ПРОПОВЕДИ
Тщетно чтить Бога не по Слову Божию
Мк.7.6,7 «Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас лицемерах Исаия, как написано: «люди эти чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим»».
Господь Иисус упрекает фарисеев и книжников за их лицемерные претензии на почитание Бога, тогда как в действительности при соблюдении религиозных обрядов они вовсе не стремились к этому. «Люди эти чтут Меня устами», они претендуют на то, что устанавливают обряды ради славы Божьей. На самом же деле сердце их далеко отстоит от Бога. Они довольствовались соблюдением внешних религиозных упражнений, а сердце их при этом было не право перед Богом. Такое поклонение Богу было тщетным, их притворное благочестие ни Ему не было угодно, ни им не приносило никакой пользы. Господь Иисус упрекает их за то, что они влагали религиозный смысл в изобретения и предписания своих старцев и религиозных вождей. В то время как они должны были учить народ великим Божьим Законам религии, они насаждали каноны своей церкви. Они судили о принадлежности человека к Божьему народу по тому, как он им подчинялся или не подчинялся. Они совершенно не учитывали при этом, живет ли он в повиновении Божьим Законам или нет.
Данную тему рассмотрим, используя отрывок Мк.7.1-13. Одно из намерений прихода Господа Иисуса Христа на Землю состояло в том, чтобы положить конец обрядовому закону, установленному Моисеем. Ибо обряды закона указывали на Мессию, а Он уже пришел. Чтобы проложить путь к этому, Он начинает с обрядов, установленных людьми и прибавленных к Божьему Закону. Он освобождает Своих учеников от обязанностей исполнять их. Об этом свидетельствует и рассматриваемый нами отрывок. О фарисеях и книжниках, с которыми Он рассуждал об этом, сказано: ст.1 «Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима». Они пришли в Галилею за 150-200 км, чтобы затеять спор с нашим Спасителем. Если бы они пришли так далеко с той целью, чтобы научиться от Него, то их ревность была бы похвальна. Но они для того пришли, чтобы противостать Ему, остановить распространение Его учения. Вероятно, иерусалимские книжники и фарисея претендовали не только на превосходство, но и на власть над провинциальным духовенством. Поэтому следили за их духовной жизнью и посылали осведомителей в их среду, как это они сделали с Иоанном Крестителем, когда он начинал свое служение. Читаем об этом из Евангелия от Иоанна: Ин.1.19 «иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?»
Наш отрывок свидетельствует о том, что иудейская религия находилась в плачевном состоянии во время земной жизни Христа. Иудейские религиозные начальники придавали огромное значение омовению рук, чаш, кружек, котлов и скамеек. Они умывались с большим старанием, мыли руки свои до запястий, поднимали их мокрыми, чтобы вода стекла до локтей. Иудей должен был умыть руки до и после еды, в противном случае считали его оскверненным. Особенно они заботились о том, чтобы умыть руки, придя с торга. Под торгом понималось любое стечение народа. Предполагалось, что там могли находиться язычники или осквернившиеся иудеи, сближение с которыми означало для них оскверняться самим. Они руководствовались стихом из книги пророка Исаии: Ис.65.5 «остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя». Они говорили, что, согласно закону раввинов, хорошего умывания рук (с чего они начинали день) утром будет достаточно в течение всего дня при условии, если они будут одни. Если же им случится быть в обществе, то они не должны по возвращении ни есть, ни молиться, пока не умоют рук. Они прибавили к этому омовение чаш, кружек, котлов, которыми могли пользоваться язычники или нечистые люди. И даже скамеек, за которыми они принимали трапезу. По Закону Моисееву в некоторых случаях предписывалось омовение, но они прибавили к ним свои дополнения. И принуждали соблюдать их так же обязательно, как повеления Божьи.
Одним словом, люди, для которых важнее всего было исполнение внешних обрядов, считались в то время самыми святыми. В таком состоянии находился самый благословенный народ, которому был дан Божий Закон и обетования на горе Синай. И с которым были заключены заветы. Этот народ знал, как служить Богу, у него были священники, определенные на служение Самим Богом (потомки Аарона). Среди этого народа жили Моисей, Самуил, Давид и пророки. Человек по природе своей склонен искажать истину. Иудеи отказались от точного исполнения Божьих заповедей, изложенных в книгах Моисея и в Книге Псалтирь. Т.о., во время земного служения Господа израильский народ был как овцы без пастыря. Одно лишь соблюдение обрядов не может утолить духовных голод и освятить сердце. Да послужит нам предупреждением история иудейской церкви. Нельзя сказать, к каким страшным последствиям может привести терпимое отношение к лжеучениям. Вместо истинного поклонения Богу мы можем прийти к мытью горшков и чашек, как это случилось с книжниками и фарисеями. Если человек отворачивается от Слова Божьего, заблуждение начинает казаться ему безобидным и даже правильным.
Хотя обычаи фарисеев нам кажутся абсурдными и смешными, к сожалению, у них никогда не было недостатка в последователях. И в наши дни в некоторых церквах, где мало читают Библию и мало проповедуют Евангелие, вся вера заключается в том, чтобы соблюдать установленные обряды. Что сказать о тех, кто придает огромное значение тем церемониям, украшениям, жестам и позам в поклонении Богу, о чем в Библии не сказано ни слова? Это есть фарисейство. Что это, как ни приверженность обрядам? (Часто чисто человеческим.) Фарисейский род никогда не прерывался. Такой подход к поклонению Богу крайне вреден. Выполняя обряды, человек думает, что он отдал Богу всё, что положено, что он выполнил Божьи заповеди. На самом деле такое поклонение неугодно Богу.
Учители иудейского народа осудили учеников Христа лишь за то, что они ели хлеб, не помыв рук. Несомненно, ученики знали Закон и его применение. Но они хорошо понимали, что не следует связывать себя им. Вероятно, они видели и знали, что фарисеи наблюдают за ними. И всё же не угождали им, следуя их преданиям, но сохранили свою духовную свободу. Их праведность в этом, казалось бы, не достигала праведности книжников и фарисеев, однако в действительности она превосходила ее. Фарисеи осудили учеников, скорее, как людей, непокорных церковной власти, ее обрядовым и церемониальным законам. Они пошли с жалобой на них к их Учителю, ожидая, что Он повелит им повиноваться. Сам Господь рассуждает с фарисеями относительно авторитета, на основании которого был установлен этот обряд.
Формальное поклонение Богу абсолютно бесполезно, потому что Бог обращает внимание на сердце человека. Склоненная голова, преклонение колени, строгий вид, формальное «аминь» и привычные фразы – всё это не делает поклонение Богу духовным. Бог требует поклонения сердца. Будем помнить об этом, присутствуя на церковном собрании. Возможно, наши друзья посчитают нас примерным христианином, а ближние увидят в нас образец для подражания. Но в глазах Бога это не будет иметь никакого значения, если наше сердце отстоит далеко. Всё это ничто перед Богом, т.к. Он умеет читать тайные помышления людей. Будем помнить об этом и дома, когда мы молимся в уединении. Нет никакого смысла в том, чтобы произносить красивые слова, если сердце не поддерживает уста. Какая польза от того, если часами будем стоять на коленях, если мысли наши находятся при этом где-то далеко? Бог видит, что внутри нас и отвергает такое приношение. Только тем, кто молится сердцем, Он дает ответ. Может быть, нам кажется, что молитва наша слаба и немощна. Возможно, мы не умеем подбирать подходящие слова в молитве и нам кажется, что получается какая-то несуразица. Но если такая молитва исходит из сердца, Бог услышит ее.
Последователи некоторых христианских деноминаций очень похожи на фарисеев времени земного служения Спасителя. Они заменяют традициями своими Слово Божье и говорят, что пекутся о славе Божьей. Напр., Библия учит, что с точки зрения святости вся еда одинакова и всё Божье творение хорошо. Но они учат, что в определенные дни недели надо воздерживаться от мяса. В Библии сказано, что мы должны молиться одному Богу. Они заявляют, что молитву нужно возносить еще и Божьим ангелам и святым. Библия утверждает, что только Христос является Посредником, Искупителем и Ходатаем человеческого рода. Они сделали ходатаями своих святых. Как фарисеи, они заявляют, что если ребенок отдан в монастырь, он освобождается от сыновних обязанностей перед своими родителями. Христиан заставляют соблюдать выдуманные человеком традиции. Они кажутся вполне мудрыми, но о которых Слово Божье ровным счетом ничего не говорит. Порой обряды начинают защищать с большей ревностью, чем само Слово Божие. Напр., в Англии во время правления Стюартов пуритан преследовали, по большему счету, за несоблюдение традиций. Англиканская церковь потратила много сил на борьбу с ними, перестав обращать внимание на пьянство, сквернословие и другие грехи. Она наказывала за непослушание церковным правилам, но не обращала внимание на то, что нарушались 10 Божьих заповедей.
Обратим внимание на то, что человек часто пытается что-то добавить к Слову Божьему. В рассматриваемом нами отрывке (Мк.7.1-13) Господь Иисус трижды обвиняет в этом фарисеев: ст.7 «но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Ст.9 «хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?» Ст.13 «устраняя Слово Божие преданием вашим». Фарисеи сначала добавили свои традиции к Писанию, утверждая, что добавление это весьма полезно. Потом они поставили свои традиции на один уровень со Словом Божьим. В конце концов, стали почитать их превыше Писания. В то время, когда Господь Иисус пришел на Землю, для иудейской церкви слова людей стали важнее Слова Божьего. Повиновение традициям стало истинной верой, а повиновение Писанию напрочь забыли.
Остережемся же чтить Бога не по Слову Божию или добавлять что-либо к нему как необходимое для нашего спасения. Ведь Бог через Библию говорит: Откр.22. 18-19 «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей (об этом сказано уже в Втор.4.2): если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей. И если кто отнимет что от слов книги пророчеств сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей». Добавить что-то к Библии – это всё равно, что сказать, что Божье Слово несовершенно. И что мы лучше Бога знаем, что необходимо для спасения. Не надо пытаться разрушить авторитет Библии ни добавлениями, ни убавлениями. Только она должна быть основой нашей веры. Будем четко различать то, что заповедал Бог в Своем Слове и то, что говорят люди. Повеления Божьи необходимы для спасения, а повеления человеческие – нет. Какое-то время выдуманные людьми обряды могут быть полезны, но наше спасение не зависит от их исполнения. Для вечной жизни важны только Божьи требования. Тот же, кто пренебрегает ими, сам губит свою душу.
Пастор с женой гуляли по Лондону и набрели на улицу, которая называлась улица Благочестивого. Им рассказали, что когда-то там жил человек, чья жизнь была настолько святой, что эта улица стала известна как улица Благочестивого. Некоторым это напоминает ветхозаветное повествование о Самуиле. С юных лет и до седины Самуил искал общения с Богом и его слова были полны истины, а дела - праведности. Люди знали, что он человек Божий.
Боже! Помоги нам быть ближе к Тебе и жить по Слову Твоему. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Всемогущий, несравненный, святой и славный Господь Бог! Ты смог создать миры Вселенной Словом Своим. Мы в смиренье преклоняемся перед Тобой. Прости нашу близорукость и научи видеть Тебя во всех обстоятельствах. Помоги нам проникать в глубину, размышлять о Твоем удивительном творении и совершенном замысле. Просим, наполни нас силой свыше, чтобы мы хвалением живым могли прославлять Тебя. Могли воздать Тебе достойную хвалу за Твои великие дела и великую благодать. Ибо ничто не может быть удивительнее, чем Божья любовь, сведшая с небес Иисуса Христа и вознесшая Его на Крест. Твоей любовью мир согрет и Ты даруешь душе нашей покой. Ты зажег для нас свет спасения. Мы благодарим, что через Библию Ты говоришь нам, что Тебе нужно жертвоприношение сердца, посвящение души и подчинение жизни. Просим, помоги нам поклоняться Тебе в соответствии с Твоей волей. Помоги нам понимать Твою волю и служить Тебе и людям во всякое время и во всяком месте. Прости, что мы порой обращаемся к тому, что уводит от Тебя. Покажи нам, где нужно исправиться и дать место Святому Духу. Во имя Иисуса Христа. Аминь.