ПРОПОВЕДИ
Вознесение Христа и вытекающие из него блага веры (на праздник Вознесения)
Мк.16.19 «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога».
Господь Иисус покинул этот мир и вознесся на небо. В Библии сказано о месте, в которое отправился Господь, после того, как завершил свое служение на Земле, и где Он находится теперь. Мы читали, что Он «воссел одесную Бога». Вернулся Он в ту славу, которую имел у Отца до того, как пришел в этот мир. Как наш победивший Искупитель и Посредник, Он занял высшее положение на небесах. Он принял славу и власть, непостижимые для наших умов. Там Он не праздно восседает, а продолжает то же самое благословенное дело, за которое Он умер на Кресте. Он ходатайствует за всех приходящих через Него к Богу, чтобы всегда спасать их. В этом есть большое утешение для всех истинных христиан. Они живут в злом мире. Они зачастую обеспокоены многими вещами и повергаются в уныние своими немощами и слабостью. Они живут в умирающем мире. Они чувствуют, что их тело постепенно ветшает и стареет. Они находятся на пороге скорого перехода в неведомый мир. Что же может утешить их? Им необходимо укрепиться мыслью о том, что их Спаситель на небесах всегда готов им помочь. Пусть они помнят, что когда они спят, Господь Иисус бодрствует. И хотя они могут ослабеть, Он никогда не утомляется. Хотя они слабы – Господь всемогущий, хотя они умирают, Он живет вовеки. Наш Спаситель, хотя и невидим для наших плотских глаз, является живой личностью. В конце нашей земной жизни мы отправляемся в место, куда прежде пошел Он. Не удивительно, что ап. Павел восклицает: Рим.8.34 «Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он ходатайствует за нас».
Проклятые, мертвые и погибшие сами по себе, мы ищем прощения грехов, жизни и спасения в Иисусе Христе. Мы научены замечательными словами ап. Петра: Деян.4.12 «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Искупление было бы неполным, если бы оно непрерывно, день за днем не вело нас к конечной цели – спасению. Поэтому мы не можем ни на секунду уклониться от Иисуса Христа и при этом не потерять спасения. Ибо оно всецело заключено в Нем. И все, кто целиком не полагается на Него и не довольствуется Им, совершенно лишают себя благодати.
Ни один человек, заглянув внутрь себя и добросовестно себя исследовав, не может не почувствовать, что Бог чужд ему и ему противостоит. И, следовательно, он должен искать средства примириться с Ним. Ибо гнев Божий неотвратимо лежит на грешниках, пока они не освобождены от греха, поскольку Бог – справедливый судья. Он не может потерпеть, чтобы Его Закон безнаказанно нарушали. Не может не отомстить за презрение к Своему величию. В Библии Святой Дух пользуется такой формой выражения: Бог был врагом людей, пока не примирились они с Ним смертью Иисуса Христа (Рим.5.10). Они были прокляты, пока Христос Своей жертвой не устранил их нечестия (Гал.3.10-13). Они были отчуждены от Бога, пока не соединились с Ним в теле Христовом (Кол.1.21-22). Бог отвергает каждого необращенного человека, т.к. он этого заслуживает и ему следует ожидать самого сурового приговора. Но Он по Своей милости освобождает верующих во Христа от этого наказания. Заступником за нас стал Иисус Христос, приняв на Себя наказание, которое уготовил всем грешникам справедливый Божий суд. Спаситель Своей Кровью изгладил и обратил в ничто грех, который был причиной вражды между Богом и людьми. Бог этой платой удовлетворен и Его гнев утишился. Кроме того, это стало основанием, на котором покоится Божья любовь к нам. Это стало и связующим звеном, удерживающим нас в Его благоволении и милости. Мы уже говорили, что Бог не может принять нас, пока мы остаемся грешниками. Поэтому с целью устранить вражду и примирить нас с Собой Он изгладил в нас всё злое, чтобы мы предстали перед Его лицом праведными (Благодаря смерти Христа). Если мы хотим быть уверены, что Бог нас любит и к нам благорасположен, нам следует воззреть на Иисуса Христа и остановить свой взгляд на Нем. Ибо только благодаря Ему наши грехи не будут нам вменены. В противном случае на нас обрушится гнев Божий.
Как Иисус Христос, воскреснув, стал победителем смерти, так и победа над нашей вечной (духовной) смертью заключена в Его воскресении. Слова ап. Павла хорошо говорят об этом: Рим.4.25 Он «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Т.е. Его смертью с нас сняты грехи, а Его воскресением установлена праведность. Нам не надо искать ответы на вопросы: 1. Как Иисус Христос, умерев, мог избавить нас от смерти, если бы Он Сам покорился ей? 2. Как Он мог одержать победу, если бы проиграл битву? Суть нашего спасения мы делим между смертью Христа и Его воскресением следующим образом. Его смертью уничтожен грех и устранена смерть. Его воскресением установлена праведность и воскрешена духовная жизнь. Ап. Павел свидетельствует нам, что Иисус Христос открылся Сыном Божьим через воскресение из мертвых (Рим.1.4), ибо тем самым Он раскрыл Свою небесную силу.
Нам необходимо помнить, что всякий раз, когда речь заходит о смерти Христа, то подразумевается и воскресение. А также когда упоминается только воскресение, оно включает в себя всё относящееся к смерти. Т.к. Иисус Христос, воскреснув, приобрел венец победителя, ап. Павел с полным правом утверждает, что вера была бы тщетна и Евангелие было бы выдумкой и лжесвидетельством, если бы мы не имели в нашем сердце твердой уверенности в воскресении Иисуса Христа (1Кор.15.14).
Воскреснув, Иисус Христос на 40-ой день вознесся на небо. Хотя прославление и возвеличение Его началось в воскресении, когда Он сбросил с Себя унизительные ограничения этой смертной жизни и бесчестие Креста, всё же по-настоящему Он утвердил Свое владычество, взойдя на небо. И хотя Он отдалился от нас, но фактически пребывает с нами (Духом Своим) более действенным образом, чем тогда, когда Он жил на Земле. Сам Господь свидетельствует Своим ученикам: Ин.16.7 «Лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам». Он утешает их, сожалея, что они не могут понять выгодность Его телесного отсутствия. И говорит, что не оставит их сиротами, вновь придет к ним, но уже невидимый. И мы видим, насколько щедрее излил Он милости Своего Духа, насколько возвысил Он Свое величие и распространил Свое могущество, помогая верующим сокрушить врагов. Взятый на небо, Он скрылся от нашего вида в Своем теле (Деян.1.9), но не лишил людей Своего присутствия. Он правит миром посредством еще более действенной силы, чем прежде. В самом деле, Его обещание быть со Своими до скончания века (Мф.28.20) исполнилось именно в Его вознесении, когда Его могущество распространилось на Вселенную. Что касается присутствия в плоти, то Он сказал Своим ученикам: Ин.13.33 «Дети! Не долго уже быть Мне с вами». Недолгое время пребывал Он в Церкви в плоти. Теперь Церковь обладает Им через веру, но не видит Его человеческими глазами (видит глазами веры).
К сообщении о вознесении Спасителя добавляют, что Он сидит одесную (по правую сторону) Отца. Здесь очевидно уподобление монархам, чьи наместники, получившие задание управлять, занимают это место. Бог Отец пожелал возвысить Своего Сына и Его рукой осуществлять Свое владычество. Под словами «сидит одесную Бога» следует понимать, что Иисусу Христу поручено быть Господом неба и Земли. И что Он торжественно принял их в Свое владение. И не просто принял на какое-то время, но владеет ими до тех пор, пока не снизойдет на Землю в Судный день. Поэтому говорит ап. Павел, что Отец посадил Его одесную Себя, «превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в этом веке, но и в будущем. И всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» (Еф.1.21,22). Эти слова означают, что все создания, как небесные, так и земные, чтят величие Иисуса Христа, управляются Его рукой, подчиняются Его воле и покоряются Его силе. Т.е. Его власти подчинено всё. Поэтому ошибаются те, кто полагает, как будто эти слова означают лишь блаженство, в которое был принят Иисус Христос. И не стоит обращать особого внимания на то, что первый мученик за Христа Стефан в книге Деяний апостолов видел Его стоящим (Деян.7.56). Ибо речь идет не о положении тела, а о величии державы Иисуса Христа, так что «сидит» означает именно то, что Он занимает небесный престол.
Отсюда проистекает многообразная польза для нашей веры. Мы сознаем, что Своим вознесением на небо Господь Иисус раскрыл перед нами врата в него, затворенные Адамом. Ибо из того, что Он взошел на небо в нашей плоти, т.е. как бы от нашего имени, следует, что мы некоторым образом уже восседаем с Ним на небесах. Еф.2.5,6 «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил с Христом … и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе». Т.е. имеем Христа не только в надежде, но уже обладаем Им как нашим Главою. Мы сознаем, что пребывание Христа с Отцом – великое благо для нас. Ибо войдя в нерукотворное святилище, Он пребывает там постоянно как наш Ходатай и Заступник. Евр.7.25 «Посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Плод вечного священства Христа – наше спасение. Однако этот плод мы должны обрести верой. Поэтому приверженные древнему священству никогда не достигнут спасения. Говоря же о приходящих к Богу, апостол имеет в виду верующих, которые получают приобретенное Христом спасение. Он указывает и на то, что именно должна видеть вера в Ходатае. Высшее благо человека в том, чтобы соединиться с Богом, у Которого источник жизни и всяческих благ. Однако всем мешает придти к Богу собственное неверие. Значит, присущая Христу обязанность – помочь нам и протянуть руку, чтобы возвести на небеса. Через веру во Христа мы проникаем до самих небес. И Бог милостиво приглашает нас к близкому доступу. У Христа нет ничего, что нельзя было приспособить к нашей пользе. Умиротворив сердце Отца, Он Своим заступничеством открывает нам доступ к Его престолу. Приготовляя для нас милосердное великодушие, Он делает так, что Отец не будет к нам беспощаден, каковым Он должен бы быть к любым грешникам. В пребывании Иисуса Христа с Отцом мы осознаем Его могущество, в котором заключены также и наша сила, помощь нам и слава, каковую мы имеем, вопреки всем нападениям ада на нас. Ибо, взойдя на небо, Христос пленил всех врагов (Еф.4.8) и обогатил Свой народ. И каждый день продолжает обогащать духовными дарами.
Итак, Христос воссел в вышних, чтобы изливать на нас оттуда Свою силу, ободрять нас в духовной жизни, освящать Своим Духом. И чтобы сохранить Свою Церковь. И расстроить силы всех врагов Своего Креста и нашего спасения. Чтобы, наконец, иметь всю власть на небе и на Земле до тех пор, когда Он завершит созидание Своей Церкви.
Путешественник захотел побывать в одном высокогорном селе, до которого можно было добраться только по очень опасной тропе. Проводник, охотно предложивший ему свои услуги, сказал, что со слов других знает, как преодолеть последний участок пути, но лично сам не бывал в том селе. Тогда путешественник обратился к другому проводнику: «А вы бывали там?» Тот ответил: «Нет, но я видел его издали. А вообще-то у меня большой опыт, и я всегда находил верную дорогу». Пришлось отказаться и от его услуг. Наконец, путешественник спросил у третьего проводника, знает ли он дорогу. Тот сказал: «Смею вас заверить, что знаю! Я живу там». Эта история наводит на мысль о том, кто же действительно может указать нам путь к Богу. Ответ Библии таков: только Сын Божий, Который пришел от Бога и может привести нас к Нему. Невозможно представить, что кто-то еще мог бы открыть нам божественные истины, поскольку они находятся за пределами человеческого опыта. Для этого Бог явил Себя в личности Иисуса Христа, Он говорил нам в Своем Сыне.
Боже! Благодарим Тебя за то, что нашим проводником на небеса является Твой единородный Сын Иисус Христос. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что наш дивный Спаситель Христос вознесся к небесному престолу. Что Он вернулся в ту славу, которую имел у Тебя до того, как пришел в наш мир. Вернувшись на небо, Он принял славу и власть, непостижимую для нашего ума. Благодарим, что Он продолжает то же благословенное дело, за которое Он умер на Кресте. Благодарим, что Он ходатайствует за всех приходящих к Богу через Него, чтобы спасать их. В этом есть большое утешение для всех истинных христиан. Мы смиренно признаем, что мы зачастую озабочены и обеспокоены многими вещами и повергаемся в уныние своими немощами и слабостью. Мы чувствуем, что наше тело постепенно ветшает и стареет. Утешить нас может только одно: наш Спаситель на небесах никогда не утомляется. Он всемогущий, Он живет вечно. И мы отправляемся в место, куда раньше нас пошел Он. Благодарим, что мы можем довериться Ему и только Ему. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.