ПРОПОВЕДИ
Не пища оскверняет человека
Мк.7.14-15 «И призвав весь народ, говорит им: слушайте Меня все и разумейте. Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека».
В первых 13-и стихах этой главы содержится рассуждение Господа Иисуса с книжниками и фарисеями о вкушении пищи неумытыми руками. Его ученики не следовали преданию старцев – ели неумытыми руками. Господь рассуждает с духовными руководителями относительно авторитета, на основании которого был установлен этот обряд. Затем Он дает наставление не только книжникам и фарисеям, но всему народу в отношении принципов, на которых был основан обряд омовения. Это наставление необходимо было для всех, ибо оно касалось повседневной жизни. И предназначалось для исправления серьезного заблуждения, в которое старейшины ввели народ. Поэтому Христос призвал уже весь народ и побуждал его слушать и разуметь. Мк.7.14 «И призвав весь народ, говорит им: слушайте Меня все и разумейте». Недостаточно, чтобы простые люди только слушали, они должны разуметь и то, что слышат. Читая дальше эту главу, мы видим, что люди понимают духовные истины с трудом. Испорченность человеческой природы поражает не только сердце, волю и сознание, но и разум и память. И лишает способности тех понимать Божьи истины, которые прекрасно понимают всё, что касается мирской жизни. Поэтому Господь говорит: ст.14 «Слушайте Меня все и разумейте». А к ученикам Он обращается словами: ст.18 «неужели и вы так непонятливы». Народ, в том числе и ученики, привыкли к традициям, им трудно было переориентироваться.
Господь захотел исправить понятие народа относительно того, что оскверняет человека. Это понятие грозило и сейчас грозит опасностью причинить нам вред. Он говорит: ст.15 «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека». Оскверняет не пища, которую мы едим, пусть даже неумытыми руками, ибо она не делает ничего, кроме того, что входит извне в человека и проходит через него. Но то, что исходит из нас, исходит из нашего порочного сердца, то оскверняет нашу душу и совесть, делает нас виновными и отвратительными в глазах Божьих. В глазах Бога сердце человека – главный источник его нечистоты. Нравственная чистота человека не зависит от того, умыт человек или нет; прикасался он к какому-то предмету или нет; ел какую-то пищу или нет – как этому учили книжники и фарисеи.
Люди, даже знающие эти слова Господа, часто забывают об этой истине. Они редко вспоминают о первородной греховности и склонности человека к злому. Если человек поступает плохо, его поведение объясняют влиянием плохих друзей, искушением или происками дьявола. Мы часто забываем, что каждый человек имеет внутри себя источник нечестия. Нам не нужна плохая компания, чтобы научиться злому. Нам не нужны искушения дьявола, чтобы впасть в грех. Всякий грех берет начало в нас самих. Внешние факторы могут стать лишь запускающим импульсом.
Особенно об этом нельзя забывать тогда, когда мы воспитываем своих детей. Как бы мы ни любили их, какими бы милыми они ни выглядели, никогда нельзя забывать, что в их сердце есть семя зла и нечестия. Держа детей дома, их не спрячешь от греха: он живет в их сердце. Какие бы меры предосторожности мы ни принимали, наш ребенок всё равно не будет в безопасности до тех пор, пока не изменится его сердце. Если ребенок поступает дурно, мы чаще всего обвиняем его друзей. Если это не наш ребенок, то родителей, которые его плохо воспитали. Но это глупо и недальновидно. Конечно, плохие друзья и подруги, плохая компания, плохое воспитание – это большое зло. Но никакая плохая компания не научит ребенка и половине того, чему может научить его собственное сердце, не обновленное Святым Духом. Всякое нечестие берет начало изнутри. Лучше всего: просить родителям у Бога обратить их детей с таким усердием, с каким они пытаются оградить их от дурных товарищей. В таком случае они просят о большей безопасности своих детей. На Западе многие родители, чтобы оградить своих детей от дурного влияния, дают им домашнее образование. Они забывают учение Иисуса Христа о человеческом сердце. Можно воспитывать ребенка дома, но, если его сердце не изменится, он всё равно предпочтение даст греху.
Наедине Господь объясняет ученикам наставление, данное народу. Они спросили Его: ст.17 «И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче». Они сочли сказанное Господом за притчу. Господь укоряет их за недогадливость: ст.18 «неужели и вы так непонятливы?». Господь как бы сказал: «Неужели вы так же непонятливы как народ, не могущий понять эту истину. И как фарисеи, не желающие ее понимать». Он объясняет им Свои слова, чтобы они могли понять их, а потом и уверовать в эту истину. Ибо она несет с собой свое собственное доказательство. Некоторые истины доказывают сами себя, если только их правильно объяснить и понять. Если мы правильно понимаем духовную природу Бога и Его Закона, то истинно понимаем, что оскорбляет Его и делает нас непригодным для обращения с Ним. Тогда скоро поймем что: 1. Пища и питие не оскверняют нас и не требуют никакого религиозного омовения. 2. То, что исходит из сердца, испорченного сердца, то оскверняет нас и требует религиозного омовения. Злые мысли и чувства, слова и поступки – они и только они оскверняют нас. Поэтому мы должны заботиться о том, чтобы смыть злое с сердца своего.
Из разбираемого нами отрывка (Мк.7.14-23) мы узнаем, что в человеческом сердце содержится очень много зла. Господь Иисус говорит: ст.21-22 «Ибо изнутри, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребства, завистливое око, богохульство, гордость, безумство». На некоторых из этих факторов остановимся более подробно. «Злые помыслы» – в современном переводе Библии называются злыми рассуждениями. «Прелюбодеяние» – в Священном Писании это всякое добровольное сожительство состоящего в браке лица с кем бы то ни было, кроме его (ее) законной супруги (супруга). Запрет на прелюбодеяние дан в интересах святости дома и семьи. «Любодеяние» – в современном переводе блуд. В ограниченном смысле это добровольное соитие между неженатым мужчиной или незамужной женщиной и лицом противоположного пола. Слова «убийства» и «кражи» надо понимать в широком смысле, как в Десяти Заповедях (Напр., в «убийство» входит и убийство словом. В «кражу» входит и обман.). «Лихоимство» – неумеренные желания мирского богатства и чувственного удовлетворения, всё больше и больше кричащего: давай, давай. «Злоба» – т.е. ненависть, недоброжелательность, враждебность, желание причинить вред и наслаждение от нанесенного вреда. «Коварство» – это злоба, которая скрывается и маскируется, чтобы проявлять себя наиболее действенно. «Непотребство» – это грязные и глупые разговоры, глаза, полны прелюбодеяния и голова, полна всяческих распутных мыслей. Сюда можно причислить и пьянство, курение, чрезмерное увлечение телевизором, Интернетом, книгами, игры в карты и т.п. «Завистливое око» – это алчный и жадный глаз. Или когда мы попрекаем других за то, что мы дали им или сделали для них. Или огорчаемся, когда другие живут хорошо, делают доброе, когда видим успех других. «Гордость» – это превозношение над другими, ложное самомнение и высокомерное отношение к другим людям. «Безумство» – в современном переводе Библии неразумность, нерассудительность. Некоторые понимают под ним тщеславное хвастовство, потому что здесь оно стоит рядом с гордостью. Здесь имеется в виду и необдуманность в речах и действиях, являющаяся причиной многих зол.
Обратим внимание на то, что Господь говорит о сердце каждого человека, а не о сердце какого-нибудь закоренелого преступника или тюремного заключенного. Господь говорит о всем человечестве. Семена зла находятся в каждом из нас. Они могут не прорастать в течение всей нашей жизни. Возможно, что страх перед наказанием или осуждением окружающих, боязнь утраты авторитета или всемогущая благодать Божья не дают им взойти, проявить себя. Как же должны смирять нас слова из Книги пророка Исаии. Ис.64.6,7 «Все мы сделались (в глазах Божьих) – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. И нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться за Тебя». Бог видит, что в каждом из нас живет зло, которого мир не замечает, но Бог умеет читать в нашем сердце. Поэтому из всех грехов, к которым мы склонны, самый абсурдный – ложная самоправедность.
Ничто не является нечистым через Иисуса Христа, или ничто не является нечистым само по себе, т.е. по собственной природе и внутренней сущности. Но только лишь из-за внешнего мнения и убеждения. Об этом читаем слова ап. Павла из Послания к римлянам. Рим.14.14 «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто». Мы читали о личной убежденности ап. Павла по данному вопросу. «Я знаю и уверен» - он абсолютно уверен, без всякого сомнения или смущения. И добавляет слова «в Господе Иисусе», т.е. из-за того факта он чувствует смелость, что он во Христе. И по Его благодеянию и благодати происходит то, что Господь благословляет для нас употребление всякого творения, которое иначе было бы проклято в Адаме. Апостол здесь же хочет противопоставить свободу, данную Христом, законническому рабству, чтобы люди не думали, что обязаны соблюдать то, от чего их освободил Христос. Слова «только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» учат нас и тому, что нет ничего настолько чистого, чтобы его не смогла осквернить поврежденная совесть человека. Ибо одна лишь вера и одно лишь благочестие освящает для нас всё. Неверные же, будучи оскверненными изнутри, даже своим прикосновением оскверняют всё вокруг (Тит 1.15). Апостол провозглашает, что для чистой и правой совести никакая пища не нечиста. И нет никакого препятствия для нас чистым образом пользоваться ей, если только не вследствие заблуждения и ошибки. Поскольку если кто вообразит в пище какую-то нечистоту, то уже не сможет свободно ее употреблять. Апостол немного ниже добавляет: смотреть надо не на саму пищу, но на братьев, перед которыми мы едим. Ибо мы не должны настолько безразлично употреблять дары Божьи, чтобы не покоряться при этом любви. Итак, слова апостола имеют следующий смысл: я знаю, что всякая пища чиста, поэтому даю тебе свободу, позволяю твоей совести не сомневаться. И не удерживаю тебя от самой пищи, но, оставив в стороне саму пищу, я хочу, чтобы ты не пренебрегал любовью к ближним своим. Пищей в данном месте апостол называет мирскую, ту, что повсеместно употребляется нечестивыми. Чтобы противопоставить ее той, что особо освящено для употребления верующих.
Английский писатель Ивлин Во писал так, что в его текстах отражались все изъяны его характера. В дальнейшем он стал христианином, но с языком всё еще имел проблемы. Однажды какая-то женщина спросила его: «Мистер Во, как вы можете вести себя таким образом и называться христианином?» Он ответил: «Мадам, я, наверное, действительно так плох, как вы говорите. Но, поверьте, если бы не моя вера, я бы вообще не был похож на человека». Царь Давид тоже знал, что только Бог может изменить порочное человеческое сердце. Поэтому восклицает: Пс.50.12 «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». Давид молится об освящающей благодати, и этого так же, как прощения и мира, больше всего жаждет каждый раскаявшийся грешник. Больше всего он заботится о том, чтобы изменилась его порочная природа. Он увидел, каким порочным является его сердце. Он горько оплакивает этот факт, но видит, что не в силах его изменить. И поэтому просит Бога.
Боже! Сотвори и в нас сердце чистое, ибо только Ты, сотворивший сердце, можешь сделать его новым. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Через Библию Ты говоришь нам, что нет ничего в себе самом нечистое, всякое Божье творение хорошо. Ты также наставляешь нас, что оскверняет нашу душу и совесть то, что исходит из нашего порочного сердца. И что одна лишь вера, одна лишь благодать освящает для нас всё. Твои Слова – опора нам в пути, светильник яркий, что зажжен Тобой, чтобы дать нам жизнь и спасти нас от греха. И Ты отворишь нам врата в святой покой. Мы приносим Тебе свою внутреннюю борьбу, потому что Ты всё о ней знаешь, но всё равно любишь нас. Научи нас полагаться на Духа Святого. Сердце чистое сотвори в нас, и дух правый обнови внутри нас. Преображай нас в образ Твоего Сына. Аминь.