ПРОПОВЕДИ
Блажен ищущий и слушающий мудрость
Пр.8.34-36 «Блажен человек, который слушает меня (мудрость); … Потому что кто нашел меня (мудрость) тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа. А согрешающий против меня (мудрости) наносит вред душе своей; все, ненавидящие меня (мудрость), любят смерть».
Автор притчи выражает уверенность в блаженстве тех, кто слушает Премудрость (Христа). Они ищут Премудрости и найдут то, что ищут. Но станут ли они лучше, если найдут ее? Да: «кто нашел мудрости, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа». Т.е., получит то блаженство и те блага, в которых нуждается сам и в которых нуждается его душа. Нашедший Христа получает выгоду от этого – он находит жизнь, ибо Христос есть жизнь для верующих. Он «получит благодать от Господа», Который благоволит к тем, кто во Христе. Мы не можем обрести благоволение Бога, пока не найдем Христа и не будем найдены Богом в Нем. Участь тех, кто отказывается от Христа и Его предложений: «они наносят вред душе своей». Христос не будет их спасать, т.к. они ни во что не ставили все Его советы. Их вина огромная: они согрешили против Мудрости, восстали против ее света и закона, и своим безрассудством обидели ее. Они согрешили против Христа, с презрением противодействовали Его силе и целям Его земного служения и смерти. Они возненавидели Его. Они – Его враги, которые не хотят, чтобы Он царствовал над ними. Их наказание будет справедливым, ибо они сами навлекли его на себя. Те, кто обижает Христа, причиняют себе огромный вред, ибо наносят вред душе своей. Они ранят свою совесть, пятнают и бесчестят свою душу. Всё это делает их ненавистными в глазах Бога и непригодными для общения с Ним. Они обманывают сами себя, лишают себя спокойствия и губят себя. Тот, кто конфликтует с Христом, готовит собственную гибель. Они любят то, что в итоге приведет к смерти. И удаляются от того, что могло бы быть их жизнью.
Оказывается, что сказки о трех желаниях встречаются почти в каждом народе. Сюжет сходен: является некий благодетель и предлагает главному герою три желания. Полагаем, что эти сказки появились из-за того, что все мы хотим чего-то такое, чего нельзя достичь обычным путем. Даже в Библии есть повествование об исполнении желаний. Это произошло с молодым царем Соломоном, которому во сне явился Господь Бог. Он сказал: 3Цар.3.5 «Проси, что дать тебе?» Соломон мог попросить чего угодно: богатства, славы, могущества. Но он не попросил ничего из перечисленного, а пожелал иметь «сердце разумное» (3Цар.3.9) или «сердце слушающее», т.е. способное смиренно учиться у Бога. Молодой, неопытный царь, отягощенный ответственностью за Божий народ, понимал, как нуждается в Божьей мудрости. Представьте себе, что Бог предлагает вам исполнить любое желание. Чего бы вы попросили? Здоровья и благополучия? Денег и престижа? Или всё же мудрости, святости и любви?
Ученика христианской школы замучили домашние задания, и он напомнил учителю слова из Библии: Еккл.1.18 «Кто умножает познания, умножает скорбь». Но задания, какими были, такими и остались. Скорбь этого ученика стала не меньше. Эти конкретные слова из Библии были в данном случае не совсем уместны. Чем больше мы познаем Бога, тем больше мы славим Его. Такое познание полезно, полезно для нас самих: получаем Божьи благословения.
Некий охотник за сокровищами искал клады и находил их. В том числе в 1985г. после 16-и лет поисков нашел затонувший испанский корабль. Водолазы подняли с каравеллы сокровищ на многие миллионы долларов. А в Библии сказано про сокровище, которое дороже любого золота, серебра или драгоценных камней. Пр.3.14,15 «Потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота. Она дороже драгоценных камней, и ничего из желаемого тобою не сравнится с нею». Здесь говорится о Божьей мудрости. Царь Соломон, обладавший золотом, серебром и драгоценными камнями, говорит о лучшем приобретении. Божья мудрость – это сокровище. Она – это не просто знание, это умение применять свои знания в жизни. Блаженство тех, кто обретает ее – это необыкновенное блаженство. Его нельзя обрести в богатстве этого мира, как бы много мы ни имели. Не только надежнее, но и выгоднее приобретать мудрость, Христа, благодать и духовные благословения, чем серебро, золото и драгоценные камни. Представим себе человека, имеющего всё это в изобилии. Тем не менее, всё это не поможет ему приобрести небесную мудрость. Всё это не возместит недостаток небесной мудрости и не послужит выкупом за душу, утерянную из-за собственной глупости. Всё это не сделает человека и наполовину блаженнее в этом мире по сравнению с теми, кто имеет истинную мудрость. Хотя они и не имеют всех этих мирских богатств. Небесная мудрость обеспечит нас и сохранит для нас то, что нельзя купить за серебро, золото и драгоценные камни. Не пережить нам полного счастья, если разум наш не будет поглощен этим поиском. Человек сомневающийся никогда не найдет эту драгоценность. Так, ценим ли мы Божью мудрость? Гоняемся ли за ней с таким же азартом, с каким люди гоняются за богатством и кладами? Если да, то мы получим величайшую награду, которая только может быть доступна нам в жизни – познание Бога. Приведем высказывание адмирала Нельсона: «Что толку мне, когда на склоне лет я весь в дипломах, почестях, наградах, но мудрости от Бога нет как нет? А мне ее сейчас как раз и надо».
Библия различает мудрость божественную, человеческую и бесовскую.
О божественной мудрости прочитаем из Послания Иакова: Иак.3.17 «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и не лицемерна». Божественная мудрость позволяет человеку вести праведную и добродетельную жизнь. Эта божественная мудрость охватывает разные стороны нашей духовной жизни. 1. Она помогает человеку соблюдать Божьи заповеди. Пр.4.11 «Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым». Бог должен руководить каждым нашим шагом, одобрять некоторые наши поступки, а некоторые – запрещать. «Путь мудрости» обязательно приведет к счастливой жизни, ибо она проходит в Божьем присутствии. Этот путь, хотя иногда трудный, но «прям». 2. Божественная мудрость наделяет человека благоразумием. Пр.8.12 «Я, премудрость, обитаю с разумом, и ищу рассудительного знания». Рассудительность обычно считается нравственным качеством. Здесь мы видим, что это божественное свойство. Божественная мудрость обитает с разумом, но не с человеческой мудростью. Обитает с истинным благоразумием, которое способствует правильному построению образа жизни. С той мудростью, которая во всех ситуациях не только охраняет от зла, но и направляет. 3. Божественная мудрость наделяет человека смирением. Пр.10.8 «мудрый сердцем принимает заповеди». Этот стих говорит о блаженстве смиренных, послушных людей. Они принимают Божьи заповеди как привилегии. И великое облегчение для них, когда они ими управляют и они избавлены от необходимости обдумывать и решать за самих себя. Они считают великим одолжением, когда им говорят об их долге и назидают их относительно его. В этом проявляется их мудрость. Кто подобным образом уничижается, тот устоит и будет утверждаться. Получив добрый совет, он будет процветать. 4. Божественная мудрость основана на страхе Божьем. Иов 28.28 «страх Господень есть истинная премудрость». И еще один стих: Пр.9.10 «Начало мудрости – страх Господень». Сердцем человека должен двигать страх Божий. Благоговение перед Божьим величием, страх перед Его гневом являются началом, первым шагом к истинной религии, откуда начинаются остальные ступени. Голова должна быть заполнена знаниями о Боге. 5. Божественная мудрость бесценна для того человека, кто ею обладает. Иов 28.13 «не знает человек цены ее» (мудрости).
О человеческой мудрости прочитаем слова ап. Павла из Первого послания к коринфянам. 1Кор. 2.4-5 «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божьей». Апостол не хотел ни пленять слух коринфян красноречивыми выражениями, ни поражать их воображение высокими полетами мысли. Божественная мудрость не нуждается в человеческих украшениях. Он провозглашал божественные откровения. Красноречие, философское искусство и аргументация не могли бы прибавить веса тому, что было зарекомендовано Божьим авторитетом. Гордая человеческая мудрость презирает божественную и приводит только к разрушению. Мудрость человеческая может быть злой и проклятой Богом. Иер.8.9 «Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть; вот они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?»
О бесовской мудрости прочитаем из Послания Иакова. Иак.3.13-16 «Мудр ли и разумен кто из вас? Докажи это на самом деле добрым поведением с мудростью и кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская; ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и всё другое». Выше апостол осуждал грехи, возникающие от желания показать себя более мудрыми людьми, чем другие. И наделенными большими познаниями, чем они. В этих стихах он показывает разницу между притязаниями людей на мудрость и их действительным состоянием. Он показывает также разницу между мудростью снизу (от земли или из преисподней) и мудростью свыше. Истинная (Божья) мудрость узнается по ее делам, а также по кротости духа и нрава. Мудрость проявляется в том, чтобы благоразумно обуздывать свой гнев и терпеливо сносить гнев другого. Когда мы спокойны и кротки, мы лучше всего способны как выслушивать доводы других людей, так и с любовью, спокойно говорить.
В Библии можно найти следующие рекомендации для приобретения мудрости. 1. Мудрость надо искать, приобретать и беречь. Пр.4.5-6 «Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай этого, и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя». Обратим внимание на то, насколько ревностно это увещание. Бл. Августин так говорил Богу об отце: «Мой отец никогда не беспокоился о том, чтобы направить меня к Тебе». Получив небесную мудрость, постараемся не забывать ее и не уклоняться от нее. Мы призваны любить мудрость. Иероним, уже в старости, писал своему другу: «Умоляй за меня, седовласого, Господа, чтобы спутницей моей была Мудрость, о которой написано: «люби ее, и она будет оберегать тебя»». 2. Чтобы обрести мудрость, надо размышлять над Словом Божьим. Не будем жалеть времени на Библию, и откроем в ней сокровищницы мудрости Божьей. 3. Чтобы обрести мудрость, надо следовать Божьему Слову. Пр.8.33 «Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него». 4. Чтобы обрести мудрость, надо молиться о мудрости. Иак.1.5-6 «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков – и дастся ему. Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен волне, ветром поднимаемой и развеваемой». 5. Чтобы обрести мудрость, надо внимать праведному совету и не тратить время на пустяки. Как же легко мы отвлекаемся на проблемы, которые, в конечном счете, не будут иметь для нас абсолютно никакого значения. Моисей знал, что жизнь коротка, и молился так: Пс.89.12 «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое». Думать будем, в первую очередь, о вечности.
Боже! Помоги нам готовиться к тому, чтобы встретить Спасителя Иисуса Христа с мудрым сердцем! Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Через Библию Ты говоришь нам, что мудр не тот, кто много книг прочитал, кто из них себе воздвиг пьедестал. Разумом к спасению не пробиться, логикой грехов не зачеркнуть. Нужно просто склониться у Креста и к Христу воскресшему прильнуть. Мудр тот, кто ищет, приобретает и бережет Божью мудрость. Мудр тот, кто следует Божьему Слову, кто отвергает всё то, что мир из рук не выпускает. Просим, научи нас, Спаситель, Твоей мудрости святой. Ты – единый наш Учитель, жить хотим мы лично Тобой. Удержи наши уста, когда мы впадаем в искушение сказать то, чего не должны говорить о людях, созданных по Твоему образу. Пусть наши слова исцеляют, а не ранят, пусть в нас отразишься Ты. Прости нас за то, что мы не пользуемся в должной мере тем умом Христовым, который Ты нам дал. Помоги нам следовать за Спасителем Христом, ибо наша мудрость превращается в глупость, если мы идем не за Ним. Просим во имя Иисуса Христа. Аминь.