ПРОПОВЕДИ
Научитесь применять Слово Божье лично к себе
Втор.4.5 «Вот я научил вас постановлениям и законам … дабы вы так поступали»
После сорокалетнего блуждания по пустыне Моисей обратился к израильскому народу со словами: Втор.4.1 «Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам». В этой главе он снова и снова напоминал, что Божьи заповеди надо исполнять. В том числе говорит: Втор.4.5 «Вот я научил вас…». Цель и стремление обращения Моисея – убедить израильтян быть ближе к Богу и Его служению. Не оставлять Его ради какого-либо другого бога и ни при каких обстоятельствах не отступать от своего долга перед Ним. Слушать нужно для того, чтобы исполнять, чтобы осуществлять на практике. Израильтянам велено хранить себя с помощью Божьих заповедей, которые должны быть для них правилом жизни. Они должны руководствоваться нравственными заповедями, совершать поклонение согласно установленному божественному ритуалу и судить согласно беспристрастному Закону. Говорить, как правило, легко, а исполнять намного труднее. Мы можем пресытиться словами, но ничего не достигнуть в реальной жизни, забыв, что всё, что сказал Бог, подлежит не только изучению, но и исполнению.
Когда Слово Божье обличает грех, думайте так: Бог имеет в виду мой грех. Когда оно настаивает на исполнении какого-либо долга, то считайте при этом, что Бог подразумевает именно меня. Многие отделываются от Божьего Слова, как будто оно касается только тех, кто жил в то время, когда оно писалось. Но если вы намереваетесь извлечь пользу из Слова, то примените его к себе. Лекарство не принесет пользы до тех пор, пока его не применят. Древние дети Божьи воспринимали Слово, как будто оно говорилось каждому поименно. Когда царь Иосия услышал об угрозе, написанной в книге Божьей, то он отнес это к себе: 4Цар. 22.11 «Когда услышал царь слова закона, то разодрал одежды свои». И это тот царь, про которого немного выше написано: 4Цар.22.2 «И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца (предка) своего, и не уклонялся ни направо, ни налево». Какой-то другой царь, возможно, наказал бы палочными ударами нескольких нечестивцев, а благочестивый Иосия разодрал одежды свои.
Исследователь Библии Уильям Беркли рассказывает о своих прогулках со своим псом. Когда они выходили на берег моря, пес тут же начинал прыгать по мелководью, ворочая камни и выкатывая их на берег. Эта бесцельное занятие могло длиться долго. Беркли говорит, что это поведение пса напоминает ему деятельность некоторых «экспертов» Библии. Они тратят огромную энергию и много времени, пытаясь объяснить трудные места, но все их усилия совершенно не служат к назиданию ни самих себя, ни окружающих. В течение многих лет Беркли получал письма от подобных «экспертов». Некоторые из них в деталях рассказали ему, как можно будет безошибочно узнать антихриста, когда он придет. Другие заявили ему, что нашли ключ к тайнам Библии, изучая значения имен в родословных списках. По-видимому, и в Эфесе были подобные учителя, пытавшиеся поразить слушателей хитросплетенными баснями в своем толковании Библии. Однако их учение не принесло никакой пользы, уподобляясь бесцельному катанию псом камней по берегу моря. Ап. Павел указывает на самую важную цель, которую нельзя упускать из виду при изучении Библии. Он увещает Тимофея: 1Тим.4.7 «Негодных же и бабских басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии». Он говорит, что с иудейскими преданиями, каковыми заполнены головы некоторых людей, не следует иметь никакого дела. «А упражняй себя в благочестии», т.е. в практической религии. Кто хочет быть благочестивым, тот должен упражнять себя в этом, оно требует постоянного упражнения. Довод берется из той пользы, которую приносит благочестие, «ибо телесное упражнение мало полезно» (на малое время полезно). Воздержание от пищи или брака и тому подобное, хотя и считаются актом самоотречения и умерщвления плоти, однако сами по себе мало полезны. Какая польза от умерщвления тела, если мы не умерщвляем грех? Польза от благочестия заключается в данных ему Божьих обетованиях, которые касаются и настоящей жизни, но особенно будущей. Недостаточно только отвергать негодные и бабьи басни, но необходимо упражняться в благочестии. Мы должны не только отвергнуть зло, но научиться делать добро.
Во всей Библии видна Божья цель – утвердить наш ум, чтобы мы не забыли Его истины. Статья в одной газете суммирует результаты исследований человеческой памяти. И делает заключение: «В отличие от записи на носители информации, человеческая память хрупка, неполна, податлива и подвержена внушению». Воспоминания со временем искажаются. Часто люди с каждым повторением истории слегка меняют свой рассказ, подобно тому, как рыбак увеличивает размеры рыбы, которую он поймал. Лучший способ обновить наш ум в духовном плане – ежедневно читать Библию. Ап. Петр написал два послания, чтобы оставить нам точную запись Божьей истины. Читаем: 2Пет.1. 12,15 «Я никогда не перестану напоминать вам об этом, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. … Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память». Преуспевание в благодати и святости и постоянство в этом так важны и обеспечивают такие преимущества, что заставляют апостола очень усердно исполнять труд служителя Христова. Он таким образом хочет побудить христиан и помочь им быть усердными в исполнении своих христианских обязанностей. И это, несмотря на то, что в этом нет особой нужды, т.к. они уже знают то, о чем он пишет. И утверждены в той истине, в которой он убеждает их. Мы должны быть утверждены в истине, чтобы никакие ветры учения не могли поколебать нас. Люди нуждаются в учении и наставлении, пока они находятся в теле. Нуждаются в обновлении посредством неизменного Слова Божьего. Благодаря этому мы можем удержать наши мысли от скольжения в сторону неопределенного человеческого мнения.
Некий проповедник пишет: «Когда я учился водить машину, инструктор по вождению однажды дал мне ценный совет: «Тебе кажется, что в зеркале заднего вида ты видишь всё, что у тебя сзади, но этот вид обманчив. При смене полосы всегда оглядывайся и смотри через плечо. В глазу есть слепое пятно, и оно может скрыть от тебя машину, идущую на обгон». Этот мудрый совет не раз спасал меня от возможных аварий на дороге». Моисей тоже преподал немало добрых наставлений израильтянам. Они должны были сделать изучение и исполнение Божьих заповедей неотъемлемой частью жизни. Моисей сказал: Втор.6.6,7 «И да будут слова эти, которые я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая». Короче говоря, слова Господа должны были проникнуть в каждый аспект их жизни. Так же как проверка слепых пятен должна стать привычкой во время вождения, применение Слова Божьего должно стать нашим естественным отзывом, когда мы попадаем в рискованные ситуации на жизненном пути. Оно поможет нам избежать духовных аварий.
Коровы вначале наполняют желудок травой. Потом они располагаются для тщательного пережевывания. Они отрыгивают пищу из желудка и заново перерабатывают то, что уже было съедено. Напрасное занятие? Нет, потому что иначе невозможно получить хорошее молоко. Выражение «жевать жвачку» иногда употребляют, чтобы описать процесс долгого размышления. Псалмопевец проводил много времени, читая Слово Божье и размышляя над ним. Пс.118.15 «О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои». Если человек чем-то наслаждается, он не может не думать о предмете своего наслаждения. Как скупец снова и снова возвращается к своему сокровищу, чтобы взглянуть на него еще раз, так и благочестивый верующий постоянно размышляет о тех бесценных сокровищах, которые он нашел в книге Божьей. Кто уже размышлял, тот и дальше будет созерцать Божью истину, потому что это занятие приносило ему радость. Нет более полезного упражнения для души, чем благочестивое размышление. «И взираю на пути Твои», т.е. я много размышляю о них, чтобы знать, что это за пути. Я думаю о том, какими путями приходишь Ты ко мне, чтобы наполниться благоговением, благодарностью и любовью. Я думаю о путях, которые Ты назначил мне, о путях, которыми Ты заповедал мне ходить. Этими путями я буду следовать неотступно, чтобы быть послушным Тебе. Если мы будем следовать примеру псалмопевца, то мы будем иметь силу для борьбы с грехом (ст.11). Мы будем радоваться новыми знаниями о Боге (ст.15,16). Будем открывать чудесные духовные истины (ст.18). Будем получать мудрые советы для повседневной жизни (ст.24). Размышление – это применение Слова к себе. Спрашивайте Бога, что Он хочет, чтобы вы поняли и исполнили.
Сравнивайте себя и свою жизнь со Словом Божьим. Воспроизвелось ли Слово Божье в вашем сердце? Слово Божье требует смирения: являетесь ли вы смиренным? Слово Божье требует от нас рождения свыше (Ин.3.7): имеете ли вы духовную перемену в своем сердце, в своей жизни? Вспомним слова ап. Павла: 1Кор.6.11 «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились». Слово требует, чтобы мы любили других верующих (1Пет.1.22). Если мы сводим вместе принципы Божьего Слова и нашего сердца, чтобы увидеть, насколько они согласуются друг с другом, то это оказывается очень полезным для нас. Тогда мы приходим к Слову Божьему для того, чтобы узнать истинный характер и истинное состояние нашей души.
Необходимо обратить особое внимание на те места Библии, которые наиболее соответствуют нашему конкретному случаю. Предлагаем обратить ваше внимание на три житейских обстоятельства: несчастье, заброшенность и грех. Сделал ли Бог вашу участь тяжелой? Тогда можете найти утешение в следующем стихе: Евр.12.7 «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами». Скорби, правильно переносимые, хотя и являются выражением Божьего недовольства, тем не менее, они доказывают Его отцовскую любовь к Своим детям и заботу о них. Самые лучшие из детей Божьих нуждаются в наказании. Они имеют недостатки и известную долю безрассудства, которые необходимо исправлять. Если наши духовные утешения в Боге потускнели, то можем вспомнить Божье обетование: Ис.54.8 «В жару гнева Я сокрыл от тебя лицо Мое на время, но вечной милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой Господь». Вы находитесь под влиянием неверия? Прочтите стих: Ис.26.3 «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он». Мы должны знать и помнить, что неверие – это грех, оскорбляющий Бога. 1Ин.5. 10 «Не верующий Богу представляет Его лживым». Неверие – это грех, убивающий душу. Ин.3.36 «Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Читая Библию (желательно прочитать за год), отметьте себе те места, которые наиболее непосредственно указывают на ваше индивидуальное состояние.
Регулярное чтение Божьего Слова – необходимое занятие, но само по себе оно мало значит. Пророк Иезекииль обращался к людям, любящим слушать, но не желавшим действовать. Господь сказал пророку: Иез.33.32 «Ты для них – как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их». А вот слова Спасителя Христа: Мф.7.24 «Всякого, кто слушает слова Мои эти и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне». Как мы читаем Библию? Быстро и мимолетно, чтобы выполнить план, или же вооружившись твердым желанием жить по ней? Не будем забывчивыми слушателями, станем исполнителями.
Боже! Просим, помоги нам всем сердцем принять Слово Христа.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что по всей Библии видна Твоя цель – утвердить наш ум, не забыть Твои истины и применять их лично к себе. Благодарим, что в Библии всё есть, что нам нужно: мир, утешения, наставления, полнота любви. Просим, пошли нам благодать понимать Твое святое Слово. Помоги нам изучать его, чтобы жить по Слову. Благодарим, что через Библию Ты предостерегаешь нас от опасностей. Благодаря ей изменяется вся наша жизнь, в ней мы находим единственный путь спасения. Просим, дай нам, чтобы на Слове Твоем, верном и истинном, живом и могучем покоился дух наш в блаженной надежде. Просим, помоги нам всем сердцем принять Твои Слова и научи нас применять их к себе. Научи быть честными перед собой. Дай нам желание ходить Твоими путями и вести к Тебе других. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.