ПРОПОВЕДИ
О первой христианской Пятидесятнице (на Пятидесятницу).
Деян.2.2-3 «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них».
В середине мая из Галилеи в Иерусалим на праздник шавуют (седмиц) отправились ученики Господа Иисуса Христа. К одиннадцати присоединились и семьдесят учеников. Вместе с женщинами и другими учениками их было около ста двадцати человек (Деян.1.16). Праздник седмиц (Исх.34.22), названный также праздником жатвы (Исх.23.16) и «днем первых плодов» (Чис.28.26), праздновался через 7 недель после начала жатвы (Втор.16.9 и далее). Праздник седмиц должен был праздноваться священным собранием и особенным жертвоприношением (Чис.28 и далее). Весь народ должен был праздновать этот день, как день Господень и веселиться вместе со своими (т.е. прекращать всякую работу): детьми, слугами, вдовами, бедными и левитами при общей жертвенной трапезе перед Господом. Этот праздник был окончанием времени жатвы, которое началось с Пасхи. Т.к. праздник седмиц праздновался в 50-й день после Пасхи, а 50-й по-гречески означает «пентекосте», то это слово стало другим названием этого праздника. И от этого греческого названия произошло слово пятидесятница.
В 40-й день после воскресения Господа ученики Его собрались в Иерусалиме в том доме, где они ели последнюю пасху с Господом. Явился им Сам Господь и беседовал с ними. В том числе Он сказал им: Лк.24.49 «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». Беседуя с учениками, Господь вывел их из города на гору Елеонскую и вознесся на небо. Наступил 10-й день после Его вознесения. Это был 50-й день после Его воскресения. У иудеев был праздник пятидесятницы. И в этот праздник сошел Дух Святой на собранных учеников, по обетованию Господа. Он сошел в виде языков как бы огненных в знак того, что Святой Дух дал им способность и силу для проповеди учения Христова всем народам. Сошел же в виде огня и в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. Т.о., сошествие Святого Духа на апостолов празднуется в 50-й день после Пасхи, и праздник называется Пятидесятницей или днем Святой Троицы. Днем Святой Троицы, т.к. с этого дня наиболее полно раскрылось миру действие всей Пресвятой Троицы. И люди научились поклоняться и прославлять три Лица единого Божества: Отца, Сына и Святого Духа.
Спаситель сказал о Духе Святом как о величайшем даре Отца Небесного, Который дает «Духа Святого просящим у Него» (Лк.11.13). Господь Иисус сравнивает получение Духа Святого с насущным хлебом, ежедневной пищей. Этим самым Он подчеркивает, что Святой Дух имеет первостепенное значение в жизни верующего человека. Перед смертью на Кресте Господь обещал Своим ученикам, что Отец и Он Сам пришлют им «другого Утешителя» (Ин.14.16,25 и др.). Утешитель (по-гречески «параклетос») – дающий поддержку, советник, помощник, союзник, защитник. Слово «другого» указывает, что первым Утешителем был Сам Господь Иисус, и дает обещание прихода Заместителя, Который после ухода Спасителя продолжает начатое Им дело учительства и свидетельствования об истине. Ин.14.26 «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам». Христос свидетельствует: учение, которое слышали ученики, дает им обильный повод для утешения. И нет нужды искать это утешение в другом месте. Если же не всё им теперь ясно, Он повелевает им быть терпеливыми, доколе Дух Святой, внутренний Утешитель, не повторит то же самое в их сердце. Весьма полезное наставление: если мы не сразу понимаем всё, сказанное Христом, то в нас возникает скука, и нам лень заниматься исследованием неясных вопросов. Однако если мы хотим успевать в школе Божьей, нам надо стать обучаемыми, слушать и сохранять внимание. Особенно важно терпение, пока Дух Святой не откроет нам того, что раньше мы, кажется, напрасно слушали или читали. Поэтому пусть в нас не ослабевает усердие к учению, и не будем впадать в отчаяние, если не сразу понимаем смысл сказанного Христом. Да запомним слова Христа, что «Дух Святой … напомнит вам всё, что Я говорил». А пророк Исаия угрожает неверующим карой (Ис.29.11), говоря, что Слово Божие будет для них полностью закрыто. Господь даже таким способом смиряет Своих людей. Поэтому надо терпеливо и спокойно ожидать время откровения Слова и не пренебрегать Словом Божьим. Кроме того, Христос свидетельствует: служение Святого Духа – учить учеников Спасителя тому, что они уже слышали из Его уст. Отсюда следует, что проповедь будет недействительной и никчемной, если ей не сопутствует учительство Святого Духа. Итак, Бог учит Своих двояким образом: устами людей Он обращается к нашему слуху, а Духом Своим Святым пробуждает нас изнутри. Он делает это иногда одновременно, а иногда в разное время, как Ему угодно. Обратим внимание на то, что по обещания Христа Дух Святой будет Учителем: «Он напомнит вам всё, что Я говорил вам». Отсюда следует, что Святой Дух не создатель новых откровений. В наши дни много таких людей, которые утверждают, что получили новое откровение от Святого Духа. Одной этой фразой следует опровергать все измышления, которые сатана от начала и до наших дней пытался и пытается ввести в Церковь под предлогом учительства Святого Духа. Не Христовым, а бесовским будет дух, который внушает нечто чуждое Евангелию. Святой Дух всегда направляет взоры людей к Христу, чтобы они у Его ног нашли спасение и жизнь вечную. Эту истину ясно понимали апостолы, ибо темой их проповедей всегда был распятый Иисус Христос.
В Евангелии от Иоанна мы читаем слова Иисуса Христа о действиях Святого Духа. Ин.16.8-11»И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде. О грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня. О суде же, что князь мира этого осужден». Ранее Господь Иисус обещал ученикам Святого Духа, теперь же Он показывает превосходство этого дара, ссылаясь на его результаты. Ведь Святой Дух будет наставлять, поддерживать и защищать не только их одних. Он распространит Свою действенность гораздо шире. Господь обещает ученикам Духа, будущего Судью мира: «Он обличит мир». Он сделает проповедь Слова Божьего столь живой и действенной, что он призовет к порядку тех, кто ранее, не удерживаясь никаким страхом, предавался необузданной вседозволенности. Обратим внимание на то, о чем говорили выше: Христос говорит здесь не о тайных откровениях, но о силе Святого Духа, явленной во внешней проповеди Евангелия. Слова человеческие проникают в душу других людей, пускают в ней корень, плодоносят, из каменного сердца делают плотяное, и всё потому, что Святой Дух оживотворяет проповедь. Апостолы, ученики Христа – это лишь орудия, и только Дух Святой выказывает в них силу. Под «миром» понимаем здесь всех людей. Дух Святой заставляет тех признать Божью власть, кто прежде никому не покорялся. Итак, здесь описывается особое величие Святого Духа, говорится, что Бог через Него воздвигнет престол для суда над всем миром. Постараемся объяснить, что значит обличать о грехе. Господь считает неверие единственной причиной греха. Поэтому суд Святого Духа начинается с обличения в грехе. Это и есть начало духовного учения: люди, рожденные в грехе, имеют в себе лишь то, что греховно. Христос упоминает о неверии, чтобы показать, какова в сущности человеческая природа. Поскольку связывающие нас с Ним узы есть вера, то, пока мы не уверуем в Него, мы находимся вне Его и отделены от Него. Т.о., слова Христа означают следующее: «Дух Святой, придя, покажет и докажет, что вне Меня в мире царствует лишь грех». А неверие особо упоминается потому, что отделяет нас от Христа и делает так, что в нас остается один лишь грех. Иисус Христос говорит, что мир надо обличить о праведности («правде»). Ибо люди не будут алкать и жаждать праведности. Больше того, они с отвращением будут ее отвергать, если их не затронет чувство собственного греха. Особенно здесь говорится о верных. Они не могут преуспеть в Евангелии, если прежде не смирятся. А это не может произойти без признания своих грехов. Кроме того, под «праведностью» разумей здесь ту, которая сообщается нам по благодати Христовой. Слова Господа здесь заканчиваются фразой: «князь мира этого осужден». Сатана, пока обладает властью, всё смешивает и приводит в расстройство, чтобы обезобразить дела Божьи. Но когда Христос устранил его тиранию, мир восстановился. Таким-то вот образом Святой Дух обличает мир о суде, т.е. о том, что Христос, победив князя неправды, привел в порядок то, что ранее было расстроено.
Находясь в этом мире, надеясь в ожидании того, чего мы сейчас не видим, мы должны молиться. О помощи Святого Духа в этом деле мы читаем в Библии: Рим.8.26,27 «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божьей». Ап. Павел указывает верным на помощь Святого Духа, достаточную для преодоления духовных трудностей. Нет причины жаловаться на то, что несение креста превышает наши силы, ибо подкрепляемся мы небесной силой. Слово немощь употреблено здесь во множественном числе для усиления смысла. Ведь опыт показывает, что мы падаем бесчисленное множество раз, если нас не подкрепляет рука Божия. В Духе Святом достаточно силы, чтобы мы не изнемогли, и никакая череда зол не заставила нас пасть. Дух Святой также научает нас, как именно следует призывать Бога, что именно надо нам просить в молитвах. Мысли наши слишком спутаны и смущены, чтобы правильно избрать то, чего следует или что полезно. Ап. Павел заключает, что в самом усердии молитвы явствует присутствие небесной благодати. Ведь никто по своей воле не возымеет святые и благочестивые желания. Поэтому необходимо, чтобы Святой Дух внушил нам правильный способ молитвы. Он побуждает в нашей душе те желания, о которых подобает нам думать. А затем Он так затрагивает наше сердце, что оно пламенно стремится к самому небу.
Великое чудо, когда человек оставляет прежний образ жизни, принимая Господа, и постоянно возрастает в вере. Но бывает и так, что не всё идет так гладко, что нет должного духовного роста, верующий даже чувствует духовный недостаток. Мы не потеряли веру, мы искренно любим Христа и всё же чувствуем свое духовное бессилие. И мы не знаем, почему это так. Почему часто проявляется наш старый характер, почему мы раздражительны, почему у нас нет той постоянной радости и мира, который должен быть. Ответ прост: мы не предоставили Духу Святому возможность действовать в нас и управлять нами по Его святому изволению. В этом случае у Духа Святого очень ограниченные возможности. Управляет нами в основном наш ветхий человек, т.е. наши греховные инстинкты. А Дух Святой – только жилец. Мы продолжаем сами решать все вопросы нашей жизни. После всего этого не нужно удивляться, что мы бессильны. Всё дело в том, что Дух Святой не имеет в нас права Господина.
Студент семинарии писал работу об исповедании грехов. Он хотел написать: «Когда мы исповедуем наши грехи, Бог снимает с нас вину». Но последнее слово (вину) семинарист написал очень неразборчиво и, не перечитав написанное, сдал работу. Когда профессор вернул студенту его работу, тот с улыбкой прочитал на полях примечание: «Не бойся, малое стадо, не замерзнешь. Бог, если что-то с нас и снял, дал нам взамен Утешителя. Господь Иисус сказал, что Утешитель придет к нам и останется с нами навек».
Боже! Помоги нам доверяться Святому Духу, чтобы мы могли уверенно встречать все свои проблемы. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за величайший Твой дар, за дар Духа Святого, ибо Он имеет первостепенное значение в жизни верующего человека. Благодарим, что Он продолжает начатое Иисусом Христом дело учительства и свидетельствования об истине, Он научает нас всему. Благодарим, что Он свидетельствует о нашем Спасителе Иисусе Христе. И направляет взоры людей к Нему, чтобы они у ног Его нашли спасение и жизнь вечную. Мы благодарим, что Ты вложил в сердце верных Дух Святой. Ибо с принятием в сердце Святого Духа приобретаются свойства Бога: любовь, радость, мир, долготерпение и т.п. Благодарим, что Он подкрепляет нас в немощах наших, учит нас молиться. Благодарим, что Дух Святой нас духовно возрождает и совершает великое чудо: человек оставляет прежний образ жизни, принимает Спасителя Иисуса Христа и постоянно возрастает в вере. Слава, хвала и благодарение Тебе за этот Твой величайший дар. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.