ПРОПОВЕДИ
Природа и формы гордости
Пс.130.1 «Господи! Не надмевалось сердце мое, и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое».
Данный псалом представляет собой уединенную беседу с Господом вдали от общества других людей. Господу мы можем доверить то, что не предназначено для человеческого слуха. Решаясь взывать к Нему, человек должен быть уверен в чистоте своих намерений и желаний. В начале псалмопевец говорит о своем сердце, ибо оно играет определяющую роль в нашей личности. Если в сердце поселяется гордыня, она оскверняет всего человека. Так, как из загрязненного источника никогда не потекут потоки чистой воды. Блажен человек, познавший собственное сердце и готовый говорить о нем с Господом. Сердце человеческое лживо и в высшей степени порочно, кто познает его без наставления Святого Духа? Еще более благословен тот человек, кто, наблюдая за собой, может торжественно заявить перед лицом всеведущего Бога, что сердце его «не надмевалось». Он не возносится над ближними, в душе его нет места презрению и лицемерию. Он не хвалится прежними свершениями и не строит честолюбивых планов на будущее. «И не возносились очи мои». Наш взор устремляется к тому, чего желает наше сердце. Взгляд всегда следует за желаниями. Давид (автор псалма 130) не стремился к возвышению, которое льстило бы его самолюбию. И не презирал окружающих, как низших себя. Горделивый взор противен Господу. Даже сами гордецы не терпят надменного выражения на лицах других. «И не входил в великое». Простому человеку надлежит заниматься своими делами и позволить другим решать его собственные проблемы. Будучи здравомыслящим человеком, Давид не пытался проникнуть во скрытое от его взора. Он не был склонен к пустым измышлениям, заносчивости и излишней самоуверенности. Благо тому, кто, упражняясь в благочестии, находит свое место в жизни и не стремится его покинуть. Многие лишились праведности в погоне за величием. Они не желали довольствоваться назначенным им Богом уделом, прельстившись богатством и властью. «И для меня недосягаемого». Мудр человек, знающий себе цену, трезво оценивающий свои возможности. Глупо было бы стремиться к непостижимому, напрягая все силы и, в конце концов, причиняя вред самому себе. Некоторые из людей столь тщеславны, что с презрением отвергают посильную им задачу и берутся за непосильную.
Вольтер сказал однажды: «Я довольно долго слушал, что 12 человек (он имел в виду апостолов Христа) основали новую религию, но имею удовольствие доказать, что достаточно одного, чтобы искоренить религию навсегда». Известно, что последние трое суток этого человека прошли в ужасе. Он ужасался наказания Бога, Того, Кого презирал всю жизнь. В его парижском доме находится склад Библейского общества.
Переходим к рассмотрению гордости. Гордость, о которой мы собираемся говорить – это завышенное самомнение человека. Она считается грехом, потому что заставляет человека думать, что можно быть независимым от Бога, и ощущать превосходство над ближними, а часто и безразличие к ним.
Рассмотрим природу гордости. Ее описывают, как помышление сердца человека: Лк.1.51 «Явил силу мышцы Своей, рассеял надменных помышлениями сердца их». Гордые люди рассчитывают преодолеть любое препятствие, идти своим путем и творить свою волю. Но Бог «рассеивает надменных помышлениями сердца их», расстраивает их мероприятия, разрушает их планы. И, больше того, унижает и низлагает их посредством тех же самых замыслов, благодаря которым они думали возвыситься и утвердиться. В то время как смиренных, которые не надеялись добиться чего-то своими силами, чудесным образом возвышает.
Гордыня лишает нас возможности быть полезными Богу. Для того чтобы Он мог использовать нас, необходимо сначала осознать свою беспомощность и слабость. Генри Мурхаузу было 21 год, когда он уверовал и Господь спас его, и призвал на Свою службу. Его проповеди помогли многим людям в США и Англии прийти к Иисусу Христу. Но вначале все его выступления в Канаде окончились полной неудачей. Мурхауз упорно молился день и ночь, пытаясь понять, в чем же дело. И умолял Господа открыть ему причину неудач. Однажды, гуляя в Канаде по городу, он увидел афишу, возвещавшую: «Приглашаем вас на выступление Генри Мурхауза, самого знаменитого проповедника в Англии!» «Так вот в чем дело!» – воскликнул Мурхауз и немедленно направился в комитет по проведению проповеднической компании. «Наконец-то я увидел, как вы рекламируете мои выступления» – сказал он им. «Не удивительно, что Святой Дух отказывается помогать мне. Да и как может Он помочь, когда вы даже словом не упомянули в афише Иисуса Христа. Он один достоин поклонения и восхищения, а я лишь жалкий слуга Его, которому выпала великая честь проповедовать благую весть о Нем». Афиши были немедленно сняты, и Господь обратил многих людей и в Канаде через Мурхауза к Христу. Запомним стих из Библии: Прит.16.5Мерзость перед Господом всякий надменный сердцем».
Гордость проявляется, когда мы замечаем, что отличаемся от других и поэтому чувствуем свое превосходство. Об этом в Библии сказано следующее: 1Кор.4.7 «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» В этом разделе ап. Павел прямо предупреждает коринфян, чтобы они остерегались гордости, превозношения и самодовольства. Он объясняет им, что всеми своими отличиями они обязаны Богу. Чем им хвалиться, если все свои дары они получили от Бога? Они их получили, и поэтому не могли хвалиться ими как своими собственными, не оскорбляя при этом Бога. Вместо того чтобы тщеславиться ими, они должны были бы чувствовать себя должниками Богу, обязанными Его щедрости и благодати. Но это относится и к нам, это общий принцип: у нас нет оснований гордиться своими достижениями. Всем, что мы имеем или делаем, всем, что есть в нас доброго, мы обязаны благодати Божьей. Для хвастовства совершенно не остается места. Если мы будем сознавать свой долг перед божественной благодатью, то избежим высокомерия и самодовольства.
Гордость – обманчивое ощущение собственной значимости. Вспомним слова ап. Петра Господу: Мф.26.33 «Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Петр был самоуверенным человеком. В данном случае он связал себя обещанием, что никогда не соблазнится о Христе. Если бы это обещание было дано в смиренной зависимости от милости Христа, то это было бы прекрасное слово. Но он поддался самообольщению, вообразив, будто бы он лучше всех остальных вооружен против искушения. И в этом проявилось его слабость и неразумие. Считать себя свободным от искушений или извращений человеческой сущности, общих всем людям, есть очевидный признак тщеславия и излишней самоуверенности.
После скандала, в результате которого чиновник должен был уйти в отставку с высокой должности, его сила и власть улетучились. Когда он еще работал, у него вообще отказали тормоза. Власть на него подействовала как наркотик. Он был уверен, что все законы и правила – не для него. Чем ближе была его отставка, тем больше этот человек пренебрегал женой, друзьями, правилами приличия. Так и случается, когда нами движет не полное смирение перед Богом, а гордыня.
Гордость – это когда мы думаем о себе больше, нежели должно. Поэтому ап. Павел пишет: Рим.12.3 не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». Мы должны остерегаться быть слишком высокого мнения о себе, превозноситься своими суждениями, способностями, достижениями, своей личностью. Думая о себе, мы должны думать не о том, чего мы достигли. Мы должны думать о том, как благ к нам Господь, ибо Он дает нам желание и силу делать то или иное доброе дело. И все наши способности от Него.
Парадокс гордости, этого отвратительного человеческого качества заключается в том, что гордятся люди в основном тем, что не их заслуга, что дано им от Бога. Они гордятся своей внешностью, своим положением и авторитетом, властью, которой они обладают, своими достижениями и успехами, своими знаниями или интеллектом, способностями и духовными дарами и т.п.
Туристическая группа путешествовала по швейцарским Альпам. В одном месте им открылся потрясающий вид на покрытые снегом вершины гор и лежащие далеко внизу голубые альпийские озера. Раскинувшийся перед взором туристов пейзаж захватывал дух. Но гид заметил, что одна женщина не обращала никакого внимания на поразительные красоты. Она была поглощена разглядыванием в зеркале своей прически и припудривала щеки. Она просто не способна была думать ни о чем, кроме своей внешности. Человек был создан, чтобы славить Бога. Но со времени грехопадения люди постоянно испытывают соблазн славить самих себя. Даже если вас не волнует то, как вы выглядите, вы можете думать только о своих интересах. Нельзя забывать о подстерегающей нас опасности пойти на поводу одобрения людского. Нельзя прославлять человека (себя) и Христа одновременно.
О том, что испытывать гордость можно за свои знания, сказано в Первом послании к коринфянам. 1Кор.8.1 «Но знание надмевает, а любовь назидает». Ап. Павел предостерегает коринфян против непомерно высокой оценки собственных знаний. Ни в чем так не обнаруживается невежество, как в самодовольстве собственными знаниями. Чем больше знает человек, тем больше он сознает свое собственное невежество и несовершенство человеческих знаний вообще. Тем не менее, есть такие люди, кто воображает себя знающим и тщеславится своим воображаемым знанием. Апостол здесь же сравнивает знание с любовью. Любовь лучше, предпочтительнее надменного знания, т.к. она способна делать больше добра. Высокое мнение о своих знаниях не приносит пользы самому человеку и во многих случаях приносит вред другим. Но истинная любовь, чуткое отношение к братьям побуждает нас считаться с их интересами и содействовать их назиданию. Кто любит Бога и поэтому любит ближнего своего, тот получает знание от Бога. Он будет научен Самим Богом и будет знать так, как должно. Кто любит Бога и ради Него любит своих братьев и заботится об их благополучии, тот будет возлюблен Богом.
В книге Деяний апостолов в 19 главе описывается служение ап. Павла в Ефесе. В этом городе серебряник Дмитрий поднял мятеж против пути Господня. Ефесяне забыли, что четыре века до этого в 356 году до РХ горожанин Герострат сжег храм Артемиды Ефесской только по той причине, что хотел войти в историю. Хотя это имя было запрещено произносить во всех ионийских городах Малой Азии, оно всё же сохранилось, благодаря трудам историка Феопоми. Именем Герострата называют честолюбцев, добившихся любой славы любой ценой.
Национальная метеорологическая служба США рекомендует в случае, если вас застигла сильная гроза, встать на колени, наклониться вперед и подобрать руки под себя. Если молния ударит неподалеку от вас, то вероятность того, что ваше тело окажется проводником электрического разряда, в этой позе будет минимальна. Вероятность быть пораженным молнией тем меньше, чем ниже будет контур вашего тела. То же можно посоветовать и христианину, которого настигла житейская буря. Ему необходимо занять самое «низкое духовное положение». Для этого нужно, прежде всего, смириться духом. Вспомним стих: Пс.33.19 «Близок Господь к сокрушенных сердцем и смиренных духом спасет». Гордыня и непокорность лишь ухудшают положение. Надо не злословить, а говорить только правду (ст.14), уклоняться от зла, делать добро и искать мира (ст.15). Наш Небесный Отец хочет, чтобы мы не удалились от Него, когда сердце наше полно скорби, чтобы Он мог помогать нам Своей доброй силой и исцеляющей любовью. Да, нередко мы едва не тонем в бурных потоках жизни, и ее ветры зачастую едва не сбивают нас с ног. И при каждой новой вспышке молнии трудно пересилить желание убежать прочь. Но надо помнить, что сохранение низкого духовного уровня, т.е. смирения и страха Божьего есть самый надежный и безопасный образ действия во время житейской грозы.
Боже! Даруй нам сокрушенное сердце и защити нас в житейских бурях. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Тебе можем доверить то, что не предназначено для человеческого уха. Просим, помоги нам познать собственное сердце, ибо кто познает его без наставлений Святого Духа. Дай нам не возноситься над ближними, не дать место в душе презрению и лицемерию. Не хвалиться прежними свершениями и не строить честолюбивых планов на будущее. Сохрани нас от заносчивости и излишней самоуверенности, от прельщения богатством и властью. Дай нам идти Твоим путем и творить Твою волю. Дай нам осознать свою беспомощность и слабость. И то, что всем, что мы имеем и делаем, что есть в нас доброго, мы обязаны благодати Божьей. Дай нам сознавать свой долг перед божественной благодатью. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.