся, которую Бог предписывает Своему народу. Никаких извинений и отказов не предусмотрено. Бог щедро одарил израильтян и хотел, чтобы они тоже были щедрыми. Бог благословляет добрых сердцем и щедрых душой.
Среди верующих эфесской церкви некоторые были состоятельней других. Ап. Павел пишет Тимофею: 1Тим.6.17 «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения». Тимофей должен предостерегать богатых людей, чтобы они не были слишком высокого мнения о себе. Подобное искушение свойственно многим людям, кто обрел процветание. Большое богатство в Новом Завете, в отличие от Ветхого Завета, совсем не свидетельствует о Божьем благословении. Деньги приходят и уходят, поэтому нужно уповать на Бога живого, Который в изобилии дает всё, чему мы можем радоваться. Одной из коварных особенностей материальных богатств является то, что, обретая их, человек начинает полагаться только на них. Это является одной из форм идолопоклонства.
Боже! Помоги нам быть благодарными Тебе за Твою щедрость и открывать руку для других людей. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Щедрость Твоя известна всему миру. Ты милостиво прощаешь покаявшихся грешников и щедро благословляешь их Своими дарами. Просим, помоги нам быть великодушными к людям, относиться к ним с любовью. Помоги нам держаться за Христа, чтобы прожить свой век достойно. Дай нам щедрости в даяньях, чтобы проявлять вновь и вновь свое признание за Твои дары. И свою любовь за Твою любовь. Дай нам понять, что если мы ждем платы за добро, то добра мы еще не видали. А когда ради Бога даем, то щедро воздает нам Бог. И то, что так отдаем, идет в жизнь. Мы благодарим, что каждому из нас, детей Твоих, дана благодать в Боге богатеть и сеять в дух. Благодарим, что Ты благословляешь добрых сердцем и щедрых душой. Помоги нам жертвовать для Тебя щедро и с чистым сердцем. И чтобы наши дары прославляли Тебя. Помоги нам быть благодарными Тебе за Твою щедрость и открывать руку для других людей. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.