ПРОПОВЕДИ
Имена Господа Бога
Исх.3.13-14 «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов наших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есть Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».
Моисей умоляет о наставлениях в том, как ему исполнить поручение Бога. И получает таковые, чтобы быть тщательно подготовленным. Он желает знать, под каким именем теперь Господу будет угодно дать о Себе знать. И языческие боги, с которыми сталкивались и израильтяне, тоже имели имена. Поэтому Моисей предполагает, что сыны Израилевы спросят его: «Как Ему имя?» Однажды его уже спросили: «Кто поставил тебя … судьею над нами?» Тогда он не был готов к ответу и теперь не желает еще раз оказаться в таком же замешательстве. Вероятно, он хотел и сам знать имя Бога. Моисей желает получить наставления, каким именем ему заручиться для подтверждения своей власти. Он спросил имя Бога и потому, что древние люди полагали, что молитва может быть услышана лишь в том случае, если правильно названо имя того бога, кому она адресована. Когда бы и нам ни предстояло делать что-либо вместе с Господом, желательно знать: и наш долг – учесть, как Ему имя. Господь охотно дает Моисею полное наставление по этому вопросу. Имя «Я есть Сущий» указывает на то, Кем Он является в Себе. Это имя (Сущий, т.е. Иегова) означает: 1. Что Господь – самосущий. Его бытие – в Нем самом. Он ни от кого не зависит. Будучи самосущим, Он не может не быть самодостаточным, а также неисчерпаемым источником бытия и блаженства. 2. Что Господь вечный и неизменный. Он всегда тот же: вчера, сегодня и навеки.
В современном мире имя человека является лишь своего рода опознавательным знаком: его можно без всякого ущерба сменить на другое. Однако библейские имена имеют глубокую традицию, согласно которой содержат в себе определенную информацию, характеризующую их носителей. В Ветхом Завете постоянно выражается радость по поводу того, что Бог сделал Свое имя известным Израилю. И в псалмах вновь и вновь возносится хвала Божьему имени. Приведем только один отрывок: Пс.112.1-3 «Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне. Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек. От восхода Солнца и до запада да будет прославляемо имя Господне».
В книгах Ветхого Завета мы находим два главных имени Творца Вселенной – Элохим и Иегова. Элохим есть множественное число от Эль или Элах (арабский Аллах). В первом стихе Библии Бог открывается нам именем Элохим (в русском каноническом переводе – Бог): Быт.1.1 «В начале сотворил Бог небо и землю». Существительное множественного числа «Элохим» составлено из слов «Эль» – сила, сильный и «Элах» – клясться. Имя Элохим говорит и силе и верности Бога. В слове «Элохим» (множественное число) как бы сокрыта Святая Троица. Означая главным образом понятие «сильный, могущественный» или же «достойный почитания, поклонения», оно употребляется в Ветхом Завете около 2500 раз.
Встречается в Библии и имя «Элом» – «Мой Бог».
Начиная со второй главы Книги Бытие встречается и имя Иегова. Быт.2.4 «когда Господь Бог создал землю и небо». Современные ученые пишут «Яхве», тогда как традиционно произносят его как «Иегова». В русском переводе Библии его обычно заменяют словом «Господь». Первое явственное откровение Самого Бога под именем Иегова мы находим в Книге Исход (смотри выше). Позднее, когда Моисей просил позволения увидеть славу Божию, Бог расширил Свое имя. Исх.34.6,7 «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступления и грех, но не оставляющий без наказания». В главе 3 Бог ответил на вопрос, каким образом Он существует, здесь Он объясняет, каков Он в Своих действиях. Имя «Иегова» евреи считали настолько святым, что никогда не произносили его. Везде в еврейской Библии, где встречается это слово, евреи читают «Адонай» (Господь). Но если в еврейском тексте Библии написано «Адонай», то они читают «Адонай Элохим» (Господь Бог), напр., в книге Ис.50.4. Такое почитание этого имени происходило от неправильного понимания текста из Книги Левит. Читаем этот стих: Лев.24.16 «И хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его всё общество. Пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти». Имя «Иегова» никогда и никому не приписывается, кроме одного Господа Бога. Слова же «Эль» и «Элохим» применяется также духам и даже ложным Богам, лицам, имеющим дарованную Господом Богом власть. Приведем примеры. 1Цар.28.13 «вижу как бы бога (Элохим), выходящего из земли» – сказала волшебница в Аэдоре царю Саулу. И еще: Пс.8.6 «Не много Ты умалил его перед ангелами, славою и честью увенчал его». Слово «ангелами» выражено именем «Элохим». В Книге Исх.4.16 сказано, что Моисей будет вместо Бога для Аарона, а в 7.1 написано «Господь сказал Моисею: смотри, Я посылаю тебя богом фараону». В этих стихах применяется слово Элохим.
Читаем из Книги притчей: Пр.18.10 «Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен». Экономический журнал опубликовал счастливые истории людей, иммигрировавших в США и достигших больших успехов. Один человек во время войны в Европе потерял всё и вынужден был начать свою жизнь в Америке с нуля. Это как раз и было, по его мнению, тем преимуществом, которое он имел по сравнению с другими молодыми бизнесменами, получившими наследство от родителей. Им не нужно было бороться за выживание. Их «безопасность» была уже обеспечена. Из-за своей удовлетворенности этим состоянием они не продвинулись дальше того уровня, до которого дошли родители. Тот иммигрант так сказал на этот счет: «Небольшая доля безопасности иногда хуже, чем ее отсутствие». Если применить эту фразу к вечности и нашим отношениям с Богом, тогда они обретают иную значимость. «Небольшая доля безопасности» по отношению к вечности чрезвычайно опасна. Разве основанием нашей безопасности является наше крещение, посещение богослужебных собраний, обращение к пастору за советом? Если да, тогда мы действительно заблуждаемся. Истинная безопасность может быть обретена только в имени Иисуса Христа и в той защите, которую дает пролитая Им Кровь. Не удовлетворяйтесь чем-то меньшим, но спешите укрыться в крепкой башне Бога, Спасителе Иисусе Христе. Там вы можете обрести настоящую безопасность, прощение и жизнь вечную.
Можем заметить, что в последнее время люди стали всё чаще и чаще употреблять восклицание: «Боже мой!» Сплошь и рядом можно услышать: «Бог знает» или «Бог с ним». Они совершенно не вдумываются в их смысл. Когда Иисус Христос висел на кресте, Он произнес несколько фраз. И из всего, что Он сказал на кресте, особенной болью отзываются слова: Мф.27.46 «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» В словах «Боже Мой» Господь Иисус излил Свое страдание. И как бы тяжко Ему ни было, всё равно Он назвал Бога «Мой». А сравните этот вопль боли и отчаяния с тем, как в наши дни люди бросаются словами «Боже мой» по поводу и без повода». Есть разница? Эти слова для многих ничего не значат. И если слова «Боже Мой» для Иисуса Христа означали именно Его Бога, Властелина Вселенной, для многих людей это ничего не значащее междометие для связки слов. Имя Божье свято. Читаем Пс.110.9 «Свято и страшно имя Его». Если мы бездумно используем Божье имя, значит мы пренебрежительно относимся к Богу. Думайте, когда его произносите. Не бойтесь его произносить, но делайте это с благоговением. Разговаривая о Боге, будьте богобоязненны.
Имеются семь сложных имен Господа Бога, связанных со словом Иегова и показывающих Его способность ответить на всякую нужду человека. 1. Иегова-Ире – «Бог усмотрит» (Быт.22.13,14). 2.Иегова-Рафа – «Бог Целитель». Исх.15.26 «Я Господь, Целитель твой». Из контекста видно, что речь идет о готовности Бога дать человеку физическое исцеление, но вместе с тем подразумевается и более глубокое, духовное исцеление. 3. Иегова-Нисси – «Господь знамя мое» (Исх.17). Значение этого имени объясняет контекст. Врагом был Амалик – символ плоти, а сражение того дня символизировало борьбу плоти и духа. Победа полностью зависела от помощи Бога. 4. Иегова-Шалом – «Господь мира» или «Господь, посылающий мир». Суд.6.24 «И устроил там Гедеон жертвенник Господу, и назвал его «Иегова-Шалом». 5. Иегова-ра-ах – Господь – «Пастырь мой» (Пс.22). Иегова пасет Своих, которые в мире. 6. Иегова-Цидкену – «Господь оправдание наше». Иер.23.6 «Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот – имя Его, которым будут называть Его: «Господь – оправдание наше». Это имя Иеговы появляется в пророчестве о будущем восстановлении и обращении Израиля, когда Бог будет восхваляем именно так. 7. Иегова-Шаммах – «Господь там». Иез.48.35 «А имя городу с того дня будет: Господь там» (о Иерусалиме). Это имя означает неизменное единение Господа Бога с Его народом. В заветах Бога с Израилем всегда применяется только имя Иегова.
Вспомним еще стихи из Книги Бытие. Быт.14.18 «И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего». Это имя: «Бог Всевышний» (на еврейском языке Эль Элион) означает Владыка неба и Земли. И еще один стих. Быт.15.2 «Авраам сказал: Владыка Господи! Что Ты дашь мне? Я остаюсь бездетным». Слово Господи, Господь, Господин выражается здесь еврейским именем Божества – Адонай. Слово «Адонай» в Ветхом Завете применяется к Божеству и к человеку. В последнем случае это слово пишется с маленькой буквы. В применении к человеку это слово употребляется как «господин» и как «муж». Оба эти понятия присутствуют и в Новом Завете в отношениях Христа с верующими. Господь Иисус говорит: Ин.13.13 «Вы называете Меня Учителем и Господом» (Адонай). Вспомним слова ап. Павла из 2-го Послания к коринфянам: 2Кор.11.2 «Ибо я ревную о вас ревностью Божьею, потому что я обручил вас единому мужу» (Адонай).
В Библии мы можем встретить имя Господа Бога – «Владыка Господь» (по-еврейски «Адонай Иегова». В определенном употреблении это отдельное двусоставное имя. Вместе с тем оно содержит в себе значение каждого имени.
Четкое различие в применении имен Бога показано в Библии в стихах Исх.4.10-12. Читаем: «И сказал Моисей Господу». Т.к. дело идет о служении, Моисей обращается к Иегове. Далее, Моисей, чувствуя свою слабость, говорит Богу: «О, Господи (Адонай), человек я не речистый». Когда разговор затрагивает могущество Бога, то Моисей слышит голос уже не Господа-Адонай, а Иеговы, Который отвечает: «Кто дал уста человеку? Кто делает немым или глухим, или зрячим или слепым? Не Я ли Господь» (Иегова).
В Книге Бытие находим еще одно имя Господа Бога. Быт.17.1 «Авраам был девяноста девяти лет, и Господь явился Аврааму и сказал ему: «Я Бог всемогущий (по-еврейски Эль-Шаддай)»». Этимологическое значение имени Всемогущий Бог не только интересно, но, в каком-то смысле, и трогательно. Бог (Эль) означает могучий, сильный. Прилагательное «Шаддай» от еврейского слова «шад» (грудь). Обычно употребляется в Библии по отношению к женской груди. Следовательно, «шаддай» означает «полногрудный». Бог потому «шаддай», что Он кормилец, насыщает нас, заботится о нас. В духовном смысле Он – Насытитель верующего. Следовательно, слово «Преизобильный» лучше выразило бы еврейский смысл и привычное употребление в Библии этого имени.
Боже! Мы благодарим Тебя за то, что Ты открыл людям Свое имя. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Как величественно имя Твое по всей Земле! Имя Твое достославное и превыше всякого славословия и хвалы. Ты создал небо, небеса небес и всё воинство их. Ты сотворил землю и всё, что на ней, моря и всё, что в них. Ты живишь всё это, и небесные воинства Тебе поклоняются. Праведники любят Твое имя, уверены в Твоей силе и всемогуществе, осмелились полностью положиться на Твои обетования. Просим, дай им повод возрадоваться, исполни их радостью великой и неизреченной. Пусть они вечно ликуют и имеют святую радость от всего, что заканчивается Господом. Пусть радуются о Тебе, о Твоем благоволении, в Твоем спасении. Своей благодатью избавь их от страха перед злом. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.