ПРОПОВЕДИ
О вере патриарха Иакова
Евр.6.11,12 «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца; дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования».
Евр.11.21 «Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифа и поклонился на верх жезла своего».
Раскроем слова апостола. Он говорит своим адресатам: «Многими примерами вы показали свою любовь. Остается, чтобы вашей любви соответствовала ваша вера. Вам надлежит стремиться преуспеть в вере, чтобы показать перед Богом полную и твердую уверенность». Мирская философия под словом «праведность» понимает одну невинность и порядочность к людям. Бога, занимающего первое место, она лишает принадлежащих Ему прав. На самом деле христианская жизнь является праведной только тогда, когда мы изъявляем усердие и в любви и в вере. Слова «для совершенной уверенности» означают, что христианам надлежит утвердиться в правой вере, чтобы больше не колебаться и не увлекаться ветрами разнообразных сомнений. Уверенная убежденность, когда верующая душа постановляет: не подобает подвергать сомнению то, что говорит Сам Бог, Который не будет ни лгать, ни обманывать. Слово «надежда» здесь употребляется вместо «веры» из-за близости этих понятий. Итак, будем знать: истинная вера всегда соединена с надеждой. Апостол говорит «до конца» или же «до совершенства», чтобы иудеи знали, что еще не достигли цели и помышляли о дальнейшем духовном росте. Он упоминает о «ревности», чтобы они знали, что не следует праздно сидеть, а прилежно стараться. Ибо людям трудно вознестись на небеса. Особенно тем, кто едва ползает по земле. Нет ничего труднее, чем поднимать ум к небесам, когда вся сила нашей природы тянет вниз. И сатана бесчисленными уловками влечет нас к земле. Поэтому апостол заповедует остерегаться лености и расслабленности духа. Апостол противопоставляет оцепенению подражание. Ибо примеры лучше показывают нам сущность утверждения. Если бы нам предлагалось голое учение, оно затронуло бы нас не столь сильно, чем в том случае, когда мы видим исполнение требуемого от нас. «Вера» и «терпение» означают здесь стойкую веру, которой сопутствует терпение. Апостол учит о том, что отцы (предки израильтян) стали участниками обетования только вследствие несгибаемой крепости веры.
Порассуждаем о вере патриарха Иакова. Он – сын Исаака и Ревекки. Имя Иаков (по-еврейски Экев) означает «он держит за пяту», ибо при рождении он держался за пяту своего брата Исава, родившегося первым. Это слово также означает «запинающий, хитрый». Рассматривая образ Иакова, необходимо учитывать следующее: Авраам был родоначальником народа завета (народа израильского), он получил от Бога призвание и обетование. Иаков знаменит тем, что от него произошли родоначальники 12-и колен этого народа.
Иаков являет собой образец личности, в которой благодать Божия достигла своей цели. Мы можем видеть и то, что за Иакова боролись две силы: сила благодати Божьей и сила зла. Дьявол понял угрозу, которую представляет его господству на Земле появление израильского народа. Поэтому он прилагал все усилия, чтобы в Иакове и в его сыновьях выиграть это противоборство с зарождающимся Божьим народом. Божий противник старался повернуть Иакова на путь греха. Несмотря на все недостатки характера Иакова, в душе он глубоко любил Бога, почитал отца и мать. И, несмотря ни на что, любил своего брата Исава. Впоследствии это подтвердилось его поступками. По преданию он был любимым внуком Авраама.
Преимущество первородства выпало на долю его брата Исава. Иаков стал искать путей, как восхитить у него первородство, понимая, что положение первородного дает особые преимущества, имеющие значение для его жизни и жизни его потомков. Он купил первородство у Исава за хлеб и похлебку из чечевицы. Хитростью, при помощи матери Ревекки, он получил благословения отца Исаака, предназначавшиеся Исаву. Иаков ревновал о благословении, ибо понимал, что с ним связаны обетования Божии. Ревекку, которая инициировала обман, и Иакова нельзя оправдать в их кривых путях, какими они добились благословения Исаака. Господь допустил свершиться тому, что предопределила Его десница от начала. Ведь еще до рождения сыновей Господь сказал Ревекке: Быт.25.23 «два племени в чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему».
Получив хитростью благословение отца, Иаков навлек на себя гнев Исава, который грозился убить его. Мать просила его не выяснять отношения с Исавом, а идти в Месопотамию к ее брату Лавану. Отец еще раз (уже сознательно) благословил его, тем самым передав ему и его потомству благословение Авраама. И завещал ему взять себе жену из семейства родственников, живущих в Харране (Месопотамии). На пути в Харран Иакову явился во сне Господь и дал ему Свое обетование, содержащее полноту благословений. Читаем слова Господа: Быт.28.13-15 «Землю, на которой ты лежишь, я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое как песок земной». Господь повторил и подтвердил Иакову обетования, данные ранее его отцу. Вообще говоря, Бог возвестил Иакову, что Он будет для Него таким же, каким был для Авраама и Исаака. Тот, кто идет по стопам своих благочестивых родителей, имеет долю в их завете и право наследования привилегий. Иакову даны новые обетования, весьма актуальные в его нынешнем положении. Он боялся опасности, исходившей от его брата Исава. Но Господь обещал хранить его. Иаков не знал, но Господь предвидел, что на службе у своего дяди он столкнется с трудностями, поэтому обещает хранить его в любом месте. Господь допускал эти страдания у Лавана, имея целью привести своего раба к осознанию и исповеданию греха с тем, чтобы лукавый ничего не имел в нем.
Когда Иаков уже возвращался домой, при речке Иавоке он боролся с Богом. Читаем только часть из этой истории. Быт.32.26 «И сказал (Ангел): отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». В стихах 24-32 главы 32 написана удивительная история борьбы Иакова с Ангелом, в которой он побеждает Его, о чем упоминается в книге пророка Осии 12.4. Иаков помог своим женам и детям переправиться через речку и захотел уединиться, чтобы еще раз выразить свой страх и озабоченность перед Богом в молитве. Кто бы ни был этот Ангел (есть разные мнения), мы можем быть уверены, что Божье имя было на Нем. Казалось, что Сам Бог выступил против него как противник, усугубляя его испытания, чтобы воспрепятствовать вхождению в обетованную землю. Считают, что Иаков не отпускал Ангела своими мольбами со слезами, ибо жаждал получить благословение Божье и защиту. Иаков добился своего в своем противостоянии: «Ангел не одолел его» (ст.25). Т.е. упадок духа не сокрушил его веру, и его молитва не утихла. И Иаков, а также и мы можем превозмогать Бога только лишь Его силой. Это Его Дух Святой ходатайствует за нас и подкрепляет нас в немощах наших. Ангел взял бедро Иакова, демонстрируя ему возможности Свои. И показал, что он борется с Богом. Ведь ни один человек не может лишь прикосновением отделить суставы бедра. Бедро Иакова было повреждено. Ангел с удивительным снисхождением просит отпустить Его. Мог ли могущественный Ангел освободиться от захвата Иакова? Конечно, мог, но тем самым он облачил почестями веру и молитву Иакова. «Ибо взошла заря», т.е. Он больше не будет задерживать Иакова, у которого много дел и дальняя дорога. Иаков проявляет благочестивую настойчивость: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». Он полон решимости воспользоваться случаем. Он не был намерен впустую бороться всю ночь, но в смирении решил получить благословение. Тогда Ангел, видя его неотступность, спросил его: ст.27 «Как имя твое?» Ангел как бы спросил Иакова: «Ты усиленно добиваешься благословения Божия, но какое имя ты носишь?» Иаков понял, что ему надо исправить свой жизненный путь. Ввиду того, что благословение отца, принадлежащее другому, было получено им неправедным путем, Иакову необходимо было получить благословение от Бога святым путем. Господь даровал ему благословение и новое имя. Ангел сказал ему: Быт.32.28 «отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Ангел сказал ему: «Благодаря своей отваге получишь имя Израиль (Божий герой, князь Божий)». Это имя значительнее имени любого из самых известных людей на Земле. Иаков получает славное имя от Бога, от Того, Кто является источником славы и чести. Но это еще не всё. Имея силу с Богом, он будет также обладать силой в общении с людьми. Добившись благословений небесных, он, вне сомнения, добьется благосклонности Исава. Кто бы ни был нашим врагом, если мы сумеем обрести мир с Богом, то обязательно преуспеем, проявляя через веру силу Божью здесь, на Земле.
Теперь коснемся текста, относящегося к Иакову из 11-ой главы Послания к евреям. Евр.11.21 «Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифа и поклонился на верх жезла своего». Всё, что происходило в израильском народе достопамятного, апостол приписывает вере. Он выбирает немногое из весьма многочисленного. Как, напр., приведенный им случай. Ведь Ефремово колено превосходило остальных настолько, что все остальные как бы скрывались под его тенью. Ибо Библия часто называет этим именем сразу все десять колен северного царства. Однако Ефрем был младшим из двух сыновей Иосифа. И, в то же время, когда Иаков благословил его и его брата, оба были малышами. Что же такого увидел Иаков в младшем, что предпочел его старшему? Кроме того, совершая этот поступок, Иаков имел подслеповатое старческое зрение. Но он не случайно положил правую руку на голову Ефрема. Ибо Иаков сложил руки крестообразно. Кроме того, он присваивает Ефрему сразу две доли в земле обетованной. Здесь нет ничего разумного, если не господствует вера. Когда Иаков окончил благословение Ефрема и Манассии, он «поклонился на верх жезла своего». Поклонение его было символом благодарения. Поклонился он Богу, Который так возвысил его сына. Он прославил Бога за то, что он сделал для него самого и за те блага, которые он видел в будущем. Он «поклонился на верх жезла своего», потому что он хотел поклониться Богу не только духом, но и телом, хотя и не смог это сделать так, как того ему хотелось. Он не захотел свою немощь делать оправданием для пренебрежения поклонением Богу. Иаков показал этим свою зависимость от Бога. И засвидетельствовал о том, что был странником здесь, что он утомился от странствования в этом мире и готов идти на покой.
Давая Иосифу наказ похоронить его в Ханаанской земле, в гробнице отцов, он берет с него обещание, которое подразумевает серьезность завещанного дела. Иаков со всей ясностью понимает, что будущее израильского народа не в Египте, где теперь он находился, а в обетованной земле. С нею связаны все планы Божии, их призвание и благословение. Поэтому он пророчески возвещает Иосифу: Быт. 48.21 «Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших». Награжденный венцом Божьей славы патриарх Иаков отошел от Земли, выполнив ответственную задачу жизни на высшем уровне. Но его славное имя осталось на Земле. Его новое имя Израиль навсегда закрепилась за еврейским народом.
Во время обсуждения трилогии «Властелин колец» один из подростков сказал, что предпочитает книги экранизациям. На вопрос «Почему?» он ответил: «В книге можно оставаться столько, сколько хочешь». Есть что-то уникальное особенно в притягивающей силе Библии, когда мы погружаемся в описываемые события. В главе 11 Послания к евреям, которую называют «галереей героев веры», перечисляются 19 великих людей Ветхого Завета. Каждый из них прошел путем трудностей и сомнений. Но про них написано: Евр.11.13 «Все они умерли в вере, не получив исполнения обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле». Нужно остерегаться беглого чтения Библии без размышления о людях и событиях, описанных в тексте. Оставшись в Слове подольше, мы будем увлечены жизненными драмами людей, таких же, как мы. Людей, которые решили рискнуть всем, полагаясь на верность Бога.
Боже! Помоги нам следовать примеру патриарха Иакова. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за дар веры. Ты не требуешь от нас веры в абсурд. Ты хочешь, чтобы мы верили в то, что Ты говоришь через Библию. Даже если мы не вполне понимаем пути Господни, мы можем положиться на достоверность Его Слова. Мы благодарим, что Ты даешь нам благодать верить, что Ты можешь сделать то, что обещал и обязательно сделаешь. На Тебя действительно можно положиться. Ты покажешь нам недоступное, то, чего мы не знаем и не познаем без молитвы. Благодарим, что когда мы сделаем шаг веры, Ты изменяешь нашу жизнь буквально на глазах. Просим, помоги нам осознать, что без веры в Бога не бывает духовных перемен к лучшему. Дай нам детскую веру, которая видит не свой страх, а Тебя, нашего Небесного Отца. Она верит, что даже наши проблемы и испытания служат нам во благо и обращаются во славу Божию. Помоги нам помнить, что всё, что нас пугает, позволяет нам обрести силу знания Тебя и упования на Тебя. Мы благодарим, что верой мы можем проникнуть сквозь нынешнюю беспросветную мглу и увидеть вечную славу, которая ожидает нас. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.