ПРОПОВЕДИ
Как выражается гордость
Пс.122.4 «Довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых».
Нечестивцы, не знающие тревог и забот в этом мире, ожесточаются в сердце своем и насмехаются над народом Божьим. Заметим, поношение исходит из уст надменных, не бедных и обездоленных, а тех, кто пресыщен земными благами. Именно эти люди готовы порочить святость. Они ни в чем не нуждаются, их нет на работе человеческой, сердце их обложено гордыней, как туком. Они глумятся над святым усердием тех, чьи очи прикованы к руке милостивого Господа. Они говорят: «Кто есть Бог, что мы должны повиноваться Его голосу?» Выразив свое пренебрежение к Богу, они начинают открыто поносить тех, кто уповает на Него. Они не хотят слышать предостережение Господа: «Горе беспечным на Сионе». Насколько они презирают праведных, настолько их горести умножаются. Гордые настолько уверены в собственном величии, что без зазрения совести унижают тех, кто много лучше их, кто служит Господу всем сердцем. Переносить подобные оскорбления – великая мука. Под напором лжи и клеветы многие крепкие сердца впали в уныние. В качестве утешения мы должны вспомнить, что наш Господь Иисус также был презрен и отвержен людьми. Но, несмотря на сопротивление врагов, Он продолжал идти по Своему скорбному пути, пока не вознесся в правую сторону от Бога Отца. Нам, как и Христу, предстоит вынести свою долю страданий. Будем же твердо веровать в то, что в будущем веке, в вечном блаженстве все наши страдания обернутся великой славой.
Ап. Павел писал: 1Кор.7.1 «очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием». Окружающим может казаться, что наша жизнь чиста и моральна, но мы не должны забывать, что в нашем духе могут прижиться склонности, неугодные Богу. Поскольку грехи духа незримы, мы порой не относимся к ним серьезно, пока они так или иначе не выльются в конкретные дела. Тогда и обнаруживается скрытое. Похоть, свившая гнездо в сердце Давида после взгляда на Вирсавию, заставила его вначале совершить прелюбодеяние, а затем и убийство. После этого последовали многочисленные беды, как для самого царя, так и для всего народа. Позже Давид поддался искушению сатаны и провел народную перепись. Это внешне невинное действие было неугодно Богу, потому что Давид гордился военной мощью Израиля. Он перевел свой взгляд от полного доверия Богу, Который не раз чудесно избавлял его, на собственную власть и силу. Внешне может казаться, что мы побеждаем грех. Однако нам следует остерегаться внутренних грехов. Они могут стать причиной преткновения и падения даже в конце нашего путешествия здесь на Земле. Гордость и похоть – это скрытые камни, о которые многие преткнулись.
Гордость выражается в жизненных ситуациях. Еккл.7.8 «терпеливый лучше высокомерного». Чтобы сохранить собственную душу, мы должны облечься смирением. Ибо высокомерными можно назвать тех, кто не может вынести притеснений, а становится неистовым и раздражается, оказавшись в затруднительном положении. Сердце высокомерного человека сокрушится от того, что не нарушит даже сон смиренного человека. Поэтому умерщвляйте гордость, а смиренный дух легко примирится со стесненными условиями. Терпеливый в духе здесь противопоставляется высокомерному духу, ибо, где есть смирение, там присутствует и терпение. Терпеливый человек назван лучше высокомерного, т.к. он более снисходителен к себе, с большей вероятностью увидит конец своих бедствий.
Гордость выражается и в излишней самоуверенности. Вспомним стих из известной истории. Мк.14.29 «Петр сказал Ему (Христу): если и все соблазнятся, но не я». Как много невежественной самоуверенности можно порой обнаружить даже в сердце христиан. Ап. Петр и представить себе не мог, что он когда-нибудь отречется от своего Господа. Но не он один был так самоуверен. Такого же мнения были и другие ученики: «То же и все говорили». К чему же привело такое самоуверенное хвастовство? Не прошло и несколько часов, как все ученики, оставив Господа, разбежались, а Петр трижды отрекся от Него.
Гордость выражается и в самонадеянном планировании будущего. Иак.4.14-16 «Вы, которые не знаете, что (случится) завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое». Вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло». Как склонны люди исключать Бога из своих планов. Земное счастье, состоит, в основном, в перспективах, которыми люди преждевременно обнадеживают себя. Их головы полны прекрасных представлений о том, что они сделают, тогда, как они не могут быть уверены ни во времени, ни в прибылях. Они забывают, что тщетно ожидать чего-то хорошего без содействия Провидения (Бога). Некоторые, отправляясь в путь, ушли на тот свет, так и не достигнув цели своего пути. Другие достигли города, намеченного ими, однако как они могут знать, что случится там с ними. Как они могут быть уверены, что будут от них там покупать или им продавать? Они могут заболеть и не встретиться с тем лицом, с кем собирались торговать. И т.п. Всё это вместе взятое должно сдерживать тщеславие людей. Премудрый Бог оставил нас в неведении относительно будущих событий. Поскольку эта земная жизнь так неопределенна, то позаботимся о том, чтобы всё приготовить и всем запастись, в первую очередь, для грядущей жизни.
Гордость видна в наших глазах. Прит.21.4 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых – грех». Как такая простая вещь может быть греховной? Дадим краткое пояснение. Побуждение определяет наше действие. Самые естественные действия оцениваются с точки зрения веры. Если в наших действиях нет благочестивого мотива, мы согрешаем. И труд – это грех неверия, если совершается без Бога. Видимый результат может быть и хорошим, но мотив портит все старания. В случае нечестивых Бог считает грехом его поступки. Что же ему остается делать? Он должен обратиться к Богу. Не нужно гладить себя по головке, оглядываясь на свои дела и подвиги. Еще неизвестно, хвалит ли нас за них Господь. Вспомним слова ап. Павла: 2Кор.10.18 «Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь».
Новоизбранный член Британского парламента привез свою семью в Лондон и стал им показывать город. Он был преисполнен осознания собственной важности. На 8-летнюю дочь парламентария Вестминстерское аббатство произвело сильное впечатление. Довольный и гордый отец спросил дочь: «О чем ты думаешь, дорогая?» Дочь ответила: «Папа, дома ты у нас такой большой, а тут совсем маленький». Витающему в облаках папе обязательно нужно было услышать эти слова. Гордыня очень легко находит путь в наше сердце, и время от времени нам бывает очень полезно вернуться на землю. Нужно, чтобы кто-то напоминал нам слова ап. Павла: Рим.12.3 «Всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать». Так легко задрать нос, когда крутишься в собственном маленьком мирке. Но когда жизнь выводит нас куда-то на большой простор, где требования выше, проблем больше, конкуренция жестче, мы с удивлением видим, как великан превращается в карлика. Так будем же просить Господа, чтобы Он помог нам видеть себя таким, какие мы есть. С Его помощью мы можем научиться избавляться от глупой и вредной гордыни.
Всегда грустно видеть, как кто-то начинает хорошо, но потом кончает плохо. Так было с Озией. Уже в 16-летнем возрасте он стал царем Иудеи. И хотя он был так молод, в Библии написано: 2Пар.26.4,5 «делал он угодное в очах Господних … и прибегал он к Богу во все дни Захарии (первосвященник), поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог». Слава об имени Озии становилась всё громче и громче, а войско царя – всё сильнее и сильнее. Но потом сказано: 2Пар.26.16 «Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его». Озия забыл о Боге, Кто давал ему успех во всех делах его, и о тех, кто помогал ему дельными и праведными советами. Он согрешил против Господа, когда воскурил фимиам в храме, и Бог поразил его проказой. Чтобы нам избежать подобного конца, нужно не давать сердцу возгордиться. Давайте почаще будем вспоминать предостережение из Книги притчей: Прит.16.18 Погибели предшествует гордость, и падению – надменность». Будем неустанно искать Господа, повиноваться Ему, и благодарить за всё, что Он соделал.
Есть у Шекспира такой герой – Макбет. Ему так хотелось стать королем, что ради этого он пошел на убийство … и заплатил за это собственной жизнью. Когда мы попадаем в густой туман собственных амбиций, когда забываем, кому должны подчинять всё в своей жизни, мы также становимся героями собственных трагедий. Мы никого не убиваем, но напускаем тумана амбиций. А в этом тумане мысли о том, что всем правит Бог, куда-то пропадают. И мы уже не предаем ничего Богу, а всё берем в свои собственные руки, т.е. проявляем неверие. А когда же мы все свои планы и желания предадим Господу, то можем быть уверены, что Он нам даст самое лучшее.
Гордость выражается и в целях и претензиях. Гордый человек всегда хочет всё больше и больше, чтобы было чем гордиться. Читаем Авв.2.5 «Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен». Поэтому он становится еще и жадным.
Гордость проявляется в словах, особенно в хвастовстве, преувеличении и в любви поспорить. Поэтому в Библии нам дано предостережение: 1Цар.2.3 «Не умножайте речей надменных». Читаем стих из книги пророка Исаии: Ис.10.12,15 «И будет, когда Господь совершит всё Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. … Величается ли секира перед тем, кто рубит ею? Пила гордится ли перед тем, кто двигает ее? …».
Через год после Божьего предупреждения вавилонский царь Навуходоносор впал в безумие. Лишь после семи лет дикой жизни, в течение которой царь вел себя как животное, Бог вернул ему разум. Началось всё с хвастовства: Дан.4.27 «Это ли не величественный Вавилон, который построил я … во славу моего величия!» А закончилось смиренным поклонением перед Божьим величием: Ст.34 «Я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного». Царь покаялся в том, что создавал империю для самовозвышения. Некий богослов высказывает мысль, что империю можно создавать и в церкви. Если церковь уделяет слишком много внимания статистике, программам, то в нее легко проникнет гордость, а действительные нужды Божьего народа будут забыты. Мы призываем членов церкви делать свое дело, а всё остальное доверить Богу. Божье Царство растет, когда мы отдаем свое сердце людям.
Под грузом намерзшего льда оборвались линии электропередач, дороги стали непроходимыми. Природа привлекала к себе всеобщее внимание. Взошло Солнце, и ее ошеломляющая красота была неописуемая. Лед блестел как хрусталь. Однако лед, заставивший ветви деревьев сверкать в солнечном свете, пригнул их к земле своим тяжелым весом. То же может случиться с теми, кто живет искрящейся жизнью. Они пытаются привлечь к себе внимание, ошеломить красотой и талантом. Люди замечают и восторгаются ими. А затем бремя, возложенное гордостью, заставляет их ломаться и разбиваться. Действительно ценно – прославлять Бога, а не себя.
Боже! Помоги нам понять, что только Ты один достоин славы! Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Внешний грех нам трудно скрыть, но духовный порой сами не можем в себе обнаружить. Поэтому просим, помоги нам смотреть вглубь, в свое сердце и увидеть гордый дух, зависть и похоть. Помоги нам посмотреть на Христа, чтобы увидеть себя без прикрас. Нас ловят в свои сети гордость житейская и эгоизм. Помоги нам в это время покаяться, исповедоваться в своей гордыне Богу и просить у Него прощения. Спаси нас от падения, ведь Ты нас возлюбил. Ибо в Библии сказано (Прит.16.18): «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность». Научи нас Тебя ожидать, а не рвать свои силы и жилы. Дай, чтобы Твоя воля нам светила. Ибо когда мы все свои планы и желания предадим Тебе, то можем быть уверены, что Ты нам дашь самое лучшее. Просим, помоги нам преодолеть свою глупую гордыню, дай, чтобы вся слава Тебе доставалась. Во имя Иисуса Христа. Аминь.